Результат селекции

Испытания модернизированной «Нивы» образца 2010

Лучшие породы домашних животных или культурных растений получаются в результате длительного отбора. Это вполне корректно можно применить к модернизированной «Ниве»… простите, Lada 4х4. Ведь за весьма долгий срок работы тольяттинских инженеров над Lada 4х4 автомобиль наконец-то излечился от целого ряда хронических болячек

Когда в 2007 году отмечалось 30-летие с начала выпуска Lada 4х4, создатель машины Петр Прусов произнес очень мудрую фразу: «Сегодня я, конечно, испытываю гордость за свою работу, но одновременно чувствую легкую грусть, ведь автомобиль — не коньяк, который с возрастом становится лучше…»

До былинного «Прошло 30 лет и три года…» не хватило совсем немного — автомобиль наконец-то встал и пошел. То есть поехал. Теперь на дороге он ведет себя вполне сопоставимо с остальными машинами текущего модельного ряда АвтоВАЗа, которые создавались десятилетия спустя после рождения «Нивы». Чтобы добиться этого, конструкторы в первую очередь основательно «перелопатили» всю подвеску автомобиля. Так, спереди появились новые, унифицированные с Chevrolet Niva поворотные кулаки, а также видоизмененные нижние рычаги с сайлентблоками увеличенной размерности. Причем для изготовления последних применена новая технология — методом вулканизации. Это позволило повысить их ресурс, снизить передачу вибраций от дороги, а также исключить скрипы. Кроме того, ось нижнего рычага увеличилась в диаметре с 16 до 18 мм, а шаровые опоры отныне с кованым корпусом, полимерным вкладышем и увеличенным углом качения. Также изменились передние амортизаторы, которые стали чуть больше по размерам и жестче по характеристикам. Из-за этого был усилен кронштейн верхнего крепления амортизатора, со 150 до 170 мм увеличился ход подвески и возросла ее динамическая энергоемкость.

Реконструкция задней подвески отличается меньшим масштабом, зато куда более радикальна по эффективности. Самое основное — изменена кинематика ее работы за счет установки нижних штанг под углом в 11° к продольной оси, тогда как ранее они были практически параллельными. Задние амортизаторы теперь установлены перпендикулярно той же оси, и так же, как и передние, они увеличились в размерах и стали жестче.

  1. Ось нижнего рычага увеличенного диаметра
  2. Новые нижние рычаги большего размера
  3. Шаровые опоры с кованым корпусом
  4. Новые поворотные кулаки от Chevrolet Niva

  1. На модернизированном автомобиле в целях оптимизации работы задних амортизаторов их установили перпендикулярно продольной оси
  2. Нижние реактивные тяги в результате доводки задней подвески расположились под более выгодными углами


Выздоравливаем?

Благодаря проведенной модернизации ходовой части Lada 4х4 избавилась от двух самых неприятных врожденных «болячек»: эффекта «забрасывания» задней оси в повороте, а также вертикальной раскачки передней части автомобиля — того, что в технике называется «галоппирование», а среди «нивоводов» принято величать «козлением». Причем это не просто слова, это действительно произошло — в чем мы смогли убедиться сами, проехав 50 км по маршруту из дорог разного качества сперва на привычной Lada 4х4, а затем на модернизированной машине. Даже на асфальте становится видна разница в поведении между машинами, ну а стоит лишь съехать с него, начинается просто праздник какой-то! В середине маршрута на дороге пряталась коварная яма, о которой организаторы никому не сказали, предпочитая молча наблюдать за нашей реакцией. Мы попались на эту удочку дважды – первый раз по незнанию, а второй, двигаясь уже на обновленной «Ниве», просто забыли про «засаду». Разница колоссальная! Если старую машину приходится буквально ловить в прыжке, то новая проходит яму не то, чтобы не заметив, но великодушно прощая ошибки водителя. Да и в целом модернизированная подвеска позволяет поддерживать скорость на бездорожье где-то на 20 км/ч больше, чем раньше. Как оказалось, чтобы быстро двигаться по разбитому проселку, вовсе не обязательно иметь мощный мотор. Достаточно всего лишь адекватной энергоемкой подвески.

Все лучше и лучше

Из прочих изменений, направленных на упрощение вождения автомобиля, следует отметить появление нового сцепления с ведомым и ведущим дисками увеличенного с 200 до 215 мм диаметра (опять-таки от Chevrolet Niva), а также выросших в размерах главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя, которые были позаимствованы у Lada Kalina. Из мелочей, не заметных глазу, — топливный фильтр перенесли из моторного отсека под днище автомобиля, что исключило возможность образования паровых пробок. Зато под капотом теперь находится открытый сапун раздаточной коробки.

Ощутимо снизились шумы и вибрации от карданных валов, которые хоть и остались прежними, но изготавливаются уже на новом оборудовании с повышенными требованиями к геометрической точности и балансировке.

В салоне все изменения пока свелись лишь к установке электронной комбинации приборов от семейства Lada Samara.

Впрочем, ближе к 2010 году в производство пойдут машины с полностью измененным интерьером, изготовленным из более современных материалов. Среди особенностей обновленного салона стоит отметить возможность раздельного складывания подушки и спинки заднего сиденья и наличия сзади креплений Isofix для двух детских кресел.

Как это будет выглядеть в натуральном виде, мы еще сами не знаем — «живых» машин с обновленным интерьером пока не видели, и про все будущие изменения специалисты АвтоВАЗа нам объясняли «на пальцах».

Основные характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, мм1210/1610
Длина, мм3740
Ширина, мм 1814
Высота, мм1640
Колесная база, мм 2200
Колея спереди/сзади, мм1430/1420
Дорожный просвет, мм200
Объем багажного отделения, мм265/585
Объем топливного бака42
Размерность шин175/80 R16; 185/75 R16
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндров4, рядное
Рабочий объем, см31690
Мощность, кВт/л.с.59,5/80,9
при об/мин5000
Крутящий момент, мм127,5
при об/мин4000
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачМеханическая, 5-ступенчатая
Тип полного приводаПостоянный полный
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч142
Разгон от 0–100 кл/ч, с17
Разход топлива, л10,8 (средний)
Цена, руб. от 256 382

Слово создателям



Владимир Губа, директор проекта Lada 4х4 М

«Петр Прусов и его команда смогли найти такой баланс качеств, который позволил «Ниве» иметь свои особенные черты и существовать столь долго. Но такой баланс оказался настолько чувствительным, что было трудно изменить один узел, оставив другие прежними. Тем не менее вазовским инженерам удалось решить эту непростую задачу. Розничная цена автомобиля повысилась менее чем на 5000 руб. по сравнению с прежней версией».






Михаил Ледяев, ведущий испытатель Lada 4х4 М

«Мы ставили целью упростить управление автомобилем. Lada 4х4 всегда имела свою специфику в поведении как на дороге, так и вне асфальта. Теперь, после внедрения комплекса улучшений, машина стала более логичной в управлении и комфортной для водителя на твердых покрытиях. Причем по пересеченной местности она едет ничуть не хуже своей предшественницы и даже лучше. Стоит отметить, что ресурс модернизированных агрегатов стал существенно больше».


текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Андрей СОРОКИН


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты