Прежде чем здание начнет расти вверх, необходимо изрядно поковыряться в земле, работая над возведением нулевого цикла. Так вот, судя по всему, люди, ответственные за проведение Российского Чемпионата по джип-триалу, тоже знали, что делали. По крайней мере с точки зрения технологии строительного производства они поступили совершенно правильно: сперва нулевой цикл и соответственно входящие в его состав грунтовые работы, и лишь затем монтаж надземной части из железобетонных изделий...
Грунтовая трасса первого этапа участникам определенно понравилась. И пусть это скорее дань тем временам, когда на подобном грунте проводились джипспринты c элементами триала (сегодня «грунт» не характерен для этой дисциплины), но после долгой зимней паузы подобная «разминка» оказалась весьма кстати. Ну а высокие горки, ворота, запрыгнуть в которые удалось не всем, коварные косогоры, грозящие опрокидыванием (перевороты были и на самих соревнованиях, и на тренировке днем ранее), сделали гонку понастоящему зрелищной. Причем отсутствие «бетона», несколько нивелировавшее преимущества чисто триальных машин, даже добавило интриги. А вот существенного увеличения количества участников Чемпионата России по джип-триалу в сезоне нынешнего года вопреки ожиданиям, увы, не произошло: на первый этап приехало лишь семь экипажей. С другой стороны, борьба в любом случае обещала быть очень напряженной.
Краткое трофидоминирование
Первым стартовал Viking, ведомый действующими чемпионами России Юрием Самодуровым и Владимиром Казаком. Подняв в воздух комья земли и клубы пыли, норвежский прототип срезал самые крутые бугры и…раскопал глубокие колеи. Впрочем, «срезка», похоже, оказалась всетаки важнее «раскапывания», и стартовавшие следом экипажи с каждым разом проходили трассу все быстрей. Ну а ехавший последним Сергей Савенко, можно сказать, летел! Кстати, выравнивание выравниванием, но такой прыти от трофийного монстра (триальную машину к первому этапу Сергей просто не успел достроить) на, как ни крути, а все-таки триальной трассе, не ожидал никто. Но, как уже было сказано, дело тут не только в мастерстве пилотирования. Это общая проблема грунтовых трасс – нестабильность. Как следствие, стартующим последними в джип-триале обычно все-таки легче (в трофи ситуация чаще всего прямо противоположная).
А теперь в обратном направлении
Между тем интрига соревнования закручивалась. После первой секции неожиданно для всех вперед вышел Сергей Савенко. Но при этом было совершенно понятно, что на трофийной машине ему вряд ли удастся сохранить лидерство. Тем более что в секции номер два участникам, во-первых, предстояло пройти фактически ту же трассу, но в обратном направлении (в результате чего рельеф ее сразу становился гораздо круче), а главное, стартовали они также в обратном порядке, и следовательно, Савенко открывал секцию. В общем, было очевидно: в этой ситуации преимущество полностью на стороне экипажей, выступающих на машинах норвежской конструкции.
И надо сказать, что прогнозы оправдались… В обратную сторону трофийный монстр двигался заметно тяжелее, и о лидерстве речь уже не шла. Положение осложнялось еще и тем, что в конце трассы обнаружились, казалось бы, совершенно «непроходимые» ворота. По крайней мере и Савенко, и еще нескольким стартовавшим следом за ним экипажам не хватило совсем чуть-чуть, чтобы «запрыгнуть» на непокорную горку. Первыми взять эти коварные ворота удалось Алексею Луцкому и Дмитрию Морозову. Дальше дело пошло гораздо веселей: с разгона, взрывая колесами песок и подпрыгивая на уже выкопанных камнях, автомобили все-таки преодолевали неуступчивое препятствие.
Лишь бы покувыркаться
Вторым в «перевернутую» секцию въехал уже успевший полюбиться зрителям ярко-красный прототип под управлением Сергея Ананова и Сергея Щетинина. Тут надо отметить, что эта машина все еще находится в стадии доработки. Экипаж попробовал вывести ее на одном из прошлогодних этапов, но тогда автомобиль был, мягко говоря, «сырым». Что же касается нынешнего сезона, то экипаж серьезно рассчитывает бороться за результат. Но, несмотря на то что многое уже сделано, машину еще предстоит доводить до ума.
После достаточно бодрого старта Ананов и Щетинин принялись рискованно преодолевать подъемы и штурмовать бугры с косогорами. У экипажа появились реальные шансы финишировать в призах (по итогам первой секции они уступали только экипажу Савенко). Правда, в один из моментов прототип чуть было не опрокинулся, но пилот все-таки сумел удержать машину. Впрочем, на этом заезд не закончился. Экипажу предстояло въехать примерно на середину другого подъема, развернуться и скатиться вниз по боковому склону. Дальше все происходило как в кино: сперва машина начинает крениться, затем одно из ее колес отрывается от земли, вскоре к нему присоединяется второе... Еще мгновение, и в воздухе оказываются уже все четыре, красный прототип лежит на боку, а к выбирающемуся из него экипажу сбегаются встревоженные журналисты и судьи.
Но, слава богу, все обошлось: выбравшись из кабины, оба Сергея взбираются на поверженный автомобиль и оттуда приветствуют собравшихся почти заученным жестом. После чего машину общими усилиями ставят на колеса. Но результат, естественно, неутешительный: по итогам двух секций только пятое место. Но вот что самое удивительное... Случившиеся «уши» ничуть не охладили пыл экипажа. Скорее, наоборот, и на третьей, показательной, секции (она была организована специально для зрителей и журналистов) они устроили «повторение пройденного», или, проще говоря, переворот на бис.
Что день грядущий нам готовит?
Ну а теперь наш краткий прогноз на будущее... В отсутствие на трассах Виталия Гавинского (он по сей день не восстановился после травмы, полученной в Сан-Марино) и соответственно его нового американского рок-багги ясно, что чемпионат выиграет либо экипаж действующих чемпионов Юрия Самодурова и Владимира Казака, либо их ближайшие соперники Антон Филимонов и Сергей Соболев. Таким образом и этот сезон, вероятно, пройдет под флагом противоборства двух норвежских прототипов (пропущенный этап - это потерянные очки, а их непросто будет наверстать). Впрочем, вот-вот должен быть построен новый автомобиль Сергея Савенко, а пересев на триальную машину, опытный спортсмен скорее всего сможет составить серьезную конкуренцию «норвежцам». В любом случае борьба обещает быть крайне интересной.
«Кубок ASG-Herzog» – I этап Чемпионата России по джип-триалу | |||
---|---|---|---|
Место | Экипаж | Класс | Автомобиль |
1 | ФИЛИМОНОВ Антон / СОБОЛЕВ Сергей | Д5 | Protozavr |
2 | САМОДУРОВ Юрий / КАЗАК Владимир | Д5 | Viking |
3 | ЛУЦКИЙ Алексей / МОРОЗОВ Дмитрий | Д5 | Cherokee |
4 | САВЕНКО Сергей | Д5 | Mercedes-Benz 280GE |
5 | АНАНОВ Сергей / ЩЕТИНИН Сергей | Д5 | «Прото» |
6 | ЕРОХИН Сергей / СТРАХОВ Михаил | Д5 | Protozavr |
7 | ЩЕРБОВ Роман / СЛАБУХА Николай | Д5 | Jeep Wrangler |
Скажу честно: трасса была не очень сложная, потому что это был первый этап, спортсмены после межсезонья еще не вкатанные, и, естественно, ее нужно было делать попроще. Но, к сожалению, это все равно не помогло. Даже на тренировке один из лучших наших экипажей совершил ошибку и двойные «уши», два с половиной оборота полных (я стоял рядом и считал) и лег на крышу, в результате чего машина вышла из строя, и подготовить ее не удалось. Поэтому один из очень перспективных пилотов - молодой, с хорошей мотивацией, как сейчас принято говорить (парень тренируется постоянно), спортсмен не смог хорошо выступить.
Это все следствие межсезонья, и трассу пришлось немного упростить. В Самаре будет намного сложнее. Следующая трасса будет еще более трудной, и так будем постепенно повышать к концу сезона сложность. Кроме того, это был грунт, а на грунте в действие вступают несколько иные правила игры, поэтому этап получился достаточно доступным для спортсменов.
Смогли участвовать и Луцкий на Cherokee, и Савенко на своей тро-фийной машине. У него есть триальная машина, она готовится, очень хорошая, сильная машина, я ее видел. Думаю, когда он ее доделает, он будет на ней выступать очень хорошо и бороться за самые высокие места. Ну а пока, поскольку был грунт и относительно несложная трасса, ему удалось очень достойно выступить на трофийной машине. Получилось динамично и зрелищно, потому что это сильно пересеченная красивая местность. Всем очень понравилось. Я счастлив, что люди довольны: спортсмены, зрители, да и пресса. Что еще нужно организатору?! Руководитель гонки испытывает счастье именно от этого!
На тренировках машина переворачивалась много раз. Я уже несколько раз специально провоцировал переворот, это было не так уж сложно сделать, как я ожидал, но и не так просто. Это не страшно! Все абсолютно прогнозируемо: и когда начинаешь переворачиваться, ты уже все понимаешь. Ни грамма страха нет - есть обида, что машина не слушается. Но винить в этом можно только себя, потому что с пятого-десятого раза я бы те ворота, где дважды уже перевернулся, прошел.
Поэтому никакой неожиданности не было и сегодня - машина уперлась передним колесом и через него перевернулась. Почему это колесо не покатилось дальше - вопрос, но я на него отвечаю так: просто нет упругости в подвеске переднего моста. И когда он складывается на сложном, но горизонтальном рельефе, это хорошо. Так делалось специально, чтобы мост легче артикулировал, ходил вокруг точки крепления к раме, а сегодня как раз это и подвело. Дважды я совершил эту ошибку, значит, что-то действительно не так в машине и во мне.
Надо будет усилить упругий элемент спереди, чтобы он лучше амортизировал это движение, и надо больше кататься. Все просто - это называется «вкат». Мы закончили эту машину буквально два месяца назад. Делали год. И было всего несколько тренировок. Поэтому мой результат, в общем, тоже закономерен: я машину еще не обуздал. Довел до такого состояния, что она способна на многое, но ее еще нужно изучать в разных ситуациях. В ходе Чемпионата будем это делать.
Я занимаюсь триалом уже восемь лет и, выйдя на чемпионский уровень, считаю, что чего-то достиг. Самое главное, что мне нравится, - реальная, с открытым забралом, борьба. Здесь нет никаких интриг. А результатом я недоволен. Должны были быть на первом месте... Честно говоря, просто был большой перерыв. Этот сезон только начался, а после осени практически не тренировались. В октябре мы сдали и только вчера получили машину. К тому же первыми вышли на секцию. В грунтовом триале это самое проблемное - «распечатывать», потому что земляная трасса с прохождением машин имеет тенденцию к изменениям. Бывает легче, а бывает, накопают - и вообще не проедешь. Но вот такие вещи, как эти ворота, как правило, улучшают: их постепенно срезают и срезают, поэтому каждому следующему все легче и легче.
Ну а так как мы пошли первыми в первой секции, совершили три досадных ошибки, которые откинули нас на второе место. Хотя реально могли победить. Но мы не отчаиваемся: впереди еще несколько этапов. Все начинается так же, как в прошлом году: первый этап мы проехали неудачно, второй удачно, третий неудачно, четвертый удачно, и в результате стали чемпионами! Это - спорт! Не уйти, не отойти, а самая главная задача - сохранить машину и себя. Сохранить команду, не ругаться - вот это очень важно!
Антон ФИЛИМОНОВ
Пилот экипажа №502 Прототип Protozavr
Первое место
Машиной доволен полностью
Я не очень удовлетворен своей ездой, а машиной доволен полностью. Мы допустили несколько невынужденных ошибок, которых могли бы не допустить. Но, видимо, сказывается зимний перерыв. Ошибки были у всех, кроме тех, кто ехал последним. Самая главная вещь, которая мешает всегда на первом этапе, - это нервы. Открываешь сезон, хочешь выступить лучше, но иногда перегораешь. Со мной это происходит регулярно. Мне всегда первая секция дается хуже. Плюс еще некоторая несогласованность действий со штурманом из-за отсутствия тренировок и поломки связи. То есть где-то мы помарки допускали, выбирали неоптимальные траектории, включая третьи ворота второй секции, которые правильно брал Савенко, а все остальные, включая нас, брали неправильно. Но, к сожалению, это была вынужденно неправильная траектория.
На вторых по ходу воротах мы грунтом подвинули вешку - не касание, не сбивание, ее подвинуло именно грунтом. Она наклонилась и загородила нам правильную траекторию, и когда мы зашли, увидели, что машина там просто не проходит. Пришлось объезжать и идти по неправильной траектории. Мы с этим справились, но потеряли некоторое время, поэтому результат на второй секции у нас был семь минут ровно. Это третий за всю историю джип-триала результат, когда человек приходил секунда в секунду! А потом подсчитали: даже если бы мы получили этот штраф, все равно остались бы первыми. Но ведь в момент езды этого не знаешь.
текст: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
фото: Ирина ЗВЕРКОВА
Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.