Скажите, куда вы отправитесь, если захотите найти образцы внедорожных транспортных средств, находящиеся на самом острие конструкторской мысли и технологии? Скорее всего, в США, возможно, в Австралию (конечно, если вас не смущает расположенный справа руль), что-нибудь интересное наверняка найдется и в Европе... Но согласитесь: вам вряд ли придет в голову посетить маленькое ближневосточное государство Израиль.
А началось все несколько лет назад…За время моей журналистской карьеры я совершил множество внедорожных путешествий по самым восхитительным местам на нашей планете. Так вот, во время одного из таких путешествий я и познакомился с ИцекомМини, владельцем фирмы 4x4 Projects и настоящей внедорожной иконой Израиля. Свою известность Ицек заработал на трассах триалов и внедорожных ралли, в которых он продолжает участвовать и по сей день. 15 лет назад он основал компанию 4x4 Projects, коньком которой стала техническая подготовка и реализация автомобильных трюков для голливудских фильмов, снимаемых на израильской земле. Ну а для местных энтузиастов полного привода Ицек предлагает полный спектр работ по тюнингу внедорожников и обслуживанию подготовленных машин. А поскольку огромный опыт проведенной за последние годы работы сделал этого парня настоящим экспертом в своей области, то у меня вновь появилась причина купить билет на рейс, следующий в Тель-Авив.
Большая израильская мечта
Расположенное в пригородах Тель-Авива тюнинговое ателье Ицека представляет собой неожиданно милое место. Здесь удивительным образом смешались романтика офф-роуда, страсть к техническим новинкам и огромное желание вложить всю душу в дело. При этом отлично оборудованные мастерские позволяют не только отремонтировать практически любое транспортное средство, но и воплотить в жизнь самый смелый инженерный замысел. Но желание Ицека разобраться в малейших деталях механики и металлургии рождено не только его страстью к техническим инновациям, но и… финансовыми ограничениями. Сам Ицек объясняет это так: «У меня нет возможности идти долгим путем проб и ошибок, все проверяя экспериментально. Когда я делаю какой-нибудь узел или компонент тюнинга, все должно работать с первой попытки».
А теперь давайте перейдем непосредственно к предмету нашего сегодняшнего разговора: в настоящее время безусловным предметом гордости Ицека стал гоночный болид, построенный для ралли-рейдов и удовлетворяющий всем техническим требованиям американского класса Trophy Truck. Машина, постройка которой заняла долгих четыре года, была названа Desert Demon («Демон пустыни»). И знаете, мне кажется, что в итоге у Ицека получилась…воплощенная в металл мечта. Но тем удивительней, что она родилась именно на земле Израиля, в стране, традиционно отличающейся прагматичностью.
Спустя четыре года
Мало того, нужно понимать, что в Израиле очень жесткое земельное законодательство, и здесь не проводится сколь-нибудь крупных внедорожных гонок. Все это, разумеется, отнюдь не способствует притоку денег в отрасль, занимающуюся подготовкой спортивных машин. И все же, несмотря на то что по отношению к остальному цивилизованному офф-роуд миру Израиль пребывает в каменном веке, здесь периодически появляются настоящие шедевры спортивного автостроения.
А теперь совершим краткий исторический экскурс… Впервые я навестил Ицека четыре года назад. Мы тогда вместе готовились отправиться в экспедицию Isuzu Challenge. Ицек был одним из координаторов проекта и его главным механиком, а также первым израильтянином, занявшимся организацией внедорожных приключений в отдаленных районах мира. И именно тогда мне был продемонстрирован Yellow Spider – изрядно потрепанный, но совершенно очаровательный гоночный автомобиль. Ицек установил на него V8 от Chevrolet Blazer, предварительно оснастив мотор головками блока цилиндров от 350-сильного Corvette.
И вот я снова здесь. Невольно вспоминаю старые фотографии, и мне начинает казаться, что время остановилось: передо мной все тот же постоянно улыбающийся кудрявый Ицек. Но всетаки он изменился. Любитель «со взором горящим» за эти годы превратился в опытного профессионала, располагающего и знаниями, и технической базой, и определенными денежными средствами. Но при этом он так и остался мечтателем. Человек вырос, и изначальный его талант превратился в профессию. А в итоге в земле обетованной родился Desert Demon.
За четыре года до этого
Как я уже говорил, за последние несколько лет Ицек объехал практически весь земной шар. Вы спросите: что он искал? Возможно, свой собственный Святой Грааль. Причем, судя по всему, он, совершенно не представлял, что это такое и как оно должно выглядеть. И вот во время одного из своих путешествий он попал на знаменитую американскую гонку Baja 1000. Гонку, где сотни безумных монстров, приводимых в движение моторами мощностью до 800 л.с., несутся по бездорожью со скоростью порядка 200 км/ч и то и дело взмывают в воздух, чтобы по-кошачьи мягко приземлиться на все четыре колеса. Baja 1000 поразила его воображение и распалила настоящую страсть технического творчества. Теперь он твердо знал, что именно должен построить: автомобиль для американских внедорожных гонок серии SCORE.
Причем начать решил с самого мощного, королевского, класса Trophy Truck! Но день, когда Ицек принял решение построить машину своей жизни, и день, когда сверкающий лаком болид выкатился из ворот мастерской на испытания, разделили долгие четыре с половиной года. Он начал с того, что посетил в США множество фирм и мастерских, занятых постройкой и подготовкой гоночных машин, и постарался вникнуть в секреты их мастерства. Через какое-то время он понял, что собрал достаточно информации для того, чтобы команда могла приступить к работе. И дело не в том, что Ицек не знал, как именно нужно готовить внедорожники к гонкам. Просто машины класса Trophy Truck – это настоящие технологические шедевры, собранные практически вручную по индивидуальным заказам из дорогостоящих особо прочных металлов и начиненные не менее дорогостоящими специальными узлами и агрегатами.
Сперва они учились варить
Из всех автомобилей для внедорожного спорта болиды класса Trophy Truck предъявляют самые высокие требования к постройке и конструированию. До того как сварить первый шов, Ицек начал изучать секреты сварки хром-молибденовых деталей. Методы работы с этим материалом в корне отличаются от тех, что применяются при сварке обычных сталей. Затем полученные образцы были посланы в лабораторию, и лишь после подтверждения, что сделанные швы безупречны, начались реальные работы по постройке прототипа. Ицек и его друг – инженер и программист Грилад Омри много долгих часов провели перед экраном компьютера, создавая принципиальную схему пространственной конструкции. Хотя на Baja 1000 выступают в основном машины с приводом на заднюю ось, Ицек решил оснастить свой болид системой полного привода, чтобы иметь возможность участвовать и в других гонках. Впоследствии выяснилось, что это было правильное решение. Разрабатывая схему передней подвески, Ицек решил «работать на опережение» и задать такой уровень технического совершенства и рабочих характеристик, чтобы в ближайшие несколько лет не возникло потребностей в переделке. Практически каждая деталь его машины была изготовлена вручную, включая специальные полуоси, шестерни и корпуса дифференциалов, элементы подвески и, естественно, шасси в целом.
Натурные испытания
Мне повезло: я прилетел в Израиль как раз в тот момент, когда работа над болидом вошла в финальную фазу. В результате и окончательная сборка шасси, и установка, и настройка двигателя проходили уже при мне. Я даже начал бояться, что процесс затянется и я не успею посмотреть на автомобиль в деле, но удача и тут не отвернулась от меня: в назначенное время машина выкатилась из ворот мастерской и отправилась в пустыню на испытательные заезды. Ицек явно спешил: этот болид строился специально для того, чтобы отправиться в США и принять участие в знаменитой гонке Baja 1000. Но прежде нужно было проделать обширную программу испытаний и по мере возможности поучаствовать в нескольких соревнованиях рангом поменьше, чтобы таким образом подготовиться к решающей схватке с заокеанскими монстрами.
Ну что я могу сказать? На бумаге технические характеристики «Демона» смотрелись отлично, но во плоти он оказался…еще лучше! В общем, мы бросили все дела и отправились на два дня в пустыню. На этот раз в программе испытаний значились дюны. Это был настоящий восторг – ощущать, как вся мощь двигателя передается трансмиссии и колесам, и видеть, как желтый Demon играючи справляется со сложнейшими песчаными грядами. Работа подвески также заслужила лишь одну оценку: «великолепно!». Ицек вел болид с необычайным изяществом, соответствующим сверхлегким и сверхпрочным материалам, использованным в его конструкции.
В общем, я получил сильнейшее впечатление. Но, увы, мое пребывание в Израиле подходило к концу. Перед тем, как расстаться, я спросил у Ицека, какие свои достижения он считает главными и чем больше всего гордится, и услышал в ответ: «Во-первых, я горд проектом в целом, а во-вторых, той командой, которую мне удалось собрать». И конечно, я задал традиционный вопрос о дальнейших планах. Ответ был таким: «Следующей нашей целью будет настройка мотора и приведение его в состояние идеальной гармонии с трансмиссией. Это позволит мне выжать из этого монстра все, на что он способен. А еще у нас есть планы начать постройку еще одного трофи-трака».
P.S. По секрету скажу вам, что работа над следующим болидом уже началась. Более того, его приблизительные очертания уже можно увидеть на мерцающих дисплеях компьютеров. И знаете, он наверняка будет еще более удачным. По крайней мере в секретной записной книжке Ицека накопилось немало заметок и соображений на тему того, какие именно улучшения нужно внести в конструкцию. Вот, собственно, и все: мы с Ицеком сказали друг другу традиционное «шолом» и расстались на некоторое время. Но я уверен, что расставание будет недолгим, и вскоре мне вновь придется вернуться в маленькую мастерскую на окраине Тель-Авива. Вернуться, чтобы рассказать вам о новых творениях большого гения скромного израильского офф-роуда.
Технические особенности | |
---|---|
Двигатель | В базе, со смещением к задней оси, GM Performance ZZ383. Объем – 6000 см3, мощность – 525 л.с. |
КПП | Richmond Gear, 5-скоростная. В перспективе замена на КПП Jericho, используемую в гонках NASCAR |
Сцепление | Керамическое, спортивное |
Электросистемы управления двигателем и общего назначения | Раздельные |
Передняя подвеска | Независимая, на А-образных рычагах. Амортизаторные стойки King диаметром 2,5" и ходом 355 мм. Дополнительные амортизаторы King диаметром 3" с трех- ступенчатой регулировкой. Гидропневматический буфер сжатия Fox. |
Рама | Пространственная, сварена из хром-молибденовых труб |
Задняя подвеска | Зависимая, пружинная, на продольных рычагах, сдвоенные амортизаторы диаметром 3" (с ходом 355 и 405 мм) |
Передний дифференциал | Переделанный задний дифференциал GM 14 bolt |
Задний дифференциал | Dana 70 с оригинальной балкой моста из стали 41:30, оригинальные полуоси из хром-молибденовой стали |
Раздаточная коробка | NP205. В перспективе – установка РК Atlas |
Системы охлаждения масла в мостах, КПП и РК | Отдельные |
Топливная система | Дублированная |
Топливный бак, л | 410 |
Тормозная система | Раздельные системы на передний и задний мост, титановые детали механизмов, изменяемое тормозное усилие |
текст и фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN / XTREME ADVENTURE)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.