Сто лет назад — в 1909-м — Джон Виллис организовал фирму Willys-Overland и начал производство спортивных автомобилей. Самая, впрочем, известная модель компании — Willys — добывала свою славу не на гоночных трассах и не на крутых маршрутах международных ралли, а на полях сражений Второй мировой
В 20-е годы прошлого века государства, игравшие ведущую роль на политической арене, стали осваивать концепцию моторизации своих вооруженных сил. Согласно этой концепции основной ударной силой должны были стать крупные танковые соединения, поддерживаемые пехотой, передвигавшейся на легком автотранспорте.
Автопроизводители быстро отреагировали на свежие течения в военных сферах. Так, в 1922 году инженеры Ford на шасси своей знаменитой модели Т сконструировали армейскую модификацию, отличавшуюся широкопрофильными шинами низкого давления и упрощенным — без дверей — четырехместным кузовом. В Германии с 1928 года сразу несколько фирм (Adler, Hanomag, Dixi и др.) начали изготавливать похожие автомобили, прозванные в народе «кюбельвагенами», то есть «лоханками» (от слова Kubel — ковш, лохань). Все предлагаемые варианты были слабо адаптированы под нужды армии, в том числе из-за отсутствия полноприводной трансмиссии. Ни одна из разработок так и не дошла до конвейера.
Ситуация изменилась в самом начале Второй мировой войны. Военные ведомства многих стран официально высказали заинтересованность в автомобилях для пехоты и составили перечень требований, которым эти автомобили должны удовлетворять.
Тройственный союз
В 1940 году командование американской армии сформулировало, как бы сказали сегодня, «техническое задание» на изготовление транспорта для инфантерии. Максимальная скорость машины — не менее 80 км/ч, глубина преодолеваемого брода — 29 см, углы въезда/съезда — 45/35 градусов, привод на четыре колеса, снаряженная масса — 585 кг, грузоподъемность — 270 кг, колесная база — 2032 мм, колея — 1194 мм, дорожный просвет — 160 мм. Интересно, что масса автомобиля неоднократно пересматривалась, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Предложения были разосланы в более чем сто американских фирм, но лишь три из них — American Bantam, Ford Motor и Willys-Overland — «подали заявку» на участие в конкурсе.
Ближе всех к решению задачи подошла небольшая компания American Bantam. Группа инженеров во главе с Карлом Пробстом на базе Bantam 60 соорудила модификацию Bantam BRC в сентябре 1940 года. Спустя несколько месяцев конструкторы создали улучшенную версию — Bantam BRC40. Выпустили 2605 машин, причем весь тираж «ушел» за океан.
Специалисты Willys-Overland показали модель Quad в ноябре 1940-го. Правда, машина оказалась слишком тяжела — весила она около 1100 кг. Ее тоже доработали, и на свет появился Willys MA, имевший массу 980 кг и лучше адаптированный для серийного производства. В том же месяце фордовцы продемонстрировали свою Pigmy.
Характеристики всех трех машин были признаны удовлетворяющими требованиям армии, и компании получили заказы на пробные партии. Уже через несколько месяцев, летом 1941го, военное командование, обработав результаты натурных испытаний, вынесло свой вердикт: лучший — Willys. На решение повлияла и цена машины — самая низкая в конкурирующей тройке (738,74 доллара США).
В условиях войны требовалось огромное количество машин, поэтому и фордовцы не остались внакладе: заказ на производство лицензионных Willys под названием Ford GPW получили и они. Свою долю бюджета могла отхватить и American Bantam, но ее мощности не позволили наладить массовое производство.
Willys MB оказался настолько универсальным, что за время войны было выпущено (в том числе и лицензионных образцов) более 600 тыс. экземпляров. Возможности машины по достоинству оценили не только военные США, но и их союзники по антигитлеровской коалиции.
Первая четверть
Вернемся к истории знаменитого автомобиля. Первая версия полноприводного Willys-Overland получила название Quad (четверть). Идеологию машины предложил и проработал инженер Дельмаром Барни Росс. Было построено пять экземпляров Quad, два из которых военные опробовали на полигоне «Хэлаберд» (Holabird — штат Мэриленд).
Willys обошел конкурентов не только по проходимости и надежности, но и по динамическим качествам, достигнутым в первую очередь благодаря мощному двигателю собственной разработки — серия 441/442 Go-Devil («иди к дьяволу»). В нижнем диапазоне оборотов агрегат выдавал внушительный крутящий момент, что очень подходило для условий бездорожья. С этим мотором Willys выпускался всю войну.
В начале 1941 года инженеры переработали кузов. Новая модификация получила обозначение МА (Military, модель A) и была изготовлена в количестве 1553 единиц. Почти все они были поставлены в СССР по ленд-лизу.
В августе 1941-го на свет появилась улучшенная версия — МВ (Military, модель B). Длина увеличилась на 82,5 мм, ширина — на 25,4 мм, масса возросла на 131,5 кг. Фары модели MB располагались уже не на крыльях, как у предшественницы, а в облицовке радиатора; незначительно изменились и другие элементы кузова. Серийное производство МВ началось в 1942 году и завершилось с окончанием Второй мировой войны.
Первые 25 000 Willys MB имели радиаторную решетку, сваренную из стальных пластин. С марта 1942 года пошло исполнение со штампованной облицовкой, имевшей семь вертикальных прорезей. Окончательно облик Willys MB сформировался в августе 1942 года, когда на левом крыле появилась фара с защитным ограждением.
Автомобиль мог преодолеть брод глубиной до полуметра, а со специальным оборудованием — и до полутора метров. Конструкторы подумали и о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды: в днище была предусмотрена сливная пробка. Застрявшую на бездорожье машину экипаж мог легко вытолкнуть собственными силами — на бортах имелись приваренные металлические скобы.
В 1909 году Джон Виллис (John Willys) приобрел небольшую фирму Overland, оказавшуюся на грани банкротства. К историческому названию компании Джон добавил свою фамилию и приступил к выпуску спортивных автомобилей под брендом Willys-Overland. В том же году линейка продукции была расширена за счет более экономичных «близнецов» — Overland Six и Willys Six.
В 1920-м в названии компании — очередное пополнение: заключен договор о сотрудничестве с британской Crossley из Манчестера. И вот уже фирма Willys-Overland-Crossley производит машины с «большими» американскими моторами объемом 2,3 л и «маленькими» европейскими — 1,8 л. Впрочем, альянс просуществовал недолго — до 1933 года.
Расцвет Willys-Overland пришелся на годы Второй мировой войны: благодаря государственному заказу было выпущено более 300 тыс. модификаций полноприводной машины Willys. После войны объемы госзаказа резко сократились, но в первое мирное десятилетие Willys-Overland выезжала на популярности своего неприхотливого внедорожника: рядовые американцы с удовольствием приобретали простенький, недорогой и многофункциональный « вездеход». Впрочем, со временем рынок начал требовать более комфортабельные автомобили. Дела у Willys-Overland стали идти все хуже. От разорения компанию спас Генри Кайзер, приобретший все ее имущество. С тех пор (1953 год) канула в Лету историческая часть названия — Overland, а фирма Willys Motors стала одним из подразделений концерна Kaiser Fraser. Менее чем через 10 лет — в 1962 году — отошел в историю и сам бренд Willys, ему не нашлось места в сочетании слов Kaiser Jeep.
1970-й ознаменован очередной сменой собственника — Kaiser Jeep стала частью American Motors Corporation (AMC) — и, естественно, названия — Jeep Corporation. В 1987 году AMC, поглощенная Chrysler, прекращает свое существование, но марку Jeep не закрывают, наоборот, модельный ряд расширяется. Сегодня Jeep — один из ведущих брендов Chrysler Group LLC.
Дорогами войны
По официальным данным, было выпущено 350 349 экземпляров Willys MB и 277 896 Ford GPW. Основным получателем машин выступала Великобритания. На туманный Альбион «уехало» 104 430 штук, в СССР — 50 501, во Францию — 9736.
В Красную армию Willys поступали с лета 1942 года. Чаще всего машины приходили в полуразобранном состоянии в транспортных упаковках. Однако это был не полуфабрикат. Перед отправкой автомобили, прошедшие обкатку, частично разбирали — так было удобнее транспортировать их через океан. Сборка производилась на Коломенском заводе №4 и на автозаводе в Горьком.
Только в мае 1943-го — после года использования машины в войсках — было решено провести комплексные испытания на полигоне близ подмосковной Кубинки. Советские специалисты отметили хорошие динамические качества машины, простоту обслуживания и эксплуатации. Правда, были зафиксированы случаи потери устойчивости при скоростном маневрировании. Еще одной проблемой стала восприимчивость мотора Willys к качеству топлива, применявшегося в СССР. Дело в том, что для МВ требовался бензин с октановым числом не ниже 66 — его не всегда можно было найти. Качество смазочных материалов также было не на высоте. По этим причинам мотор мог выйти из строя уже после 15 тыс. км пробега.
Вообще в войсках ходило бессчетное количество самодельных модификаций — чего только не вешали на внедорожник! Можно было видеть машины как с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм, так и с 37-миллиметровой противотанковой пушкой! Одной из самых оригинальных «народных» разработок стали «отражатели», используемые для уничтожения проводов-растяжек, которые немцы устанавливали поперек дороги.
Было множество и официальных разработок, например, серийная амфибия Ford GPA или версия с увеличенной на 762 мм длиной машины и снабженная гусеничным движителем.
Несущей конструкцией внедорожника Willys была рама; силовой агрегат размещался спереди продольно и находился полностью в колесной базе, что самым благоприятным образом влияло на развесовку.
Коробка передач — механическая трехступенчатая, с синхронизацией второй и третьей ступеней. Раздаточная коробка стыковалась непосредственно с КП, а мощность на передний и задний мосты передавалась карданными валами с шарнирами неравных угловых скоростей.
Водитель управлял трансмиссией с помощью трех рычагов: помимо рычага коробки передач, наличествовали еще два — раздаточной коробки. Одним из них подключался передний мост, вторым осуществлялся переход с прямой ступени на понижающую (ПП) в раздатке.
Межосевого дифференциала инженеры не предусмотрели: в режимах, когда все четыре колеса были ведущими, момент между мостами не распределялся. Между колесами же тягу распределяли простые симметричные (конические) дифференциалы (Д). Узлов, их блокирующих, не было.
Регламентировалась нагрузка на тяговосцепное устройство, и зависела она от включенных ступеней в раздаточной коробке и коробке передач.
На передней панели размещалась металлическая табличка с разрешенными скоростями движения. Например, задним ходом на понижающей ступени в РК можно было ехать со скростью не выше 9 миль/ч. При движении на ступенях переднего хода активированная «понижайка» снижала скорость машины в два раза. На асфальте же подключать передний мост и вовсе не рекомендовалось.
Трудный мир
В августе 1943 года известный журнал Popular Science организовал конкурс на лучшее применение автомобиля в мирное время. Инициатива была поддержана и «сверху»: конгрессмен от Алабамы Картер Маласко направил вице-президенту Willys-Overland Джорджу Риттеру запрос о возможности адаптации Willys к нуждам хозяйственных и муниципальных служб. Однако тогдашнее руководство компании не собиралось продолжать внедорожную тему после победы.
Ситуация изменилась в 1944 году, когда во главе Willys-Overland стал Чарльз Соренсен, бывший производственный директор Ford Motor. Он начал продвигать идею многофункционального сельского автомобиля с кузовом универсал (Station Wagon). Интересно, что грузопассажирские модификации Station Wagon начали поставлять в армию США сразу же по окончании военных действий. А производство гражданского варианта Willys MB, получившего название CJ1А (Civilian Jeep, модель 1А), наладили в 1944-м. С 1946-го в серии — ее улучшенное исполнение — CJ-2A.
С этого же года Willys-Overland сосредоточилась на производстве многочисленных вариантов джипов — от легких армейских до крупных грузопассажирских гражданских. Например, модель Jeepster, выпускавшаяся с 1948-го в нескольких версиях, стала прообразом современных внедорожников. Jeepster снабжался открытым или закрытым кузовом, разработанным Бруксом Стивенсом. До 1949 года автомобиль успешно продавался в заднеприводном варианте.
К 1950-му послевоенный покупательский бум прошел, и Willys-Overland начала терпеть убытки. Правда, конфликт в Корее стал причиной размещения нового заказа. Зимой 1950 года на гражданском шасси CJ-3A пущено производство Willys MC (М38). Были усилены рама и подвеска, установлено 24-вольтное электрооборудование (во время Второй мировой войны им комплектовалась только незначительная часть Willys). Для армии США всего выпустили 61 423 подобных машины.
В 1952-м на конвейер поставили Willys MD (М38А1) с верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн», развивавшим мощность 67 л. с. Шасси модели использовалось и для установки безоткатных орудий, зенитных пушек, противотанковых ракет Dart. С 1954 года в программе — длиннобазный шестиместный Willys MDA (колесная база — 2565 мм), выпускавшийся по большей части как «санитарка». Всего на шасси М38А1 построено около 100 000 автомобилей. С 1953-го на гражданском шасси CJ-3B с верхнеклапанным 62-сильным мотором изготовлялся армейский джип М606, предназначенный в основном для экспорта и сборки по лицензиям. Последняя модификация CJ-5, появившегося в 1954—1955 годах, была представлена в 1970-м, а финальные модели всего семейства — CJ-7/CJ-8 Scrambler ( пикап) — поставлены на конвейер в 1976-м. Различные версии CJ-7 выпускались до середины 80-х годов. Таким образом, «старина Вилли» прожил почти полвека, и этот рекорд вряд ли будет побит.
Самая распространенная (и правдоподобная) версия появления «второго имени» Willys следующая. Jeep — результат аудирования словосочетания General Purpose.
По версии официальных историков Chrysler (ей сейчас принадлежит марка Jeep) таким термином обозначались автомобили Willys в интендантской документации. Однако не будем забывать, что слова General Purpose — это часть названия модели Ford GPW, которая являлась копией «Виллиса» и наравне с ним поставлялась и в армию США и в войска союзников. Официальная версия историков компании Chrysler «сформировалась» после 1987 года, когда в результате банкротства AMC ей «перепала» марка Jeep.
текст: Константин КУДРЯВЦЕВ
фото: Chrysler Group LLC, из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.