Автомобили, участвующие в Чемпионате России по трофи-рейдам (если эти конструкции можно назвать автомобилями), могут ездить практически везде. Чтобы их остановить, организаторам приходится проявлять чудеса изобретательности в выборе препятствий. На прошедшем в середине июля третьем этапе Чемпионата «Тверская земля» гонщиков топили в болотах и заставляли карабкаться на стены
Один из лидеров Чемпионата рассказал, что его настольной книгой стал учебник по конструированию сверхлегких летательных аппаратов. Борьба за каждый килограмм веса автомобиля — а по болоту лучше едет тот, чья удельная нагрузка на грунт меньше, — заставляет конструкторов трофийных «котлет» широко использовать легкие металлы и композитные материалы. Например, пара кресел из карбона весит всего четыре килограмма против почти пятнадцати у самых легких спортивных «ковшей».
Бетонные заграждения
На «Тверской земле», проходившей в окрестностях города Лихославль, зрителям и журналистам было совсем непросто добраться до точек, за которые бились спортсмены, а до некоторых — так просто невозможно. Поэтому снимающая братия расположилась возле строения странного назначения, на котором на высоте около пяти метров была нарисована «точка» — контрольный пункт, обязательный для взятия. Фотографировать его надо так, чтобы кто-то из экипажа одной рукой касался рисунка, а другой держался за кузов автомобиля, — таким образом устанавливается факт, что машина находилась вблизи точки. Фантазия спортсменов разыгрывалась на полную катушку — кто-то заезжал с ходу (у трофийных машин отсутствует передний свес, и они способны заехать на вертикальную стену), кто-то приволок из леса четыре бревна и, использовав их в качестве мостика, забросил передние колеса на стену. Экипаж Антона Бекнева поднял штурмана на крышу здания на лебедочном тросе. Питерские спортсмены Андрей Кузнецов и Алексей Александров подтащили к стене валявшийся неподалеку бетонный короб и по сендтракам забрались на него так, чтобы дотянуться до нарисованной отметки. Все это, конечно, очень интересно и увлекательно, только, мне кажется, к трофи-рейдам (соревнованиям по преодолению бездорожья) имеет весьма далекое отношение.
Дальняя разведка
В ориентировании по точкам GPS решающее значение имеет командная тактика. Автомобили одной команды разъезжаются по разным точкам и ищут оптимальные пути подъезда к ним, а затем передают по радио разведанные траектории своим товарищам или в случае работы на одного лидера сообщают маршруты ему, подготавливая дорогу. Блокирование путей подъезда запрещено правилами, однако те, кто может себе позволить машины сопровождения, оказываются в более выигрышном положении, чем одиночки, которые едут к контрольным пунктам напрямую, по самому бездорожью. Удивительно, что до сих пор никто не применил разведку местности с воздуха — мотодельтаплан или параплан способен увидеть в буреломах все лесные дорожки и промежутки, не отмеченные на самых подробных топографических картах.
Надежная радиосвязь и слаженность работы команды стали важными составляющими победы в соревнованиях. Ведь на «Тверской земле» все три спецучастка были «ориентированиями», и ни одного линейного, где командная тактика имеет минимальное значение. При нынешнем развитии прототипов ТР-3 проложить маршрут, проходимый для машин как класса ТР-3, так и ТР-2, очень сложно. Каждый год появляются новые автомобили, более легкие, крепкие и проходимые. И все-таки эти машины, зачастую сделанные «на коленке» и не прошедшие никаких сертификаций, опасны для дорог общего пользования. Возможно, в связи с этим соревнования будут проводиться на закрытых от обычного движения территориях, как уже было в джип-триале.
Болотные точки
Для журналиста и зрителя недостаток ориентирования в том, что трудно прогнозировать, в каком месте появятся спортсмены, — их перемещения по квадрату 50 на 50 км подчинены одним только им понятным законам в соответствии с выстроенной штурманом тактикой, тщательно засекреченной от посторонних. Поэтому можно протопать по пояс в воде несколько километров до точки, прождать там много часов, отгоняя слепней и комаров, и так и не встретить ни одного участника. Появление любого спортивного автомобиля вызывает у фотографов бурную радость, а если это одни из сильнейших гонщиков России, то восторгу нет предела. Так, нам удалось заснять техничную и слаженную работу экипажа Сергея Хальзева и Дмитрия Овчинникова, взявших контрольную точку по интересной и трудной траектории.
Малый класс
С этого года за звание Чемпиона России борются спортсмены категории ТР-1 — практически стандартные автомобили. И надо сказать, что трассы для них ненамного проще, чем для прототипов, — очень много болот и слабонесущих грунтов. На первом этапе победу одержал сверхлегкий Samurai москвичей Владимира Казакевича и Алексея Белова, и их конкуренты стали облегчать свои машины — некоторые изыскали до 200 кг «лишних» деталей и аксессуаров. На второй этап приехала машина с вертикальной лебедкой WARN, и на «Тверской земле» все лидеры выступали с такими же мощными и быстрыми лебедками. Гонка вооружений набирает обороты, и предсказать, на какой уровень она выйдет, к концу года достаточно сложно.
Победители этапа Чемпионата России | |
---|---|
ТР-1 | |
1. | Хянинен Сергей/Орлов Павел (СПб) |
2. | Пронин Валерий/Зуев Сергей (Москва) |
3. | Зайцев Александр/Елагин Павел (Тамбов) |
ТР-2 | |
1. | Кузнецов Андрей/Александров Алексей (СПб) |
2. | Николаев Александр/Калинин Дмитрий (Москва) |
3. | Малышев Алексей/Петухов Николай (Тверь) |
ТР-3 | |
1. | Хальзев Сергей/ Овчинников Дмитрий (Липецк) |
2. | Масютин Владимир/Лобов Леонид (Москва) |
3. | Голубев Алексей/Поом Имре (СПб) |
Команды | |
1. | Honduras Motorsport |
2. | Нимал-Вульф |
3. | ASG |
Победители этапа Кубка РАФ | |
---|---|
ТР-1 | |
1. | Коробейников Дмитрий/Бардашов Дмитрий (Тверь) |
ТР-2 | |
1. | Малинин Алексей/Кичкаев Игорь (Собинка) |
ТР-3 | |
1. | Алямовский Дмитрий/Алямовская Елена (Жуковский) |
Победители Традиционного соревнования |
---|
ATV |
Жуков Евгений/Кориков Виктор (Зеленоград) |
«Стандарт» |
Молчанов Михаил/Винокуров Александр (Тверь) |
Команда |
«Диверсанты» |
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН,
Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.