Двигатели BMW первенствовали в конкурсе Engine of the year последние четыре года. Победителем 2009-го стал агрегат Volkswagen 1.4 TSI Twincharger, одолевший баварских конкурентов с четвертого захода. Интересно, что отрыв лидера от ближайшего соперника составил… четыре балла. Магия цифр какая-то!
Конкурс Engine of the year, проводящийся с 1999 года, частенько критикуют за субъективизм и расплывчатые критерии начисления баллов. Многие решения международного жюри, состоящего из сотрудников автомобильных изданий, и вовсе кажутся нелогичными. Например, присуждение первой премии два раза подряд одному и тому же мотору. Последнее, впрочем, объясняется регламентом соревнований, согласно которому к рассмотрению принимаются агрегаты, устанавливаемые на серийные машины, причем «конвейерный возраст» модели значения не имеет.
Тем не менее конкурс является самым статусным мероприятием подобного рода (в нынешнем году судейская коллегия включала 65 журналистов из 32 стран) и имеет большое значение. Правда, в первую очередь – для автопроизводителей
Турнирное положение
Тот факт, что «Двигателем года-2009» стал VW 1.4 TSI Twincharger образца 2005-го (лучшая «Новинка» 2006-го), прямо говорит о застое в отрасли. Другое дело, что аналогов этого агрегата до сих пор не существует. Кроме того, за последний отчетный период TSI Twincharger прибавил 10 «лошадок», что, по всей видимости, и растрогало арбитров.
Почти незамеченным остался свежий 3,0-литровый двигатель Audi, оснащенный винтовым компрессором. Ингольштадтский мотор довольствовался утешительным третьим местом в своей «весовой категории», а среди «новинок» не вошел и в шестерку сильнейших. Дебют линейки фиатовских агрегатов с системой регулировки хода клапана MultiAir уважаемые судьи также посчитали не слишком блестящим.
В «экологической» группе – неразбериха: жюри прямо-таки разрывалось между бензиновыми турбомоторами, дизелями и гибридами. Причина опять же в размытости критериев оценки. Эта номинация как никакая другая нуждается в дроблении. Во-первых, все новые ГСА при прочих равных «чище», чем ДВС. Во-вторых, растет число гибридных моделей с электромеханической коробкой Two-Mode Hybrid, у которых нужно рассматривать силовой агрегат целиком, а не ДВС отдельно. В-третьих, «раскручивается» направление т.н. Range-extended-гибридов, в которых ДВС работает на стационарных режимах в составе генераторной установки, а полученные «вольты» на колеса передают электродвигатели (Fisker Karma с таким приводом – уже в серии).
Вообще хорошо бы установить жесткие признаки отбора «конкурсантов». Представляется разумным следующий вариант: группа независимых инженеров отбирает лучшие (с позиций удельной мощности, чистоты выхлопа и т.п.) образцы, а журналисты, имея на руках «железные» аргументы, голосуют. Может быть, тогда результаты конкурса станут действительным ориентиром для рядового потребителя.
За кадром
В первые четыре года проведения конкурса Engine of the year – c 1999 по 2002-й – вручался приз за лучшую концептуальную разработку (Best Concept). Впоследствии эту номинацию заменили на «Лучший по мощности», отчего, на наш взгляд, соревнование только потеряло. Возвращать «концепты» сегодня (в свете грядущей электрификации автомобилей), видимо, не имеет смысла, хотя интересные, достойные внимания разработки время от времени появляются. В 2007-м инженеры Daimler начали колдовать с бензодизельным агрегатом DiesOtto, установленным на прототипе F 700, годом ранее Volvo стала «обкатывать» ДВС с «безвальным» электромагнитным приводом клапанов, разработанным специалистами французской Valeo. В последний же отчетный период пришла весть о том, что в случае успешных испытаний новой версии бесшатунного ДВС фирмы Revetec, проводимых на базе одного из исследовательских центров в Германии, агрегат может пойти в серию. За это готовы взяться сразу два крупных китайских автоконцерна.
Чего ждать от конкурса Engine of the year в следующем году? Скорее всего завершения очередного цикла круговорота производителей в «моторной табели о рангах». Дело в том, что в продажу поступит модификация BMW 535i Gran Turismo, под капотом которой установят наддувный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива и… системой регулировки хода клапана Valvetronic. Думается, судьи не смогут пройти мимо баварского «аппарата» с такой оригинальной, нигде более не встречающейся компиляцией узлов. Ведь после появления в 2006 году серии турбомоторов с «прямым» впрыском многие специалисты списали Valvetronic в архив. Кроме того, не успели попасть в «опросники» последнего конкурса и форсированные двигатели моделей X5M и X6M, у которых большие шансы если не на победу, то по крайней мере на призовые места в категории
Результаты конкурса «Engine of the year 2009»
Двигатель (л.с./Нм) | Модель автомобиля | Баллы | |
---|---|---|---|
Номинация «Двигатель года» | |||
1 | VW 1.4 TSI Twincharger (180/250*) | VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra | 354 |
2 | BMW 3.0 Twin Turbo (306/400) | 135i, 335i, X6, Z4, 730i | 350 |
3 | Audi 2.0 TFSI (211/350) | Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI | 220 |
4 | Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500) | BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class | 203 |
5 | BMW 4.0 V8 (420/400) | M3 | 203 |
6 | AMG 6.2 V8 (525/630) | CLK, S, SL, CL, CLS, ML | 114 |
7 | BMW-PSA 1.6 Turbo (175/260) | Mini Cooper S, Clubman, Peugeot 207, 308 | 107 |
8 | Toyota 1.0 (68/93) | iQ, Yaris/Vitz, Citroёn C1, Peugeot 107, Subaru Justy | 74 |
Номинация «Новинка года» | |||
1 | Porsche 3.8 B6 (385/420) | 911 | 144 |
2 | BMW 3.0d Turbo (246/540) | 330d, 730d, 530d, X3, X5 | 122 |
3 | BMW 4.4 V8 Turbo (407/600) | 750i, X6 | 120 |
4 | Jaguar 5.0 V8 S/С** (510/625) | XF, XK | 112 |
5 | Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500) | BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class | 107 |
6 | Audi 2.0 TFSI (211/350) | Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI | 107 |
Номинация «Экологически чистый» | |||
1 | VW 1.4 TSI Twincharger (180/250) | VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra | 205 |
2 | Honda 1.3 Hybrid (98***) | Insight Civic | 203 |
3 | BMW 2.0d Twin Turbo (204/400) | 123d | 147 |
4 | BMW 3.0d Twin Turbo (235/520) | 335d, 535d, 635d, X3, X5, X6 | 133 |
5 | Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500) | BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class | 115 |
6 | Ford 2.5 Hybrid (194***) | Ford Fusion Hybrid, Mercury Milan | 82 |
Номинация «Лучший по мощности» | |||
1 | AMG 6.2 V8 (525/630) | CLK, S, SL, CL, CLS, ML | 109 |
2 | BMW 5,0 V10 (507/520) | M5, M6 | 90 |
3 | Jaguar 5.0 V8 S/С (510/625) | XF, XK | 90 |
4 | Porsche 3.8 B6 (435/430) | GT3 | 78 |
5 | BMW 4.0 V8 (420/400) | M3 | 78 |
6 | Ferrari 6,0 V12 (620/608) | 599 GTB | 77 |
Объемом до 1,0 л | |||
1 | Toyota 1.0 (68/93) | iQ, Yaris/Vitz, Citroёn C1, Peugeot 107, Subaru Justy | 318 |
2 | Smart 0.8 TD (45/110) | Smart Fortwo | 216 |
3 | Mitsubishi 1.0Т (84/120) | Smart Fortwo | 214 |
4 | Opel 1.0 (65/90) | Opel Agila, Corsa, Suzuki Splash | 149 |
5 | Mitsubishi 1.0 (71/92) | Smart Fortwo | 82 |
6 | Kia 1.0 (62/87) | Picanto | 73 |
Объемом от 1,0 до 1,4 л | |||
1 | VW 1.4 TSI Twincharger (180/250) | VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra | 293 |
2 | VW 1.4 TSI Turbo (122/200) | Golf, Golf Plus, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Passat, Skoda Octavia, Superb, Audi A3, Seat Leon, Altea | 154 |
3 | Fiat 1.4 Turbo (200/300) | Fiat Abarth 500, Abarth Grande Punto, Fiat Linea, Bravo, Lancia Delta, Alfa Romeo MiTo | 147 |
4 | Honda 1.3 Hybrid (98***) | Insight Civic | 136 |
5 | BMW-PSA 1.4 (95/140) | Mini One, One Clubman | 83 |
6 | Ford 1.3 TDCi (75/145) | Ford Ka, Fiat 500, Panda, Grande Punto, Qubo, Linea, Doblo, Lancia Ypsilon, Opel Agila, Meriva, Tigra, Combo, Corsa, Astra, Suzuki Ignis, Splash | 75 |
Объемом от 1,4 до 1,8 л | |||
1 | BMW-PSA 1.6 Turbo (175/260) | Mini Cooper S, Clubman, Peugeot 207, 308 | 235 |
2 | Toyota 1.8 Hybrid (136***) | Prius | 198 |
3 | Audi 1.8 TFSI (170/250) | Audi A4, A3, A5, TT, Seat Leоn, Altea, Toledo, Skoda Octavia, Superb, VW Passat | 184 |
4 | Mercedes-Benz 1.8 CGI (204/300) | BlueEfficiency E-Class | 135 |
5 | Opel 1.6T (180/230) | Corsa, Astra, Insignia | 59 |
6 | Fiat 1.6 JTD (120/320) | Alfa Romeo MiTo, Fiat Bravo, Lancia Delta | 56 |
Объемом от 1,8 до 2,0 л | |||
1 | Audi 2.0 TFSI (211/350) | Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI | 220 |
2 | BMW 2.0d Variable Twin Turbo (204/400) | 123d | 190 |
3 | Audi 2.0 TFSI (200/280) | Audi A6, A3, TT, VW Tiguan, Eos, Jetta, Skoda Octavia, Seat Altea, Leon, Exeo | 98 |
4 | Mercedes-Benz 1.8 CGI (184/270) | E-Class | 96 |
5 | Honda 2.0 (240/208) | S2000 | 92 |
6 | Subaru Diesel 2.0 В4 (147/350) | Impreza, Outlook, Forester | 91 |
Объемом от 2,0 до 2,5 л | |||
1 | Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500) | BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class | 225 |
2 | Audi 2.5 TFSI (340/450) | Audi TT RS | 180 |
3 | Subaru 2.5Т В4 (300/407) | Forester, Impreza, Legacy | 144 |
4 | Ford 2.2 TDCi (175/400) | Citroёn C5, C6, C8, C-Crosser, Peugeot 407, 607, 807, Land Rover Freelander, Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007, Ford Mondeo, S-Max, Galaxy, Jaguar X-Type | 131 |
5 | BMW 2.5 (204/250) | Z4 | 121 |
6 | Honda 2.4 (201/234) | Element, CR-V, Edix, Odyssey, Accord/ Acura TSX, Accord USA | 84 |
Объемом от 2,5 до 3,0 л | |||
1 | BMW 3.0 Twin Turbo (306/400) | 135i, 335i, X6, Z4, 730i | 345 |
2 | BMW 3.0d Twin Turbo (235/520) | 335d, 535d, 635d, X3, X5, X6 | 250 |
3 | Audi 3 FSI S/С (333/440) | S4 | 125 |
4 | Porsche 2.9 B6 (265/300) | Boxster, Cayman | 103 |
5 | Audi 3.0 V6 TDI (233/550) | A4, A5, A6, A6 allroad, A8, Q7, VW Touareg, Phaeton, Porsche Cayenne | 88 |
6 | Jaguar 3.0 V6 TD (275/600) | XF | 83 |
Объемом от 3,0 до 4,0 л | |||
1 | BMW 4.0 V8 (420/400) | M3 | 319 |
2 | Porsche 3.8 B6 (385/420) | 911 | 156 |
3 | Porsche 3.8 B6 (435/430) | GT3 | 148 |
4 | Nissan 3.8 V6 Twin Turbo (485/588) | GT-R | 130 |
5 | Porsche 3.4 B6 (310/360) | Boxster, Cayman S | 83 |
6 | Toyota 3.5 V6 Hybrid (345***) | Lexus GS 450h, RX, Toyota Crown | 70 |
Объемом от 4,0 л и выше | |||
1 | Mercedes-Benz/AMG 6.2 V8 (525/630) | CLK, S, SL, CL, CLS, ML | 162 |
2 | BMW 5,0 V10 (507/520) | M5, M6 | 133 |
3 | Jaguar 5.0 V8 S/С (510/625) | XF, XK | 120 |
4 | BMW 4.4 V8 Turbo (407/600) | 750i, X6 | 114 |
5 | Cadillac 6.2 V8 S/С (557/745) | CTS-V | 70 |
6 | Lexus 5.0 V8 Hybrid (445***) | LS 600h | 62 |
* Для всех агрегатов, имеющих более одного исполнения, указаны выходные параметры самой мощной модификации.
** S/C — двигатели оснащенные винтовым нагнетателем с приводом от коленчатого вала.
*** Для гибридных модификаций указана совокупная мощность двигателя внутреннего сгорания и электромотора (электромоторов).
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.