Моторный отсек

О результатах конкурса «Двигатель года–2009»

Двигатели BMW первенствовали в конкурсе Engine of the year последние четыре года. Победителем 2009-го стал агрегат Volkswagen 1.4 TSI Twincharger, одолевший баварских конкурентов с четвертого захода. Интересно, что отрыв лидера от ближайшего соперника составил… четыре балла. Магия цифр какая-то!

Конкурс Engine of the year, проводящийся с 1999 года, частенько критикуют за субъективизм и расплывчатые критерии начисления баллов. Многие решения международного жюри, состоящего из сотрудников автомобильных изданий, и вовсе кажутся нелогичными. Например, присуждение первой премии два раза подряд одному и тому же мотору. Последнее, впрочем, объясняется регламентом соревнований, согласно которому к рассмотрению принимаются агрегаты, устанавливаемые на серийные машины, причем «конвейерный возраст» модели значения не имеет.

Тем не менее конкурс является самым статусным мероприятием подобного рода (в нынешнем году судейская коллегия включала 65 журналистов из 32 стран) и имеет большое значение. Правда, в первую очередь – для автопроизводителей

Турнирное положение

Тот факт, что «Двигателем года-2009» стал VW 1.4 TSI Twincharger образца 2005-го (лучшая «Новинка» 2006-го), прямо говорит о застое в отрасли. Другое дело, что аналогов этого агрегата до сих пор не существует. Кроме того, за последний отчетный период TSI Twincharger прибавил 10 «лошадок», что, по всей видимости, и растрогало арбитров.

Почти незамеченным остался свежий 3,0-литровый двигатель Audi, оснащенный винтовым компрессором. Ингольштадтский мотор довольствовался утешительным третьим местом в своей «весовой категории», а среди «новинок» не вошел и в шестерку сильнейших. Дебют линейки фиатовских агрегатов с системой регулировки хода клапана MultiAir уважаемые судьи также посчитали не слишком блестящим.

В «экологической» группе – неразбериха: жюри прямо-таки разрывалось между бензиновыми турбомоторами, дизелями и гибридами. Причина опять же в размытости критериев оценки. Эта номинация как никакая другая нуждается в дроблении. Во-первых, все новые ГСА при прочих равных «чище», чем ДВС. Во-вторых, растет число гибридных моделей с электромеханической коробкой Two-Mode Hybrid, у которых нужно рассматривать силовой агрегат целиком, а не ДВС отдельно. В-третьих, «раскручивается» направление т.н. Range-extended-гибридов, в которых ДВС работает на стационарных режимах в составе генераторной установки, а полученные «вольты» на колеса передают электродвигатели (Fisker Karma с таким приводом – уже в серии).

Вообще хорошо бы установить жесткие признаки отбора «конкурсантов». Представляется разумным следующий вариант: группа независимых инженеров отбирает лучшие (с позиций удельной мощности, чистоты выхлопа и т.п.) образцы, а журналисты, имея на руках «железные» аргументы, голосуют. Может быть, тогда результаты конкурса станут действительным ориентиром для рядового потребителя.

За кадром

В первые четыре года проведения конкурса Engine of the year – c 1999 по 2002-й – вручался приз за лучшую концептуальную разработку (Best Concept). Впоследствии эту номинацию заменили на «Лучший по мощности», отчего, на наш взгляд, соревнование только потеряло. Возвращать «концепты» сегодня (в свете грядущей электрификации автомобилей), видимо, не имеет смысла, хотя интересные, достойные внимания разработки время от времени появляются. В 2007-м инженеры Daimler начали колдовать с бензодизельным агрегатом DiesOtto, установленным на прототипе F 700, годом ранее Volvo стала «обкатывать» ДВС с «безвальным» электромагнитным приводом клапанов, разработанным специалистами французской Valeo. В последний же отчетный период пришла весть о том, что в случае успешных испытаний новой версии бесшатунного ДВС фирмы Revetec, проводимых на базе одного из исследовательских центров в Германии, агрегат может пойти в серию. За это готовы взяться сразу два крупных китайских автоконцерна.

Чего ждать от конкурса Engine of the year в следующем году? Скорее всего завершения очередного цикла круговорота производителей в «моторной табели о рангах». Дело в том, что в продажу поступит модификация BMW 535i Gran Turismo, под капотом которой установят наддувный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива и… системой регулировки хода клапана Valvetronic. Думается, судьи не смогут пройти мимо баварского «аппарата» с такой оригинальной, нигде более не встречающейся компиляцией узлов. Ведь после появления в 2006 году серии турбомоторов с «прямым» впрыском многие специалисты списали Valvetronic в архив. Кроме того, не успели попасть в «опросники» последнего конкурса и форсированные двигатели моделей X5M и X6M, у которых большие шансы если не на победу, то по крайней мере на призовые места в категории

Результаты конкурса «Engine of the year 2009»

 Двигатель (л.с./Нм)Модель автомобиляБаллы
Номинация «Двигатель года»
1VW 1.4 TSI Twincharger (180/250*)VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra354
2BMW 3.0 Twin Turbo (306/400)135i, 335i, X6, Z4, 730i350
3Audi 2.0 TFSI (211/350)Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI220
4 Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500)BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class203
5BMW 4.0 V8 (420/400)M3203
6AMG 6.2 V8 (525/630) CLK, S, SL, CL, CLS, ML114
7BMW-PSA 1.6 Turbo (175/260)Mini Cooper S, Clubman, Peugeot 207, 308107
8 Toyota 1.0 (68/93) iQ, Yaris/Vitz, Citroёn C1, Peugeot 107, Subaru Justy74
Номинация «Новинка года»
1Porsche 3.8 B6 (385/420)911 144
2BMW 3.0d Turbo (246/540) 330d, 730d, 530d, X3, X5 122
3BMW 4.4 V8 Turbo (407/600)750i, X6 120
4Jaguar 5.0 V8 S/С** (510/625)XF, XK112
5 Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500)BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class107
6Audi 2.0 TFSI (211/350)Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI 107
Номинация «Экологически чистый»
1VW 1.4 TSI Twincharger (180/250) VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra205
2Honda 1.3 Hybrid (98***)Insight Civic203
3BMW 2.0d Twin Turbo (204/400)123d147
4BMW 3.0d Twin Turbo (235/520)335d, 535d, 635d, X3, X5, X6 133
5 Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500)BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class115
6 Ford 2.5 Hybrid (194***) Ford Fusion Hybrid, Mercury Milan82
Номинация «Лучший по мощности»
1AMG 6.2 V8 (525/630)CLK, S, SL, CL, CLS, ML109
2BMW 5,0 V10 (507/520)M5, M690
3Jaguar 5.0 V8 S/С (510/625)XF, XK90
4Porsche 3.8 B6 (435/430)GT378
5BMW 4.0 V8 (420/400)M378
6Ferrari 6,0 V12 (620/608)599 GTB77
Объемом до 1,0 л
1 Toyota 1.0 (68/93)iQ, Yaris/Vitz, Citroёn C1, Peugeot 107, Subaru Justy318
2Smart 0.8 TD (45/110)Smart Fortwo216
3 Mitsubishi 1.0Т (84/120)Smart Fortwo214
4Opel 1.0 (65/90)Opel Agila, Corsa, Suzuki Splash149
5 Mitsubishi 1.0 (71/92)Smart Fortwo82
6Kia 1.0 (62/87)Picanto73
Объемом от 1,0 до 1,4 л
1VW 1.4 TSI Twincharger (180/250) VW Golf, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Touran, Tiguan, Seat Ibiza Cupra293
2VW 1.4 TSI Turbo (122/200)Golf, Golf Plus, Golf Variant, Scirocco, Eos, Jetta, Passat, Skoda Octavia, Superb, Audi A3, Seat Leon, Altea154
3Fiat 1.4 Turbo (200/300)Fiat Abarth 500, Abarth Grande Punto, Fiat Linea, Bravo, Lancia Delta, Alfa Romeo MiTo147
4Honda 1.3 Hybrid (98***)Insight Civic136
5BMW-PSA 1.4 (95/140)Mini One, One Clubman83
6 Ford 1.3 TDCi (75/145) Ford Ka, Fiat 500, Panda, Grande Punto, Qubo, Linea, Doblo, Lancia Ypsilon, Opel Agila, Meriva, Tigra, Combo, Corsa, Astra, Suzuki Ignis, Splash75
Объемом от 1,4 до 1,8 л
1BMW-PSA 1.6 Turbo (175/260)Mini Cooper S, Clubman, Peugeot 207, 308235
2 Toyota 1.8 Hybrid (136***)Prius198
3Audi 1.8 TFSI (170/250)Audi A4, A3, A5, TT, Seat Leоn, Altea, Toledo, Skoda Octavia, Superb, VW Passat184
4 Mercedes-Benz 1.8 CGI (204/300)BlueEfficiency E-Class135
5Opel 1.6T (180/230)Corsa, Astra, Insignia59
6Fiat 1.6 JTD (120/320)Alfa Romeo MiTo, Fiat Bravo, Lancia Delta56
Объемом от 1,8 до 2,0 л
1Audi 2.0 TFSI (211/350)Audi A4, A5, Q5, VW Scirocco, Golf GTI220
2BMW 2.0d Variable Twin Turbo (204/400)123d190
3Audi 2.0 TFSI (200/280)Audi A6, A3, TT, VW Tiguan, Eos, Jetta, Skoda Octavia, Seat Altea, Leon, Exeo98
4 Mercedes-Benz 1.8 CGI (184/270)E-Class96
5Honda 2.0 (240/208)S200092
6Subaru Diesel 2.0 В4 (147/350)Impreza, Outlook, Forester91
Объемом от 2,0 до 2,5 л
1 Mercedes-Benz 2.1 CDI (204/500)BlueEfficiency C-Class, BlueEfficiency E-Class225
2Audi 2.5 TFSI (340/450)Audi TT RS180
3Subaru 2.5Т В4 (300/407)Forester, Impreza, Legacy144
4 Ford 2.2 TDCi (175/400)Citroёn C5, C6, C8, C-Crosser, Peugeot 407, 607, 807, Land Rover Freelander, Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007, Ford Mondeo, S-Max, Galaxy, Jaguar X-Type131
5BMW 2.5 (204/250)Z4121
6Honda 2.4 (201/234)Element, CR-V, Edix, Odyssey, Accord/ Acura TSX, Accord USA84
Объемом от 2,5 до 3,0 л
1BMW 3.0 Twin Turbo (306/400)135i, 335i, X6, Z4, 730i345
2BMW 3.0d Twin Turbo (235/520)335d, 535d, 635d, X3, X5, X6250
3Audi 3 FSI S/С (333/440)S4125
4Porsche 2.9 B6 (265/300)Boxster, Cayman103
5Audi 3.0 V6 TDI (233/550)A4, A5, A6, A6 allroad, A8, Q7, VW Touareg, Phaeton, Porsche Cayenne88
6Jaguar 3.0 V6 TD (275/600)XF83
Объемом от 3,0 до 4,0 л
1BMW 4.0 V8 (420/400)M3319
2Porsche 3.8 B6 (385/420)911156
3Porsche 3.8 B6 (435/430)GT3 148
4 Nissan 3.8 V6 Twin Turbo (485/588)GT-R130
5Porsche 3.4 B6 (310/360)Boxster, Cayman S83
6 Toyota 3.5 V6 Hybrid (345***)Lexus GS 450h, RX, Toyota Crown70
Объемом от 4,0 л и выше
1 Mercedes-Benz/AMG 6.2 V8 (525/630)CLK, S, SL, CL, CLS, ML162
2BMW 5,0 V10 (507/520)M5, M6133
3Jaguar 5.0 V8 S/С (510/625)XF, XK120
4BMW 4.4 V8 Turbo (407/600) 750i, X6 114
5Cadillac 6.2 V8 S/С (557/745)CTS-V70
6Lexus 5.0 V8 Hybrid (445***)LS 600h62

    * Для всех агрегатов, имеющих более одного исполнения, указаны выходные параметры самой мощной модификации.
  ** S/C — двигатели оснащенные винтовым нагнетателем с приводом от коленчатого вала.
*** Для гибридных модификаций указана совокупная мощность двигателя внутреннего сгорания и электромотора (электромоторов).

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты