Текст: Валерий РОЗОВ
Фото: Андрей КАМЕНЕВ
Валерий Розов – мозг и идейный вдохновитель компании «Русский Экстремальный Проект», которая ставит своей целью проведение по всему миру уникальных экспедиций и акций, носящих явно выраженный экстремальный характер. А еще Валерий – самый титулованный «воздушный лыжник» мира! Чемпион X-Games, чемпион мира, чемпион Европы, чемпион России по парашютному спорту и бесспорный лидер «бэйс-движения». Ну а в течение последнего года он еще и старший тренер сборной страны по артистическим видам парашютного спорта.
В конце апреля 2005 года участники «Русского Экстремального Проекта» вернулись из очередной вылазки в заснеженные горы далекого камчатского полуострова. На этот раз команда продолжала начатую еще в прошлом году уникальную тему полетов с использованием специальных планирущих костюмов. Причем, надо заметить, что эти полеты производятся на сверхмалых высотах вдоль склонов вулканов одновременно со спускающимися фрирайдерами.
Экстремальные проявления
Парашютный спорт состоит из множества видов, в каждом из которых есть свои экстремальные проявления. Так, например, можно прыгать с отвесных скал. Но в этом случае ты оказываешься «привязанным» к вертикальной стене. А мне хотелось большего – летать со всех склонов, которые мне нравятся. То есть при тех же ощущениях расширять географию и возможности.
За последние 10–15 лет в парашютном деле произошли буквально революционные преобразования. В первую очередь это связано с появлением новых материалов и технологий. Благодаря этому возникают новые виды парашютного спорта, в частности, бейс-джампинг – прыжки с фиксированных объектов. Для этого вида спорта разработана специальная техника, основанная на использовании единственного парашюта и «костюма-крыла». Последний позволяет резко замедлить вертикальную скорость падения и так же резко увеличить (до 200 км/ч) горизонтальную скорость. Следующая составляющая увлечения – катание на сноуборде вне лыжных трасс.
Это сладкое слово Камчатка
Наша поездка на Камчатку и была организована, чтобы соединить эти виды спорта. Суть самой акции состояла в моем полете вдоль склонов на предельно малых высотах, причем это происходило одновременно со скатыванием сноубордиста. Со стороны ситуация выглядела следующим образом: «человек-птица» пикирует вдоль склона, а сноубордист (Максим Балаховский – один из лучших фрирайдеров у нас в стране) не отставая скатывается по целине. При этом выбираются сверхмалые высоты полетов над склонами (от 20 до 50 метров). Кстати, под понятием «сверхмалые» подразумеваются высоты, расположенные ниже возможного уровня раскрытия парашюта. Открытие купола происходит только за счет того, что я какое-то время продолжаю двигаться в горизонтальном направлении, и реальная траектория получается длиннее, чем фактическое расстояние до земли.
Ниже камер
Если же в двух словах, то суть нашей «камчатской акции» – управляемый полет со скоростью 200 км/ч в 20 метрах от поверхности земли. Конечно, можно делать то же самое на больших высотах (практически не рискуя). Но, во-первых, это не так зрелищно, а во-вторых, неинтересно…
А происходило все следующим образом... Перво-наперво мы находили подходящее место. Как правило, это был кулуар, то есть некая лощина, по которой мы съезжали на досках. Осматривались, прикидывали маршрут полета, находили визуальные ориентиры и расставляли вдоль трассы операторов. Последнее важно – в момент полета я должен находиться либо ниже, либо на одном уровне с объективом камер, чтобы съемка происходила не просто на фоне неба. После этого операторы оставались на своих местах, Максим готовился к спуску, и я надевал «крылатый костюм». Затем все мы поднимались на вертолете. Максима высаживали на вершине, и он начинал спускаться (100–120 км/ч). После этого вертолет поднимался еще на 300–400 метров, я выпрыгивал, нырял в кулуар следом за сноубордистом. Потом я его догонял, какое-то время мы двигались вместе, затем я уходил вперед.
Гонка за лидером
Основная сложность во время прыжка состоит в том, что, оказавшись в воздухе над склоном, совершенно теряешь ориентиры – горы сверху становятся неожиданно плоскими, все расползается, и где твой кулуар, непонятно. Вдобавок, когда у тебя перед глазами только скалы и снег, сложно определять расстояние. Скажу так: без «лидирующего сноубордиста» совершать полеты над склонами весьма и весьма проблематично. И напротив, видя человека, скользящего перед тобой вниз по склону, ты начинаешь сопоставлять его рост с масштабом окружающего пейзажа. Это, в свою очередь, дает возможность уверенно ориентироваться и, соответственно, максимально приблизиться к поверхности.
Без страховки
За время экспедиции на Камчатку мы сделали около десяти прыжков. Сложность – непредсказуемость камчатской погоды. Близость океана и неустойчивое время года сыграли свою роль. А в облачную погоду тяжело лететь. Нет солнца, значит, нет теней и ориентиров. Вообще же конфигурация камчатских гор – предвершинный склон и постепенное выравнивание – не позволяет максимально прижаться к поверхности. Тем более что «дополнительной страховки парашютиста» – обрыва (в случае необходимости в него можно свернуть) в этих горах нет.
Авторы благодарят компанию «Русский Хели Проект» и Максима Балаховского за организацию поездки.
Несмотря на то, что этот удивительный полуостров был открыт русскими казаками более 300 лет назад, даже сегодня большинству россиян мало что известно об этой уникальной территории… Первые сведения о Комчатке относятся к середине XVII века. В сентябре 1648 года экспедиция Федота Алексеева и Семена Дежнева находилась в проливе между Азией и Америкой. Путешественники высадились на берег, где встретили «много добре чукчей».
Заселена Камчатка была задолго до появления русских землепроходцев.
Много племен и народностей обитало на ее суровых берегах. Коряки, эвены, алеуты, ительмены и чукчи жили в горах и на побережье. Кстати, изображение Камчатки впервые появилось на «печатном чертеже Сибири» в 1667 году.
Спустя 30 лет приказчик Владимир Атласов во главе отряда в 120 человек отправился в большой поход – «для прииску новых землиц». Попутно он заложил город Верхнекамчатск. Более того, он же доставил в Москву сведения о земле, лежавшей между рекой Колымой и Америкой. Деятельность Владимира Атласова и принято считать началом освоения русскими Камчатки.
Для климата Камчатки характерна поразительная изменчивость погоды. Побережья полуострова имеют черты морского климата. В центральных и северных районах климат близок к континентальному. А вот в восточных районах в течение одного дня жара может смениться холодным моросящим дождем. Долгая и снежная зима вкупе с дождливой осенью занимают почти две трети года. Холода вдоль побережья умеренные, погода ветреная, с большим количеством дождей. Лишь в центральной части полуострова климат приближается к континентальному, а мороз достигает 40–50 градусов. Температурный режим, характер осадков и другие климатические факторы, а также геологическое строение и рельеф обусловили современное оледенение полуострова. Всего в области насчитывается 414 ледников общей площадью 871,1 км2.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.