Грязные тропики

Rainforest Challenge (RFC)

Текст: Андрей ХОРЬКОВ
Фото: Андрей ХОРЬКОВ

Как-то, копаясь в недрах моего GPS, один из моих приятелей случайно наткнулся на неожиданные координаты: «Ничего себе у тебя точки забиты – удаленность 8500 километров. Это же на полпути к краю света!»… И вот мы снова едем в Малайзию. Мы – это, собственно, я (Андрей Хорьков) и два туго набитых рюкзака. Кстати, в этом году российских участников на самой крутой трофической гонке Азии не будет.

На мой взгляд, главный устроитель Rainforest Challenge Льюис Уи сумел реализовать одно из основных устремлений советских идеологов – создание «пролетарского интернационала» (пусть даже и на отдельно взятом участке джунглей). И действительно, уже более десятка лет представители самых разных стран мира приезжают на эту гонку и становятся друзьями. Так и создается клан участников RFC… А вот со спортивной точки зрения ситуация всегда обстояла несколько сложнее. Ведь как ни крути, а RFC – это в первую очередь фантастический рейд в глухих джунглях. При этом, чтобы быть гонкой, соревнованию нужна спортивная составляющая (спецучастки с разметкой, судьями, хронометражем и т.д). Но тут и начинает сказываться «восточная специфика». Дело в том, что малайзийцев не назовешь самым организованным народом, а разгоряченные участники и вовсе не готовы разбираться, почему им приходится стоять в очередях к спецучасткам, или почему очередное СУ могут перенести без дополнительного объявления.

Мне снова хочется приключений

Малайзия начинается с просторного и чистого аэропорта, в котором терминалы отделены от багажно-паспортно-таможенной зоны одной… остановкой на монорельсовом поезде. Что же до паспортного контроля и таможни, то они занимают примерно столько же времени, столько потребуется, чтобы войти в московское метро. Еще за 40 минут такси доставит вас до гостиницы. Кстати, участники и гости RFC традиционно размещаются в лучших отелях Куала-Лумпура с видом на башни-близнецы.

Самой сложной задачей первых дней становится акклиматизация. Rainforest Challenge традиционно проводится в сезон муссонных дождей, так что надо готовиться к жаркой и влажной погоде. Но в сравнении с нашей поздней осенью здесь рай. Тем более что влажные джунгли – это не одетые в бетон улицы, и жара там переносится гораздо легче.

Собственно на подготовку к гонке ушло два дня. За это время надо было купить лагерную раскладушку (спать на земле в джунглях не рекомендуется) и высокие кеды, в которых местные обычно выходят в лес.

На завтрак хожу в башни-близнецы, а ужин устраиваю себе в рабочей столовой неподалеку от гостиницы. Кстати, бледнолицым там поблажек не делают и суп готовят таким острым, что ни одна зараза в животе не заведется. А в ответ на просьбу принести кусок хлеба ставят на стол тарелку с разрезанной надвое толстой лепешкой и три блюдца с разными соусами (отнюдь не пресными)! В какой-то момент замечаю, что надо мной смеются – оказалось, что я держу хлеб левой, нечистой по мусульманским понятиям рукой.

Вечером отправляюсь в интернет-кафе. Бизнес-центр есть и в гостинице, но мне хочется ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Заказывали? Получайте! Моим соседом слева оказывается «белый воротничок» лет 45, который копается в своей почте (там по большей части мужская порнография...), а справа сидит подросток лет двенадцати и нюхает клей. Я, соответственно, пью пиво и что-то бормочу на басурманском для них языке. Сосед слева посматривает на меня и целый час копается в кармане (наверное, ищет ключ). Уходя, я невольно оглянулся – вдруг он все-таки нашел заветный ключ и теперь следует за мной. Слава Богу, пронесло…

Пива нет

Наутро мы отправляемся через весь полуостров к месту старта. Автобус отходит ровно в десять. Упорядочить процесс старается англичанка Лиз Льюис (бессменный комиссар по связям с участниками и прессой). Она строго предупреждает, что 10.00 – это 10.00. И все равно на сборы уходят дополнительные полчаса. «Малайзийское время» – шутят коллеги, но в данном случае стоило бы признать, что виноваты мы сами. Нас сопровождает одетый в униформу пожилой чиновник министерства туризма. Он не слишком хорошо говорит по-английски, но, надо отдать должное, старается изо всех сил. Мы едем на восток в штат Теренггану. Именно на его территории и должна пройти гонка (каждый год Rainforest Challenge устраивается в новом месте).

Автобус привозит нас на лучший курорт восточного побережья Авана в городе Киджал. Это девятиэтажное здание, построенное в форме деревенской лачуги с двускатной крышей. Сегодня официальная церемония открытия, а на завтра и послезавтра запланирован пролог…

Кстати, информация к праздному размышлению – природа западного и восточного побережья мало отличается, а вот нравы разнятся существенно. Если на западе полуострова больше половины девушек одевается по-европейски, то на востоке без хиджаба ходят очень немногие. Переводя проблему в практическую плоскость, скажу проще – пива здесь нет вообще! Вдобавок и по-английски народ говорит еще хуже.

Открытие Rainforest Challenge было пафосным. Весь городок украшен лозунгами и транспарантами, на центральной улице стоит помост с аркой. Гербы, ленты, полиция, толпа народу и vip-трибуна с бесплатным буфетом (последний раз я такое видел еще при советской власти, когда путешествовал агит-теплоходом по Волге и Каме). На открытие приехал местный министр туризма и произнес длинную приветственную речь. Затем перешли непосредственно к старту – машины по очереди въезжали на помост, и их обмахивали флагами Малайзии и Теренггану. Кстати, флаг штата представляет собой черное полотнище с белой каемкой, белым полумесяцем и такой же белой звездой. Выходить под таким в море я бы не рискнул…

Местные развлекаются

Первый СУ оказался совсем простой... Неподалеку от пляжа на плоском участке было нарыто несколько ям и канав. Участникам надо быстро пройти извилистую трассу и постараться не застрять в рытвине (песчаная яма глубиной более метра с довольно крутым спуском). Мелкие препятствия шли сериями. Например, в шахматном порядке вырыто с десяток ям, и если ход подвески недостаточный, а межколесная блокировка отсутствует как класс, здесь очень даже можно раскорячиться.

На втором СУ начались «горы». Здесь участники отрабатывают заезд на крутой подъем и спуск с него (все без лебедки). Затем они едут вверх по ступенькам и проходят траверсом наклонный отрезок на грани переворачиваемости.

Третий СУ был посвящен преодолению склона, крутизна которого стремилась к 45-градусной отметке. Взять эту горку ходом явно не представлялось возможным, а значит, все надежды возлагались на лебедку. Четвертый СУ располагался на той же площадке и напоминал первый – участникам нужно было преодолеть серию ям. Правда, на этот раз все происходило на подъеме.

И тут, откуда ни возьмись, появился не тот, о ком вы наверняка подумали, а очень странный Jeep Cherokee (на стандартных колесах и без лебедки). Посадка на брюхо произошла быстрее, чем мы успели приготовиться. А когда судьи подошли, чтобы сдернуть горе-экипаж, то оказалось, что трос-то в багажнике есть, но это просто пеньковый канат. На мой вопрос, как такая машина вообще могла пройти техкомиссию, судьи сказали, что это просто местные развлекаются. При этом на борту был стартовый номер. Но на этом цирк не закончился – этим же вечером загадочная машина прямо на ходу взорвалась и мгновенно сгорела дотла. Экипаж еле успел спастись!

Молока нет

После захода солнца всех приглашают на традиционный для RFC ночной спецучасток. Его разбили неподалеку – в двухстах метрах от моря на поросшей кустарником и редкими деревьями территории. Участникам объяснили, что примерно в километре от старта горит костер. Его надо найти, объехать и вернуться к старту. При этом никаких вешек или разметки не предусматривалось. Просто туда и обратно. Идти пешим порядком по трассе мне запретили, но намекнули, что не будут против, если я проберусь к «заветному огоньку» вдоль моря.

Костра издали не видно. Он появляется из-за кустов совершенно неожиданно, а рядом уже несется машина. Судья зовет меня к костру, чтобы я зря не болтался в темноте. И тут выяснилось, что костер разложен на острове! Правда, воды там всего по колено, но участники-то этого не знают. Но, как бы там ни было, одни со всей дури влетают в воду, заливая нас брызгами, а другие сбавляют ход и едут очень аккуратно. Но вот что удивило – ни один штурман не вылезал «пощупать» дно ногами. Но зато несколько машин просто промахнулись мимо костра и уехали вдаль. А одна машина вернулась, не объехав огненный КП...

А тем временем судья у костра (звали его Сидик) рассказывал мне о том, как в молодости он ездил в Советский Союз. Сперва он путешествовал по Средней Азии, а затем заехал в Москву. Там его поразил ненавязчивый советский сервис. Например, в гостинице ему отказались налить молока на завтрак. Он даже запомнил по-русски слова «молоко» и «нет, нет». Впрочем, в Малайзии заказать нормального чаю тоже непросто. Просто чай – это сладкий чай с молоком. Чай со льдом тоже будет с молоком. Без молока только чай с лимоном, но в большинстве придорожных кафе вас поймут только по-малайски – «те о айс лимао». В первый раз я попался на эту удочку прямо на церемонии открытия, когда мне, изнывающему от жары, налили горячего чаю с молоком в полиэтиленовый пакетик и воткнули туда соломинку! А вы говорите «нет, нет».

Все флаги в гости едут к… ним

Всего к старту допущено 26 экипажей. Из них восемь малайзийских, четыре индонезийских, три китайских, два британских, а также корейцы, таиландцы, датчане, голландцы, филлипинцы и даже мексиканская машина. Кстати, участники из Мексики не успевали подготовить свой Jeep Wrangler к сроку отправки морем, поэтому доставили его самолетом (20 тысяч долларов).

Среди марок преимущество было за Jeep. На втором месте Toyota – восемь машин. Кроме того, три Suzuki, два Land Rover, Daihatsu, Mitsubishi и Pinzgauer. Любопытно, что только шесть машин оказались дизельными.

Самой популярной резиной здесь считается Simex Extreme Trekker. Она местная, малайзийская, и по слухам достается участникам RFC по 70 долларов за штуку. Впрочем, поскольку в этом году Simex, перешедший под крыло Continental, больше не являлся титульным спонсором Rainforest Challenge, условия поставок могли и измениться. Похожий рисунок протектора у шин Silverstone, и их тоже активно использовали. Наконец, на трех боевых машинах стоял Super Swamper.

Им нравится хруст металла

На первом отрезке трассы в джунглях участников ждали два водных СУ. Видимо, больше всего организаторы боялись именно высокой воды. Что, впрочем, и неудивительно – за две недели до гонки здесь шли проливные дожди, и в некоторых областях штата Теренггану была объявлена эвакуация. К счастью, наша трасса располагалась в гористой местности, поэтому «всемирного» потопа там не ожидалось, а вот бурные реки – всегда пожалуйста. Стоит только дождику пройти...

Лагерь первой ночи разбили на большой поляне по соседству с бараком лесорубов. Между машинами натянули тенты, под ними поставили раскладушки и уснули. Некоторые участники предпочли поставить палатки, но на общем фоне они смотрелись экзотично.

Спецучасток следующего дня был довольно простым: небольшой отрезок по каменистому пляжу, затем 400 метров по руслу реки и столько же обратно. Река казалась спокойной, но в этой размеренности была скрыта тихая мощь – воды по пояс, а перейти десятиметровый поток сложно. Труднее всего участникам оказалось бороться не с течением, а с валунами у точки разворота. В самый разгар гонки мы заметили слонов, переходящих реку в полукилометре ниже по течению. Местные считают встречу со слонами в джунглях нежелательной. И хотя инциденты происходят нечасто, старожилы рассказывают про то, как исполины раздавливали машины. Дескать, им нравится хруст металла…

Дренаж – это целая наука

Когда этот спецучасток был закрыт, нам пришлось расстаться со спортсменами. Ничего не поделаешь, но даже на подготовленных пресс-машинах наша группа не рискнула сунуться в джунгли следом за участниками рейда. Короче, «нормальные герои всегда идут в обход»... Но окружная дорога оказалась длиной в целых два дня – цивилизация никак не хотела нас отпускать. Ночевать пришлось в лесничестве, где можно было принять экзотический душ в струях близлежащего водопада. «Вы купаетесь здесь на свой риск» – гласила предупреждающая табличка.

По-настоящему джунгли приняли нас только на следующее утро. И тут уж мы дорвались до нехоженых лесовозных дорог. Здесь никто не ездил по меньшей мере несколько месяцев. Часть бревенчатых мостов была снесена ливнями, поперек дороги валялись упавшие со склона древесные стволы, а на пути то и дело встречались большие кучи слоновьего навоза. А что, слоны ведь тоже пользуются этими дорогами. В начале сезона дождей они поднимаются в горы, а в конце спускаются в низину.

Проводить конвой из двух десятков машин через бесчисленные промоины оказалось непросто. Но, если при прокладке этого отрезка дороги была предусмотрена дренажная система, то всякого рода ручьев мы просто не замечали. Кстати, как это ни удивительно, но самой надежной трубой в местных условиях служат полые стволы деревьев. Правда, кое-где встречались и керамические дренажные трубы, но большинство были уже раздавлены.

Удивительные кровососы

То и дело приходится искать унесенные течением бревна и достраивать ими полуразрушенные мосты. Кто-то даже везет с собой мотоциклетные цепи, чтобы скреплять бревна. Если их нет, в дело идут нейлоновые веревки. В общем, засветло добраться до лагеря не получается. Конвой ползет по джунглям светящейся гусеницей. А люди бегают, освещая себе путь налобными фонарями (как же мы жили, когда их не было)? Проходя мимо очередного куста, легонько задеваю ветку, и штанина рвется, что называется, в лоскуты. При этом кожей я также ощущаю пунктир острых как лезвия шипов. Что ж, еще одно (не лишнее) напоминание, что мы не в Серебряном Бору и не в Сокольниках…

Наконец мы на месте. Натягиваем тенты, ставим раскладушки и забираемся в спальники. Знаете, я оказался плохо подготовлен – у меня нет противомоскитной сетки! Но в прошлый раз особых проблем с летающими насекомыми не было! Утром и того хуже – оказывается, что наш берег облюбовали пиявки. Эти кровопийцы живут в траве, а их органы чувств располагают великолепными инфракрасными сенсорами. При появлении теплокровных существ они начинают подтягиваться к ним в ожидании поживы. Стоит остановиться в неудачном месте, как по тебе уже карабкается пара кровососов. Причем они без труда пробираются в крепко зашнурованные ботинки и просачиваются сквозь штаны, раздвигая легкую ткань.

Наконец готов очередной спецучасток, и мы наблюдаем бултыхание участников гонки в нашем ручье. На этот раз спортсменов учат размеренности – норма времени от 5 до 10 минут. То есть за слишком ранний финиш тоже полагается пенализация. Кстати, к этому моменту в строю осталось 22 машины – один китайский экипаж переквалифицировался в наблюдателей. Теперь он путешествует в режиме рейда с прессой. Зато польский Range Rover, экипаж которого имеет вольный статус «путешественников», напротив, движется с общей группой участников.

Накануне…

Так что же ясно на сегодняшний день? Во-первых, похоже, что спортсмены в подавляющем большинстве довольны гонкой и совершенно не переживают по поводу изрядного количества несуразных спецучастков. В ходе рейдa они встречаются со значительно более сложными препятствиями, и тут уж приходится преодолевать их сообща. Во-вторых, все происходит достаточно динамично. Периоды ожидания сведены к минимуму, а за работой других экипажей на СУ можно успеть понаблюдать. В-третьих, как всегда на Rainforest Challenge, создана доброжелательная атмосфера. Жаль лишь, что после этого СУ мы вновь расстаемся со спортсменами. Нас перебрасывают в новый базовый лагерь, а оттуда рукой подать до так называемой «зоны сумерек» – самой глухой части джунглей. А между тем Льюис Уи рассказывает, что три из пяти его машин, отправившихся в те края на разведку, вынуждены были вернуться назад…

Окончание репортажа читайте в следующем номере.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты