По мере того, как мы приближались к сорокалетию безумств Мэнсона в Лос-Анджелесе, появившиеся в газетах сообщения о возможном условно-досрочном освобождении одного из самых знаменитых убийц XX века подсказали мне идею отправиться в небольшую экспедицию и еще раз обследовать каньон Голер-Уош и ранчо Баркера.
И вот мы уже едем на запад, удаляясь от нарочитого блеска Города Грехов – Лас-Вегаса. Наша цель – засушливые и малодоступные пределы Долины Смерти (см.: «Четыре Toyota для Долины Смерти». С.72). План был таков: проехать по следам печально известного Чарлза Мэнсона и его одурманенной ЛСД и прочими галлюциногенами длинноволосой банды, обследовав Голер-Уош, Уорм-Спрингс и долину Панаминт. А в конечном пункте маршрута бросить взгляд на мир из знаменитого металлического кресла Чарлза Мэнсона, и по сей день стоящего на скалистом бугре, что возвышается над ранчо Баркера.
История ареста
Это был теплый декабрьский день 1969 года, и он ничем не отличался от других таких же дней в умеренной пустынной зоне югозапада США. Заходящее солнце окрасило в охристые тона окрестности каньона Голер-Уош, а увядающие листья тополей шелестели о чем-то на легком вечернем ветру. Несколько похожих на полумесяцы грифов описывали круги в вышине, небольшая лисичка привидением скользнула вдоль стенки каньона, и длиннохвостый мешотчатый прыгун поспешил укрыться в норке под куртиной пустынной гречишки. В общем, все шло как обычно, но какая-то мрачная, смертельная мгла уже сгустилась в каньоне… В нескольких милях от этого места группа рейнджеров национального парка и офицеров полиции, расследовавших случай порчи строительной техники, собиралась осмотреть лагерь на берегу притока реки Голер, расположившийся в полузаброшенном месте под названием Баркер-Рэнч (ранчо Баркера).
Они не подозревали, что буквально в ста милях к югу, в ЛосАнджелесе, полиция была озадачена чередой убийств выдающихся голливудских «звезд». Но ничего не знавшие об этих преступлениях рейнджеры нашли и на всякий случай арестовали человека, который по совершенно непонятной причине прятался в шкафу на ранчо Баркера. А дальше произошло непредвиденное: этот случайный арест дал толчок к написанию книг, ставших бестселлерами, съемке игровых и документальных фильмов. Более того, воспоминания об этих событиях и сегодня заставляют стыть кровь в жилах. Итак, знакомьтесь: Чарлз Мэнсон – человек, ставший своего рода символом немотивированного психопатического убийства.
А навстречу фургоны…
Итак, наша экспедиция по кровавым следам Чарлза Мэнсона стартовала. Проехав городок Бейкер, мы направились к северу, в сторону Саратога-Спрингс. Дальше была грунтовка, Харри-Уэйд (здесь мы предусмотрительно снизили давление в шинах). Я невольно отметил, что раскинувшиеся перед нами предгорья Амаргосы резко контрастируют с лазурно-голубым небом на востоке. Чтобы достичь каньона Голер-Уош, лежащего на западном склоне хребта Панаминт, мы должны были перебраться через ответвления каньона УормСпрингс. Около въезда на территорию Национального парка «Долина Смерти» мы обнаружили карту с надписью: «Дорожные условия требуют наличия опыта вождения полноприводных автомобилей по бездорожью». Но нас это почему-то не остановило. Напротив, прочтя это предупреждение, мы твердо уверились в том, что обязательно доедем до убежища шайки Мэнсона.
А затем произошло неожиданное: мы вроде бы буквально час назад катили по асфальтовому шоссе, но что это? В некотором отдалении я отчетливо разглядел неторопливо движущийся караван… крытых фургонов. Нет, это какое-то наваждение! Не могли же мы переместиться во времени на 150 лет назад? Может быть, это просто пустынный мираж?.. Но по мере того как мы приближались, я понял, что никакого обмана зрения нет: действительно дюжина крытых гужевых фургонов направлялась на север. Естественно, мы не могли не остановиться рядом с этими вышедшими из прошлого транспортными средствами и не поговорить с сидящими в них бородатыми людьми.
Но чуда, увы, не произошло – оказалось, что это всего лишь группа любителей исторической реконструкции. В построенных своими руками фургонах они повторяют маршрут, который когдато проделали первопоселенцы. «Уважаемые пассажиры, наш фургон выполняет рейс «Финикс – Солт-Лейк-Сити». Время в пути – шесть месяцев...».
Три тысячи квадратных миль
И вот еще что: если вам пока не довелось прокатиться на внедорожнике по Национальному парку «Долина Смерти», то срочно внесите эту поездку в список обязательных дел. По размеру этот парк уступает только «большой шестерке» национальных парков Аляски, но в отличие от последних он не превращается зимой в ледяной ад. Более того, Долина Смерти, с ее двумя дюймами годовых осадков и температурным максимумом, равным 57 °С, выступает в роли одного из самых жарких и безводных мест на планете. В долине есть впадина Бэдуотер, расположенная на отметке 282 фута (86 м) ниже уровня моря (это самая низкая точка суши Северной Америки). Но не стоит бояться ни «страшных» названий, ни экстремальной окружающей среды. На самом деле Долина Смерти – это интереснейшее место площадью почти восемь тысяч квадратных километров, по которому проходит несколько сотен миль внедорожных маршрутов.
Теплые ключи
В 80-е годы XIX века к УормСпрингс вела едва заметная колея. Само же место находилось на территории индейской резервации племен панаминт и шошонов. Именно тогда старый индеец племени панаминт по имени Том построил небольшое ранчо у артезианского источника, который, собственно говоря, и дал название месту (Warm Springs – «теплые ключи»). В этих засушливых местах, практически лишенных поверхностных вод, бьющий из-под земли ключ стал источником жизни для 150 фруктовых деревьев, домашнего скота и… окруживших оазис рудников. В 1897 году ранчо было разрушено наводнением, и люди ушли из Уорм-Спрингс, а место оставалось заброшенным вплоть до 30-х годов прошлого века, когда здесь было найдено месторождение талька. После Второй мировой войны потребность в тальке выросла, и рудник эксплуатировался до конца 80-х.
Осмотрев все эти оставшиеся от прошедших лет артефакты, мы направились к западу, в сторону Батт-Вэлли, к знаменитому дому, сложенному из камней и известному как «хижина геологов». Кстати, в Долине Смерти можно изучать и геологическую историю нашей планеты. Она – свидетельство миллионов лет тектонических подвижек, поднятий, складкообразований и разломов, а обрывы к северу от «хижины геологов» являются настоящим геологическим попурри. Но вернемся к Мэнсону…
Стоит ли сидеть в этом кресле?
Считается, что Чарлз Мэнсон добирался до своего потаенного убежища на ранчо Баркера через долину Панаминт по самому короткому пути, с запада. Мы же приближались к цели через восточный эскарп хребта Панаминт. Следуя по извилистой тропе через каньон Голер, мы чуть не пропустили едва заметное ответвление колеи, идущей налево, в огромную промоину. Да, место, которое выбрал в качестве убежища для себя и своего клана Чарлз Мэнсон, оказалось на совесть спрятано от человеческих глаз. Несколько сотен метров подъема вверх по промоине – и вот стены каньона расходятся, открывая въезд на ранчо Баркера.
Главное строение фермы и хозяйственные постройки остались неповрежденными и дошли до наших дней в очень хорошем состоянии, но при этом мы не могли отделаться от мыслей, постоянно возвращавших нас к омерзительной истории обмана и убийств. Мы думали о людях, которые без следа исчезли в этой пустыне, и о той огромной власти, которую Мэнсон приобрел над своими последователями. По узкой тропе мы поднялись к уже упомянутому выше креслу, в котором вожак клана любил сидеть, обозревая окрестности. За сорок лет этот «трон» не сместился ни на миллиметр, ведь его ножки были забетонированы. Я не удержался и сел в холодное металлическое кресло… А затем мы начали обсуждать возможность встать на ночь лагерем прямо здесь, но тут два грифа поднялись в небо и начали описывать круги над нашими головами, после чего задул холодный ветер, и от греха подальше мы решили доехать до Панаминт-Спрингс и разбить лагерь там.
P. S. На следующий день мы сделали остановку в городе-призраке Балларат (в настоящий момент его население составляет 10 живых существ, включая собак) и взглянули на останки пикапа, некогда принадлежавшего Чарлзу Мэнсону. И тут я вспомнил, что в своем созданном в тюрьме «Послании к человечеству» Мэнсон, объявивший себя наместником господа на земле, писал: «Я таков, каким вы меня сделали. И если вы называете меня бешеной собакой, дьяволом, убийцей и недоноском, то учтите – я просто зеркальное отражение вашего общества…» Что же, зеркала бывают разными, – устало подумал я и запустил двигатель…
текст и фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
перевод с английского: Андрей СУДЬБИН
ДЬЯВОЛ ПО ИМЕНИ ЧАРЛЗ
Чарлз Миллз Мэнсон родился 12 ноября 1934 года в Цинциннати. Его мать – 16-летняя алкоголичка Кэтлин Мэддокс. Позднее она вышла замуж за некоего Уильяма Мэнсона, который и дал свою фамилию незаконнорожденному мальчику. В 1939-м Кэтлин была арестована за вооруженный грабеж заправочной станции и приговорена к пяти годам заключения в тюрьме штата Западная Вирджиния, а в 1947 году и сам Чарлз впервые попадает в исправительное учреждение – воспитательный дом Гибо для мальчиков в Тер-Оте (штат Индиана). С этого момента жизнь Мэнсона представляет собой череду преступлений, арестов и пребываний в тюрьмах. В тюрьме Элвин Карпис, заключенный, осужденный за ограбление банка в 30-х годах, научил его играть на гитаре. Находясь в заключении, Мэнсон начал интересоваться сайентологией и оккультизмом. В 1967 году, выйдя после очередного заключения, Мэнсон знакомится с девушкой по имени Мэри Бриннер, которая стала первым членом того, что впоследствии получит название «семья Мэнсона», и отправляется с ней сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелес. Здесь численность их группы начала быстро расти. Поначалу «семья», поселившаяся на ранчо Спэн, представляла собой обычную коммуну хиппи тех лет – она жила «свободной» жизнью, ее члены употребляли наркотики, пели песни и занимались групповым сексом, а средства к существованию добывали кражами и угоном автомобилей. Чарлз объявил, что его не случайно зовут Мэнсон, – это имя означает «сын человеческий», и что он одновременно Иисус Христос и сатана. В июле 1969 года «семья» совершила первое убийство: Бобби Босолейл, Сьюзан «Сэди» Эткинс и Мэри Бриннер убили некоего Гари Хинмана за то, что он поставил им некачественный наркотик и отказался отдавать деньги. По другой версии, Хинман был убит по приказу Мэнсона за то, что отказался финансировать запланированный Чарлзом рок-фестиваль, который должен был сделать «Иисуса-сатану» знаменитым. Но основным мотивом последующих убийств стала своеобразная интерпретация Мэнсоном «Белого альбома» The Beatles. Он утверждал, что Beatles говорят с ним, и что в альбоме содержится закодированое послание «хелтер-скелтер» («всемирный хаос»), предупреждающее его о грядущей войне между черной и белой расами. «Семья» же должна была отправиться в Долину Смерти и пересидеть расовую войну, попутно нарастив численность до 144 000 человек.
И вот вечером 8 августа 1969 года Мэнсон сказал: «Пробил час всемирного хаоса. Пора учиться убивать». По его приказу Чарлз «Текс» Уотсон взял с собой «Сэди», Патрисию «Кэти» Кренуинкел и Линду Касабиан, которые вооружились ножами, пистолетом и веревкой. Все погрузились в желтый Ford 1959 года, чтобы отправиться в дом на Сиело-Драйв, принадлежавший музыкальному продюсеру Терри Мелчеру, прекратившему запись альбома Мэнсона, так мечтавшего стать рок-звездой. Но Терри они не застали, в доме находились жена знаменитого кинорежиссера Романа Полански, кинозвезда Шэрон Тэйт (она была на девятом месяце беременности), Джей Себринг, хозяин сети салонов красоты, друг Полански Виктор Фриковский, дочь «кофейного короля» Абигайль Фолгер и восемнадцатилетний садовник Стив Перент. Утром все эти люди были найдены зверски убитыми: на теле Фриковского насчитали пятьдесят одну ножевую рану и тринадцать проломов в черепе, на теле Абигайль Фолгер – двадцать одно ножевое ранение. Шэрон Тэйт нашли изуродованной до неузнаваемости, лежащей в луже крови с распоротым животом. Ее шею обвивала нейлоновая веревка, переброшенная через потолочную балку; другой конец веревки стягивал шею так же зверски искалеченного Джея Себринга. Стив Перент был убит четырьмя выстрелами. На стене дома кровью жертв было написано «СВИНЬИ».
На следующий день точно таким же зверским образом в своем доме были убиты хозяева сети небольших магазинов Лено и Розмари Ла-Бьянка, и вновь убийцы оставили кровавые надписи: «ВОЙНА», «СМЕРТЬ СВИНЬЯМ» и «ХЕЛТЕР-СКЕЛТЕР». Существует также версия, что эти убийства Мэнсон приказал совершить для того, чтобы отвести подозрения от арестованного члена «семьи» Роберта Босолея, причастного к первому убийству (Гари Хинмана). 16 августа 1969-го Мэнсон и «семья» были арестованы за кражу автомобилей, но позже освобождены из-за неверно оформленного ордера. Мэнсон решил, что один из членов «семьи», Дональд «Шорти» Ши, является доносчиком. По его приказу Ши был убит, его тело разрезано на куски и закопано в пустыне, а «семья» погрузилась на заранее приготовленные внедорожники и багги и отправилась на ранчо Баркера. По дороге они подожгли несколько строительных машин, именно это в конечном счете и навело полицию на их след. Дознание и суд продолжались до января 1971 года. Чарлз Мэнсон, Патрисия Кренуинкел, «Сэди» и Лесли ван Гутен были приговорены к смертной казни. Сумевший избежать ареста «Текс» Уотсон был арестован в Техасе через полгода и также приговорен к смерти, однако в 1972 году смертный приговор всем им был заменен на пожизненное заключение. Чарлз Мэнсон неоднократно переводился из одной тюрьмы в другую и в настоящее время содержится в калифорнийской тюрьме «Коркоран». Он много раз подавал прошения об условно-досрочном освобождении, и каждый раз ему было отказано. В этом году он вновь подал такое прошение, однако, скорее всего, ему откажут и на этот раз – полиция Калифорнии сообщила, что спустя сорок лет в деле появились новые данные: возможно, убийств было больше, и полицейские власти намереваются организовать в окрестностях ранчо Баркера масштабные поиски останков жертв «семьи Мэнсона». Сама «семья» вошла в десятку наиболее страшных и жестоких тоталитарных сект в истории США.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.