В поисках сверхчеловеков

Финал российского отбора Land Rover G4 Challenge.

Современная цивилизация потакает человеческой лени, а узкая cпециализация атрофирует «непрофильные» способности. А ведь еще две с половиной тысячи лет назад мудрые греки говорили: человек должен быть в равной степени хорошо развит физически, интеллектуально и духовно. Так то – древние греки… А в наши суетные дни поиск четырех всесторонне развитых гомо сапиенс в отдельно взятой стране превратился в целую эпопею. Не верите? В России он занял почти четыре месяца, потребовал участия десятков специалистов, собрал целый парк техники, а его финансирование смог потянуть лишь крупный автопроизводитель. Но в итоге все получилось – четверо всесторонне развитых россиян найдены!

Итак, G4 Challenge… В отличие от традиционных олимпийских видов спорта это глобальное приключение требует от участников невероятного по нашим временам универсализма. Надо уметь бегать, плавать, лазить, ездить, поднимать, толкать, тянуть, крутить, катить… Всего и не перечислить. Но и этого мало. Главный подвох G4 в том, что при всех вышеназванных и не названных действиях надо думать. Думать и считать. А потом снова считать, думать, бегать, плавать, лазить, поднимать, ну и далее по списку… В общем, формат глобального приключения таков, что победа тут во многом зависит от стратегии и умения в каждый момент делать правильный тактический выбор. Нет, правда, например, организаторы запросто могут провести два состязания в одно и то же время. Или три. Да еще на удалении ста километров друг от друга.

От сложного – к более сложному

После серии трехдневных региональных отборов, прошедших в Екатеринбурге, Красноярске, Петербурге, Москве и Ростове, в сочинском финале встретились 35 человек. Из них требовалось отобрать четверых наиболее подготовленных для преодоления следующей ступени – промежуточного международного отбора в Англии, по результатам которого будут сформированы экипажи собственно для самого G4 Challenge. Сочинская программа на первый взгляд почти не отличалась от региональных: мультигонка, полосы препятствий, вождение, ориентирование и тому подобное. Но это только на первый взгляд.

На самом деле национальный финал требовал куда больше выносливости и технических навыков. А также того самого умения реагировать на быстро меняющиеся обстоятельства и рассчитывать силы. Одновременно (что, согласитесь, весьма приятно) мероприятие стало более автомобильным, причем вместо искусственных учебно-тренировочных препятствий организаторы начали использовать «тематические» особенности сочинского рельефа. Как следствие на маршруте появились горные дороги и броды. Больше «натуральности» стало и в других видах отборочной программы: «скалодром» превратился в настоящие каменные стенки, полоса искусственных препятствий была заменена горным ущельем, а вместо круговой велогонки проведено велоориентирование по дорожкам национального парка. В результате именно на финале российского национального отбора наконец-то начал проявляться тот знаменитый дух приключений, о котором так много говорили создатели G4 Challenge, но коего так не хватало на отборах регионального уровня.

На своей шкуре

В то время как на большей части страны уже стояло пасмурное предзимье, в Сочи продолжался бархатный сезон. Однако заранее приглашенной прессе не пришлось без дела валяться на пляже. То ли для погружения в состояние участников, то ли для тренировки перед трехдневной гонкой за спортсменами, то ли для предстартовой проверки самих препятствий пишущей и снимающей братии за два дня до основного старта предложили самостоятельно преодолеть серию отборочных испытаний. И, как ни странно, большинство согласилось. Программа испытаний журналистов была, конечно же, максимально упрощена и сокращена, но даже в таком виде она оказалась хорошей встряской для привыкших к письменному столу организмов.

После финиша мы долго спорили с коллегами о том, представителю какого вида спорта здесь было бы проще победить, но так и не пришли к единому мнению. Ориентирование? Легкая атлетика? Скалолазание? Велогонки? А может быть… бокс? Тщетно... Программа G4 Challenge требовала самых разных, чуть ли не взаимоисключающих, физических качеств. В общем, живо представляя себе всю сложность отборочных испытаний, мы были вдвойне заинтересованы тем, как с ними справятся победители региональных серий.

Импровизация на месте

Чем тщательнее продуманы планы, тем… В общем, на этот раз постаралась гражданская авиация. Из-за неполадок авиатехники красноярская команда прилетела в Сочи почти на сутки позже, чем надо. А ведь у организаторов отбора G4 все было расписано буквально до минуты. В итоге в связи с задержкой красноярцев расписание пришлось перекраивать в пожарном порядке. Поэтому соревнования открылись не запланированной мультигонкой по сильно пересеченным предгорьям, а тестовыми заданиями по ориентированию, вождению автомобиля и велосипеда, а также скалолазанию. Красноярская группа появилась в районе проведения «зачетов» лишь ближе к вечеру, когда остальные участники уже заканчивали последние упражнения, а солнце клонилось в море. Поэтому ориентироваться сибиряки начали лишь в сумерках. А там и днем-то было непросто. Эта часть программы состояла из трех дисциплин: одни точки требовалось «собрать» по GPS, другие – с помощью компаса, заданных азимутов и расстояний, а затем еще пробежать без всяких технических средств по нарисованному на карте маршруту. При этом старт находился на вершине заросшего лесом и колючим кустарником достаточно крутого холма, спускавшегося к морю. А самые дальние точки были в полутора километрах по прямой. Собрать их все и днем-то успел только один участник, а в темноте это стало вовсе невыполнимой задачей.

По той же самой «оптической» причине программа остальных «зачетов» для красноярцев была также максимально сокращена. Например, из соображений безопасности отменили велосипед и скалолазание. Что, в общем-то, и верно – например, скалолазный маршрут представлял собой спецучасток длиною несколько километров, где требовалось спускаться и подниматься по каменным стенкам, бежать по горной тропе, перебираться через ущелье на тирольском траверсе, переправляться вброд по ручью и, наконец, подниматься к финишу с помощью самостраховки. Но, с другой стороны, неучастие в таком ответственном элементе программы ставило опоздавших в неравные условия с остальными и требовало от судей каким-то образом вносить поправки в методику подсчета общих результатов.

За рулем На этом фоне самым простым упражнением (я бы сказал, даже элементом отдыха) было внедорожное вождение. Для этого зачета были выбраны каменистые грунтовки, петляющие по склонам. За рулем Land Rover можно было чувствовать себя покорителем неизведанных земель, первопроходцем, героем офф-роуда. В общем, «зачет» был настолько простым, что во время «журналистских стартов» я… кажется, его не сдал. Дело в том, что здесь требовалось не просто проехать трехкилометровый круг, но и показать умение использовать специальные электронные системы Discovery 3. А для этого у меня не нашлось повода…

Но вернемся собственно к участникам. Пока группа из Красноярска осваивалась на ночных проселках, остальные «претенденты на Монголию» колонной ехали в лагерь дальним кружным путем, предполагавшим участки асфальта, грейдера и грунта. Участники отбора несколько раз менялись за рулем, как вдруг начались «внезапные» учения по экстренной медицине. За одним из поворотов в кювете мигали «аварийками» два специально заготовленных Defender. Колонна едва не проехала мимо них, как вдруг кто-то сообразил, что было бы неплохо остановиться. «Это, наверное, для нас какое-то задание придумали. А может, и вправду авария», – раздалось в радиоэфире. Вся колонна встала, ситуация быстро прояснилась, и вскоре условных пострадавших условно спасли. Но по прибытии в лагерь главной темой для беспокойства инструкторов стали даже не просчеты в медицинской грамотности, а… слабая водительская подготовка большинства спортсменов. Несмотря на то, что дорога была по горным меркам элементарно проста, колонна двигалась существенно медленнее, чем предполагали даже пессимистичные расчеты.

Самый длинный день

Следующее утро для претендентов началось задолго до рассвета со старта марафонской мультигонки. Первым этапом было четырехчасовое пешее ориентирование по карте. На пересеченной местности был разбросан десяток КП разной «стоимости». Для того чтобы собрать все, требовалось пробежать не менее 14 км. И это лишь при условии правильно построенного маршрута и отсутствия навигационных ошибок! Вы думаете, после финиша прибегавшие с гор претенденты падали и долго не подавали признаков жизни? Нет! Они садились на велосипеды и мчались на следующий этап. Это тоже было ориентирование по карте и еще 10 КП. Вот только разброс их на местности и перепады высот были намного масштабнее.

При внимательном анализе выданных карт становилось ясно, что взять все точки, уложившись при этом в отведенные пять часов, просто не получалось физически. Требовался верный стратегический выбор. Например, одна из наиболее «дорогих» отметок располагалась на вершине башни, что стоит на горе Ахун (самая высокая смотровая площадка города Сочи). Это известное туристическое место, которое любят посещать скучающие курортники, детские экскурсии, сочинские и абхазские свадьбы, а также фотографы всех мастей. Если нет дымки и имеется хорошая оптика, отсюда можно долго в деталях рассматривать весь город, цепь Главного Кавказского хребта и морское побережье. Путь на гору высотой 663 м ведет по узкому асфальтированному серпантину, а непрерывный подъем от подножия тянется одиннадцать километров.

После смотровой площадки навигационная логика уводила спортсменов в буковый лес на северном и восточном склонах горы. Там в сетке тропинок пряталось еще несколько КП. А вот что делать после этого, зависело уже от оставшегося времени. И для тех, кому надо было срочно финишировать, оставался единственный выход – спешиваться и в буквальном смысле сползать по крутой и узкой пешеходной тропе.

После велогонки у спортсменов был небольшой перерыв – как раз чтобы, во-первых, подкрепиться дежурным плавленым сырком и бананом, а во-вторых, доехать на машинах до вершины ущелья Чертовы Ворота. Там им предстояло облачиться в гидрокостюмы и стартовать вниз по ущелью вслед за текущим по его дну ручьем. Требовалось бежать, ползти, плыть, попутно отмечаясь на КП по берегам и укладываясь в три часа временного норматива. В одном месте надо было прыгнуть вниз с семиметровой высоты… В воду... Пока летишь – отдыхаешь, а затем – снова мчаться по воде вслед за потоком.

Инструкторы уже перегнали автомобили, чтобы возвращаться в лагерь. Но не для того, чтобы поужинать и лечь спать. Участникам еще предстояли веревочные задания, упражнения на сообразительность и слаженность командной работы, а также мультиспринт с препятствиями. Надо сказать, в отличие от журналистов, из которых все силовые задания смог за отведенное время выполнить лишь один, большинство спортсменов справилось с ними легко. Настолько, что во многих случаях они даже не задумывались над техникой прохождения, позволяющей сэкономить силы, а шли по наиболее очевидному, но сложному пути.

Заминка опять вышла только с автомобилем. Требовалось поднять над землей Defender 110. Причем нужно было это сделать при помощи нескольких пеньков и двух длинных прочных дубовых жердей. Действовали большими командами (все участники были разделены на три группы). Увы, за отведенные четверть часа с поставленной задачей не справилась ни одна из команд. К слову, сборная автомобильных журналистов выполнила это же самое задание за… две с половиной минуты.

Последние штрихи к групповому портрету Честно говоря, я не очень подробно вдавался в систему судейства, но общий принцип ее был таков: выбрать наиболее разносторонне подготовленных участников и избежать элемента случайности (когда какая-нибудь нелепая ситуация сводит на нет все усилия достойного кандидата). Именно по этой причине в финале решено было отказаться от парных очных забегов между лидерами (этим заканчивались региональные соревнования). Вместо этого весь третий день был посвящен различным специальным упражнениям, позволяющим судьям подтвердить или опровергнуть выводы, зафиксированные секундомером в предыдущие дни. Такой подход объяснялся просто – российский финал был лишь номинальным финалом. Победителям предстояло не почивать на лаврах, а продолжать тренироваться, подтягивая слабые стороны и готовясь к международным этапам.

Вообще же я должен сказать, что общий уровень подготовки финалистов оказался действительно очень высок и… достаточно ровен. Да, откровенных аутсайдеров было мало, но и лидеров оказалось выявить достаточно трудно. Кто-то был явно сильнее в одних видах программы, кто-то – в других. И именно поэтому третий день решал многое. И в первую очередь показывал меру выносливости претендентов, которым предстояло бегом подняться на гору, пройти спринтерское ориентирование в ущелье, выполнить пару заданий на сообразительность и командную слаженность. Но самым изматывающим элементом стал велоспринт. Общий старт – отдельно для девушек и для мужчин – и вперед, по размеченной трассе на склоне холма. Пришедший последним выбывает, а остальные сразу же выходят на следующий старт. И круг-то всего метров четыреста, и уклоны вроде бы пологие, но чем дальше ты проходишь в турнире, тем больше этих кругов… Те, кто чуть-чуть не дошел до победы, валились на землю совсем без сил. После этого «спринта» длительный внедорожный перегон по широкому руслу почти пересохшего по случаю осени ручья показался участникам просто фантастическим подарком. Тем более что с английскими автомобилями большая часть претендентов уже успела освоиться.

P. S. «Да, а что же там насчитали судьи?» – спросите вы. Что насчитали – доподлинно неизвестно. Но победителей определили. Итак, внимание: на международном отборе, который пройдет в феврале на Британских островах, нашу страну будут представлять:
Наталья АБРАМОВА из Троицка,
Елена БОНДАРЬ из Екатеринбурга,
Иван ПЕТРОВ из Москвы и
Артем РОСТОВЦЕВ из Красногорска.
Давайте пожелаем им удачи!

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты