11 кругов пыли

Пьеса под названием «Вторая Baja Saxonia»

Это было отличное утро пятницы, и мы направлялись в сторону Хохенмолсена — небольшого городка, расположенного на территории бывшей ГДР недалеко от Лейпцига. Увы, именно в эту пятницу большинство автовладельцев решили вывезти свои семьи на природу, так что с точки зрения передвижения утро обернулось не слишком добрым. Из-за чудовищных пробок, растянувшихся почти на 600 км, мы прибыли к месту назначения — огромному провалу в земной коре — на несколько часов позднее, чем предполагалось. На самом деле этот провал остался от разработок бурого угля открытым способом, и именно ему предстояло стать сценой, на которой разыграется пьеса под названием «Вторая Baja Saxonia»

Прошлогодний успех Baja Saxonia предопределил неизбежность второго «издания» этой гонки. Тогда погода не баловала участников: было очень холодно, сыро, иногда даже шел снег, что создавало сложности при прохождении некоторых участков трассы. Зато сейчас небесная канцелярия решила расщедриться и одарить участников, организаторов и зрителей ярким солнцем и необычным для этого времени года (до +20°) теплом. В результате получилась совершенно другая гонка. Вместо грязи и снега главным противником всех стала пыль, пыль и еще раз пыль. Как только первые машины отправлялись на трассу, она накрывала всю прилегающую местность буро-коричневым одеялом, полностью пряча от глаз все происходящее. Единственным ясно видимым объектом оставался огромный карьерный экскаватор, возвышающийся над местностью, как маяк без огней.

В прошлом году на старт гонки вышло чуть более ста экипажей, но в этом рекорд был с легкостью перекрыт: в протоколе Baja Saxonia–2009 значилось 210 участников! Вне всякого сомнения, секрет такой популярности кроется в демократичности и доступности правил: для участия в гонке не требуется официальной гоночной лицензии. Таким образом, Baja Saxonia открыта для всех: профессионалов, полупрофессионалов и любителей, людей с любыми видами техники, способной перемещаться по бездорожью.

В результате на стартовой линии оказалось 80 мотоциклов (в том числе с колясками), 19 ATV, 72 внедорожника и 22 грузовика из девяти стран. Естественно, основная масса экипажей (151) представляла Германию. Вторая по численности команда (20 машин) прибыла из Нидерландов, третья (15) — из Болгарии. Огромную помощь Карстену Мало, главному организатору Baja Saxonia, оказал 4x4 Club города Лейпцига.

Гоночные дни

Во время пролога водителям предстояло пройти круг протяженностью несколько километров. Первым на него отправились мотоциклисты, затем пилоты ATV. Как только они покинули трассу, настал черед внедорожников, за которыми последовали грузовики. Этот сценарий можно было наблюдать в течение обоих гоночных дней. Первая гонка стартовала сразу после финиша пролога. Конечно, этап занял некоторое время, так что за первый день прошло только четыре заезда. Однако следует учесть, что протяженность каждого из них составила 46 км. На следующий день конфигурация трассы была несколько изменена таким образом, что по некоторым участкам гонщикам предстояло ехать в противоположном направлении. Длина трассы сократилась до 33 км, зато число заездов увеличилось до семи, так что каждому из водителей за гоночный день предстояло преодолеть по 230 км (конечно, в том случае, если они не сделали неверный поворот и не уклонились с трассы, а это случалось не один и не два раза)!

Непростая организация

При таком количестве стартов и напряженном графике организационные вопросы выходят на первые места. В данном случае гонка начиналась прямо в базовом лагере. Отсюда участники соревнования выезжали на линию промежуточного старта. Здесь каждую машину в последний раз тщательно проверяли (причем занимался этим лично Карстен Мало), и только получив разрешение, пилоты выезжали на линию реального старта. Там электронное устройство контролировало точность 30-секундного интервала между каждым отъезжающим экипажем. У каждого штурмана на шее висел электронный прибор, с помощью которого точно регистрировалось время прохождения всех промежуточных КП, а после финиша в распоряжении судей оказывался файл с точнейшим графиком движения экипажа по дистанции, позволяющий просмотреть время на любом отрезке, а также среднюю и максимальную скорость.

По сравнению с прошлым годом «триальных» участков на трассе практически не было по причине сухой погоды. Другими словами, скорость оказалась важнее умения преодолевать сложные участки бездорожья. Но это совершенно не значит, что гоночная трасса оказалась слишком простой. На ней хватало ям и трамплинов, ну и про пыль не забудьте. Все это всерьез испытывало на прочность и водителей, и их машины. В некоторых местах попадались и лужи, и грязь, но трасса была достаточно широкой, чтобы их объехать. В любом случае препятствия хотя бы можно было увидеть.

Но на одном участке мягкая, засасывающая шины грязь пряталась под слоем песка. Пожалуй, наиболее адекватно этот участок можно описать словом «заболоченный», и он оказался ловушкой для множества экипажей. Но самый неприятный случай произошел там с Тоном Стокером (Германия). Его грузовик засосало на такую глубину, что для извлечения автомобиля штурману пришлось взяться за лопату. Но через мновение трясина поглотила и этот инструмент! Понадобилась вторая лопата и немало труда, чтобы выбраться из «засады» и вернуться в гонку. Но время, конечно же, было потеряно.

Другое сложное место представляло собой сыпучий песчаный склон. Очень скоро выяснилось, что преодолеть его можно только ходом, на приличной скорости. Один за другим три грузовика, пытавшиеся осилить его внатяг, оказались застрявшими бок о бок. Объехать их не было никакой возможности, и вскоре здесь возникла настоящая пробка из подъезжающих участников. По счастью, это «бутылочное горлышко» удалось откупорить достаточно быстро.

Тяжелые обгоны

Густые облака пыли делали движение по-настоящему трудным, особенно если вам не повезло и вы оказались позади грузовика. Именно это обстоятельство стало предметом не самых лестных отзывов о гонке, звучавших в основном из уст водителей обычных внедорожников. Они жаловались на то, что некоторые пилоты грузовиков никак не хотели уступать им дорогу.

Вообще-то большая часть трассы была достаточно широкой и удобной для обгонов, но на некоторых узких участках эти маневры действительно превращались в проблему. Более того, они становились своего рода азартной игрой, рулеткой, лотереей, потому что если гонщики вдруг оказывались за грузовиком, то в течение значительного времени вынуждены были вести машину, не видя ничего дальше метра перед капотом. Ну и, конечно же, как обычно, многие жаловались на злую судьбу и технику, которая их все-таки подвела. Без всякого сомнения, больше всего оснований для такого рода жалоб было у экипажа Волхера и Вейнманна. Они выступали на единственном в гонке Porsche Cayenne. Три ухаба и три прыжка лишили их каких-либо иллюзий относительно результата, оставив Porsche на обочине с разбитой вдребезги передней подвеской. Они успели отъехать от старта всего лишь на 1700 м!

По счастью, экипаж все-таки сумел за ночь починить машину и смог не только принять участие в заездах второго дня, но и показать, что на некоторых участках Cayenne может быть понастоящему быстрым.

Пыль гонке не помеха

А еще я очень сочувствовал Эрику Грамбергу и Маартену ван де Вилу из Голландии, несмотря на то что в течение обоих гоночных дней они постоянно демонстрировали ослепительные белозубые улыбки от уха до уха на абсолютно черных лицах. Дело в том, что их прототип Blitz, построенный на базе Suzuki, представлял собой лишенный крыши кабриолет, и, помимо шлемов, им пришлось включить в список личного оснащения очки и респираторы. Никогда еще мне не приходилось видеть людей белой расы с такими черными лицами! В очках и шлемах они больше всего напоминали инопланетян, мчащихся через бурые облака угольной пыли.

Подводя итоги, можно сказать, что главными проблемами гонки были отказы техники и неудачная «парковка» на коварной трассе. Но что делать, все это входит в правила игры внедорожных видов спорта. Но именно в этом кроется преимущество внедорожных соревнований над обычными автогонками по асфальту, ведь на них нужно бороться не только с секундомером и собственной машиной, но и сложным рельефом местности. В данном относительно молодом виде спорта требуется не только отличная физическая форма, но и здравый смысл. Именно это делает внедорожные гонки спортом настоящих мужчин и самых отважных и стойких женщин, и именно за это мы их любим!

Результаты Baja Saxonia — 2009 (категория 4х4)
МестоПилот / ШтурманАвтомобиль
1А. КОВАЧЕВ / Д. ЛАЗАРОВ Mercedes-Benz G 3.2
2Ф. ШТЕЙНЕР / С. ШТЕЙНЕР Mitsubishi Pajero 3.5
3Х. ШТРАССЕР / М. КЕРБС Toyota LilaQ

текст: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН
фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты