В том, что первая гонка новоиспеченной «дакаровской» серии соберет кворум участников, сомневаться не приходилось. И это несмотря на то, что времени на подготовку было немного, а сроки ее проведения накладывались на этап кубка мира в Тунисе. Но ошибаются те, кто думают, что гонщиков легко заманить в неизведанные страны, пообещав интересный маршрут и красивые пейзажи. Ингредиентов у раллийного «коктейля» куда как больше. И главное: пока что ни один внедорожный бренд не пользуется таким вниманием средств массовой информации, как « Дакар».
Ралли Центральной Европы проходило в двух странах, куда после «Мастер-ралли» 2000 года не заворачивали лидеры внедорожной дисциплины. Тем не менее приглашение ASO приняли многие участники несостоявшегося январского марафона. Многие, но не все. Если в «Дакаре-2008» собирались участвовать 232 мотоциклиста, 22 пилота ATV, экипажи 204 автомобилей и 98 грузовиков (причем число участников ограничивалось), то на стартовой линии в Венгрии выстроилось всего 110 мотоциклов, 18 квадроциклов, 93 автомобиля, 40 грузовиков. Впрочем, главным для организаторов было то, что за новую серию «проголосовали» фавориты всех зачетов, кроме грузового (мне довелось выслушать массу сожалений по поводу отсутствия команды « КАМАЗ-мастер»).
Зато в автомобильном зачете все было, что называется, tiptop. В полном составе в Венгрию прибыли команды Mitsubishi Ralliart и Volkswagen Motorsport. В рядах первой значились «дакаровские» экипажи Стефан Петерансель – Жан-Поль Коттрэ (F/F), Люк Альфан – Жиль Пикар (F/F), Хуан Рома – Лукас Круз (E/E) и Хироши Мацуока – Паскаль Мемон (J/F). Еще более внушительно выглядела делегация Volkswagen: четыре Race Touareg вывели на старт экипажи Карлос Сайнц – Мишель Перен (E/F), Жиниль де Виллерса – Дирк фон Зитзевиц (RSA/D), Марк Миллер – Ральф Пичфорд (USA/RSA) и Дитер Деппинг – Тимо Готчак (D/D). Напомнила о себе и команда X-Raid, доверившая свои BMW Х3 СС дуэтам Бруно Саби – Алена Геннека (F/F), Герлена Шишери – Мате Бомеля (F/F) и Насера аль-Аттии – Кристины Тернер (QAT/SWE). На Hummer Н3 готовились выступить Робби Гордон – Энди Гридер и Роберт Болдуин – Кевин Хейс. На этом фоне легко было затеряться даже Филиппу Гашу с его багги SMG, не говоря уж об украинце Вадиме Нестерчуке (L200).
Гонка начиналась из венгерской столицы, и уже в первый день маршрут приводил участников в румынский город Бая-Маре. Еще до старта организаторы были вынуждены изменить маршрут из-за снегопада в Карпатах. Таким образом румынская часть маршрута свелась к четырем СУ вокруг трансильванского городка Бая-Маре. После этого караван брал курс на Дебрецен и Веспрем и финишировал на бальнеологическом курорте Балатонфюред на берегу озера Балатон. То есть за семь гоночных дней гонщикам предстояло пройти 2671 км, в том числе 1092 км специальных участков. Чтобы набрать такую протяженность в Европе, организаторы проявили изобретательность. И все равно особенностью этой гонки стали более короткие, чем на обычном ралли-рейде, СУ.
С самого начала бразды правления взял в свои руки Сайнц, опередив Гордона. Верный своим привычкам Петерансель начал гонку осторожно и финишировал четвертым, уступив лидеру чуть более минуты. Кстати, этот коротенький СУ вывел из игры американца Миллера, исполнившего два оборота через крышу. Затем все уцелевшие по дорожной связке (410 км) взяли курс на Бая-Маре.
В программе второго, 292-км, этапа значилось два СУ. Но на самом деле участникам предстояло дважды проехать довольно извилистую 76-км петлю по горам. Уже на первом проезде немало участников попало в грязевые ловушки, и организаторам пришлось сокращать маршрут до 36 км. В этот день в гонке сменился лидер: Сайнц на 22 секунды отстал от Петеранселя, но при этом лишь на семь секунд опередил Деппинга (пилота-испытателя VW), выигравшего второй СУ.
Чудеса изобретательности пришлось проявлять организаторам, чтобы за одну ночь подготовить трассу третьего дня гонки. Дело в том, что она представляла собой все ту же 76-км петлю, которую на этот раз нужно было проехать в обратном направлении. Впрочем, если автомобилистам это предстояло сделать дважды, то грузовики должны были пройти по ней только один раз. Но утренний дождь скорректировал эти планы, и организаторам снова пришлось сокращать второй СУ. Впрочем, участникам хватило грязи и на первом. Неприятности были уготованы Сайнцу: поломка рычага КПП на первом СУ. Как следствие, будучи вынужденным ехать большую половину дистанции на второй передаче, он уступил более 8 минут выигравшему этот участок де Виллерсу. И хотя за «матадором» остался второй СУ, победителем этапа стал Петерансель, укрепивший свое преимущество (по сумме он опережал Деппинга более чем на 2 минуты). Альфан и Рома занимали соответственно 3-ю и 4-ю позиции, и единственным разочарованием Mitsubishi стал сходМацуоки, причем виной тому был не дебютировавший в ралли-рейдах дизельный Pajero, а травма штурмана Паскаля Мемона, которого случайно задел Сайнц, когда тот менял пробитое колесо.
Самый длинный четвертый этап (580 км) начинался с СУ, уже пройденного в начале гонки. Правда, проехать его требовалось в обратном направлении. А за ним следовал еще один СУ (88 км) по венгерской равнине. Героем дня стал Сайнц; его результат на 6 секунд лучше, чем у катарца аль-Аттии, и на полторы минуты – чем у де Виллерса, потеснившего со 2-й позиции Деппинга. Что же касается Петеранселя, то он хоть и занял 6-е место на этапе, но остался во главе гонки.
На пятом этапе, проходившем по территории бывшего военного полигона в окрестностях Веспрема, день начинался с самого длинного на этом ралли СУ – 157 км. То есть в сумме со вторым СУ (54 км) протяженность скоростного маршрута впервые превысила протяженность дорожных связок. Правда, для грузового зачета был предусмотрен более короткий участок, но впоследствии и он был отменен. Этот этап внес коррективы в расстановку сил: прессинговавший Петеранселя южноафриканец де Виллерс допустил ошибку и на 122-м км продемонстрировал редкий трюк: пять оборотов через крышу! Экипаж, чудом оставшийся невредимым, объяснил случившееся ошибкой в «легенде».
В свою очередь Петерансель, вынужденный менять колесо, уступил победу на первом СУ Гордону, что ненадолго позволило выйти вперед Сайнцу. Но уже на втором СУ «Петер» отыграл 25 секунд и, несмотря на то, что испанец выиграл 5-й этап, остался лидером гонки.
На предпоследнем этапе участников ожидал тотже самый маршрут, что и накануне, и он стал ареной схватки между «красными» и «синими». Открывая трассу, Сайнц атаковал, как в свои лучшие годы выступлений в WRC, и Петерансель дрогнул. Не закончилась борьба и за третьюступеньку подиума: всего 7 секунд разделяют Деппинга и Альфана!
Продолжение ожидалось на последнем этапе, но дуэль за первое место завершилась преждевременно: совершив навигационную ошибку в начале СУ, Петерансель предпочел не рисковать и гарантировать себе второе место. Поединок за третье место также выиграл пилот VW. В грузовом зачете обошлось без неожиданностей: преимущество Стейси над Вулфертом ван Гинкелем (Ginaf) составило 33 минуты 43 секунды, а над Алесом Лопрайсом (Tatra) – 53 минуты 18 секунд.
А что же «любители», составляющие большинство пелотона любого внедорожного ралли? За исключением чешского пилота Мирослава Заплетала, занявшего 9-е место, им, как и на настоящем «Дакаре», пришлось разыгрывать места за пределами первой десятки. Кстати, украинский экипаж стал 21-м из 55 финишировавших участников. Неплохо для начала.
P.S.: Конечно, венгерская гонка по определению не могла заменить большой африканский « Дакар». Ведь проложить в Европе, пусть даже Восточной (несмотря на название), полноценный внедорожный маршрут сегодня вряд ли возможно. Будет ли продолжение у Ралли Центральной Европы в следующем году? Некоторым диссонансом категоричному «да» директора «Дакара» Этьена Лавиня стало прозвучавшее из уст источника, заслуживающего не меньше доверия, более осторожное «есть шансы». В общем, насчет следующего года не знаю, а вот то, что на 9–14 сентября этого запланирован второй этап «дакаровской серии» в Португалии (его организацией занимается португальский партнер АSО Lagos Sport), известно доподлинно.
Ралли Центральной Европы (Dakar Series) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время | Отставание |
1 | САЙНЦ Карлос / ПЕРЕН Мишель | E/F | Volkswagen Race Touareg 2 | 11:18'08'' | 00:00'00'' |
2 | ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан / КОТТРЭ Жан-Пол | F/F | Mitsubishi Pajero Evolution | 11:20'09'' | 00:02'01'' |
3 | ДЕППИНГ Дитер / ГОТЧАЛК Тимо | D/D | Volkswagen Race Touareg 2 | 11:24'42'' | 00:06'34'' |
4 | АЛЬФАН Люк / ПИКАР Жиль | F/F | Mitsubishi Pajero Evolution | 11:25'36'' | 00:07'28'' |
5 | СОУЗА Карлос / ШУЛЬЦ Андреас | P/D | Volkswagen Race Touareg 2 | 11:51'33'' | 00:33'45'' |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.