На российском рынке представлено не так уж много бюджетных внедорожников. Фактически покупатель вынужден выбирать между Chevy Niva и «китайцами». Меж тем автомобили повышенной проходимости востребованы не только и не столько на селе. Редкий житель мегаполиса, имеющий дачу или домик в труднодоступной деревне, откажется от недорогого «вездехода» как второго транспортного средства в семье. В состоянии ли машины КНР стать альтернативой отечественному Chevrolet Niva? Проверим в деле Great Wall SUV G5
Испокон веку китайцы выращивали рис, употребляли его в пищу и жили в гармонии с собой. Затем они сделали ядерный заряд, и, ощутив волнительную пульсацию конструкторской мысли, пошли дальше. Венцом инженерного прогресса в Поднебесной, без сомнения, стал автомобиль. Многие острословы называют машины Китайской Народной Республики самым настоящим средством массового уничтожения. Так ли это?
Несколько лет назад один из коллегжурналистов демонстрировал фотографии, сделанные им в сборочном цеху одного из китайских автопроизводителей. Признаться, меня бросило в дрожь: на одной из иллюстраций я увидел раму внедорожника, лонжероны которой были сварены — стык в стык! — из трех секций, а ширина шва в некоторых местах достигала сантиметров четырех. Вспомнились слова Евгения Оскаровича Патона: «Из рассматриваемых сварных соединений лучше и надежнее то соединение, в котором нет сварных швов». Ироничному высказыванию академика можно верить: всю жизнь он только и занимался, что улучшал и оптимизировал методы и технологии сварки.
Впрочем, разнообразие фауны китайского автопрома (по слухам, каждый пятый населенный пункт выпускает транспортное средство под оригинальным брендом) не позволяет подходить ко всем производителям с одной меркой. Есть те, что бездумно «срисовывают» конструкцию моделей европейских или японских фирм, совершенно не вникая в функциональную сущность отдельно взятого элемента. Но есть компании, идущие по пути выпуска лицензионных автомобилей, ряд узлов и агрегатов к которым зачастую изготавливают те же ОЕМ-поставщики, что когда-то работали на качество оригинальных машин. К последней, немногочисленной, группе автопроизводителей КНР и относится фирма Great Wall Motor, а ее SUV G5 — герой настоящего материала — представляет собой возрожденную версию Toyota 4Runner образца 1990 года.
Напрасные страхи
При оценке потребительских качеств лицензионных автомобилей всегда следует отталкиваться от того, что машина морально устарела, по этой причине она и была в свое время снята с конвейера компанией-разработчиком. Другое дело, что требования рынка в некоторых его сегментах далеко не всегда базируются на новизне агрегатной части, свежести дизайнерских изысков и актуальности эргономических решений. Если бы, к примеру, Volkswagen надумал выпускать на своем калужском заводе Passat B4 (как это делается в том же Китае), то машина на долгие годы стала бы одним из лидеров российского рынка. Правда, бренды, под которыми выходят восставшие из пепла машины, уступают по «звучности» оригинальным: Great Wall звучит пока еще не так гордо и весомо, как Toyota, но нашему отечественному «оффроудеру» по большому счету все равно, какой на фальшрадиаторной решетке шильдик, лишь бы аппарат грязь мешал как следует.
К слову, коробку передач SUV G5 производит совместное китайскояпонское предприятие Tangshan Aisin Gear, раздаточную коробку — «родной» BorgWarner, системы питания и зажигания — Delphi, воздушный фильтр — Mahle. Цементирует всю эту разношерстную компанию гжельский завод «Электроизолятор», на территории которого и осуществляется крупноузловая сборка Great Wall SUV G5.
Итак, этот автомобиль фактически представляет собой Toyota 4Runner 1990 года. Ясно, что к конструкции почти двадцатилетней давности не следует подходить с меркой требований сегодняшнего дня, тем более конкурентов у «китайца» на российском рынке раз, два и обчелся. И основным, безусловно, является Chevrolet Niva.
Вращать медленно!
Сравнительным анализом цен и опций этих двух машин займемся позже, а пока отметим одно неоспоримое преимущество Niva — наличие межосевого дифференциала. SUV G5 не может похвастать таким механизмом, поскольку на 4Runner трансмиссия multi-mode 4WD с дифференциалом в раздаточной коробке да еще и с возможностью отключения переднего моста появилась только в 1999 году. И «копировать» с нее SUV было бы накладно, да и не логично — «китаец» сразу вылез бы в более дорогой сегмент.
Управлять режимами трансмиссии на SUV G5 куда проще, чем в Niva: водителю нет нужды бороться с «тугим» рычагом раздатки, достаточно лишь выбрать интересующую программу поворотным селектором, размещенным на центральном тоннеле. Помимо режима 2Н, в котором тянут только задние колеса, предусмотрены и два полноприводных: 4H и 4L.
Езда по асфальтированным дорогам со всеми четырьмя подключенными колесами на SUV G5 может кончиться плачевно: из-за рециркуляции мощности рано или поздно в трансмиссии сломается какая-нибудь железяка — не выдержит нагрузки. Поэтому в городе в зимнее время года, а особенно в межсезонье, водителю можно порекомендовать удвоить бдительность и во столько же раз снизить привычную для него «летнюю» скорость движения — не ровен час на каком-нибудь коварном перекрестке или в скоростном повороте задний привод «даст слабину», и тогда крути–не крути рулем, а машину «не поймаешь». Вообще на виражах ее сильно кренит, а в большинстве случаев требуется изрядная корректировка курса. Соль в том, что «заднеприводный» Great Wall и в порожнем состоянии показывает недостаточную поворачиваемость, а с набитым тяжелыми чемоданами багажником, когда передние колеса разгружены, явление это перерастает в настоящее стихийное бедствие.
Другое дело, что SUV G5 совершенно не располагает к динамичной езде и не провоцирует «пилота» на резкие движения. От упора до упора руль оборачивается за 3,8 раза, и водитель, будь он даже высокой квалификации, банально не успеет совершить нужное количество движений.
В тесноте, да не в обиде
Салон SUV G5 по ширине такой же, как и у современной легковушки В-класса. По высоте же водитель выше среднего роста будет ощущать недостаток места — скорее всего упрется головой в полоток, особенно если он под 190 см и выше. Положение осложняется тем, что регулировка «капитанского» сиденья по высоте не предусмотрена — можно лишь изменять угол наклона подушки. Узковаты спинки сидений: в их профиль скорее всего не впишется не только грузный индивид, но и человек плотной комплекции. Зато поджарому водителю сидеть в кресле одно удовольствие — боковые секции спинок обеспечивают хорошую поддержку. Жаль только, что нет поясничного подпора.
Обитателям заднего дивана будет не слишком комфортно: и места для головы и коленей в обрез, и жесткая подвеска чересчур отчетливо передает особенности дорожного рельефа. Дело усугубляется тем, что и подушки и спинки заднего сиденья практически плоские, правда, в базе — два подголовника. Да-да, спинка складывается не в привычном соотношении 60:40, а пополам.
Самым оригинальным изыском, доставшимся Great Wall в наследство от Toyota, является механизм открывания багажной двери. Сначала следует опустить ее стекло — для этого на центральной панели предусмотрена «специальная» клавиша. Затем придется выйти из машины, подойти к корме и, просунув руку в салон, дернуть за рычажок. Система «ниппель», как говорится…
Большинство отделочных материалов не вызывает отторжения, и ткань дверей и пластик центральной панели вполне практичны, а выделке кожи рулевого колеса позавидует иной обладатель современной машины D-класса! Конечно, идеализировать SUV G5 не стоит: и комфорт и эргономика далеки от совершенства, но не будем забывать об основном функциональном назначении машины — уверенно преодолевать бездорожье.
Самым слабым элементом Great Wall с офф-роудных позиций является двигатель, а точнее, его тяговые возможности. Хотя максимум крутящего момента — 190 Нм — приходится на 2400 — 2800 об/мин, этого все же недостаточно для уверенного движения внатяг. Положение спасает понижающая передача в раздатке. Без нее водителю пришлось бы безжалостно жечь сцепление, чтобы преодолеть участок с глубоким мягким верхним слоем грунта.
А вот трансмиссия не подкачала: жесткая связь между мостами — лучшее средство в размокшей после дождя жиже или на снежной целине. Вообще если машину не планируется таскать по трофи-рейдам, то никакой серьезной подготовки для эксплуатации в сельских условиях она не требует. Геометрия днища позволяет играючи перескакивать через кочки, бревна и другие единичные препятствия. Да и глубокая колея Great Wall не помеха.
Рублики-копейки
Понятно, что для потенциального покупателя «вездехода», не слишком отягощенного дензнаками большого достоинства, наряду с возможностями машины на бездорожье большую роль играет функциональное наполнение. За 519 тыс. руб. владелец SUV G5 получит кондиционер, парктроник, электроприводы дверных стекол и зеркал заднего вида, релинги, подогрев передних сидений, «кожаный» руль, колеса 16-го диаметра и даже CD-проигрыватель с радио. Опций для SUV G5 не предусмотрено, только т.н. аксессуары, установка которых не влияет на гарантию, а сами устройства не фигурируют в списках продукции фирмы — изготовителя автомобиля. Выделяется « фаркоп сборный» за 7400 «рэ» — механизм, с позиций слабых тяговых возможностей двигателя SUV G5 практически бесполезный, и мультимедийный центр с навигацией за 15,9 тыс. руб. Это устройство кажется куда более подходящим: машина относительно надежна и местами даже «неубиваема», поэтому наверняка найдется немало желающих поколесить на «китайце» по российским городам и весям.
Отметим, что этот же штатный набор предлагается и в Chevrolet Niva GLS за 459 тыс. руб. Причем «в нагрузку» потребитель получит еще и супермодный очечник на потолочной консоли и куда более широкий перечень аксессуаров.
В результате за «китайскую» Toyota 4Runner нужно выложить на 60 тыс. руб. больше, чем за отечественную, пусть и с «крестиком» Chevrolet, «Ниву». Думается, что японские гены Great Wall SUV G5 в несколько раз перекрывают эту разницу.
Возвращаясь на уровень брендов, обнаруживаем, что Great Wall почти полностью закупорил ниши в секторе бюджетных внедорожников российского рынка. С небольшими отклонениями от цены SUV G5 предлагаются Hover, Sailor и пикап Wingle. Прорвать такой «лицензионный» фронт прочим производителям будет трудновато.
Технические характеристики Great Wall SUV G5 | |
---|---|
Модификация | 2.2 |
Двигатель | Бензиновый |
Рабочий объем, см3 | 2237 |
Расположение/количество цилиндров | Рядный/4 |
Мощность, кВт(л.с.) при об/мин | 77,2(105) при 4600 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 190 при 2400-2800 |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая |
Передаточные числа | |
I | 3,928 |
II | 2,333 |
III | 1,452 |
IV | 1,000 |
V | 0,851 |
Задний ход | 4,743 |
Главная передача | 4,220 |
Передаточные числа в РК | 1,000/2,480 |
Привод | Подключаемый полный |
Подвеска передняя | Независимая, торсионная |
Подвеска задняя | Зависимая, пружинная |
Тормозные механизмы спереди | Дисковые вентилируемые |
Тормозные механизмы сзади | Дисковые |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | Н.д. |
Расход топлива город/трасса, л/100 км | 13,5/9,0 |
Топливо/емкость топливного бака, л | Аи-92/74 |
Тип кузова | Универсал |
Количество дверей/мест | 5/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 4560/1780/1820 |
Колесная база, мм | 2615 |
Колея спереди/сзади, мм | 1515/1520 |
Дорожный просвет, мм | 205 |
Шины спереди/сзади | 235/75 R 16 |
Снаряженная масса, кг | 1760 |
Полная масса, кг | 2135 |
Объем багажника, л | Н.д. |
Цена | От 517 000 руб. |
Chevrolet Niva
Самый серьезный конкурент SUV G5. Машины близки по потребительским качествам (комфорт, управляемость, отделочные материалы), проходимости и мощности мотора. Niva с тем же набором оборудования обойдется дешевле примерно на 60 тыс. руб.
Great Wall Hover
Еще одна лицензионная модель китайского производителя — бывшая Isuzu. Машина обладает лучшими характеристиками в том числе и на бездорожье. Предлагаются два бензиновых более мощных, чем у SUV G5, мотора. Правда, и цена машины больше на 150 тыс. руб.
Tagaz Road Partner
Минусом таганрогской машины является небогатое наполнение, худшие потребительские качества. Но Тagaz ощутимо дешевле (479,9 тыс. руб.), и покупатель может выбрать модификацию с автоматом, что улучшит свойства машины на бездорожье
UAZ Patriot
Главные преимущества «уазика» — цена и проходимость. При покупке нашего вездехода можно сэкономить до 50 тыс. руб., а вот расходы на эксплуатацию будут выше. Минусы: меньшая надежность автомобиля, худшие комфорт, отделочные материалы.
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Обсудить на форуме