Полугодие полупродаж

Что происходит на российском авторынке

Российским поклонникам внедорожников всех мастей можно немного порадоваться – продажи моделей повышенной проходимости на отечественном рынке упали в меньшей степени, чем легковых. Однако и на них спрос уменьшился весьма существенно

Вот уже скоро год, как любые обзоры российского автомобильного рынка можно смело ставить под рубрикой «ужасы нашего городка». Как и ожидалось, доходы большинства россиян заметно снизились. Как следствие, снизились и запросы. В результате многие наши соотечественники отказываются сейчас от приобретения. В общем, из всех прогнозируемых вариантов развития событий итоги продаж первого полугодия соответствуют худшим предсказаниям. Рынок новых автомобилей у нас сократился почти вдвое, причем по расчетам Ассоциации европейского бизнеса — на 49%, а по оценке консалтинговой фирмы PWC — на 55%.

Но влияние на отечественный рынок оказывает не только доходность населения, но и внутренняя политика страны. В России в начале года повысились пошлины. Однако эта мера скорее оказала положительное влияние на рынок. Таможенные ставки на новые автомобили выросли не так сильно, как на подержанные, которые в итоге практически перестали завозить в страну. Зато повышение цен на новые модели изза пошлин пока почти незаметно по двум причинам. Во-первых, стремясь поддержать спрос, производители до последнего удерживают рост цен. Вовторых, у многих импортеров до сих пор есть запасы машин, ввезенных по прежним правилам. Кроме того, повышенные пошлины достигли своей цели и в другом смысле — среди иномарок увеличивается доля автомобилей российского производства. Несмотря на кризис, в России продолжается реализация проектов по производству иностранных моделей. Например, в этом году завод Nissan в Санкт-Петербурге начнет выпуск X-Trail. Конечно, и здесь мы не защищены от колебаний курсов валют — комплектующие по большей части импортные. Но по крайней мере связь будет не такой прямой, и колебания будут сглаживаться.

Скромность: спасает или только украшает?

Самая естественная реакция покупателей на подорожание автомобилей или уменьшение своих доходов — выбор более скромных моделей. Но только не в России. Продажи самых доступных внедорожников — UAZ Hunter и Patriot — по сравнению с первым полугодием 2008 года упали примерно вдвое. Престиж отечественного автопрома поддержала только Lada 4x4, продажи которой, пусть и незначительно, но выросли.

Показательна судьба китайских автомобилей, которые привлекали именно своими низкими ценами. Скажем, Great Wall практически перестали завозить в Россию, несмотря на то что в июле было объявлено о начале продаж новых моделей. А российская компания Derways, занимавшаяся сборкой внедорожников китайского происхождения, с начала года остановила работу. Официальная причина — реконструкция завода в связи с организацией полного цикла производства и перевод автомобилей на стандарт Евро 3. Как бы там ни было, в статистику продаж первого полугодия они не попали.

С другой стороны, некоторые почти народные марки демонстрируют некоторый подъем. Например, Suzuki отметила стабильный прирост продаж SX4 и Grand Vitara в июне и июле. Такие тенденции проявились и у некоторых других марок. Увы, только у некоторых. Возможно, рынок все-таки действительно достиг дна, и ситуация может стабилизироваться. Однако российская экономика по-прежнему зависит от цен на нефть и курсов валют. Наше процветание в данном случае не в наших руках.

Экономия прямая и косвенная

На первый взгляд простейший метод увеличить продажи — понижение цен. Однако прямое удешевление можно расценить как признание продавцом непривлекательности своего товара. Поэтому цены снижают лишь при наличии каких-то обоснований. Например, Volkswagen объясняет это началом производства машин в Калуге. Вот, дескать, мы экономим на пошлинах и делим эту экономию с покупателем. Есть и другие методы — введение специальных курсов пересчета другой валюты на рубли, подарки в виде каких-либо опций, а также всевозможные скидки. Обычно последние вводятся «временно», но в 2009 году они стали почти постоянными. На номинацию цен в иностранной валюте некоторые марки вернулись было в начале года, но и это сейчас вышло из моды. Хотя если считать средние цены именно в долларах и евро, то, по расчетам PWC, они упали приблизительно на 13%. Но рост курса составил примерно 30%, поэтому рублевые цены все же выросли на 16%.

Для многих спасением могли бы стать тотальные распродажи залежалого на складах товара. Однако 25% импортеров сейчас предпочитают продать меньше, зато не по убыточной цене. Это явление имеет две причины. Запасы автомобилей, ввезенных по прежним пошлинам, небесконечны, а импортируемые на новых условиях за рубежом тоже не подешевели. Кроме того, сглаживают отмену скидок новые модели — изменение цен при смене поколений никого не удивляет.

Банкиры в кредите не нуждаются?

Повлиял на рынок и резкий спад кредитования покупки автомобилей. Стараясь оградить себя от сложностей, финансовые учреждения резко ужесточили требования к заемщикам, и доля «кредитных» машин уменьшилась с половины в прошлом году до 20% в этом. Но здесь открываются новые просторы — можно не сомневаться, что уже осенью нас ждут новые предложения по финансированию покупок от производителей. Уже сейчас работают специальные акции по многим маркам. Да и повышение порога до 600 000 руб. по государственной программе льготного кредитования наконец заставит ее более-менее эффективно работать. На фоне общего спада просто блестяще выглядят успехи отдельных моделей, причем именно дорогих. Например, если продажи полноприводных Nissan упали примерно вдвое (с 33 345 до 16 494), то сбыт таких же Infiniti вырос с 52% до 75%. Это напоминает нам о другой тенденции — спрос на внедорожники упал не так заметно, как на автомобили вообще. Аналогичная картина у Mercedes-Benz — при спаде по марке в целом около 40% внедорожники потеряли примерно 20%, а культовый Gelaendewagen даже прибавил 10%.

Падение продаж BMW X5 можно считать неизбежной платой за появление Х6 — в сумме эти две модели превзошли объемы продаж Х5 в январе — июне прошлого года, когда Х6 еще не поставляли.

Мы бы сделали вывод о том, что наиболее обеспеченная часть населения пострадала меньше всего, но и среди автомобилей, нацеленных на данную аудиторию, прибавка в продажах скорее исключение, чем правило. И этому есть другие объяснения. Именно в данном сегменте самые большие скидки и в отличие от прошлого года нет многомесячных очередей. Например, скидки на престижные марки General Motors Hummer и Cadillac составляют более 15%.

Серьезных взлетов продаж ожидать пока не стоит!

Однако, несмотря на это, явных факторов для роста продаж пока немного — вероятная стабилизация доходов покупателей плюс предполагаемый рост предложений по кредитам. Против играют повышение цен и слабая поддержка государства. Государственные субсидии на кредиты — неплохая идея, которую наконец-то довели до более-менее реалистичных условий. Но другие страны действуют гораздо эффективнее — субсидии на покупку новой машины при сдаче старой в Германии и Франции привели к отличным результатам. В России подобная акция могла бы отлично вписаться в политику по избавлению от старых авто, которых у нас очень много. Но, видимо, пока это кажется власть имущим слишком дорогим мероприятием.


Анна Капитоновапредставитель компании Chrysler Group LLC

Реальное снижение продаж автомобилей нашей компании вызвано прежде всего сильной девальвацией национальной валюты России (стоимость наших автомобилей Chyster Group определяется в валюте страны-изготовителя, то есть в долларах США), паническими настроениями на рынке (для нас весьма негативную роль сыграло недопонимание российскими потребителями процедуры банкротства, из которой компания успешно вышла 10 июня этого года, образовав новое предприятие — Chrysler Group LLC — и переведя в него все активы старой компании) и, конечно, снижением доступности кредитов.

После разразившегося в прошлом году экономического кризиса фирма избрала выжидательную политику, наблюдая за войной цен на российском автомобильном рынке. Дождавшись окончания девальвации рубля и некоторой стабилизации, мы оценили состояние рынка и наших продуктов, пересмотрели с 1 мая цены, не забывая тем не менее о прибыльности предприятия.

Конечно, на сегодняшний день еще не все проблемы решены. Например, из-за реструктуризации компании, которая сейчас проводится, на наш рынок временно ограничено поступление среднеразмерных внедорожников (Compass, Liberty). Доступны только сильно поредевшие запасы прошлого года, зато по значительно сниженным ценам.


Итоговые продажи на российском рынке в первом полугодии 2009 года

МаркиМодели2009 (0,5 г)2008 (0,5 г)Штук%
Универсалы
Audi А6 allroad quattro 256 346 -90-26,0
Subaru Outback 512 1 670 -1 158-69,3
Volvo XC70 1 1 858-1 857 -99,9
Кроссоверы компактные
Audi Q5 2 352 0 - -
Сitroеn C-Crosser 708 0 - -
Ford Escape 1 060 0 - -
Ford Kuga 1 201 187 1 014 542,2
Honda CR-V 5 286 12 224 -6 938 -56,8
Hyundai Santa Fe Classic н.д.735 -735 -100
Hyundai Tucson 7 531 9 355 -1 824 -19,5
Jeep Compass 33 н.д. 33-
Jeep Liberty 21 440 -419 -95,2
Kia Sportage 4727н.д. - -
Land Rover Freelander 2 1 926 3 894 -1 968 -50,5
Nissan Qashqai 7 553 15 540 -7 987 -51,4
Nissan X-Trail 6 580 12 971 -6 391 -49,3
Peugeot 4007 1 113 827 286 34,6
Renault Koleos 1 885 0 1 885 -
Suzuki SX4 2017 4 154 -2 137 -51,4
Subaru Forester 2198 4 571 -2 373 -51,9
Toyota RAV4 4 973 12 257 -7 284 -59,4
VW Tiguan 3 001 0 3 001,0 -
Volvo XC60 349 0 349 -
Кроссоверы среднеразмерные
BMW X3 1 057 1 439 -382 -26,5
Chevrolet Captiva 2 641 4 024 -1 383 -34,4
Honda Pilot 952 н.д.952 -
Hyundai Santa Fe 3 389 7 015 -3 626 -51,7
Lexus RX350 905 2 550 -1 645-64,5
Lexus RX400h 215 536 -321 -59,9
Mazda CX-7 2 796 4 091 -1 295 -31,7
Mercedes-Benz GLK 707 0 707-
Mitsubishi Outlander XL4 572 8 278 -3706-44,8
NissanQashqai 2+8 99415 540-6 546-42,1
Subaru Tribeca333750-417-55,6
Кроссоверы полноразмерные
AudiQ71 0821 602-520-32,5
BMWX5 1 1672 159 -992-45,9
BMWX61 0950,01 095-
CadillacEscalade 236218188,3
CadillacSRX181234 -53-22,6
Mazda CX-9847 1846100
VolvoXC901 5373 943-2 406 -61
Повышенной проходимости компактные
ChevroletNiva11 83125 222-13 391-53,1
Jeep Wrangler 33н.д.33-
SuzukiGrand Vitara4 277 11 323-7 046 -62,2
SuzukiJimny9101 167-257-22
UAZHunter3 216 7 648-4 432 -57,9
ВАЗ21214 11 39311 0233703,4
Повышенной проходимости среднеразмерные
JeepCherokee 41н.д. 41,0-
JeepCommander63н.д. 63,0-
JeepGrand Cherokee87437-350-80,1
KiaSorento1 960 4 309-2 349-54,5
Land RoverRange Rover Sport 6771 726-1 049-60,8
UAZPatriot2 9236 146-3 223-52,4
Повышенной проходимости полноразмерные
ChevroletTahoe733231502217,3
ChevroletTrailBlaze 231496-265-53,4
FordExplorer75233142127,2
Hummer H2 17037133359,5
Hummer H358333325075,1
Land Rover Defender167542-375-69,2
Land RoverDiscovery 31 9262 847-921-32,3
Land RoverRange Rover6721 449-777-53,6
LexusLX 5701 0211 275-254-19,9
Mercedes-BenzG146160-14 -8,8
Mercedes-BenzGL556711 -155-21,8
Mercedes-BenzM9611 170-209-17,9
ToyotaLand Cruiser 2004 9393 9271 01225,8
ToyotaLand Cruiser Prado2 5257 989-5 464-68,4
VWTouareg3 4606 012-2 552-42,4
Пикапы
DerwaysPlutus047-47-100
FordRanger1 2761 05122521,4
MazdaBT-502601 633-1 373-84,1
MitsubishiL2007813 860-3 079-79,8
NissanNavara551 425-870-61,1
SsangYongActyon Sport5995079218,1


Как видно из таблицы, не все автомобили, представленные на российском рынке, попали в сегодняшнюю статистику. К сожалению, с данными по продажам в этом году вообще непросто. В течение последних «тучных годов» мы привыкли видеть едва ли не ежемесячные отчеты о продажах на официальных сайтах или, в крайнем случае, в рассылках для прессы.

А вот в 2009-м статистика не то что по месяцам, а даже по кварталам вдруг стала редкостью в открытом доступе. Цифры не только исчезли с официальных сайтов представительств, иной раз даже по специальному запросу их оказалось получить не так легко. У многих марок отчеты стали куда менее подробными, а цифры продаж за прошлые годы оказались «в архиве»…

Это не жалоба на нелегкую судьбу журналистов или недружелюбие менеджеров по связям с общественностью. Такое изменение отношения к цифрам показывает, насколько серьезно и негативно воспринимается компанией ситуация с продажами автомобилей. Кому же захочется лишний раз демонстрировать потенциальным потребителям падение спроса? Правда, есть и исключения. Некоторые марки тоже не вошли в итоговую таблицу только потому, что не предоставили разбивки общего количества проданных в первой половине этого года автомобилей по отдельным моделям.

текст: Валерий ЧУСОВ
фото: фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты