Известный высокопоставленный чиновник зачастил в последнее время в Плес и даже, говорят, затеял строительство небольшой дачки где-то поблизости. Прознав о том, окрестности начали «подыматься»: квадратный метр считают почти по московской мерке, за три новогодних дня в хорошем пансионате с «видами» просят по сто тысяч рублей с человека. Но всех, кажется, обошел владелец одного из местных ресторанов — на рекламных плакатах своего заведения он недолго думая написал: «Мы кормили Президента»
Поездку в Плес из одной только любви к старине можно считать оправданной, если усилить маршрут несколькими городами Золотого кольца. Собственно, сам Плес в этот «набор интуриста» никогда не входил. «Золотой» термин получил путевку в жизнь с легкой руки советского журналиста Юрия Бычкова, опубликовавшего в центральной прессе серию очерков о местах с осязаемым историческим наследием. Справедливости ради отметим: Плес ничуть не меньше достоин места в списке культурных заповедников, чем, например, Иваново — его Бычков включил туда как центр народных ремесел.
Между тем по подбору достопримечательностей бывший «город невест» вполне может поспорить с Гусь-Хрустальным — частенько и его помещают на «золотой дуге». Только вот жители Гуся, где воздух при любой погоде сильно отдает безнадегой, горько шутят: после Музея хрусталя мы рекомендуем приезжим полюбоваться полуразрушенными корпусами завода «Стекловолокно» — на них открывается прекрасный вид с берега технологического пруда… Завершает картину здание городской администрации — в нем до революции размещалась богадельня…
Вернемся к Плесу. После того, как в 2008 году его посетил Президент, туристические фирмы экстренно стали включать этот приволжский городок во все возможные туры по Золотому кольцу. Здешние власти верно интерпретировали сигнал и затеяли поновлять асфальтовое покрытие, развивать инфраструктуру, реставрировать древности — в общем, занялись облагораживанием.
Геометрически Плес расположен на некотором отдалении от Золотого кольца — менее чем в 20 км от размещающегося на «дуге» Приволжска, однако путешествие по древнерусским городам очень удобно начинать именно отсюда: дорога на северо-запад приведет в Кострому и Ярославль, южное направление даст Суздаль и Владимир с россыпью окрестных архитектурных жемчужин вроде Боголюбова и ЮрьевПольского. Выдвинувшись из Плеса на восток с небольшим крюком через Вичугу, можно добраться и до Кинешмы. Но как попасть в сам Плес? Рекомендуем водный путь — по матушке-Волге. Именно так более века назад поступил живописец Исаак Левитан. Сегодня это имя — первый бренд Плеса.
Дела богемные
Если нынешние туристы больше предпочитают путешествовать вниз по течению, то Левитан со своими спутниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым — они также принадлежали к художественной среде, — поступили иначе. Пароходом по Оке компания добралась до Нижнего Новгорода, оттуда — вверх по течению Волги уже до Плеса. Здесь друзья замечательно провели время на этюдах. Ознакомиться с бытом тройки живописцев можно в Музее Левитана, где постоянно экспонируется множество подлинных картин. В этом доме, принадлежавшем купцу Солодовникову, художники арендовали две комнатки мезонина — сегодня в них воссоздана обстановка того времени. Оригинальных вещей немного, но обращает на себя внимание, что кровать — только одна. Гиды молчаливо обходят эту пикантную арифметику: три человека, две комнаты, одна кровать, рядом с которой, правда, еще и пианино... К слову, по части меблировки музейщиков консультировала внучка Исаака Ильича, которая, как говорят, была точна в деталях.
В трех минутах ходьбы от Музея Левитана — и Музей пейзажа, в котором также представлено множество живописных работ. Здесь же, на набережной, располагается еще одна популярная достопримечательность — выполненная в бронзе композиция «Дачница». Миловидная барышня, одетая на прохладную погоду (намек на то, что по осени здешние места особенно красивы), созерцает волжские просторы. Такие скульптуры, конечно, не редкость, и с их появлением в городе обыкновенно устанавливается традиция потирать «на счастье» тот или иной ее фрагмент. Если центральное звено композиции — девушка, то, как правило, фрагментом этим становится привлекательная выпуклость бронзовой фигуры. Так, в Великом Новгороде барышне с распущенными волосами, мечтательно глядящей в небо и одетой в расчете на жару, прохожие отполировали ладонями бюст. А вот у плесской дачницы блестит лишь мысок сапожка. Это наводит на мысль о том, что жители Плеса — люди строгих правил, и купец Солодовников вряд ли допустил, чтобы Левитан, Кувшинникова и Степанов ютились на одной кровати. Хотя Софья Петровна вполне могла задавать фривольный тон в их тройственном союзе: на этюды с Исааком Ильичем и Алексеем Степановичем она поехала в статусе законной супруги известного в своей среде полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова...
Формирование пейзажа
Вернемся, однако, к Музею Левитана. Сегодня это дом в один этаж, стоит на берегу, прямо у воды. Но в конце позапрошлого века строение было двухэтажным — внизу размещалась лавка Солодовникова, и до реки — метров двести. Никакого фокуса здесь нет: во второй половине XX века проектные работы по организации Горьковского водохранилища, расположенного ниже по течению, в районе Кинешмы, предусматривали повышение уровня воды близ Плеса. Отсюда возникла необходимость поднять и берег, из-за чего первые этажи зданий на набережной оказались засыпанными землей. Именно поэтому многие любители живописи с трудом улавливают сходство пейзажей Исаака Ильича, написанных здесь, с нынешними плесскими видами. Не тронутая человеком природа — та, которой были очарованы отдыхающие в «русской Швейцарии» сто лет назад, — осталась только на полотнах.
В Плесе имеется еще несколько небезынтересных объектов православной архитектуры, однако в связи с вниманием к городу высоких сфер все они, за некоторым исключением, находятся на реставрации, к сожалению, вялотекущей. И если стоящие рядом Троицкая и Введенская церкви (обе — первой половины XIX века) лишь слегка подновляются — ими можно любоваться и в них можно заходить, то самая крупная и красивая в городе Воскресенская вся скрыта за строительными лесами. Старейший храм города — одноглавая Успенская Соборная церковь, выстроенная в 1699 году, — и стоящая рядом с ней шатровая колокольня — доступны для обозрения. Правда, попасть внутрь туристам вряд ли удастся: двери открывают во время богослужений лишь несколько раз в месяц. График вывешен здесь же. Впрочем, главными прелестями Плеса были и остаются пейзажи.
Любителям промышленного дизайна нельзя оставить без внимания Костромскую ГРЭС, приписанную к Волгореченску — этот небольшой городок располагается на дуге Золотого кольца в нескольких километрах к северу от Приволжска. Рядом со станцией вырос самый настоящий лес из вышек ЛЭП и высоковольтного оборудования — все это завораживающе гудит. Одна из труб тепловой ГРЭС занимает 26-е место в мировом списке самых высоких промышленных объектов. Рука так и тянется к фотоаппарату! Но будьте осторожны: охрана на объекте военизированная, вас могут вполне легально сдать компетентным органам. По крайней мере автора настоящего материала об этом лично предупредил главный инженер станции, случайно проезжавший мимо…
Наше маленькое путешествие мы совершили на грузопассажирском автомобиле Peugeot Partner в версии VP Tepee Outdoor. Машина отличается усиленной подвеской, увеличенным на 10 мм дорожным просветом, шинами размерностью 215/55 R 16. Tepee традиционно использовалась как коммерческий транспорт, но теперь ее позиционируют и как семейную машину. По большей части это оправдано: вместительное авто, опционально оснащенное многорежимной системой динамического контроля курсовой устойчивости и панорамной крышей, подойдет для непродолжительных поездок всей семьей. По крайней мере при базовой цене в 722 000 руб. Tepee вполне может конкурировать с «народными» дачными седанами, тем более «француз» имеет здесь преимущество и по объему багажного отделения, и по месту для ног сидящих во втором ряду (здесь очень просторно), и по месту над головой. Кроме того, заднее сиденье можно заказать в конфигурации 1+1+1, тогда каждое кресло будет оснащено еще и индивидуальными регулировками: можно сдвинуть сиденье или немного откинуть спинку.
Справедливости ради отметим, что в дальней дороге начинают проявляться небольшие эргономические огрехи Tepee. Так, подлокотник водительского сиденья слишком узкий — удержать на нем правую руку без напряжения практически невозможно. Сидящим сзади вряд ли удастся забыться безмятежным сном: «грузовая» подвеска не «пихается» только на идеально ровной дороге, с которыми в России пока напряженка. Кроме того, дизельный мотор (в данном случае мощностью 90 л.с.) – мечта многих автомобилистов, к сожалению, не показывает той экономичности, какой можно было бы ожидать. По повадкам он близок к бензиновому двигателю, даже холостые обороты ДВС нашей тестовой машины держались близ отметки 900 об/мин. Что касается экономичности в загородном режиме, отчасти это, видимо, можно объяснить относительно большим передаточным числом главной пары — все-таки первая стихия Tepee — городской трафик.
Колыбель Романовых
Продолжив путь к северу, через час можно будет добраться до Костромы. Этот участок Золотого кольца сейчас в прекрасном состоянии. Асфальт не огорчает автомобилистов выбоинами, разметка как новенькая. То же самое можно сказать и о перегонах Приволжск — Иваново и Иваново — Суздаль. За хорошую дорогу местные жители благодарят Президента: говорят, приезжая в Плес, он нередко садится за руль. Причем обычно Главнокомандующего доставляют до Иванова самолетом, а там уж — по настроению: в какую сторону поедет, непонятно. Именно поэтому власти, перестраховавшись, отремонтировали практически все основные трассы в регионе.
Кострома занимает особое место в ряду городов Золотого кольца. Она не соперничает с Переславлем-Залесским или Ростовом по количеству храмов, земляных валов, монастырей и других атрибутов русской старины. Историческую часть Костромы, генеральный план которой был утвержден Екатериной II (в народе за характерную круглую форму главной площади и как бы приставленную к ней радиальную улицу Молочная Гора она получила название «сковородка») почти не тронула точечная застройка. Рядом со «сковородкой» — комплекс торговых рядов, какого нет нигде в России, по окружности — административные здания, знаменитая пожарная каланча и гауптвахта, а дальше вглубь — кварталы жилых домов, почти не оснащенных водопроводом и даже канализацией. В них и по сей день живут люди.
Еще одна особенность малоэтажной Костромы — низкая плотность населения. Здесь всегда свободно и тихо (в отличие от Ярославля и Владимира). В городе практически нет ночных клубов, дискотек: мало-мальски состоятельная (или желающая состояться) молодежь уезжает, например, в относительно богатое Иваново. Прочие жители ведут скромную жизнь и более остального любят длительные пешие прогулки — самый распространенный в Костроме и почти забытый в центральной России вид времяпрепровождения.
Дорога от Приволжска на юг приведет через Иваново в Суздаль, который сегодня в среде автопутешественников известен в первую очередь своей дороговизной. Цены на еду и гостиницы здесь не уступают московским. Кроме того, любителям фотографии следует помнить, что, собираясь в один только Спасо-Евфимиев монастырь (сегодня это музей-заповедник), придется запастись как минимум пятьюстами рублями — во столько обойдутся билет и право съемки со штатива!
Чиновники наши вроде бы научились строить дороги, а вот на указатели, как водится, денег не хватило. Чтобы доехать от Суздаля до Юрьев-Польского (это километров 70 на запад, вглубь Золотого кольца), скорее всего придется спрашивать путь у местных жителей и не раз. Но дело стоит того: малопосещаемый, лежащий в стороне от традиционных туристических маршрутов и оттого практически не тронутый светской цивилизацией Михайло-Архангельский монастырь подарит наблюдательному и вдумчивому посетителю массу впечатлений. Эта обитель сегодня также стала музеем-заповедником. Покупая входные билеты, не забудьте и о пропуске в стоящий неподалеку Георгиевский храм, каменные стены которого полностью (в отличие от многих храмов ВладимироСуздальской земли) покрыты резьбой. Кстати, на подъезде к Юрьев-Польскому становится ясно: здесь у нашего Президента дачи нет. Что, очевидно, к лучшему: сохранились еще тихие уголки, куда можно отправиться с дамой на отдых. Точнее, на этюды…
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.