Renault Colorale не включают в списки самых известных автомобилей второй половины ХХ века. Вероятно, отчасти потому, что конвейерная жизнь его была незаслуженно недолгой. А ведь неброский французский автомобиль – один из предков современных кроссоверов. Причем по прямой линии…
Удивительно, что даже во внушительном фолианте The Romance оf Renault, изданном в 1973-м и довольно подробно и красочно освещающем историю компании, о Colorale не сказано ни слова. Вероятно, потому, что книга, как, впрочем, и фирма, упор делала на народные массовые автомобили. Которые, к слову, французам действительно всегда удавались. А может, полноприводный универсал обошли стороной, поскольку в модельном ряду Renault долго не было прямого потомка Colorale?
Конечно, автомобиль не блистал ни дизайнерскими, ни инженерными изысками. В 1950-м, всего через пять лет после войны, большинство покупателей интересовали совсем другие характеристики. Во Франции рос спрос на утилитарные, недорогие, но вместительные и универсальные модели, способные перевозить и пассажиров, и относительно объемные грузы. Такие машины делали на базе обычных легковых. Но фирма Renault предложила свой оригинальный способ перевозить в легковом автомобиле максимум пассажиров и грузов за меньшие деньги. Таким и стал Renault Colorale, имя которого сформировали из слов colonial и rurale. То есть ориентировали машину на сельских жителей и поселенцев многочисленных пока французских колоний.
Немудреным дизайном машина слегка напоминала американские модели 1940-х и даже нашу «Победу». А в общем-то, это был, как говаривали прежде, типичный представитель своего времени. Такие не притягивают восхищенные взгляды, но и отторжения не вызывают.
Конструктивно автомобиль, дебютировавший в 1950-м, тоже не блистал новинками. На раму поставили довоенный еще мотор объемом 2,4 л мощностью всего 48 л.с. (заводское обозначение по традиционной для Франции налоговой мощности — 14CV). Автомобиль имел привод на задние колеса и достигал вполне приемлемых для хозяйственной, семейной модели 95 км/ч.
Почти сразу фирма предложила несколько вариантов кузовов. Самым популярным стал пятидверный универсал Prairie, в котором в зависимости от комплектации можно было ездить впятером или даже всемером. Дешевле была трехдверная модификация Savana. На ее базе делали фургон грузоподъемностью до 500 кг, пикап, шасси под специализированные кузова, чуть позже и бортовой грузовичок. Кузова производили на заводе фирмы Chausson в пригороде Парижа Женвилье, а собирали автомобиль на главном предприятии в Бианкуре.
Небогатые французские мелкие коммерсанты, фермеры, да и просто относительно зажиточные отцы больших семейств приняли модель благосклонно. Некоторое количество Colorale поступило на службу в полицию и такси. Прошел всего год, и компания представила версию, уже полностью оправдывающую название модели.
Имени себя
Конечно же, Colorale машину назвали не случайно. Фирма с самого начала готовила сюрприз. Дебют полноприводной версии состоялся на автосалоне в Париже осенью 1951-го.
Автомобиль сделали по законам жанра. Мощная рама, рессорные зависимые подвески с дополнительными горизонтальными пружинами. К четырехступенчатой коробке передач добавили двухступенчатую «раздатку» с понижающей передачей 1,58. На первой пониженной автомобиль устойчиво двигался со скоростью 11 км/ч. «Максималка» была всего 89 км/ч. Впрочем, для фермерского транспортного средства этого вполне достаточно. Дорожный просвет составлял 220 мм, а короткие передний и задний свесы у Renault Colorale заложили с самого начала.
При этом автомобиль имел цельнометаллический закрытый комфортабельный кузов. Таким не могли похвастаться ни американский Willys, ни наш ГАЗ-69. Ближе всего к Renault стоял британский Land Rover и американский Jeep Station Wagon. Но французский автомобиль был все же более легковым.
Конечно, полноприводные модели с комфортабельными кузовами, скажем, на базе Ford V8 и наш ГАЗ-61 существовали еще до войны, а вскоре после появления полноприводного Colorale в СССР запустили в производство аналогичные «Москвич» и «Победа». Но француз был еще и универсалом, а значит прямым прародителем современных кроссоверов. Только в смысле проходимости умел куда больше.
В серию полноприводный вариант (сначала в самой популярной версии Prairie, затем и в иных) запустили в 1952-м. Конечно, модель не стала бестселлером, но своего покупателя нашла и в Европе (например, 340 машин купила армия Голландии), и в Африке, и в Южной Америке. Этому способствовали длительные испытательно-рекламные пробеги по самым потаенным уголкам планеты. 15 тыс. км один из Coloniale прошел по Африке. Затем 42 тыс. км — по Северной и Южной Америке, взобравшись на 4800 мм над уровнем моря в районе озера Титикака.
В 1953-м для всей гаммы подоспел и новый мотор, который ставили также на седан Floride и легкие грузовики. Двухлитровый агрегат развивал 58 л.с. — на целых 10 сил больше прежнего. Автомобиль с таким агрегатом получил обозначение 11CV.
Конечно, кассу фирме делали иные — легковые, особенно дешевые народные автомобили. И в 1956-м все версии Coloniale сняли с производства. Интересно, что это совпало с началом распада французской колониальной империи. Началось все как раз в 1956-м, с введением самоуправления Туниса и Марокко, а закончилось в 1962-м, с провозглашением независимости Алжира.
Совет ветеранов
Неказистые, но прочные (правда, трудоемкие в обслуживании) автомобили еще долго неприметно работали во французской глубинке и на других континентах. Теперь-то оставшиеся Colorale, как правило, — коллекционные экземпляры, которые берегут, реставрируют, выкатывают на слеты поклонников марки.
Впрочем, находятся смельчаки, участвующие на ветеранах и во внедорожных соревнованиях. А в конце 2003-го — начале 2004-го четыре француза проехали на полноприводном фургоне даже по маршруту ралли Париж — Дакар, стартовав еще в Клеоне, на северо-западном побережье Франции. В качестве технички Renault сопровождала старенькая Toyota Land Cruiser. Успешный пробег оценили поклонники офф-роуда многих стран.
Кто знает, может быть, где-нибудь кто-нибудь вновь готовит старенький Colonial для путешествия, которые его потомки — современные кроссоверы смогут преодолеть только если их основательно подготовить. Впрочем, к нынешним машинам другие требования даже у многих крестьян. И уж точно у французских…
Технические характеристики Renault Colorale Prairie 11CV | |
---|---|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Масса снаряженная/полная, кг | Н.д. |
Длина/ширина/высота, мм | 4370 / 1820 / 2080 |
Колесная база, мм | 2660 |
Колея спереди/сзади, мм | Н.д. |
Дорожный просвет, мм | 220 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип и кол-во цилиндров | Бензиновый Р4 |
Рабочий объем, см3 | 1996 |
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 58/43 при 4000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 184 при 2300 |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая |
Тип полного привода | Подключаемый |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Расход топлива, л/100 км | Н.д. |
Предшественником модели Colorale в гамме Renaullt с некоторой натяжкой можно считать легкие грузовики серии Galion, производство которых начали в рамках перевооружения армии Франции в 1947 году. На ранние машины ставили бензиновый 2,4-литровый мотор (тот самый, что и на Colorale) мощностью 53 л.с.
После снятия с производства Colorale компания очень долго не делала полноприводных легковых автомобилей. Лишь в 1983-м появилась версия Renault 18 Break со всеми ведущими колесами. Универсал оснащали бензиновым 74-сильным двигателем объемом 74 л.с. и 66-сильным дизелем в 2,1 л.
текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.