Тренировочный маршрут

«Маршрут-1000» – II этап ЧР. Волгоградская обл.

Количество участников, вышедших на старт второго этапа Чемпионата России по раллирейдам, прямо скажем, не поражало воображение. Но при этом грузовой зачет гонки стал, наверное, самым представительным за всю историю проведения отечественных внедорожных ралли. Немного расстраивало лишь то, что восемь из девяти грузовиков выступали в цветах одной команды, а именно « КАМАЗ-мастер». С другой стороны, в этом был и свой плюс: в таком составе легендарную команду из Набережных Челнов еще не видели, пожалуй, ни на одной гонке.

Маршруты проводящихся с 2003 года в Волгоградской области ралли-рейдов пользуются неизменной популярностью у спортсменов. И причина очевидна: не много найдется на просторах нашей необъятной родины таких пустынных песчаных массивов, как Арчединско-Донский, раскинувшийся почти на 200 тысячах гектаров во впадине между реками Дон, Медведица и Арчеда. По происхождению этот ландшафт представляет собой речные отложения древнего Дона и его притоков, а некоторые его участки состоят из песков, которые оставил язык крупного доисторического ледника. Встречаются здесь и довольно высокие песчаные бугры, разделенные котловинами выдувания (в них растут березово-осиновые колки), а концентрирующие атмосферную влагу сыпучие пески создают верховодку. Все это определяет своеобразную пестроту почвенно-растительного покрова – от болот до ковыльной степи. Словом, в междуречье Дона, Арчеды и Медведицы есть где проложить красивый маршрут. Но на этот раз организаторы ограничили трассу 150-километровой петлей по территории Серафимовичского района. Кстати, поскольку по этой самой петле участникам за три дня предстояло «накрутить» в режиме гонки не более 800 километров, происхождение названия «Маршрут1000» так и осталось для меня загадкой.

Лучше меньше

Автомобильный зачет «Маршрута-1000» не отличался многочисленностью: на старт гонки вышло тридцать девять экипажей (например, в 2003 году их было 48). Впрочем, массовости и зрелищности гонке добавили участники проходившего на той же трассе первого этапа Чемпионата России для мотоциклов и ATV. Да и на качественный состав участников пожаловаться было трудно. Во-первых, здесь должна была продолжиться принципиальная дуэль между действующим чемпионом России Леонидом Новицким ( Mitsubishi L201) и обладателем международного Кубка FIA по бахам Борисом Гадасиным ( Nissan Pick Up), выступающим за питерскую команду Nart Time. Причем последняя была представлена еще более мощно, чем обычно: кроме Руслана Мисикова, оседлавшего багги SMG (машина была подготовлена во Франции специально для участия в «Дакаре2008»), в ее состав вошли Андрей Дмитриев на багги Acura NSX, Ярослав Соловьев на выигравшем в 2006 году Кубок мира FIA багги Honda Civic, а также экипаж обладателей Кубка России 2006 года – Павел Логинов и КириллШубин ( Nissan Pick Up). Всего же под флагом питерской «конюшни» выступало 11 экипажей! В том числе лидеры зачета Production (T2) КонстантинЖильцов ( Mitsubishi Pajero) и Дмитрий Павлов ( Nissan Patrol), а также фаворит национального зачета тольяттинец Юрий Боровиков на ВАЗ-21230. Конкуренцию им составили: в Т1 – экипаж Алексей Беркут – Антон Николаев ( Mitsubishi MPR7), в Т2 – москвич Артем Варенцов ( Toyota Prado) и ростовчанин Александр Олейников ( Nissan Patrol GR), в «Национальном» – ульяновец Биньямин Джепаев (UAZ Hunter).

Не только «старики»

И все же основным событием гонки стало участие команды « КАМАЗ-мастер». Еще в начале года ее создатель и бессменный руководитель Семен Якубов обещал внести вклад в развитие отечественного автомобильного спорта, а он, как известно, слов на ветер не бросает. И вот вместо того чтобы отправиться на свежеиспеченную «дакаровскую серию» в Венгрию и Румынию, он привез самый представительный в истории российского чемпионата состав в Волгоград. Вы только представьте: восемь гоночных КамАЗов! Уже само появление легендарных гонщиков подняло на недосягаемую высоту этот этап российского Чемпионата. Не случайно болельщики приезжали за сотни километров, чтобы посмотреть на «дакаровские» грузовики…А посмотреть было на что: хотя бы на три подготовленных к несостоявшемуся африканскому супермарафону КамАЗ 4326 VK. Тем более что эти машины фактически еще не были представлены вниманию публики (см.: «На полпути в Африку». ORD. 2008. №1–2). К тому же после отмены январского «Дакара» у команды не было возможности полноценно проверить свои новые болиды, если не считать нескольких тестовых дней на испанском полигоне Масия-Пеларда.

Впрочем, достаточно сложная трасса, проложенная через Арчединско-Донский песчаный массив, давала прекрасную возможность не только потренироваться и испытать технику опытным гонщикам (перед каждым из них стояли конкретные тестовые задачи), но и набраться опыта молодым спортсменам. Руководитель команды « КАМАЗ-мастер», думая, как обычно, о перспективе, смешал причудливый коктейль из юных и более опытных.

Вот как по нашей просьбе С.С. Якубов прокомментировал состав экипажей: «На грузовике Владимира Чагина проходит испытание нового образца подвески, поэтому штурманское кресло занял инженер Станислав Конопко, отвечающий за ее разработку. Фирдаус Кабиров выступает со своим обычным штурманом Айдаром Беляевым, а вот на роль механика стажируется Ильдар Шайсултанов. В экипаже Ильгизар Мардеев – Вячеслав Мизюкаев – Станислав Погожих первые двое будут участвовать в июньском марафоне Transorientale и в следующем «Дакаре». Вместе с Эдуардом Николаевым, уже принимавшим участие в качестве пилота в Чемпионате России, штурманом выступает Андрей Мокеев (победитель «Дакара» в составе экипажа Кабирова), а механиком – Айрат Исрафилов. Кстати, они готовили к гонке свой КамАЗ 4911 в свободное от работы время, как и два следующих экипажа, перед пилотами которых не ставится задача добиться результата, но стабильно пройти весь маршрут. Это Андрей Каргинов (штурман Роберт Аматыч, механик Игорь Девяткин) и Айрат Мардеев (правда, последнему будет ассистировать в качестве штурмана опытный Сергей Решетников, а механиком с ними едет Евгений Иванов, отец которого уже 20 лет работает в команде). Еще два экипажа – так называемые «клиентские», то есть они на свои деньги приобрели спортивные грузовики. Но если челнинский предприниматель Булат Янборисов (кстати, его штурманом на этот раз будет опытнейший Сергей Савостин) со своим механиком Анатолием Таниным уже не раз выезжал на соревнования, то Сергей Стовбун из Сургута, как и члены его экипажа Александр Жуков и Андрей Чернышов, только осваиваются за рулем спортивного КамАЗа».

От себя добавлю, что роль условного противника челнинской армады была уготована ростовчанину Якову Мехтиеву, выступавшему на Man 18285. Впрочем, он тоже рассматривал свое участие в гонке как тренировку…

Конец интриги?

Первый сюрприз преподнесла погода: необычайная для апреля жара, еще накануне бившая все рекорды, сменилась резким похолоданием (до 6–10 °C) под аккомпанемент пронизывающего до костей ветра. Затем зарядил нудный дождик. Впрочем, все это не отпугнуло зрителей, собравшихся в пойме Дона рядом с городом Серафимович вокруг трассы открывавшего гонку суперспециального участка (ССУ). В принципе пролог ничего не решал, по его результатам определялся лишь порядок старта на следующий день…Но случилось неожиданное: «разминочный» участок убил главную интригу соревнования. Уже на первом вираже закувыркался болид Новицкого (почти два полных оборота), и у Гадасина одним соперником стало меньше. Надо заметить, что случившееся, мягко говоря, не укладывалось в планы действующего чемпиона России, ведь наряду с хорошим результатом в числе стоящих перед Леонидом задач значилось сберечь автомобиль для участия в тунисском этапе Кубка мира FIA («пауза» между двумя этими гонками составляет всего несколько дней)...

Кстати, насколько «кроссовой» оказалась трасса пролога, можно судить хотя бы по тому, что известный специалист в этой дисциплине Биньямин Джепаев на своем не слишком скоростном УАЗе обошел гораздо более серьезную технику категории Т2 (Production), уступив ее лидеру всего 32 секунды и пропустив вперед себя лишь пять автомобилей из категории Т1 (Super Production). Инициативу на прологе захватили представители команды Nart Time. Второй результат после выигравшего ССУ Гадасина привез Руслан Мисиков, третий – Андрей Дмитриев, а в Т2 лучшее время было у Константина Жильцова. Высший пилотаж продемонстрировали и основные пилоты команды « КАМАЗ-мастер»: на извилистой трассе Владимир Чагин показал восьмой результат, десятым, уступив ему восемь секунд, финишировал Фирдаус Кабиров, и следом, отстав на секунду, – Ильгизар Мардеев.

В тот же день гонщикам предстояло пройти и первый СУ, общая протяженность которого составила 190 км. Уже со старта Гадасин настолько взвинтил темп, что к середине дистанции оторвался от соперников более чем на три минуты. В итоге несмотря на то, что в 80 км от финиша на его Nissan «умер» гидроусилитель руля, он показал лучшее время, на минуту опередив руководителя своей команды Руслана Мисикова. В темпе лидеров прошли дистанцию Дмитриев, Беркут и Соловьев. Что же касается КамАЗов, то хотя перед гонщиками из Набережных Челнов не ставилась задача бороться с легкими багги, после первого СУ в первой десятке оказалось и четыре белосиних грузовика...

Поставленная задача выполнена

Основная часть маршрута (а это порядка трех сотен километров) пришлась на второй день соревнования. И эта дистанция, большей частью повторявшая трассу первого дня, внесла серьезные поправки в расстановку сил. Прежде всего сменился лидер. Нет, Гадасин и на этот раз прошел отрезок быстрее всех, но слишком высокий темп (средняя скорость составила почти 92 км/ч) сыграл с опытнейшим пилотом злую шутку. Борис рассчитал расход топлива по первому дню гонки – 45 л на 100 км (а вышло все 70) и в запале борьбы дозаправился, да не просто на трассе, а одолжив канистру с бензином на контрольном пункте! «Расплата» за топливо не заставила себя ждать: часовой штраф автоматически отодвинул лидера на 11-е место, а гонку автоматически возглавил шедший на второй позиции багги Acura NSX Андрея Дмитриева. Ну а за ним следовали гонщики из Набережных Челнов – Чагин, Кабиров, Мардеев, Николаев, Янборисов…

Более того, к моменту старта завершавшего гонку третьего по счету 280-километрового СУ из борьбы по сути выбыли фавориты всех категорий автомобильного зачета! Техника подвела Жильцова, Мисикова, Боровикова, Джепаева. И только камские грузовики продолжали методично выполнять свою тестово-тренировочную программу. А заодно они не давали расслабиться вышедшему в лидеры Андрею Дмитриеву. Впрочем, имея надежный задел, тот в последний день решил ехать наверняка, стараясь не допустить роковых ошибок. Зато Борис Гадасин предпринял попытку наверстать упущенное и более чем на 5 минут оторвался от освоившегося с арендованным багги Соловьева. Правда, это принесло ему только третье место в абсолютном зачете, где победителем стал Дмитриев. Кстати, в общей итоговой классификации второй результат среди всех категорий участников на счету экипажа Чагина! Но, увы, согласно регламентам Чемпионата и Кубка РАФ по ралли-рейдам 2008 года результаты, показанные грузовиками (зачетная группа Т4), не включаются в итоговую классификацию абсолютного зачета. С другой стороны, если бы не это обстоятельство, то «легковым» участникам досталось бы гораздо меньше мест на подиуме. Впрочем, в задачу команды « КАМАЗ-мастер» на этой гонке входило отнюдь не завоевание призовых мест, а прежде всего проверка спортивной техники и «обкатка» молодежи. Что, собственно, и было сделано…

Несмотря на то что суммарный километраж этой трехдневной гонки мог сравниться по протяженности с некоторыми «дакаровскими» этапами, она послужила хорошим испытанием для техники и для людей. Тестировавший новые подвески своего КамАЗ 4326 Владимир Чагин финишировал со вторым временем и в итоге уступил легковому моноприводному багги всего 14 минут! Третье место в общей классификации занял экипаж Фирдауса Кабирова. А выполняющий на «Дакаре» функции автомобиля технической помощи КамАЗ под управлением Ильгизара Мардеева показал пятый результат! Соответственно они и поделили подиум в грузовом зачете.

P.S. Впечатления от второго этапа Чемпионата России, ставшего неплохим тестом для команды « КАМАЗ-мастер», остались противоречивые. Ведь если нет никаких сомнений в том, что КамАЗ 4326 VK и его экипажи к будущим марафонам, в частности к стартующему 12 июня по маршруту Санкт-Петербург – Пекин, готовы, то число участников отечественного чемпионата не увеличивается, и лишь единицы сегодня реально способны заявить о себе на международной арене.


ДВА ДНЯ НА ИСПАНСКОЙ ФЕРМЕ

Теперь уже не приходится сомневаться в конкурентоспособности подготовленного к «Дакару-2008» КамАЗ 4326 VK. А ведь до волгоградской гонки у команды не было возможности полноценно протестировать новый автомобиль. Если, конечно, не считать двухдневного теста в Испании на внедорожной трассе неподалеку от Теруэла на обратном пути из Лиссабона в Набережные Челны. О нем мало кто знал, и только нашему корреспонденту удалось стать свидетелем этой увлекательной работы. Дело в том, что после отмены «Дакара» команда собиралась проверить новые технические решения в Марокко. Но из-за сильных дождей тесты пришлось отменить. В итоге было решено поработать в Испании (для теста на берегах Камы пришлось бы ждать еще три-четыре месяца). Прежде всего требовалось оценить новую компоновку, вызванную смещением двигателя назад, а также испытать возможности новой подвески и управляемого переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Для этого специалисты испанского внедорожного центра создали целый комплекс препятствий. Понять со стороны, для чего с восхода и дотемна три грузовика нарезают круги вокруг полей, прыгая на трамплинах и переваливаясь через холмы, было достаточно сложно. И дело было не только в ощущениях пилотов, работу узлов фиксировали закрепленные в различных местах кузова телекамеры. Потом настала очередь главного специалиста по двигателям Михаила Мясоедова, экспериментировавшего с регулировками, ведь теперь еще приходится учитывать требования технического регламента по дымности – выхлоп не должен быть заметен на общем плане, причем добиться этого нужно без применения улавливающих устройств. Конечно, два дня – это совсем немного для тестовой программы, но за них было пройдено не менее 1200 км, и инженеры смогли получить необходимую информацию.


«Маршрут-1000» – II этап Чемпионата России по ралли-рейдам
МестоЭкипажГородАвтомобильВремя Отставание
Класс Т1
1ДМИТРИЕВ Андрей / ДЕМЬЯНЕНКО ВладимирМосква / Коломна Acura NSX09:32'23''00:00'00''
2СОЛОВЬЕВ Ярослав / КАЛАЧЕВ ЕвгенийМоскваHonda Civic Sport10:06'26''00:34'03''
3 ГАДАСИН Борис / БАКУСТИН ИгорьСанкт-Петербург Nissan Pick Up Kingcab10:16'40''00:44'17''
Класс Т2
1ФРОЛОВ Владимир / ЦАРЕВ ДенисМосква Mitsubishi Pajero 13:08'33''00:00'00''
2ВОЛИКОВ Виктор / ЯКОВЧЕНКО ДмитрийМосква Toyota Prado13:49'43''00:41:10''
3НОВИЦКИЙ Богдан / СОВГИР СергейКиев Toyota Prado14:29'05''01:20'32''
Класс «Национальный»
1ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ЩАНОВ АлександрСанкт-Петербург УАЗ-3151 12:45'08''00:00'00''
2САДОВСКИЙ Игорь / ЧЕРНОВ АндрейМосква УАЗ-3151413:58'14''01:13:06''
3 МАРЗАЛЮК Владимир / ПЛЕТЕНЕВ Антон Коломна УАЗ-31519514:13'17''01:28:09''
Класс Т4
1ЧАГИН Владимир / КОНОПКО Станислав / БУШУЕВ ВадимНабережные Челны КамАЗ 4326 09:46'27''00:00'00''
2КАБИРОВ Фирдаус / БЕЛЯЕВ Айдар / ШАЙСУЛТАНОВ Ильдар Набережные Челны КамАЗ 432609:52'44''00:06'17''
3МАРДЕЕВ Ильгизар / МИЗЮКАЕВ Вячеслав / ПОГОЖИХ СтаниславНабережные Челны КамАЗ 432610:07'54''00:21'27''

Положение в Чемпионате России по ралли-рейдам после двух этапов
МестоЭкипаж ГородОчки
1-2 ДМИТРИЕВ АндрейМосква 15
1-2НОВИЦКИЙ ЛеонидМосква15
3-4МИСИКОВ РусланСанкт-Петербург11
3-4СОЛОВЬЕВ ЯрославМосква11
5ЖИЛЬЦОВ КонстантинМосква10


ЭТО ВСЕЛЯЕТ НАДЕЖДУ

Уже давно российские мотогонщики не имели возможности попробовать свои силы на бездорожье. Ну что поделать, не жалуют отечественные организаторы соревнований этот зачет, давно уже ставший украшением мировых внедорожных ралли. И потому нельзя не отдать должное тем, кто отважился провести гонку «Маршрут-1000» для мотоциклов и ATV, совмещенную со вторым этапом Чемпионата России по ралли-рейдам. Конечно, протяженность ее маршрута была далека от тысячи километров, но и 235 км за два дня, особенно в условиях резкого похолодания, сильного ветра и дождя, стали непростым испытанием. Тем не менее на старт вышли 18 участников мотозачета на мотоциклах и ATV. Самым маститым из них был представитель Коломны Алексей Наумов, выступавший на KTM 525 EXC. В распоряжении остальных имелись в основном малолитражные Yamaha. Неудивительно, что именно Наумов уже на первом стокилометровом специальном участке и захватил лидирующую позицию, обойдя более чем на четыре минуты москвича Евгения Медина (Yamaha VZ 450). Но что самое удивительное, третий результат показал выступавший на квадроцикле Yamaha YFM 660 волгоградец Альберт Татрулаидзе. На второй день гонки Наумов закрепил свое преимущество, оторвавшись более чем на две с половиной минуты от Андрея Сазонова (Yamaha WR 450) и почти на три от Медина. В результате он и стал победителем. Конечно, на волгоградскую гонку Алексей приехал готовиться к новым международным стартам, но ведь и дебютировавший в этой дисциплине Евгений Медин уступил ему не так много – менее 9 минут. А это вселяет надежду, и, как отметил занявший третье место представитель байкерского клуба «Ночные волки» Андрей Сазонов, «интерес к этой дисциплине растет».


текст: Константин КОМКОВ
фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Мария ГОРШКОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты