В таежном краю

Экспедиция Land Rover на Дальний Восток

Дальневосточная тайга — удивительное место. Здесь тропические лианы обвивают стволы северных кедров и лиственниц. Здесь реки по осени буквально кипят от идущей на нерест рыбы, а из-под лап пробирающихся по тропам тигров с треском взлетают золотистые фазаны. Когда-то тут бродили лихие казачьи ватаги Хабарова и Пояркова, шли караваны экспедиций Арсеньева, Шренка и Палласа. Здесь смешались языки, народы и культуры.

Главная проблема российского Дальнего Востока заключается в том, что он действительно дальний. От Москвы до Хабаровска лететь столько же, сколько до Нью-Йорка. Но я уверен: жителю средней полосы, привыкшему распевать у костра песенки про «сырую тяжесть сапога и росу на карабине», обязательно стоит проделать этот путь. Во всяком случае мне ни разу не пришлось пожалеть о часах, проведенных в кресле авиалайнера. Организованная маркой Land Rover экспедиция «Уссурийская тайга» получилась несколько необычной, но очень интересной. Что в ней было такого необычного? Обычно экспедиции Land Rover — это километры бездорожья и бесконечная цепочка милых сердцу каждого джипера приключений. А тут мы в основном ездили по дорогам. Ну поднялись по снежному склону. Ну проехали пару не самых сложных бродов... А все матушка природа. Хабаровск встретил нас моросящим дождем. В Комсомольске-на-Амуре в это время валил снег. Потом погода улучшилась, все время нашего пребывания в Приамурье нам светило солнышко, но совершенно не собирающийся таять снег наглухо перекрыл запланированный горный маршрут. Зато новых знаний и впечатлений мы получили столько, что они до сих пор не уложились у меня в голове.


Там, где люди слышат деревья

Давным-давно в одинокой фанзе жил нанаец Хээкчир Фаеигуни. Он был хороший охотник, и у его собак всегда было в достатке юколы (сушеной рыбы). Но однажды на берегу реки он услышал шепот над своей головой. Это говорили между собой деревья. Старый дуб рассказывал молодому ясеню о том, что он видел за двести лет жизни. Потом Хээкчир начал слышать разговоры животных и даже камней. Тогда он отправился на реку Нор, и там маньчжурский шаман вселил в него духа Тыэнку. Хээкчир скоро прославился на весь Амур — он исцелял недуги, находил пропажи и отводил души усопших в загробный мир. Примерно так писатель и путешественник Арсеньев описывает происхождение названия хребта Большой Хехцир. В общем, сами духи велели организовать в таком месте заповедник. Он был создан в 1963 году. Главная задача заповедника — сохранение уникального биоценоза дальневосточной тайги. К настоящему времени на территории заповедника обнаружено 893 вида растений, в том числе 44 вида — деревьев, 64 — кустарников и лиан, 218 — мхов, 148 — лишайников, 292 — водорослей, а также 823 вида грибов. Здесь обычны дальневосточные эндемики — маньчжурский орех, амурский бархат, маньчжурский ясень, аралия, акантопанакс и многие другие. Здесь мощные ели и пихты обвивает амурский виноград, лимонник и актинидия, на сфагновых болотах можно увидеть причудливые цветки японской бородатки и китайского скрученника, а в тенистых дебрях среди папоротникового разнотравья прячется легендарный женьшень. В природном резервате обитают 48 видов млекопитающих (включая тигра), 196 — птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 — земноводных, 35 видов рыб и сотни видов насекомых, в том числе — самый большой жук нашей энтомофауны, реликтовый усач.

Город на пять тысяч

Наше знакомство с Хабаровском началось с... зоопарка. Не то чтобы здешний «зверский сад» как-то особенно хорош и благоустроен, но своя изюмина в нем есть. Здесь не держат слонов, жирафов и прочую экзотику, зато вся местная фауна представлена очень полно, да и видно, что зверушки (включая тигров) чувствуют себя неплохо. Плюс сотрудница зоопарка, проводившая экскурсию, весьма увлеченно рассказывала про повадки местных обитателей и очень мило с ними общалась. Звери охотно откликались на зов и выбирались из укрытий, чтобы получить порцию лакомства. А вот по городу нас водил профессиональный экскурсовод, который тарабанил заученный текст, причем настолько заученный, что постоянно называл колонну Discovery «автобусом». Но город понравился... Видимо, не зря Хабаровск трижды занимал первое место в конкурсе на звание «Самый благоустроенный город России», а в 2010 году — второе место в рейтинге Forbes как один из самых благоприятных для ведения бизнеса городов России. А еще он откровенно красив. Многие здания строили приглашенные из Петербурга архитекторы, так что главная улица, носящая имя Муравьева-Амурского, выглядит не менее стильно, чем Невский проспект. И конечно же, не может не запасть в душу городская набережная и примыкающая к ней площадь с двумя именами. Почему с двумя? Потому что половина площади с памятником героям Гражданской войны на Дальнем Востоке называется Комсомольская, а вторая носит историческое имя Соборной: на ней стоит восстановленный Г радо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери. Храм красивый, особенно на фоне панорамы Амура. За своеобразные пропорции местные жители называют его «Богородичной ракетой». Словом, хороший город. Не зря две местные достопримечательности, Амурский мост и памятник Муравьеву, украшают купюру в 5000 рублей.


Грань между мирами

«Это было давным-давно. В начале света жили три человека. Сделали они мужчину Хадо и женщину Джулчи, потом деву по имени Мямелчжи. Народ размножился и занял всю землю по Амуру. Хадо сказал: «Есть три солнца на небе, невозможно жить, слишком горячо. Я хочу застрелить солнце!». Его жена сказала ему: «Иди!» Хадо пошел к восходу. Вырыл яму, спрятался в ней. Как взошло первое солнце, застрелил его. Выстрелил во второе, но мимо. Третье убил. Одно среднее осталось. Вода кипела — горой стала, гора кипела — водой стала. А пока камни еще не остыли, Мямелчжи сделала рисунки на камнях. Потом камни стали твердыми. Джулчи сказала: «Теперь люди будут видеть, что мой муж убил два солнца». Потом Мямелчжи сказала: «Есть много-много людей. Не будет места для них, если они не будут умирать. Хочу умереть, показать им путь». Мямелчжи сказала: «Бурундук не умирает, зимой он засыпает, весной оживает. Рыба живет летом, а зимой спит. Малая змея и большая засыпают зимой, летом они живут. Другие животные родятся и умирают. Человек должен родиться и умереть». Она умерла и показала путь в загробный мир — буни, а сама осталась у входа». Так в нанайском предании рассказывается о сотворении мира и происхождении петроглифов Сикачи-Аляна. Прежде это название звучало как Сакачи-Алян. «Сакачи» в переводе с нанайского языка означает «знали, вызнавали». «Алян» — черта или грань между царством мертвых и живых. Таким образом, Сакачи-Алян — место, где люди знали границу между мирами.


Хехцир и камни

Следующий день прошел у нас под знаком природоведения, этнографии и археологии. Сначала мы навестили Большехехцирский заповедник, чтобы посмотреть на настоящую дальневосточную тайгу. Лично меня она удивила прежде всего непохожестью на тот лес, который обычно ассоциируется со словом «тайга». Здесь, в Приамурье, она светлая, с огромным количеством лиственных пород, с развитым нижним ярусом разнообразных кустарников. Зверей, естественно, никаких не видели — слишком мало времени мы там пробыли. Тигр в заповедник, конечно, временами заходит. Правда, последняя тигрица, постоянно обитавшая в нем, померла своей смертью несколько лет назад, выпестовав нескольких тигрят. Но постоянного охотничьего участка на Большом Хехцире сейчас ни у одного тигра нет. Вот кто нас поразил — это самый обычный домашний кот, живущий на кордоне. Мы пошли смотреть тайгу, а он отправился проконтролировать, что это мы там делаем. В итоге кот был отловлен километрах в полутора от человеческого жилья

Следующую остановку мы сделали в нанайском поселке Сикачи-Алян. Место это известно, во-первых, тем, что здесь тщательно сохраняют культуру нанайского народа. В поселке работает этнографический музей, маленький, но оборудованный с огромной любовью, и занимается фольклорный ансамбль. Но главное сокровище С икачи-Аляна — это, конечно, петроглифы, оставленные предками современных нанайцев еще во времена строительства египетских пирамид. Впервые сикачи-алянские наскальные рисунки увидел русский востоковед Палладий Кафаров в конце XIX века, а в систему привел и описал археолог Алексей Окладников. Всего в Сикачи-Аляне найдено около 300 рисунков, которые растянулись на 5 км. Чтобы сфотографироваться около этого уникального археологического памятника, мы и спустились прямо к урезу воды. Спуститься-то спустились, а вот на подъеме пришлось разматывать лебедки.


Удар черного дракона

Китайцы называют Амур «Хэйхэ» («Черная река») или «Хэйлунцзян» («Река черного дракона»). Китайские мифы рассказывают, что в стародавние времена в реке жил черный дракон. Чтобы обрести дом, ему пришлось победить другого дракона, белого, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить, нападал на любое живое существо и вообще отличался тяжелым нравом. Впрочем, характер у Черного дракона тоже не сахар. И хотя он в целом благоволит людям (не зря пришедшие на Дальний Восток казаки назвали Амур «батюшкой»), временами показывает свою силу. Дело в том, что важнейшей особенностью гидрологии Амура являются значительные колебания уровня воды, обусловленные летне-осенними муссонными дождями. Они могут за относительно короткое время вылить в бассейн реки до 75% ее годового стока. Колебания уровня в русле составляют от 10–15 м в верхнем до 6–8 м в нижнем течении. Разливы при этом порой достигают 10–25 км и держатся до 70 дней. Комсомольск-на-Амуре впервые пострадал от наводнения уже на второй год своего существования, в 1933 году. Вот как описывал эти события первостроитель города Кулаков: «Откровенно говоря, такой природной стихии видеть не приходилось. Вспоминаю: спим на нарах в шалаше. Ночью слышу какой-то шорох на улице. Шалаш потряхивает. Встал на землю, и… по колено в воде! Испугался… Откуда? Взглянул, а тут творится что-то невероятное! Кричу: Ребята, потоп! Выходите все! И началось… Из шалашей начали вытаскивать вещички, а вода, поверите ли, прибывает на глазах! Поплыл мусор, коряги, раскидало штабель леса, поплыли бревна. Под напором воды, хлама, бревен и деревьев с корнями наши шалаши затрещали и поплыли. А вода в районе шалашей по пояс».

После этого катастрофические наводнения отмечались неоднократно: в 1936, 1956, 1957, 1959, 1984 годах. Чтобы защитить город, в послевоенный период был построен ряд гидротехнических сооружений, в том числе шестиметровая дамба в районе поселка Мылки. Летом этого года стало ясно, что городу вновь предстоит бороться с большой водой. Но никто не мог предположить, насколько большой она окажется. Рассчитывали на 6, максимум на 7 м выше ординара. Но уже 31 августа вода поднялась до отметки 770 см, 10 сентября — до 897 см, а 16-го был зафиксирован рекордный уровень, 909 см. Ситуацию осложнял разыгравшийся шторм — порывы ветра достигали 22 м/с. Возникла реальная угроза прорыва Мылкинской дамбы, и если бы это произошло, Амур буквально смыл бы половину города. И в очередной раз люди оказались сильнее стихии. Спасатели вручную перетаскивали мешки с песком, порой по пояс в воде — изза сильного шторма нельзя было использовать плавающие транспортеры. Порой им приходилось в самом прямом смысле сдерживать Черного дракона своими телами. В итоге дамбу удалось отстоять, вода пошла на убыль, город был спасен. Всего же на Дальнем Востоке подтопило 336 населенных пунктов, в воде оказались более 12,7 тыс. жилых домов, в которых проживало порядка 70 тыс. человек, порядка 140 тыс. человек пришлось временно эвакуировать. Ушли под воду 1637 км автомобильных дорог и 566,8 тыс. га сельскохозяйственных земель с посевами. Общий ущерб оценивается в 30 млрд руб.


Город на заре

Помните, была у Алексея Арбузова пьеса с таким названием? По ней сняли знаменитый фильм с молодыми Яковлевым, Ульяновым и Борисовой. Он посвящен молодым строителям Комсомольска-на-Амуре. У города трудная судьба. Принимая решение о его строительстве, руководство страны четко понимало, что схватка с Японией неизбежна и нужен промышленный центр, расположенный не на самой границе. Тогда же была спроектирована и железная дорога, идущая параллельно Транссибу в нескольких сотнях километров севернее. Ее даже строить начали, но помешала война. Уже уложенные рельсы сняли, чтобы проложить ветку, сделавшую возможным Сталинградское наступление. А Комсомольск работал. Строил самолеты, эсминцы, подводные лодки, выпускал торпеды... Но распад СССР город пережил очень тяжело. Промышленностьто — оборонная, а значит бюджетная.

А еще природа подкидывает свои сюрпризы... О наводнении, о настоящей стойкости и самоотверженности солдат-срочников и профессиональных спасателей, о том, как работники авиазавода двое суток таскали мешки с землей, но не дали воде прорваться в цеха, здесь рассказывают все.


Крылья Комсомольска

Решение о строительстве в новом дальневосточном городе авиационного завода было принято изначально. Фактически город и начал расти с двух стройплощадок, судостроительного завода в центральной части и авиазавода в районе нанайского поселка Дземги (название образовано от нанайского слова «джонгмэ» — «деревянный дом»). Наводнение 33 года уничтожило плоды почти двухлетней работы и заставило перенести завод на возвышенности, расположенные вне зон затопления. Первостроители встретились со множеством трудностей, в том числе — чисто организационных, связанных с тотальным дефицитом материалов и простейших инструментов. Дело доходило до того, что распределением гвоздей по бригадам занимался лично начальник строительства Кузнецов. Тем не менее в 1936 году взлетел первенец предприятия (в то время называвшегося просто «Завод № 126») — разведчик Р-6 (АНТ-7). Этот самолет, разработанный Туполевым еще в конце 20-х, считался к тому времени устаревшим и поступал в основном в Главсевморпуть и «Аэрофлот», но для «пробы пера» молодого завода годился как нельзя лучше. Перед войной предприятие освоило выпуск вполне современного двухмоторного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), ставшего основой авиации дальнего действия ВВС РККА. О качестве говорит тот факт, что из 3016 произведенных самолетов лишь несколько десятков были потеряны не в бою. После войны завод производил транспортники Ли-2, истребители МиГ-15 и МиГ-17. В апреле 1961 года по инициативе заводчан предприятию было присвоено имя Гагарина. А в 1968 году начался новый период в истории завода — он стал головной площадкой марки «Су». Главный и оглушительный успех (в том числе и за рубежом) заводу принесли знаменитые истребители Су-27. На сегодня на заводе собирают новейшие версии 27-го семейства, многоцелевые Су-35 и опытные образцы истребителя 5-го поколения Т-50. Не менее важным является и возвращение в производственную линейку гражданских самолетов. Каждые 10 дней из ворот КНААЗ имени Гагарина выкатывается новый авиалайнер Sukhoi Superjet 100.


По оловянным горам

Из Комсомольска мы уехали на горнолыжный курорт «Холдоми», что рядом с горнорудным поселком Солнечный. Когда-то в этих горах нашли богатейшее месторождение оловянной руды — касситерита. Рассказывают, что в момент, когда поднимающиеся по ручью геологи обнаружили выход нужной породы, после долгого ненастья из-за облаков выглянуло солнце. Вот так и месторождение, и поселок получили свое имя. Кстати, именно здесь зарегистрировано рекордное для Хабаровского края число солнечных дней в году. Отсюда мы должны были отправиться через горы... Но, как я уже сказал, люди предполагают, а матушка природа располагает. И мы, полюбовавшись горным озером Амут, поехали на рыбалку в сопровождении «главного рыбака всея Приамурья» Александра Смирнова, автора многих книг об этом увлекательном процессе. Увы, даже в буквально кишащих рыбой амурских притоках полчаса — маловато для того, чтобы поймать что-нибудь серьезное. Но нам все же удалось вытащить из воды хоть и очень мелкого, но все-таки хариуса.

Так что, маршрут не задался? Да вовсе нет. Мы узнали и увидели столько нового и интересного... Что же до внедорожных приключений — то они, конечно же, еще будут, в следующих экспедициях. Ведь наша страна понастоящему необъятна, и ее еще открывать и открывать.


Забытый экипаж

Шел 1938-й — время больших трагедий, великих свершений и дальних перелетов: молодая страна, напрягая все силы, старалась войти в элитный клуб великих авиационных держав. Тогда, в начале октября, все с замиранием сердца следили за драматическими событиями, разворачивающимися в дальневосточной тайге. Где-то в окрестностях Комсомольска-на-Амуре пропал экипаж самолета АНТ-37 бис «Родина» под управлением женского экипажа в составе Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко, совершавший полет на рекордную дальность. «Окрестности» в данном случае означали территорию непроходимой тайги площадью порядка 1,5 млн квадратных километров.

В поисках летчиц принимали участие более 50 самолетов ГВФ, ВВС РККА и Амурской флотилии, прочесывавших тайгу на пространстве от Читы до Сахалина. 3 октября радиостанции взорвались ликованием — самолет и две летчицы, которые провели в тайге уже 10 дней, обнаружены! Оставалось найти штурмана экипажа, Марину Раскову, которая находилась в передней остекленной кабине, то есть в самом опасном при аварийной посадке месте. По приказу командира она выпрыгнула с парашютом. То, что произошло во время ее поисков, Полина Осипенко описала так:

«Дуглас» (самолет DC-3, он же — ПС-84, впоследствии — Ли-2) прилетел снова к нам и очень низко брил над землей, над лесом и особенно над нашим самолетом.... В 15:00 мы заметили корабль ТБ-3, идущий в стороне от нас по направлению северо-запад по реке на высоте 500–700 м. «Дуглас»... подошел в хвост кораблю, видимо, хотел его завернуть». Сам момент столкновения Полина Денисовна не увидела, но про то, что произошло потом, рассказала так: «Дуглас» очень крутой спиралью пошел вниз. ТБ-3 перевернулся и так же пошел вниз. В это время с него посыпались парашютисты. Оба самолета скрылись за лес».

Перелет отважных летчиц был, как бы сейчас сказали, «раскручен и распиарен». В результате о катастрофе, в которой погибло 17 человек (весь экипаж DC-3 и часть экипажа ТБ-3), было решено не сообщать и поисками останков летчиков не заниматься. Более того, приказом Ворошилова погибшие комдив Сорокин и Герой Советского Союза комбриг Бряндинский были назначены козлами отпущения за произошедшее. «Первый красный офицер» обвинил их в том, что они вылетели самовольно, с целью выслужиться (хотя летчики выполняли непосредственные приказы командующего Особой Дальневосточной армией Хользунова, начальника ВВС Локтионова и наркома оборонной промышленности Кагановича). И катастрофа, и имена погибших были преданы забвению. В итоге, когда в конце 50-х на место катастрофы наткнулись туристы, с них просто взяли расписки о неразглашении.

И только в 1969-м, после сообщения охотников о находке обломков и тел людей, в район катастрофы вылетела экспедиция, которая собрала останки и, не занимаясь установлением личностей, захоронила их в братской могиле в поселке Дуки.

Лишь много позднее были установлены все имена, энтузиасты вывезли из тайги неплохо сохранившийся хвост «Дугласа» и установили его на постамент напротив дома № 49 по улице Кирова в Комсомольске, где всем участницам перелета были выделены квартиры.

Таким образом потомки все-таки отдали дань памяти людям, которые погибли, пытаясь спасти других.


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: автор и фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты