В этом году победитель кубка FIA по бахам 2008 года определился уже после четвертого этапа, состоявшегося в Венгрии. Но вместе с тем на завершавшей сезон португальской бахе Portalegre Бориса Гадасина теоретически могли лишить второго места – как Леонид Новицкий, так и голландский гонщик ван Дейжн. Впрочем, шансы последнего выглядели более чем призрачно. Хотя бы потому, что команда Mitsubishi выбрала португальскую гонку для боевого крещения своего Racing Lancer.
В этом году даты проведения пятого этапа кубка мира по бахам наложились на сроки последнего этапа кубка мира FIA – UAE Desert Challenge (см. «Вызов не принят?». С. 150). Выступающий в составе команды BMW X-Raid российский экипаж Леонид Новицкий – Олег Тюпенкин предпочел пески Объединенных Арабских Эмиратов. Тем не менее недостатка в соперниках у Бориса Гадасина и Владимира Демьяненко не было, ведь на старт бахи Portalegre, проходившей в 22-й раз в окрестностях одноименного города Порталегре (этот населенный пункт находится в полутора сотнях километров от Лиссабона и всего в 12 км от испанской границы), вышло не больше не меньше как 247 участников! Конечно, такую массовость обеспечили прежде всего спортсмены на мотоциклах и ATV (90 и 62 соответственно), а также 27 автомобильных экипажей, соревновавшихся в национальном чемпионате (эта баха является также этапом внедорожных чемпионатов Португалии и Испании). Однако и непосредственно в гонке под эгидой FIA было заявлено 68 экипажей, и в их составе значились такие известные в раллирейдовых кругах гонщики, как португальцы Филипе Кампуш, Мигел Барбоза, Рикардо Леал душ Сантуш, испанец Францеск Тременс и чех Мирослав Заплетал. Нашу страну представляло четыре экипажа. Кроме не пропустившего в сезоне ни одного из пяти этапов кубковой серии Гадасина в стартовой ведомости значилось два экипажа в категории Т1: Илья Кузнецов – Андрей Нешин ( Mitsubishi L200) и Александр Мироненко – Сергей Лебедев ( Mitsubishi Pajero), а также заявившиеся в категории T2 Алексей Денисов – Алексей Тимшин ( Nissan Patrol). Словом, «количественный показатель» соревнованию был гарантирован.
Ну а сенсационным бонусом гонки стал официальный дебют Racing Lancer – болида, пришедшего на смену легендарному Mitsubishi Pajero Evo. Последний победно завершил свою карьеру под управлением Стефана Петеранселя на втором этапе «дакаровской» серии Pax Rally (см.: «Последний прыжок Pajero». ORD. 2008. №10. С.150). Но вернемся к Lancer... После длительных тестов в Марокко (они проходили в районе Эрфуда с июня по октябрь), в ходе которых четыре пилота Mitsubishi, сменяя друг друга за рулем MRX09, накатали примерно 17 тыс. км, команда остановила свой выбор на гонке в Португалии. Именно в ходе этой бахи планировалось оценить его потенциал в «боевых» условиях. Причина проста – именно на таких Lancer будут выступать в Аргентине и Чили четыре экипажа Mitsubishi, а именно: Стефан Петерансель – Жан-Поль Коттрэ, Хироши Мацуока – Паскаль Мемон, Люк Альфан – Жиль Пикар и Хуан Рома – Лукас Круз. Что же касается боевого крещения на бахе Portalеgre, то оно было доверено дуэту Петерансель – Коттрэ. Общая протяженность маршрута португальской гонки составила 620 км, из которых 580 км пришлись на четыре специальных участка, включая и открывавший гонку так называемый Superspеciale (его протяженность составляла 6180 м). И вряд ли можно было отнести к разряду откровений то, что на этом «прологе» российский дуэт на Nissan, подготовленном бельгийской командой Overdrive Racing, показал лучший результат, обойдя на 3,7 секунды известного своей резвостью местного гонщика Педру Гамейру ( Nissan Navara). Впрочем, сделать это было не так просто, ведь дождь, не прекращавшийся предыдущие два дня, полностью изменил конфигурацию трассы, а определиться с резиной на всю гонку требовалось еще до старта (регламент FIA разрешает пилотам из листа приоритета, выступающим в категории Т1 на полноприводных автомобилях, использовать только один тип и рисунок покрышек). Доверившись прогнозу португальских метеорологов, Гадасин предпочел резину для сухого грунта. Такая же дилемма стояла и перед Петеранселем, выбиравшим между All-Terrain и Rock T/A. Заметим, что команды, имеющие в качестве партнера BF Goodrich, в частности BMW и Mitsubishi, должны были определиться и с резиной для «Дакара». Кстати, следствием оптимального подбора шин стал и третий результат Леал душ Сантуша (BMW X5), уступившего лидеру 4,2 секунды, тогда как Петерансель финишировал только седьмым после Toyota RAV4 португальца Жоана Рамуша.
Впрочем, до второго этапа гонки, состоявшего из двух СУ, протяженностью соответственно 144 и 254 км, о сенсации говорить было преждевременно. С другой стороны, и решающий день начался для Петеранселя с досадного курьеза: уже на первых метрах дистанции ему пришлось остановиться, чтобы… избавиться от плаща, забытого в кабине механиками. Но ни эта задержка, ни прокол колеса в итоге не помешали ему уже на первом СУ взять бразды правления в свои руки, на полминуты опередив Филипе Кампуша (BMW X3), ставшего в этом сезоне победителем национального чемпионата. Похоже, Mitsubishi удалось быстро настроить машину под очень скользкое покрытие, и после второго СУ пилот Racing Lancer довел свое преимущество над португальским чемпионом до 4 минут 10 секунд! Еще один португалец, в прошлом году выигравший эту гонку на BMW X5, а на этот раз выступавший на BMW X3 («ребилде» автомобиля Насера аль-Атияха), Мигел Барбоза, несколько раз вылетал с трассы. Однако он не потерял много времени и сумел финишировать на третьей позиции.
Стартовавшему же первым Гадасину пришлось совсем не сладко: мало того, что он «чистил» трассу, и ему не всегда удавалось вписаться в повороты, так еще развалился подшипник в переднем дифференциале, и машина стала заднеприводной. Итог – седьмой результат после первого СУ, а на втором этапе экипаж и вовсе был вынужден сойти. За сорок минут, отведенные на обслуживание, механики не успевали заменить редуктор, и экипаж стартовал на «заднеприводном» автомобиле. Увы, через полсотни километров дифференциал окончательно заклинило. Итак, снова, как и в прошлом году, – сход. Тогда Гадасин отказался от дальнейшей борьбы на последнем СУ португальской гонки из-за проблем с тормозами своего Nissan Navara Overdrive. Впрочем, если год назад ему хватило ранее набранных очков, чтобы завоевать почетный трофей, то на этот раз их было вполне достаточно, чтобы сохранить второе место – ван Дейжн мог опередить его, только победив на этапе. Но это было скорее из области фантастики, ведь захвативший инициативу Петерансель контролировал ситуацию, сохранив преимущество над автомобилями BMW X3 Кампуша и Барбозы, и голландцу пришлось довольствоваться четвертым местом в абсолютном зачете португальской бахи и третьим – в кубке FIA по бахам сезона 2008 года.
Ладно, Гадасин сошел. А что же остальные три российских экипажа? Мироненко и Лебедев, пробив два колеса и сломав шаровую опору своего Pajero, перевернули его на третьем СУ. Много технических проблем (коробка переключения передач, задние тормоза) выпало и на долю Ильи Кузнецова. В результате – 17-е место. Что же касается дебютантов – Алексея Денисова и Алексея Тимшина, то они заняли 24-е место в «Абсолюте», но, как говорится, лиха беда начало.
P.S. После «боевого крещения» в Португалии Mitsubishi Lancer вернулся на доработку во французский департамент Сона и Луара (там находится ателье Mitsubishi Motors Motor Sports). Оно и понятно: в отличие от любителей, участвующих в «Дакаре-2009», у MMМS еще имеется время, чтобы поработать над своими прототипами. Ведь Mitsubishi наравне с такими командами, как VW, BMW и KTM, решила перебросить свои болиды в Латинскую Америку по воздуху. Таким образом, у них еще остается возможность доработать свои «боевые» машины. Что же касается остальных, то они отправились в Буэнос-Айрес морем из Гавра.
Baja Portalegre - V этап международного кубка FIA по бахам 2008 года | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время | Отставание |
1 | ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан / КОТТРЭ Жан-Поль | F | Mitsubishi Racing Lancer | 06:11'48'' | 00:00'00'' |
2 | КАМПУШ Филипе / БАТИСТА Жайме | P | BMW X3 | 06:15'51'' | 00:04'03'' |
3 | БАРБОЗА Мигел / РАМАЛЬО Луиш | P | BMW X3 | 06:22'25'' | 00:10'37'' |
4 | ван ДЕЙЖН Тони / РОЗЕГАР Вутер | NL | Mitsubishi L200 Evo | 06:35'50'' | 00:24'02'' |
5 | ГРАНША Педро / ПРИМАЗ Пауло | P | Nissan Navara Off Road | 06:37'06'' | 00:25'18'' |
17 | КУЗНЕЦОВ Илья / НЕШИН Андрей | RUS | Mitsubishi L200 | 07:18'23'' | 01:06'35'' |
24 | ДЕНИСОВ Алексей / ТИМШИН Алексей | RUS | Nissan Patrol | 07:33'09'' | 01:21'21'' |
Итоговые результаты кубка FIA по бахам 2008 года | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пилоты | Saudi Arabia Hail Baja | Italian Baja | Baja Espana Aragon | Hungarian Baja 2008 | Baja Portalegre | Очки | |
1 | аль-АТИЯХ Насер | 15 | 15 | 15 | 15 | – | 60 |
2 | ГАДАСИН Борис | 11 | 11 | 0 | 4 | 0 | 26 |
3 | ван ДЕЙЖН Тони | 0 | 7 | 4 | 3 | 5 | 19 |
4 | КАМПУШ Филипе | 7 | 11 | 18 | |||
5 | НОВИЦКИЙ Леонид | – | – | 5 | 11 | – | 16 |
текст: Константин КОМКОВ
фото: Маноло ОЛИВЕЙРА
Маноло ОЛИВЕЙРА, Главный редактор журнала Revista 4х4
Когда-то здесь царствовали UMM
В находящемся на севере провинции Алентежу городе Порталегре в настоящее время проживает 25 тыс. человек. Именно здесь Жозе Мегр, патриарх португальского внедорожного движения, провел первую гонку на скорость для полноприводных автомобилей, позднее ставшую известной как баха Portalegre. За 22 года в этом соревновании принимали участие Пьер Лартиг, Ари Ватанен, Жаки Икс, Ютта Кляйншмидт, Кенджиро Шинозука, Хироши Мацуока, Жан-Луи Шлессер, Стефан Петерансель, Люк Альфан, Массимо «Мики» Биазьон и приснопамятный Колин Макрей (в экипаже с Тиной Тернер он одержал здесь победу в 2004 году). Конечно, чаще всего в этой гонке побеждали местные гонщики, но в 2005-м француз Альфан, немка Кляйншмидт и испанец Карлос Сайнц, дебютировавший на бездорожье за рулем Volkswagen Touareg, не оставили местным спортсменам места на подиуме. Возможно, вам также будет любопытно узнать, что изначально на бахе Portalegre первенствовали машины марки UMM (своего рода португальский UAZ), которые одержали три победы в абсолютном зачете в 80-е и 90-е годы. Этот выносливый автомобиль, производившийся в Португалии с двигателем Peugeot, отметил в 2008 году свое тридцатилетие. Несмотря на перебои в производстве, UMM продолжает и сегодня пользоваться успехом у начинающих любителей офф-роуда. Квадратные, лишенные какого бы то ни было комфорта, но выносливые UMM присутствовали и на бахе Portalegre. И не просто присутствовали – из трех стартовавших автомобилей этой марки финишировали три. Кроме любви тысяч энтузиастов, UMM имеет ряд фан-клубов, а некоторые экземпляры стали настоящими музейными экспонатами. Сам Жозе Мегр имеет в своей коллекции автомобиль UMM, на котором он участвовал в ралли «Париж – Дакар» 1982 года и занял сороковое место.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.