Проведя на полигоне НИИИ-21 испытания полугусеничного бронетранспортера White M3, мы решили попробовать отмотать кинопленку истории и попытаться заглянуть в середину тридцатых годов прошлого века…
В то время на заводах Круппа еще не были отлиты снаряды, упавшие на землю Польши и ознаменовавшие своими разрывами начало Второй мировой войны, а стало быть, еще никто не назвал эти годы «предвоенными». Но при этом в мире отчетливо пахло пороховой гарью, и то тут то там вспыхивали костры войн, которые мы сегодня назвали бы «локальными». Уже пал под немецкими бомбами испанский городок Герника, горели эфиопские деревни, а императорская Япония уже провозгласила лозунг «Хакко иттио» («Весь мир под одной крышей»), оккупировала большую часть территории Китая, вырезала в Нанкине почти 300 тыс. мирных граждан и попробовала на зуб прочность обороны СССР иМонголии. В общем, большая война была не за горами. А между тем армия США была слаба, и ей отчаянно не хватало современного оружия.
Главное – логистика
В конце 30-х годов прошлого века армия Соединенных Штатов по численности занимала 16-е место в мире, уступая не только великим мировым державам, но и Чехословакии, Польше, Турции и Румынии. Ее бронетанковые войска располагали лишь 283 легкими пулеметными и 20 средними танками, большинство из которых было выпущено еще в 1918 году. Но не стоит думать, что США не готовились к войне.
Учитывая опыт Первой мировой, американское правительство делало упор не столько на развертывание массовой армии и поддержание «кадровой военной промышленности», сколько на мобилизационную подготовку экономики. И сердцевиной этой подготовки промышленности, во многом объясняющей огромные масштабы и высокие темпы производства вооружения в годы Второй мировой войны, стала заблаговременная разработка специальных, так называемых мобилизационных, образцов вооружения, технологически ориентированных на массовый выпуск в гражданском секторе экономики. Одним из 1260 таких образцов и стало семейство полугусеничных бронированных транспортеров и артиллерийских тягачей.
Американские генералы были не меньшими прагматиками, чем политики. Они считали, что война – это не столько «вихри яростных атак», сколько логистика, помноженная на максимально высокую скорость, перемещение огромных масс людей и вооружений. Именно поэтому программе строительства дешевых массовых бронетранспортеров уделялось такое большое внимание. И полугусеничную схему для них выбрали тоже не случайно.
Комитет по вооружению решил…
a class="thickbox" title="Боевое отделение бронетранспортера М3 в том виде, в каком машина изначально была принята на вооружение. Что же касается «халфтрака» завода White, побывавшего у нас на испытаниях, то, видимо, он был позднее переделан." href="/fi/2/pics/issue30/649/(078-086)_Half_His_P_K_2.qxd_pages_Page_2_Image_0004.jpg"> Еще в годы Первой мировой американцы провели успешные испытания полугусеничных арттягачей, представленных фирмами Garford-Holt и Mack. Но, пожалуй, самые лучшие результаты показали полноприводные грузовики фирм FWD Auto и Nash, оборудованные задними гусеничными тележками фирм McKeen Motor и Jeffrey соответственно. Во второй половине 20-х и начале 30-х годов испытательный центр бронетанковых войск США в Абердине закупил и провел полноценные испытания французского тягача Citroen-Kegresse P17. После положительного заключения целому ряду американских фирм были выданы технические задания на разработку полугусеничных тягачей и транспортеров. Из представленных на испытание машин нашего внимания заслуживает образец фирмы Cunningham, получивший индекс Т9. По сути, это был грузовичок Ford 1936 года, оснащенный V8 мощностью 83 л.с., системой привода на передние колеса фирмы Marmon-Herrington и оригинальной тележкой гусеничного хода с резинометаллической лентой. Именно эти тележки и были использованы в ходе реализации проекта OCM 14188 (он предусматривал разработку полугусеничного бронированного тягача на базе разведывательной бронемашины White M2A1 Scout).
< Разведывательные броневики (афактически – легкие БТР) были разработаны фирмой White еще в 1933 году на базе коммерческого 1,5-тонного грузовикаWhite Indiana 4x4. С 1934 года они начали поступать в войска в вариантах М1, М2 и М2А1. Полугусеничный вариант транспортера создали очень быстро, и 21 сентября 1938 года образец с индексом Т7 поступил на полигон в Абердине для всесторонней оценки. Испытания показали, что полугусеничная версия действительно превосходит колесный прототип по проходимости, но 95-сильного мотора Hercules машине явно не хватает. Поэтому в декабре 1939 года Комитет по вооружению принял техническое задание OCM 15544, предусматривавшее выбор для машины подходящего мотора. В качестве возможных вариантов рассматривались двигатели White моделей 20A, 140А и 160А, а также Hercules WLCX3 и Buick Series 60. В итоге единым двигателем для полугусеничных машин стал 147-сильный White 160A.
Другой документ – ОСМ 16112, датированный 19 сентября 1940 года, предусматривал принятие на вооружение трех типов полугусеничных машин. Двум прототипам, Т7 и Т14, представленнымфирмойWhite, присваивались индексы М2 и М3. ДесятиместныйМ2 должен был играть роль тягача для полевой и противотанковой артиллерии, а 13местный М3, отличавшийся от него удлиненным на 10 дюймов бронекорпусом, должен был стать основным транспортным средством мотопехоты. Третий прототип представлял собой Т14 с бронекорпусом, приспособленным для установки 81-мм миномета. Эта машина получила войсковое обозначение М4. В октябре были разработаны чертежи, и практически одновременно на трех фирмах (White в Кливленде, штат Огайо, Autocar в Эдморе,штат Пенсильвания, и Diamond T в Чикаго) началась подготовка к серийному производству «полугусеничников». За производство передних ведущих мостов и гусеничных тележек отвечала фирма Timken, а за изготовление резинометаллических гусеничных лент и обрезиненных катков – шинный гигант BF Goodrich. Первая партия – 62 арттягача М2 фирмы White – поступила на вооружение расквартированных на базе форта Нокс частей в мае 1941 года. До нападения Японии на Пирл-Харбор и вступления США в войну против стран Оси оставалось лишь полгода…
Производство полугусеничных автомобилей White Motor Company. Обратите внимание на устройство гусеничного хода: спаренные резинометаллические ленты, опорные катки и поддерживающие ролики. По замыслу создателей конструкция бронетранспортера была максимально унифицирована по узлам и агрегатам с гражданской продукцией заводов, на которых они производились.
Конструкция военного времени
Полугусеничные бронеавтомобили имели типовое шасси – лонжеронную раму, на которую жестко устанавливался ведущий мост гусеничной тележки. Передний ведущий мост подвешивался на полуэллиптических рессорах. Тележка имела четыре опорных обрезиненных катка, попарно соединенных балансирами. Через две ленточные пружины буферного типа тележка подвешивалась к поперечной литой балке, укрепленной на раме. Гусеница представляла собой ряд металлических тросов, завулканизированных в резиновую ленту. Каждая гусеница состояла из двух таких лент, соединенных между собой поперечными накладками, за которые цепляется ведущее колесо. Для направления ленты устроены двухлепестковые реборды, расположенные в средней части гусеницы и прикрепленные к ведущим накладкам. Для увеличения сцепления гусениц с дорогой предусмотрены шпоры, которые крепятся на особых крючках на концах ведущих поперечин. Каждый бронетранспортер возил с собой и цепи, надеваемые на гусеницы для повышения проходимости.
Производство «полугусеничников» разворачивалось полным ходом, однако к середине 1942 года стало ясно, что производственных мощностей трех фирм недостаточно. Тогда к программе подключили чикагскую International Harvester. Так у тягачаМ2 появился брат-близнец по имениМ9, а у бронетранспортераМ3 –М5. Применение отдельных индексов было вполне оправдано: инженеры International Harvester, сохранив общую схему, внесли в конструкцию серьезные изменения. Например, упрочненную броню толщиной 6,3 мм заменили гомогенной 7,94-миллиметровой (увеличенная толщина компенсировала ее меньшую прочность). Такие броневые плиты соединялись не болтами, а сваркой (корпуса М5 и М9 отличаются закругленным задним углом). Наконец, инженеры International Harvester применили собственные агрегаты: двигатель International RED 450-B мощностью 141 л.с. и мосты IHC 1370 и RHC 1590. Кстати, самый простой способ отличить этот «полугусеничник» от других – по форме переднего моста. УМ5 иМ9 он цельный, штампованно-сварной типа «банджо», а у остальных – разъемный Timken.
Машины производства International Harvester были в целом выше и длиннее остальных и весили примерно на 500–800 кг больше. Немудрено, что и шины на них потребовалось установить увеличенного сечения (9,00х20 вместо 8,25х20). А вот первоначальная четырехступенчатая коробка передач Spicer 3641 обнаружила достаточный запас прочности и тяговых возможностей – ее оставили. Правда, изрядно прибавив в весе, «полугусеничники» с клеймом IH слегка потеряли в динамике. Помимо всего прочего М9 отличался от М2 наличием дверки в задней стенке бронекорпуса и отсутствием боковых люков для погрузки боеприпасов.
«Халфтраки» вступают в бой
a class="thickbox" title=" " href="/fi/2/pics/issue30/649/(078-086)_Half_His_P_K_2.qxd_pages_Page_4_Image_0005.jpg"> Впервые американские полугусеничные бронетранспортеры «нюхнули пороха» в декабре 1941 года на Филиппинах. В составе 192-го и 194-го танковых батальонов армии США было 23 машины этого типа, использовавшихся на вспомогательных ролях (для связи, разведки и в качестве штабных машин). В ходе боев на острове Лусон все они были…потеряны. И все же серьезное боевое крещение «полугусеничники» получили в 1942 году сразу на двух театрах военных действий. Во-первых, в 1942 и 1943 годах в СССР было поставлено 342 М2, 413 М9 и 421 М5. Лишь 118 из этих машин использовались в качестве БТР. Причем использовались они не для перевозки линейной мотопехоты, а в разведывательных подразделениях танковых частей и для охраны высшего командного состава. Последнее отнюдь не было роскошью: достаточно вспомнить трагическую гибель генерала Ватутина.
Ну а подавляющее большинство машин поступило в артиллерию: РККА испытывала жесточайший дефицит средств механизированной тяги, потерянных в ходе катастрофических отступлений 1941–1942 годов. Ну а первым случаем действительно массового применения «халфтраков» стала операция «Торч» (высадка союзников в Северной Африке осенью 1942 года). В каждом танковом полку 1-й и 2-й американских танковых дивизий было по сто полугусеничных машин, в мотопехотных полках – по 230, а общее число «полугусеничников» в каждой дивизии (с учетом штабных, связных, инженерных, артиллерийских и прочих частей) составляло 733 штуки.
<Колонна бронетранспортеров М3 во время учений бронекавалерийской бригады в форте Нокс, 1942 год. В отличие от М2, модификация М3 имела увеличенный бронекорпус с дверкой сзади. Через нее удобно было, например, загружать носилки с ранеными. Обратите внимание: на головах «бронекавалеристов» еще «каски-тазики», которые в ходе войны заменят на шлемы М1 («стальные горшки»). На вооружении «кавалеристов» 7,62-мм карабины М1 системы Гаранда и 7,62-мм пулемет М1917 системы Браунинга.
История с разуванием
Именно тогда во всей остроте встала серьезная эксплуатационная проблема «халфтраков»: бронетранспортеры первых выпусков так и норовили скинуть гусеницы. Дело в том, что, желая улучшить маневренность машины, гусеницам придали большой угол атаки. И как только передним поддерживающим катком гусеница набегала на препятствие (например на камень), соответственно увеличивалось усилие и на второй каток, объединенный с первым в балансирную тележку. Подвеска катков сжималась, и гусеница ослабевала. Неравномерность натяжения полотна гусеницы приводила к ее соскакиванию. Особенно эта проблема обострялась в осенне-зимний период, когда между катками и гусеницей набивались грязь и снег. Ко всему прочему гусеницы бронетранспортеровМ2 иМ3 имели жесткую фиксацию натяжителя ленивца. На ровных дорогах такое решение себя худо-бедно оправдывало, но стоило машине выехать на бездорожье…
Комитет по вооружению в срочном порядке заказал проведение конструкторских работ для решения проблемы. Пока же в войсках решили бороться с этой бедой самостоятельно. Наиболее удачное решение предложили первый лейтенант Томас Хаусс и мастер-сержант Джерри Нобль (оба служили во 2-й танковой дивизии «Ад на колесах»). Они вышли с предложением заменить жесткий натяжитель пружинным от трактора Holt, закрепив последний при помощи рым-болта. Командир части, полковник Сидней Хиндс, лично заплатил за необходимые детали. Испытания рацпредложения прошли удачно. Хиндс доложил об успехе начальнику службы вооружения дивизии подполковнику Крэббу, а тот в свою очередь – командиру дивизии генералу Хармонду. Вскоре все полугусеничные транспортеры в Северной Африке получили пружинные натяжители ленивцев. Что же касается серийных машин, то жесткие натяжители на них были заменены пружинными (причем не одинарными, как в первом варианте, а двойными) только в июле 1943 года. Впрочем, проблема спадания гусениц «халфтраков» так до конца и не была решена, о чем свидетельствуют, в частности, результаты их зимних испытаний в СССР.
Против танков
И все же «халфтраки» в войсках любили прежде всего за их универсальность. В инженерных частях их оснащали мощными кранами, связисты монтировали на них радиостанции и громкоговорители, штабисты строили на их шасси передвижные командные пункты, а медики использовали их для эвакуации раненых с поля боя. Наконец, «халфтраки» оказались практически универсальными носителями вооружения. С первых дней серийного выпуска этих машин они производились в варианте самоходного миномета. И именно «полугусеничники» позволили американцам решить проблему противотанковой САУ: уже в 1941 году в серию пошел истребитель танков M3 75mm Gun Motor Carriage, оснащенный пушкой М 1897А3 (лицензионный вариант знаменитого французского орудия времен Первой мировой). Понятно, что выбор пал на нее не от хорошей жизни – просто ничего лучшего в распоряжении американцев не было.
И все же самоходки М3 воевали очень неплохо. Наиболее ярким эпизодом их боевой биографии стал бой около Эль-Гутара в марте 1943 года. Тогда около сотни немецких танков атаковали части 1-й американской пехотной дивизии. В сражение вступили самоходки 661-го противотанкового батальона. Ценой потери 21 машины они уничтожили более 30 немецких танков, в том числе два «Тигра», и таким образом спасли положение. С появлением более совершенной гусеничной САУ М10 «полугусеничники» начали переводить в орудия непосредственной поддержки пехоты, и в таком качестве их использовали до конца войны. Особенно хорошо эти машины зарекомендовали себя на тихоокеанском театре военных действий.
Другой противотанковый вариант (он получил индекс Т48) разрабатывался совместно с британцами. Машину вооружили английской 6-фунтовой (57-мм) пушкой. Но когда наконец фирма Diamond T выпустила 962 Т48, то выяснилось, что англичанам эти орудия не нужны – к этому времени они делали ставку на более мощную 17-фунтовую противотанковую пушку. Поэтому часть машин переоборудовали обратно в бронетранспортеры, а оставшиеся 650 самоходок отправили по ленд-лизу в СССР, где они получили обозначение СУ-57 (в конце 1943 года – 241 установка Т48 (СУ-57) и еще 409 – в 1944 году). Ими были вооружены 16-я, 19-я и 22-я (впоследствии 70-я гвардейская) самоходно-артиллерийские бригады, приданные 1-й, 3-й и 4-й гвардейским танковым армиям.
Советским танкистам, несмотря на ряд недостатков (малая маневренность, отсутствие подкалиберных снарядов для борьбы с тяжелыми танками и пулеметного вооружения против вражеской пехоты), «полугусеничники» сразу же понравились. Но особенно возможность осуществлять стремительные и длительные марши пригодились в 1944– 1945 годах, когда Советская армия вступила в Европу с ее развитой дорожной сетью. Так, только за полтора месяца боев в июле– августе 1944 года артиллеристы 19-й бригады уничтожили 18 пулеметов, 16 орудий, 4 миномета, 36 танков, 13 бронемашин и бронетранспортеров и 33 автомобиля. При этом они потеряли лишь семь машин. Особенно отличилась 70-я гвардейская бригада во время Берлинской операции, где она сначала отражала попытки немцев пробиться к окруженному Берлину, а затем совершила знаменитый маршна помощь восставшей Праге.
Против самолетов
В начальный период войны американцы построили довольно много штурмовых орудий на полугусеничном шасси, самоходных 75-мм гаубиц Т30 и 105-мм Т19. Но опыт боевого применения этих машин оказался скорее отрицательным: громоздкие легкобронированные машины становились легкой добычей вражеских танков и противотанковых пушек. Зато зенитно-самоходные установки на базе «халфтраков» оказались просто незаменимыми и широко использовались во всех союзных армиях, на всех фронтах и театрах военных действий.
Первыми появились на свет ЗСУ М-13 MGMC и М14 MGMC (Multiple Gun Motor Carriage). Они представляли собой двухствольную 12,7-мм пулеметную турель фирмы Maxson (по сути – переоборудованную башенку бомбардировщика B-17), установленную на шасси М3 и М5 соответственно. В середине 1942 года фирмаMaxson модернизировала свою турель, превратив ее в четырехствольную. Производство таких ЗСУ на базе М3, получивших индексM16MGMC, началось в мае 1943 года. В декабре к работе подключилась и фирма International Harvester, и тысяча выпущенных ею на базе БТР М5 самоходных зенитокМ17 отправилась по лендлизу в СССР.
Советские танкисты (а практически все М17 поступили в зенитно-артиллерийские части механизированных и танковых корпусов и танковых армий) очень высоко оценили эти установки. Наиболее эффективен их огонь оказался против низколетящих Ju-87 и FW-190. Особенно хорошоМ17 показали себя на последнем этапе войны, когда передовые отряды в составе семи-девяти танков Т-34, четырех ЗСУ М17 и нескольких колесных БТР M3A1 Scout с мотострелками с ходу брали немецкие города и укрепленные пункты, захватывали мосты и железнодорожные станции. И в американской, и в английской, и в нашей армиях огромная огневая мощь этих установок, выбрасывавших две тысячи свинцовых «гостинцев» калибром 12,7 мм за минуту, нередко использовалась для непосредственной поддержки пехоты. Например, 2 мая 1945 года на окраине Берлина группа прорывавшихся к американцам немецких войск атаковала расположение зенитной батареи старшего лейтенанта Суркова. И неизвестно, как бы все обернулось, если бы не подоспевший взвод М17 – их счетверенные крупнокалиберные пулеметы буквально смели нацистов.
Еще одной интересной полугусеничной машиной стала пушечно-пулеметная самоходная зенитная установка М15 CGMC (Combined Gun Motor Carriage). Мощное вооружение (37-мм зенитная пушка и два 12,7-мм пулемета Browning) монтировалось на общем вращающемся лафете, а заднюю часть бронекорпуса заменяла вращающаяся вместе с лафетом открытая сверху броневая рубка. Всего было выпущено около 1600 таких установок, и лишь сто из них направлено в армии других стран по лендлизу (все сто – в СССР).
Армейские доработки
В целом американские источники приводят следующие цифры поставок «халфтраков» в СССР: М2 – 342 единицы, М3 – две штуки, М5 – 421 единица, М9 – 413 единиц. При переправке было потеряно 54 машины. Итого Советская армия получила 1104 полугусеничных бронетранспортера. Прибавим к этому числу 100 зениток М15А1 MGMC, тысячу зениток M17 MGMC SPG, 650 самоходок T48 SPG, пять истребителей танков M18. Хотя, конечно, этим перечень армейских специальностей «халфтраков» и систем вооружений, устанавливаемых на американские «полугусеничники» во времена Второй мировой, не исчерпывается. Огромный вклад в это разнообразие вносила «армейская самодеятельность». Дело в том, что простота и надежность конструкции шасси позволяли установить в открытый бронекузов оружие практически самых разных калибров и назначений.
Далее Ближний Восток
В целом американские источники приводят следующие цифры поставок «халфтраков» в СССР: М2 – 342 единицы, М3 – две штуки, М5 – 421 единица, М9 – 413 единиц. При переправке было потеряно 54 машины. Итого Советская армия получила 1104 полугусеничных бронетранспортера. Прибавим к этому числу 100 зениток М15А1 MGMC, тысячу зениток M17 MGMC SPG, 650 самоходок T48 SPG, пять истребителей танков M18. Хотя, конечно, этим перечень армейских специальностей «халфтраков» и систем вооружений, устанавливаемых на американские «полугусеничники» во времена Второй мировой, не исчерпывается. Огромный вклад в это разнообразие вносила «армейская самодеятельность». Дело в том, что простота и надежность конструкции шасси позволяли установить в открытый бронекузов оружие практически самых разных калибров и назначений.
После окончания войны США быстро сняли с вооружения практически все линейные бронетранспортеры. В войсках остались только специализированные машины и в первую очередь зенитные самоходные установки. Многие из них успели повоевать в Корее, а некоторые дотянули и до войны во Вьетнаме! Высвободившиеся транспортеры передавались в Национальную гвардию, полицейские подразделения или в армии других стран в порядке военной помощи. Например, во время войны в Индокитае «полугусеничники» всех модификаций использовались французскими войсками для охраны и сопровождения транспортных колонн. И все же главным полем боя второй половины XX века для «халфтраков» стал Ближний Восток. Уже к началу войны за независимость Израиля (1948 год) активисты еврейской боевой организации «Хагана» сумели нелегально, под видом сельскохозяйственных машин, доставить в подмандатную Палестину 20 бронетранспортеров М5 и М9. Большинство из них были переоборудованы в «почти танки». Одни – путем установки самодельных башенок с 20-мм пушками, другие – путем установки в десантное отделение английских 57-мм пушек со штатным бронещитом. В 1949 году, после провозглашения государства Израиль, начались официальные закупки этих машин в Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах и США.
В 1955 году командование Армии обороны Израиля (ЦАХАЛЬ) сформировало две бригады, вооруженные полугусеничными БТР. Командиром одной из них стал будущий премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. В 1956 году разыгрались события, получившие известность как «1-я Синайская война». Бригада Шарона в ходе операции «Кадиш» совершила глубокий рейд через весь Синайский полуостров, потеряв из-за поломок на марше 10 из 13 имевшихся в бригаде танков французского производства и... ни одного «халфтрака»!
В период между Суэцким кризисом и Шестидневной войной 1967 года Израиль спешно скупал по всему миру полугусеничные БТР и активно занимался их перевооружением. Например, израильтяне построили на полугусеничных шасси противотанковые комплексы, оснащенные французскими ПТУР SS-11, разработали самоходку, оснащенную 90-мм бельгийской противотанковой пушкой Mecar, и начали ставить на «халфтраки» 120-мм минометы Soltam израильского производства. Основой мобильной ПВО частей ЦАХАЛЬ стали М3, оснащенные спаренной 20-мм зенитной установкой Hispano-Suiza 404.
Во время Войны Судного дня на долю этих ЗСУ пришлось 26 сбитых самолетов, что составляло 60% от машин, сбитых зенитной артиллерией. Вообще же к началу боевых действий Израиль располагал пятью тысячами полугусеничных машин, причем порядка четырех тысяч из них составлялиМ2 иМ3 (в израильских документах они значились как БТР «Захлам»). Именно на этих машинах израильские части совершили марши через пустыню, выиграли «бой за китайскую ферму»,форсировали Суэцкий канал, отрезали египетскую армию и вышли на подступы к Каиру.
На рубеже 80-х годов Израиль начал передавать «полугусеничники» из состава вооружения частей первой линии пограничной полиции («МАГАВ») и в резервные части. При этом все машины проходили серьезную модернизацию: они получали позаимствованный у гусеничного БТР М-113 дизельный двигатель 6V53 и автоматическую трансмиссию Allison TX100N. Внешне модернизированные БТР «Захлад» можно было идентифицировать по отсутствию противопульных жалюзи на переднем бронелисте перед радиатором. И только в XXI веке Израиль окончательно снял «халфтраки» с вооружения. Впрочем… Проезжая по шоссе БеерШева – Эйлат, можно увидеть в пустыне Негев огромные базы хранения, на которых под навесами стоят сотни законсервированных полугусеничных БТР. На всякий случай...
текст: Андрей СУДЬБИН
Денис ОРЛОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.