Финал Кубка России по трофи-рейдам был торжественно открыт в Твери на главной городской площади, откуда, после вручения кубков призерам региональных отборочных этапов (а кроме них к участию в финале не допускался никто) и общей фотографии, участники впечатляющей колонной (43 экипажа из восьми регионов) двинулись к старту. Прежде, чем определятся три, по числу зачетов, обладателя Кубка, спортсменам в течение трех дней предстояло бороться с бездорожьем.
В первый день соревнования участникам было предложено ориентирование. Причем несколько точек находилось непосредственно в прямой видимости от стартовой поляны. Располагались они вдоль ручья, протекавшего по глубокому оврагу и впадавшему в Волгу. Кстати, крутые берега великой русской реки организаторы тоже не обошли вниманием. И именно здесь сделал «уши» экипаж, первым отправившийся на взятие «речной» точки. Последняя располагалась у самой воды, но попасть к ней можно было, только спустившись с обрывистого берега. Ситуация осложнялась еще и тем, что цеплять лебедку на берегу было не за что. В общем, очевидцы рассказывают, что кувыркался автомобиль порядочно, зато в процессе возвращения так сильно «пригладил» верхнюю часть обрыва, что шедшие следом справлялись с задачей за считанные минуты.
О рельефе и болотах
Случались и откровенно курьезные ситуации. Так, незадолго до описанного выше происшествия на речном берегу на глазах изумленных зрителей на бок «прилег» еще один автомобиль. И ладно бы это случилось в овраге – там действительно были участки, где машины балансировали на трех колесах. Все произошло, что называется, на ровном месте: слишком большая скорость, скользкий грунт и чересчур резкий поворот. Позднее мог бы случиться и еще один (третий) «кувырок». По крайней мере, у точки на склоне оврага все к тому и шло, но автомобиль задержали росшие тут же молодые деревья.
Нужно отметить, что в целом СУ-1 оказался богат не только на участки с ярко выраженным рельефом, – встречались здесь и болота. Так вот, очень скоро стало ясно, что некоторые победители региональных кубков попросту не представляли, как преодолевать топь… Дело в том, что в ряде областей нашей бескрайней Родины подобные природные образования попросту не встречаются! Как следствие выходцы из «безболотных» регионов учились на собственных ошибках, что называется, по ходу дела. Например, вместо того, чтобы объехать большую часть препятствия по целине, они с упорством, достойным лучшего применения, месили уже разбитую однажды колею. В какомто смысле логика их поведения понятна: раз здесь кто-то уже прошел, значит, это правильная траектория!
Разминка боем
Но каким бы сложным ни казался первый спецучасток, настоящие трудности начались на втором СУ. Во всяком случае так обстояли дела на трассах категорий ТР2 и ТР3. После нескольких небольших (разминочных) бродов через речушки, петлявшие по лесам и полям, участников ждал, пожалуй, главный из обязательных бродов дня (да и всей гонки). Впрочем, и на «разминочных» водных преградах порою случались «инциденты»… Например, к моменту переправы через один из таких ручьев пермяки Ринат и Насибулла Хабибуллины догнали экипаж Олега Волкова и Виталия Дмитриева (этот экипаж получился «междугородним»: пилот из Самары, а штурман – из Саратова). Так вот, видя, как последние при помощи сендтраков аккуратно и без спешки проехали ручей и отправились через поле к проселочной дороге, пермяки дрогнули. В азарте погони они решили во что бы то ни стало обойти соперников и ринулись брать речушку штурмом…
Дальше – все как полагается: рев мотора, брызги грязи и лебедка. Хорошо, что дернуть нужно было только чуть-чуть, и дальше Land Cruiser пошел своим ходом. Это по-видимому обнадежило спортсменов из Перми, и к следующим точкам они решили рваться напрямую. То есть двигаться не по вышеупомянутой полевой дороге, а продираться по заросшему полю вдоль ручья. Тут пару слов надо сказать о пикантной особенности места проведения соревнования. Дело в том, что в непосредственной близости от трасс трофи-рейда находятся охотничьи угодья, и местные охотники используют здешние поля для прикорма кабанов. Так вот, встреченные нами в лесу мужики с ружьями (это немного странно, поскольку сезон охоты на тот момент еще не был открыт) долго возмущались, что спортсмены ездят по прикормочному овсяному полю…
Учиться плавать?
Дальше участников ждала целая серия водных преград. А чтобы мало не показалось, переменчивая осенняя погода на это время обеспечила проливной дождь. Так вот, о водных процедурах. Сначала экипажи «купались» в реке (они ездили за точкой и обратно), после этого переправлялись через заболоченный ручей (после брода он вообще не воспринимался как преграда), а затем буквально ползли по раскисшему подтопленному берегу. Причем ползли не слишком далеко – метров триста. А дальше начиналось самое интересное. Сначала участникам предстояло взять точку на дереве посреди довольно глубокой запруды, образовавшейся, вероятно, из вод многочисленных впадающих в реку ручьев. А вследствие частого проведения здесь соревнований дно ее было все изрыто колеями. Участники тащились к точке с нескольких сторон. При этом зачастую основная «магистраль» (самая разъезженная колея) оказывалась наиболее проходимой.
По крайней мере сунувшиеся было в объезд ее тверичи Игорь Румянцев и Сергей Стец тут же свалились в другое «донно-колейное образование», глубина которого была настолько велика, что машину в срочном порядке пришлось вытаскивать (эвакуировать) обратно. А спустя некоторое время здесь собралось столько машин, что в колеях между ручьями и открытыми водными линзами началось настоящее броуновское движение. Этому можно было только дивиться, ведь несколькими десятками метров левее по ходу движения имелась еще одна контрольная точка…
Впрочем, скоро трофисты добрались и до нее. Но вышла заминка: дело в том, что брод в том месте, где его форсировало большинство спортсменов, был достаточно глубок, а вода в середине октября, как вы понимаете, не слишком теплая. В результате подавляющее большинство экипажей предпочитало проверенную тактику: сперва машина своим ходом подбирается как можно ближе к противоположному берегу, а затем с нее десантируется штурман (там уже достаточно мелко) и топает цеплять трос к стоящим в воде деревьям.
И вот еще какой момент – уровень воды в речке колебался, и после ливней он стал заметно выше. Как раз к этому времени на своей «котлете» подъехали Юрий Зуев и Сергей Волков. И все бы ничего, если бы не очень низкая по трофийным меркам машина. Взяв точку в запруде, спортсмены довольно долго стояли на берегу, наблюдая за действиями соперников. Когда же экипаж наконец решился и машина доехала до середины, сидевший в ней Юрий оказался в воде… по плечи. А между тем буквально в десяти метрах был гораздо более мелкий брод. И те экипажи, которые не побоялись длинной колеи на съезде в него, проходили речку своим ходом, брали точку, разворачивались за ней и тем же путем переправлялись обратно. И все это, заметьте, без единого «лебежения»!
Суета вокруг бонусов
Но на этом трудности второго спецучастка не заканчивались. Для тех, кто «выжил» и намеревался бороться за приз, имелось два дополнительных куста точек. А поскольку СУ-2 был линейным, то брать их, естественно, нужно было целиком и в должном порядке. Более того, невзятие одного-единственного КП автоматически означало незачет всего «бонуса». Первый и наиболее сложный из них – куст из четырех точек по двум затопленным берегам все той же реки, только на одном из них рос лес, а другой представлял собою местами подтопленное поле. Сложность заключалась еще и в том, что брать точки предстояло в шахматном порядке, постоянно переправляясь с берега на берег. Приезжали сюда многие, а брать отваживались не все. Только четырем экипажам (из четырнадцати) в ТР3 и одному (из пятнадцати) в ТР2 этот бонус покорился. Большинство, постояв на берегу и понаблюдав за их мучениями, благоразумно разворачивалось.
Этот бонус, конечно, влиял на распределение мест по итогам второго дня, но, поскольку впереди был еще и день третий, машину стоило поберечь. Что же касается второго бонусного куста, то он оказался не в пример легче, и его прошли почти все, кто в тот день получил зачет. Но при этом – сюда поехал Юрий Зуев! Это решение многих удивило: основную трассу СУ экипаж прошел чуть больше чем за три с половиной часа, и времени у спортсменов оставалось еще предостаточно. Итог печален – они мгновенно откатились на девятую позицию, а с учетом седьмого результата на ориентировании претендовать на высокое место им уже не приходилось.
Большая композиционная ошибка
В ТР2 и ТР3, пожалуй, самым интересным местом третьего спецучастка, где развернулась наиболее острая борьба, оказалось обширное заросшее чахлым лесом и кустарником болото перед финишем. Точнее, не совсем так – просто из того места, где оно заканчивалось, можно было отправиться и на взятие еще одного бонуса. Но не будем забегать вперед, потому как участники этого не знали и нашли приключения еще на подходах... Как и накануне, стартовали по очереди в соответствии с итогами двух предыдущих СУ. В качестве разминки на подъездах к первой точке спортсменов ждал небольшой брод. И все шло хорошо, пока здесь не оказался экипаж Валерия Пронина и Сергея Зуева (не путать с петербуржцами Юрием Зуевым и Сергеем Волковым – они в этот день вовсе не стартовали). Не рассчитав скорость, спортсмены въехали в воду и получили полноценный гидроудар. В общем, для них гонка закончилась.
А дальше события развивались просто с невероятной быстротой и накалом. Первым в заросшем болоте на финишной прямой появился тверской экипаж Игорь Румянцев – Сергей Стец (по итогам двух дней они опережали ближайших соперников почти на час). И вот спортсмены берут очередную болотную точку, торопятся и в спешке уезжают дальше, чтобы успеть на бонус. Преодолевают и его, причем настолько быстро, что возвращаются раньше остальных (тверской экипаж опередил даже тех, кто на бонусные точки не ездил), финишируют и… оказывается, что одну точку (причем точку основной трассы) им не засчитывают! Проблема в композиции кадра: руку, лежащую на машине, не видно. И ведь понятно, что по сути точка взята!.. Глупо и обидно: стоило потратить минуту, проверить снимок и сфотографироваться чуть-чуть с другого ракурса, и все было бы в порядке. Но, увы, делать нечего: компоновка кадра в регламенте прописана жестко, и ее несоблюдение ведет к незачету КП. Итог – незачет всего спецучастка и, несмотря на набранные баллы, – только седьмое место.
Со скоростью 200 метров в час
Но вернемся в болото. Там, на точке, предшествовавшей злополучному для тверичей КП, к этому времени собралась целая толпа. Сначала в уже расчищенной колее показались Андрей Будин и Дмитрий Поспелов. Их УАЗ медленно-медленно подтягивался на лебедке. Буквально минутой позже появилась местная «котлета» Олега Харченко и Евгения Батарина. Прототип довольно легко обошел пермский УАЗ, но в здоровой луже, образовавшейся вокруг дерева с цифрами, им тоже пришлось повозиться. А пока они этим занимались, с противоположной стороны (оттуда, куда все уезжали) возникли Алексей Шиянов и Михаил Белуженков. И это была наиболее верная траектория! Более того – нижегородцы оперативно взяли КП и вновь скрылись в том же направлении, откуда пришли.
К этому времени до точки дотянулись и пермяки. А вот пока они оттуда выбирались (на оставшийся километр у этого экипажа ушло около пяти часов), их стали догонять другие участники в ТР2. Сначала мимо «пронеслись» лидеры класса этого дня – экипажи Юрия Рыбкина и Андрея Кузнецова, а затем «промчались» и взявшие в итоге Кубок Андрей Резвяков и Руслан Богатырев.
Финал Кубка России по трофи-рейдам | |||
---|---|---|---|
Экипаж | Автомобиль | Город | |
ТР1 | |||
1 | КАЗАКЕВИЧ Владимир / БЕЛОВ Алексей | Suzuki Samurai | Москва |
2 | КУЗНЕЦОВ Алексей / ВАЛЕЕВ Сергей | УАЗ-31519 | Пермь |
3 | БОРИСОВ Владислав / ВОРОНЦОВА Елена | Toyota LC70 | Московская обл. |
ТР2 | |||
1 | РЕЗВЯКОВ Андрей / БОГАТЫРЕВ Руслан | УАЗ-31514 | Н. Новгород |
2 | МАЛЫШЕВ Алексей / ПЕТУХОВ Николай | УАЗ-469Б | Тверь |
3 | КУЗНЕЦОВ Андрей / АЛЕКСАНДРОВ Алексей | Toyota LC70 | C.-Петербург |
ТР3 | |||
1 | ШИЯНОВ Алексей / БЕЛУЖЕНКОВ Михаил | УАЗ-31512 | Н. Новгород |
2 | ХАРЧЕНКО Олег / БАТАРИН Евгений | УАЗ-469Б | Москва / Тверь |
3 | ТЮРИКОВ Алексей / ЕВСЕЕВ Михаил | Chrysler Wrangler | Н. Новгород |
Командный | |||
1 | команда Центрального региона | ||
2 | команда Волго-Вятского региона | ||
3 | команда Центрально-Черноземного региона |
P.S. Главный вывод, напрашивающийся по итогам гонки, собравшей вместе спортсменов, которым до этого не приходилось участвовать в одних соревнованиях, таков: уровень подготовки техники и мастерства экипажей в регионах очень и очень разный. В целом же нужно отметить, что кубковые трассы получились достаточно сложными, но… проходимыми. И вот еще что – мне кажется, что было бы интересно провести финалы будущих Кубков России в различных регионах. Во-первых, это позволило бы участникам помериться силами в новых (зачастую непривычных) условиях, а во-вторых, привлекло бы к кубковой борьбе еще большее количество регионов. Но, увы, пока (во всяком случае в следующем сезоне) финал, судя по всему, останется в Центральном округе.
текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.