Среди сотен тысяч владельцев внедорожников немало таких, для кого полноприводный автомобиль является своего рода «фан-каром», машиной для души. Если же, кроме абстрактной любви к красивым автомобилям, среди увлечений есть и внедорожный спорт, то на свет нередко появляются интересные конструкции, чье назначение — не только доставлять хозяину радость, но и побеждать на различных офф-роудных состязаниях
Обладатель этого автомобиля Mercedes-Benz Gelaendewagen пришел в офф-роуд несколько лет назад. Первой его машиной для трофи стал УАЗ « Буханка». Быстро поняв, что для спорта аппарат непригоден, он приобрел подержанный Mercedes G-класса (получивший впоследствии прозвище «Глюкваген») и заказал его подготовку по категории ТР-2 (машины со значительными изменениями в конструкции). Спустя еще два года, аккумулировав опыт эксплуатации «Глюка», уже в собственной мастерской наш герой построил нынешний автомобиль. Первые выступления трофийного болида показали, что он на многое способен. Показатель этого — успешное выступление в Croatia-Trophy (20-е место из 45), первое место в крупнейшем международном трофи-марафоне «Ладогатрофи 2009» в категории «Туризм» и победы на некоторых соревнованиях местного масштаба.
Для постройки спортивного внедорожника, изначально ориентированного на класс ТР-1 (объем разрешенных переделок в этом классе строго ограничен техническими требованиями), был выбран короткобазный MercedesBenz Gelaendewagen 6350 DT 1992 года выпуска с турбодизельным двигателем ОМ603.972 объемом 3,5 л, мощностью 136 л.с. и автоматической коробкой передач. Выбор определялся тем, что, вопервых, такая машина уже изначально имеет все достоинства полноценного внедорожника — рамную конструкцию, мосты с надежными заводскими блокировками, тяговитый дизельный мотор, АКП классического типа, салон без излишеств, а, во-вторых, хозяин — фанат именно этой марки. Автоматическая коробка передач в трофи-рейдах позволяет забыть о сожженном сцеплении при буксовании, ключ к этому — гидромеханическая АКП начала 90-х, которая имеет в своих недрах минимум электроники, что сильно улучшает «живучесть» аппарата в тяжелых условиях гонок.
Экстерьер
Преимущества адаптации Mercedes к заездам на бездорожье в том, что машина практически ее не требует: все детали подвески крепкие и надежно защищены — сказываются армейские гены модели. И все же некоторые мероприятия провести необходимо. Владелец установил «защиту» поддона картера двигателя, трансмиссии и бензобака из пятимиллиметрового алюминиевого листа. Некоторые кузовные панели были оклеены антикоррозийной пленкой; фальшрадиаторная решетка демонтирована, вместо нее установлена металлическая сетка. Согласно требованию регламента соревнований для защиты стекол от летящей из-под колес грязи были предусмотрены и расширители арок. Каркас из труб, размещенный на крыше, выполняет функцию кронштейна для верхнего «света», отводит от верхней части кузова ветки и позволяет штурману «откренивать» машину на крутых склонах — держаться за него, как за ручку, стоя снаружи на пороге.
Двигатель защищен от воды: электрика обработана силиконовым герметиком, на отверстия щупов надеты резиновые колпачки, а вместо штатного впускного коллектора на уровень крыши выведена горловина шнорхеля. На той же высоте размещены трубки сапунов агрегатов трансмиссии — наш Mercedes теоретически способен погружаться в воду до верхней кромки ветрового стекла. В придачу к таймеру отключения турбины, установленному на 2 мин, имеется и механизм принудительного отключения нагнетателя — сделано это на случай возникновения нештатной ситуации, например, при перевороте.
В переднем бампере установлена лебедка WARN XP 9500 с кевларовым тросом Master Pull Super XD. В заднем предусмотрено место для второй лебедки Come Up 9000 — она монтируется на тех соревнованиях, где регламентом допускается наличие двух лебедок.
Трансмиссия и подвеска
В конструкцию трансмиссии практически не внесено изменений. А вот ходовая часть подверглась серьезной доработке. Вместо штатных пружин спереди установлены пружины Iron Man, а сзади — ORC. Амортизаторы Koni с регулируемым на 3 см ходом.
Наш владелец машины может себе позволить иметь несколько комплектов шин для различных типов грунтов — от Simex 31” до Super Swamper TSL 32” — арки автомобиля способны вместить такие большие колеса.
Салон неузнаваем
Наибольшим изменениям подвергся салон автомобиля. Поскольку при подготовке машины к трофи-рейдам большое внимание уделяется снижению массы, были демонтированы задний диван и вся обшивка, что позволило облегчить кузов почти на полтонны (каждая снятая деталь взвешивалась). Пилот и штурман сидят в спортивных креслах Sparco с четырехточечными ремнями. В задней части салона смонтирован высокопроизводительный компрессор Extreme Air с ресивером на 7,5 л и расположены кронштейны для крепления шанцевого инструмента, корозащитной стропы, сэндтраков, блоков и хайджека.
Во время соревнований часто возникает необходимость преодолеть глубокий брод, когда машина погружается по верхнюю кромку дверей. Для влагоизоляции салона и других отсеков транспортного средства применяют ряд приспособлений и технических решений.
В стационарно установленный герметичный кейс Peli экипаж складывает запасную одежду, телефоны, документы и продукты на время гонки. Подушки сидений — съемные, что позволяет быстро менять их на многодневных гонках.
Вся электропроводка, предохранители и высоковольтное оборудование размещены под потолком — в наименее доступном для воды месте. Магнитола с USB-флешкой и мощные колонки также смонтированы наверху — пилот во время гонки позволяет себе слушать громкую музыку.
Дополнительное навигационное оборудование переделанного «мерса» включает GPS-навигатор Garmin 276, доступный для обоих членов экипажа, планшетный компьютер Hummerhead с Bluetooth, GPS-мышкой и прибор «Тверьтрип 69» с двумя источниками снятия информации — от штатного датчика скорости и датчика Холла на колесе. Также имеется дополнительный блок «Тверьтрип пилот», размещенный в приборной панели вместо спидометра. Известная проблема планшетников — перегрев в жаркую погоду. Здесь для охлаждения используется вентилятор от блока питания компьютера.
Дополнительный свет
Основные фары оставлены штатными. На верхней дуге — ксенон Hella. Боковой и задний свет тоже Hella, при этом светильники переделаны и утоплены в кузов так, что снаружи выступает не более 10 мм отражателя фар — любая выступающая деталь неизбежно цепляется за деревья. Для работы штурмана с картами имеется лампа на гибком кронштейне, а компактный фонарь закреплен под потолком на магнитной защелке.
«Попробуем взлететь?»
Настало время проверить, как же передвигается этот автомобиль по бездорожью. Во многом проходимость определяется выбором резины и правильного давления в колесах, но важны и другие качества автомобиля — тяга мотора и ходы подвески. Для машин данного класса наиболее распространенным приемом вождения является движение «внатяг» — крутящего момента на низах хватает с запасом, чтобы медленно преодолевать затяжные подъемы, глубокие колеи от лесовозной техники, — лишь бы хватило клиренса.
Крутой глинистый подъем Mercedes берет уверенно — в середине, правда, приходится «подоткнуть» блокировку дифференциала заднего моста. По глубокой колее машина ползет даже «на одном колесе». Автомобиль едет почти везде — чтобы его «посадить», нужна или торфяная жижа, или сверхглубокие колеи, на которых он просто «повиснет» на мостах, — прочие препятствия Mercedes берет играючи. Разгон на ровной дороге отличный — автомат чутко реагирует на педаль газа, а так как его вес со всем дополнительным оборудованием равен штатному, то тормоза уверенно останавливают спортивный болид.
Подводя итог, можно сказать, что данный Mercedes достойно выполняет свою задачу — привозить экипаж на призовые места в различных гонках.
Список установленного оборудования
«В мире есть четыре «уазика»: русский, японский, английский и немецкий. Как ни странно, последних количественно в этом сообществе довольно мало, хотя если уж кто-то берется выступать на них в спорте, как правило, добивается значительных успехов (если не пожалеет денег на доводку). Merсedes хорош тем, что единственный штатно имеет межколесные блокировки в обоих мостах и самую прочную конструкцию: карданы, полуоси, тяги толще, чем у других марок. Для экспедиций никакие из «уазиков» по большому счету не годятся (короткие, мостовые, плохоуправляемые, прожорливые). Для спорта — неплохо, но небюджетно. Для рыбалки — круто, братва заценит.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН,
Мария ГОРШКОВА
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.