Со скрипом откидывается в деревянном помосте люк, и я не без трепета спускаюсь по бетонным ступенькам вниз. Их девять. На последней невольно задерживаю шаг и осторожно трогаю рукой грунт. Это уже палеолит! Выходит, опустившись на два с половиной метра ниже поверхности земли, я «вернулся» на пятнадцать тысяч лет назад и гуляю по деревне кроманьонцев?.. Вокруг замысловатыми полукольцами громоздятся большие кости, а сверху, сквозь кубики волнистого стекла, льется сумрачно-серый серебряный свет… Нет, это не сценарий нового фантастического фильма. Все вышеописанное происходит наяву в селе с обычным, в-общем-то, названием – Юдиново.
Мое созерцание геометрического ребуса из костей прерывает голос Леонида Ивановича Гришина, основателя и директора Музея-заповедника «Палеолит». Без объяснений тут не разберешься. «Обратите внимание на два полукружия, выложенные перевернутыми черепами мамонтов. Черепа воткнуты альвеолами (местами, откуда растут бивни) вниз и составляют как бы фундаменты двух хижин, похожих на яранги. Между хижинами узкий проход. За левой ярангой видна куча бивней и длинных берцовых костей. Ими обкладывали стены, а сверху набрасывались шкуры. А вот этих костей тут не должно быть, плоские мамонтовые лопатки с проделанными посередине круглыми отверстиями просто упали в середину жилищ со сводов – их укладывали на яранги сверху и обвязывали ремнями, чтобы шкуры не раздувало. С ледника дули сильные ветры…»
Не грушами едиными
Свернув за Брянском на извилистую дорогу по высокому берегу Десны, мы приехали в город Трубчевск. За свою долгую историю он не раз переходил от Литвы к Руси и обратно. В третьей четверти XIV века здесь правил сын великого князя литовского Ольгерда – Дмитрий. Тот самый, что участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского и от которого собственно и пошел знаменитый род князей Трубецких. Но и сегодня в Трубчевске много интересного. Например, тенистый городской парк, разбитый на месте древней цитадели высоко над Десной, и расположенный рядом Троицкий собор XVI века с усыпальницей князей Трубецких. Около городского стадиона внимание привлекает необычная изба: ее задняя белокаменная часть необычайно широка – стены около двух метров толщиной! В екатерининские времена в этом «бункере» хранилась городская казна, а все строение называлось мудреным словом «каменица» (ударение на втором слоге). Праздным туристам доставят радость и витиеватая металлическая беседка с петушком над водоразборной колонкой, и пожарная каланча. А ведь были времена, когда Трубчевск славился еще и своими грушами. Более того, на городском гербе чуть ниже имперского орла изображены именно груши! Но ведь не ради груш оседлали мы Land Rover Freelander и отправились сюда. Нас в первую очередь интересовал древний город, «пра-Трубчевск», что впервые упомянут в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, рассказывающих о походе начала XII века новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев: «Поеха из Новагорода… имяи со собою брата Всеволода ис Трубечка».
Эпоха мамонтов – Mammuthus chosaricus и Mammuthus primigenius (слева) в истории Земли началась с трогонтериевого слона Mammuthus trogonterii (справа). Если мамонт достигал роста в холке 3 м и весил около пяти тонн, то трогонтериевый слон вымахивал до четырех с половиной метров и семи тонн живой массы! Трогонтериевые слоны, или «степные мамонты», царили на нашей планете 2 млн – 100 тыс. лет назад, а мамонты – от 150 до 10 тысяч.
Костер, погасший 15 тысяч лет назад
Внутреннее устройство древней яранги непростое. Узкий коридорчик сперва ведет в заглубленную прихожую (она отгорожена стенкой повыше для защиты от северного ветра) и только затем, под углом, – в спальное помещение, размеры которого позволяли разместиться четырем или пяти кроманьонцам. А с наружной стороны стены, обращенной на север, видна глубокая яма-холодильник, где хранились запасы мяса на костях. Каждая ямка здесь не случайна. «Что ж, так неровно и было?» – спрашиваю я Леонида Ивановича, переступая через бугры. Вниз пустили только меня одного, потому что мои ботинки оказались на гладкой подошве, без каблуков – тревожить верхний слой грунта в раскопе нельзя!) «Да, так все и было. Рельеф жилищ определили по… мусору. Во-первых, древние люди оставляли его в избытке, во-вторых, прежде чем лечь спать, они в холодное время года посыпали пол горячей золой от костра и стелили сверху шкуры. А вот, кстати, и кострище. – Леонид Иванович показывает лазерной указкой на прямоугольное возвышение между ярангами. – Это слой пепла. Топили исключительно костями. Их расщепляли, как лучины, и тогда они горели достаточно хорошо. А что делать? В те времена деревьев здесь практически не было! Видите черные «глазки» в пепле? Это костяные угольки. По ним и определили, что этому костру около пятнадцати тысяч лет».
Деревянные грибы
Древний Трубечк мы искали долго и нашли за селом Кветунь, что километрах в десяти южнее. Проехав этот населенный пункт (дорога уходила вправо – на Погар иЮдиново), мы свернули налево по указателю «Трубчевский психоневрологический интернат», а затем направо, под указатель «Администрация». Аллея столетних дубов сама привела нас к монастырским воротам с соответствующей надписью (из них на любой шум выходит молчаливый охранник). Дальше мы двигались вдоль высокой каменной стены, обрамленной пеньками, оставшимися от вырубленных деревьев. Характерная деталь: стараниями одного из здешних пациентов эти самые пеньки «превратились» в чудовищного размера грибы! Оно, конечно, забавно, но, сказать по правде, психоневрологический интернат интересовал нас несильно… С трудом «протиснувшись» мимо жуткого кладбища с рядами безымянных деревянных крестов, наш Land Rover наконец выбрался к гигантскому холму с редкой растительностью на вершине. Это все, что осталось от древнего города Трубечка.
Все началось с погреба
Юдиновскую стоянку обнаружили в 1934 году колхозники. Копая погреб для хранения картошки, они извлекли из земли необычного размера кости. Удивленные, но, видимо, сознательные сельчане обратились к учителю истории местной школы Зайцеву. А тот, догадавшись, что это кости доисторических животных, тут же сообщил о находке в район и заодно послал короткую статью в центральную газету «Правда». По счастью, ее сразу в день выхода (а именно 8 октября того же года) прочитал известный белорусский специалист по палеолиту Константин Поликарпович. А когда он приехал посмотреть, что «наворотили» колхозники, то сразу же понял, что это не просто разрозненные кости, а скорее всего стоянка древнего человека. Но раскопки Поликарпович смог начать только в 1947-м. Увы, сразу после его смерти археологическая деятельность в Юдинове пошла на спад. А в 1967 году и совсем затихла. Только в 1980м учитель истории местной школы Леонид Иванович Гришин взял да и написал в Академию наук СССР письмо, что, мол, интересная стоянка незаслуженно забыта, вот бы возобновить раскопки. И – о чудо! В том же году в Юдиново приехали археологи из Института истории материальной культуры. Экспедицию усилили юдиновскими школьниками, но только на третий сезон ей удалось обнаружить останки первого из жилищ.
Слишком много языческого
Велик древний Трубечк. На сорок метров возвышается холм над рекой Десной! И с точки зрения фортификации он удачно прячется за лесистым мысом, выше по течению реки. Мы полазили немного по его склонам и задумались: как же их штурмовали, ведь они шестидесятиградусной крутизны?! Кстати, до сих пор по рельефу древнего городища видно, что на передовом выступе над рекой стоял детинец князя, а за ним – отделенный противопожарным рвом посад. Сохранилось даже место крепостной калитки! А вот на противоположном конце Трубечк спускается вниз более полого, но, спустившись, вдруг снова вздымается круглым холмом с заостренной вершиной. Похоже, там было языческое капище. После принятия христианства в таких местах ставили большой крест. Дальше городище упирается в измелевший ручей. К сожалению, спросить, не он ли случайно носит имя Трубеч или Трубеж, в безлюдной пойме реки Десны было не у кого. От деревни Кветуни древний Трубечк отделяют глубокий овраг и огромные холмы, подозрительно похожие на насыпные курганы. Более того, говорят, что у их основания находили какие-то погребальные урны. В общем, куда ни глянь – слишком много языческого и исполинского вокруг Трубечка…
Как собирать мамонтов?
Сегодня на палеолитическую стоянку Юдиново достаточно часто наведываются иностранцы. «Вы бы видели, как у них изменяются при виде всего этого глаза и лица, – взволнованно рассказывает Леонид Иванович Гришин. – Впрочем, оно и понятно: в той же Америке палеолита нет. Есть во Франции и Чехии, но там просто обозначено: мол, в этом кругу было нечто, и косточки из земли выступают. А так, чтобы с сохранившейся структурой жилищ…» Более того, похоже, что юдиновская стоянка опровергает общепринятую теорию охоты на мамонтов. Якобы древние люди копали ловчие ямы, маскировали их, заманивали туда животных и добивали. Мамонт достигал трех с половиной метров в высоту и весил до пяти тонн. Копать обломками костей в вечной мерзлоте пришлось бы для него целый котлован! Маскировать яму тоже было нечем, деревянных брусьевто не найти! И что-то уж слишком удачной была кроманьонская охота: в основу только одной яранги заложено 30 мамонтовых черепов! Скорее всего, мамонты сами вязли во все углублявшихся с отступлением ледника на север протайках вечной мерзлоты, а первобытным людям оставалось лишь подождать. Что ж, такая «охота» больше похожа на… собирательство!
Случались в Юдиново и вовсе загадочные находки. Что вы, например, скажете про женские бусы из… черноморских ракушек? Как они туда попадали? Или палочки из кости со специальной насечкой – они так похожи на счетные. Как знать, может, кроманьонцы уже тогда начинали по вечерам у костров заниматься арифметикой? А еще археологи отыскали на юдиновской стоянке мамонтовую лопатку, на которой доисторический художник нацарапал трех летящих птичек. Причем он явно пытался передать трепыхание крылышек!..
Легенда об иконе
Изрядно помесив грязь у деревни Кветунь, мы ненароком спросили у кветуньских бабушек про «тот монастырь с грибочками». И в ответ неожиданно услышали красивую легенду… Дело было в XV веке. Как-то под вечер гнавшие в Кветунь стадо пастухи заметили плывущий вверх по течению Десны челн. Спустившись к воде, они к удивлению своему обнаружили в нем икону Богородицы. Пастухи бережно и с молитвами перенесли ее в деревенскую церковь. Но наутро икона вновь обнаружилась в челне. Начались поклонение чуду, паломничество, и вскоре на лесистом мысу, к которому пристал челн, был основан мужской Чолнский монастырь. А уже в XVI веке во время молитвы у иконы Чолнской Богоматери исцелился от недуга князь Трубчевский Алексей.
Монастырь быстро рос и стал похож на город – с высокой колокольней, каменной стеной и даже посадом. Барыньки приезжали, монахам гостинцы возили. В революционное лихолетье чудотворную икону на лодке стали переправлять подальше от большевиков на противоположную сторону Десны. Один красноармеец увидел, начал стрелять и попал в икону. Убили его потом...
Искони при Чолнском монастыре жили убогие и юродивые. До войны вся округа очень уважала местную кликушу Марычку, «что на коленках ходила». В войну убогих увезли, но после нее многие вернулись. Однако долго им жить там не дали – враз всех куда-то убрали и основали в монастыре «дурдом». Но самое интересное: эта икона с отверстием от пули уцелела и сейчас находится в кладбищенской Сретенской церкви, что стоит на въезде в Трубчевск. Большая редкость для чудотворных икон! Более того – один из потомков того красноармейца, что в нее выстрелил, стал священником. Вот как оно бывает…
Объект нефедерального значения
А теперь о грустном. Все найденное в Юдинове (а на сегодняшний день это уже 17 тысяч единиц хранения) оседает в бездонных запасниках Института этнологии и антропологии РАН (ранее – Институт истории материальной культуры РАН, берущий начало от Петровской Кунсткамеры) под руководством академика Евгения Николаевича Носова. То есть в открытом доступе ничего по-настоящему ценного не увидишь. Да и сам музей «Палеолит» до сих пор не числится в списке объектов федерального значения, здесь и сегодня все держится на личном энтузиазме и общественных началах. Даже павильон над двумя жилищами кроманьонцев построил в 1984 году не Советский Союз и не ИИМК РАН, а юдиновский колхоз-миллионер «Победа» (этого административно-хозяйственного субъекта уже не существует). Аналогичная ситуация сохраняется и по сей день: кто-то подкинет деньжат на обновление крыши, а ктото – на закупку физраствора, с помощью которого с пола раскопа удаляют ярко-зеленую плесень. А еще в музей периодически залезают злоумышленники. Один раз они вывернули три лампочки. А в другой пытались оторвать от пола раскопа бивни. Само собой, рыхлая зубная ткань сразу рассыпалась.
Трогонтериевый слон
Кстати, история раскопок палеолитической стоянки в Юдинове не закончена и по сей день. Рекогносцировка археологов показала, что поселение кроманьонцев простирается на три с половиной гектара. Таким образом, найдены уже не только одиночные строения, но и целый домкоммуна с кострищами и огороженными отделениями. Такого большого поселения кроманьонцев нет больше нигде в мире! Вдобавок из пятиметрового омута в реке Судость местные мальчишки вытащили несколько костей, принадлежащих уже не мамонту, а его предку – трогонтериевому слону, жившему свыше ста тысяч лет назад!.. Выходит, что Юдиново – это, ко всему прочему, еще и родина слонов?
текст и фото: Алексей ЩЕРБАКОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.