Неравная схватка?

BMW X3 против Volvo XC60 и Land Rover Freelander

BMW X3 xDrive35i
3.0 (306 л.с.) 8AT, цена 2 130 000 руб.
Volvo XC60 D5 AWD
2.4 (215 л.с.) 6АT, цена 2 312 500 руб
Land Rover Freelander 2
2.2 (150 л.с.) 6AT, цена 2 316 583 руб.

«Ребята, вы надышались выхлопными газами? Сравнивать дизельные модификации с существенно более мощной бензиновой — это сильно!» — возмутится поборник честного тестового подбора. Да, так уж вышло. Но очень быстро нам удалось найти тайный смысл в весьма нетипичном на первый взгляд выборе участников тройной «битвы»…

После того, как цены на топливо отправились покорять космос, отечественные автомобилисты с удивлением начали понимать, что не так страшен дизель, как его малюют. Современные агрегаты на тяжелом топливе достаточно экономичны, часто обладают широкой «полкой» крутящего момента и весьма недурной динамикой. Разработчики бензиновых двигателей тоже не дремлют. Непосредственный впрыск топлива, многоступенчатые автоматические и роботизированные трансмиссии, системы старт-стоп, общее снижение веса позволяют добиться сравнительно хороших результатов потребления топлива, нисколько не теряя в динамике.

Итак, в наших руках могучая версия BMW X3 xDrive35i. Рядный шестицилиндровый мотор с двумя турбонагнетателями, 306 л.с. Машина — огонь! А вот кому ей придется противостоять: Volvo XC60 D5 (дизельная «пятерка» о 215 л.с.) и Land Rover Freelander 2 TD4 со 150-сильным четырехцилиндровым двигателем объемом 2,2 л. Возможно, в компании мощного «биммера» гармоничнее смотрелись бы XC60 T6 и шестицилиндровый «фрил», но нам интереснее исход дизельно-бензинового противостояния.

До чего дошел прогресс

…Сквозь стену летнего дождя зажглись четыре нахмуренных «глаза» в граненой, немного дисгармонирующей с мягкими «летящими» линиями кузова окантовке. BMW — это особый мир, доступ в который открыт фанатично преданным снобам. Но это надменное своеобразие — не просто надуманная легенда. От вида салона по спине пробегают мурашки. И дело не только в сдержанном, холодном дизайне. Продуманность эргономики и электроннофункциональная избыточность — вот основополагающие ценности, не одно десятилетие терзающие умы мюнхенских гениев. Ну а «икс» просто подавляет своим интеллектом! Кресло жестковатое, благодаря массе настроек способное легко найти «общий язык» с человеком почти любой комплекции и габаритов. Оно перемещается в достаточно больших горизонтальных и вертикальных пределах, а еще имеет регулировку «плотности» боковой поддержки и длины подушки. На центральной консоли на удивление мало кнопок. Зато с теми, что есть, можно легко интуитивно разобраться. Справа от электронного джойстика восьмиступенчатого автомата (к слову, имеющего свой слегка мудреный алгоритм переключения) разместилась удобная шайба системы iDrive, открывающая доступ в обширное меню. Через него настраиваются «первостепенные» вещи, например, включение и отключение системы старт-стоп, глушащей двигатель при остановках и помогающей экономить топливо. Можно покопаться с «боевыми» настройками X3, переводя в «силовой» режим привод и шасси. А как вам, например, пять положений угла открытия двери багажника? На втором ряду кресел весьма вольготно, однако подушку дивана хотелось бы подлиннее и чуть повыше.


BMW X3

Силовой агрегат X3 размещен спереди продольно. Между колесами передней и задней осей момент распределяют простые симметричные дифференциалы (Д). На передний мост отбор мощности производит многодисковая фрикционная муфта с электронным управлением (М) — ее картер состыкован с картером коробки передач. Диски муфты работают в масле. Муфта замкнута практически во всех режимах движения. Однако инженеры предусмотрели и размыкание дисков фрикциона. Происходит это в трех случаях: при малых радиусах поворота машины и малых скоростях (такое бывает на парковке); при скоростях более 180 км/ч; при возникновении ярко выраженной недостаточной поворачиваемости. С ведомой обоймы муфты на приводной вал переднего моста тяга передается посредством зубчатой цепи (на легковых полноприводных машинах BMW для этого используется зубчатая передача с паразитной шестеренкой). Исполнительный элемент муфты — электродвигатель, с ротором которого соединен червяк. Он вращает колесо, соединенное с обоймой шариковой муфты, эта муфта и сжимает диски фрикциона.


Эти радушные «шведы»

«Подопытный» номер два рожден в холодном северном крае. Но он пришел как будто не из страны снегов, скал и лесов, а из теплых солнечных земель, поросших виноградниками. XC60 — это отдохновение для души и комфорт для тела. Volvo — скучная машина? Забудьте стереотипы! Шведский кроссовер выглядит дерзко и пижонисто, но не агрессивно. Этакий Петер Сольберг в металле — улыбчивый, добродушный и общительный. Салон, обшитый разнофактурной кожей шоколадного и кремового цветов, уютен и дружелюбен. Как и в BMW, посадка почти легковая, но кресло с широко расставленными валиками боковой поддержки не может похвастаться столь же обширным набором настроек. Впрочем, его это не портит. Панель приборов BMW сделали ученые и философы, а над инструментарием XC60 трудились дизайнеры. Два здоровенных «блюдца» смотрятся эффектно, однако сами цифры подслеповаты, а мелких рисок слишком много.

Вся необычность вольвовской «парящей» центральной консоли — в «закольцованных» кнопках вокруг удобной схемы управления распределением потоков воздуха с «человечком». А отдельно стоящие кругляши управления «музыкой» и температурой — эргономическая находка! Сзади ширина салона на уровне плеч пассажиров поменьше, чем в «баварце», но дверной проем немного шире. По процессу посадки и высадки автомобиль слегка напоминает обычную легковушку, заставляющую рослых людей делать «поклон». Понравилось то, что подушка заднего дивана установлена относительно высоко.


Volvo XC60

Силовой агрегат Volvo XC 60 размещен спереди поперечно. Между колесами передней и задней осей тягу распределяют простые симметричные дифференциалы (Д).

За отбор мощности на задний мост отвечает многодисковая фрикционная муфта Haldex с электронным управлением (М). Исполнительный элемент муфты — электронасос, с помощью которого меняется давление рабочей жидкости на поршень, сжимающий пакеты фрикционов. Диски муфты работают в том же масле, которое используется для нагнетания давления.

При любых условиях диски муфты сжаты как минимум на 5%. Конструктивно узел устроен таким образом, что разомкнуться диски не могут, то есть задние колеса автомобиля всегда ведущие. Это выгодно отличает Haldex от аналогов, в которых ведомые и ведущие диски практически всегда разомкнуты. Если передние колеса XC60 начинают проскальзывать, больше тяги подается к задним колесам, в предельных режимах муфта замыкается практически на 100%.

Водитель Volvo XC60 не имеет возможности принудительно влиять на распределение тяги в трансмиссии.


Мой брат — Discovery!

Freelander 2 дебютировал в 2006 году, но на редкость удачный образ пока не потерял своего шарма. От шведского и немецкого паркетников Land Rover держится в сторонке. Он такой же кроссовер, как и они, но его переполняет гордость за свою историю и богатейшее внедорожное наследие. Помните «веские» аргументы в детских спорах: «Мой брат — боксер»? «Фрил» как будто заявляет всем о своем родстве с Disco. Мол, бойтесь меня, вырасту — стану таким же. На рабочем месте водителя и впрямь возникает ощущение, будто ты оседлал вполне взрослого «проходимца». «Сидушка» кресла установлена относительно высоко, что обеспечивает настоящую лэндроверовскую командирскую посадку. У широкого, хорошо спрофилированного, но не столь драйверского кресла, как у BMW, большой диапазон продольной регулировки. Но водителям «баскетбольного» роста может не хватать комфортного запаса пространства над головой. Дверные проемы широкие, крыша высокая, поэтому процесс входа-выхода у «англичанина», пожалуй, самый удобный. По читаемости приборки с ее радиально расположенными цифрами и жидкокристаллическим дисплеем паритет с XC60. А вот у эргономики центральной консоли наличествует пара небольших шероховатостей. Блок климат-контроля смещен в самый низ, а у аудиосистемы узкий мониторчик, как в калькуляторе.


LR Freelander 2

Силовой агрегат размещен спереди поперечно. Между колесами передней и задней осей тягу распределяют простые симметричные дифференциалы (Д). Между мостами за раздачу крутящего момента отвечает многодисковая фрикционная муфта (М) шведской фирмы Haldex. При любых условиях она замкнута как минимум с пятипроцентным усилием, то есть задние колеса всегда ведущие.

Водитель имеет возможность влиять на распределение крутящего момента в трансмиссии: на центральном тоннеле размещен селектор системы Terrain Response. Предусмотрены четыре программы: «Сухой асфальт», «Трава-гравий-снег», «Грязьколея», «Песок».

Традиционным преимуществом Land Rover являются параметры геометрической проходимости и взаимный ход переднего и заднего колес ( артикуляция). Кроме того, повысить свойства автомобиля на бездорожье можно, отключив систему динамического контроля курсовой устойчивости. Соответствующая клавиша размещается на центральном тоннеле рядом с селектором системы Terrain Response.


Баварская гвардия

Знаете, что такое BMW X3 xDrive35i? Вулкан! Надменная, холодная гора, в жерле которой бурлит магма! Рядная «шестерка» с турбонагнетателем обладает двойственным характером. Немалый рабочий объем при поддержке «воздуха» обеспечивает сочную тягу с самых низких оборотов, но потом… В английском языке есть меткая фраза — rev happy. И у «биммера» мотор как раз «счастливый» ближе к верхам, когда происходит мощный подхват. Задиристый вопль рядника бьет в самое сердце, стрелка тахометра с легкостью голубиного перышка пролетает вторую часть шкалы, а восьмиступенчатый автомат быстро и четко вколачивает одну передачу за другой. По информативности рулевого управления, эффективности и прозрачности замедления и удобству управления тягой «баварец» почти вне конкуренции! Точные реакции на команды водителя, безупречное следование траектории. Примечательно, что он не раскисает даже в режиме Normal, а в Sport и Sport+ окончательно звереет, утяжеляя руль дополнительным реактивным усилием. Но ход у «икс» жестковат даже в «нормальном» режиме, поперечные стыки проходятся с болезненными ударамитычками, а гул шин пробивается даже сквозь отличную шумоизоляцию. Шасси явно затачивалось под хорошее дорожное полотно. Иногда коробка дергает при переключениях вниз. Ничего удивительного — за драйв надо расплачиваться. Обзорность вперед, как, впрочем, и на двух других автомобилях, не вызвала нареканий, но зеркала заднего вида, старающиеся исключить мертвые зоны и обеспечить максимально широкий сектор обзора, немного искажают картинку.

Шведский драйв

Дизельный Volvo не претендует на лавры спорткара-кроссовера. Ну и пусть! Начнем с того, что в этой машине очень приятно находиться. Добротная шумоизоляция старательно оберегает уютный гармоничный салон от внешних звуков. Очень приятно рычащий пятицилиндровый турбодизель выдает 440 Нм при 1500–3000 об/мин, которые в реальности сродни широкому и «толстому» слою шоколадно-орехового масла. Мотор мощно и уверенно, без провалов, вытягивает с самых холостых оборотов и бодро раскручивается, динамично разгоняя кроссовер и почти не сникая у красной зоны. Вкуснотища!

Подвеска «скандинава» имеет меньшие хода, чем у серьезного немецкого соперника, но плавность хода при комфортных настройках (есть еще пара более «жестких» режимов) у него выше. Дорожные неровности, на которых «биммер» нервно вздрагивает, Volvo проходит с невозмутимостью. Лишь на крупных выбоинах сглаживание дефектов покрытия оборачивается «колючими» рывками-толчками. Управляемость, равно как и прогнозируемость замедления, находится на очень хорошем уровне, ни на секунду не давая усомниться в надежности следования траектории. Хотя, по правде говоря, после кажущихся идеальными повадок «баварца» XC60 кажется чуть-чуть задемпфированным. Так, на управляющие действия водителя он отзывается с едва заметным запаздыванием.

Крепыш из паба

В статике Freelander похож на этакого здоровячка — завсегдатая пабов, где периодически устраивают мордобой. Но на ходу «взрослые» ощущения усиливаются. Перед глазами водителя — плоский капот, из-под которого доносится рокот дизеля. Прямо дизельный Land Cruiser! Надо понимать, что этот звук не доставляет неудобств, и в нем нет «криминала». Однако волей-неволей мы сравнивали его «децибельную атаку» с громкостью «подхрюкивания» вольвовской «пятерки». Результаты оказались не в пользу «англичанина», который умудряется сообщать водителю и пассажирам о том, что у него есть турбина, и она начинает неплохо посвистывать ближе к 2000 об/мин. Ниже ощущается некоторая нехватка крутящего момента. Нельзя сказать, что эта особенность сильно портит впечатление от автомобиля, но управление тягой у Freelander чуть менее удобное, чем у Volvo. Управляемость в штатных режимах достаточно надежная. На руле чувствуется небольшой дефицит реактивного усилия, но автомобиль уверенно стоит на трассе, не требует подруливаний и обладает слабо выраженными кренами. Тормоза, как и у других машин, опять же никаких нареканий не вызвали. Пусть Landy чуть шумнее, зато по плавности хода и энергоемкости подвески он утер нос парням с «континента». Несмотря на 19-дюймовые колесные диски, Freelander мастерски «обрабатывает» дорожное полотно любой паршивости, донося до сведения пассажиров лишь легкие покачивания.

В штатных режимах все три конкурсанта отличаются достаточно точной управляемостью, сохраняют стабильное прямолинейное движение, не требующее корректирующих действий. Но при имитации объезда неожиданно появившегося препятствия между ними вырисовываются различия. BMW ведет себя… Нет, не просто образцово, а так, как надо! «Прозрачный» острый руль, плотная подвеска превращают объезд конусов по намеченной траектории в удовольствие. Водитель ни на долю секунды не утрачивает связь с колесами, направляя машину по намеченному «маршруту» с хирургической точностью. Volvo при активной «рулежке» хорош, но у него связь по рулю не такая «честная». Впрочем, это не мешает ему надежно исполнять «переставку». Land Rover Freelander хорош на асфальте в «гражданских» режимах, но при активных маневрах сильнее кренится. Подвеска, выбрав свой ход спереди, способствует «вывешиванию» заднего колеса. Но отдадим должное «англичанину»: он не наделяет водителя такой же уверенностью, как BMW, зато по маршруту идет четко, а колесо на переставке если и задирает, то на… 110–120 км/ч.

«Паркет» бывает разный

Когда на смотровую яму заезжает кроссовер, в путешествие по его днищу мы отправляемся одновременно с любопытством и легким скепсисом. Но создатели BMW X3 подготовили машину к нестандартным ситуациям. Хотя просветы достаточно заурядны, а принудительных блокировок нет в принципе, почти все днище зашито пластмассовыми листами. Выхлопная система упрятана в тоннель между «коробами». Но передние рычаги выглядят тонковатыми, а задние уязвимые, пусть и достаточно массивные.

Почти все просветы Volvo повыше, чем у BMW, а угол съезда существенно больше. Двигатель и автомат снизу имеют грязевую пластиковую защиту. У передней подвески практически не выявлено слабых мест: рычаги мощные, расположенные почти на уровне днища. Выхлоп упрятан в тоннель. Нижние задние рычаги, в которые упираются пружины, производят впечатление вполне прочных.

Нетрудно предположить, что отпрыск легендарной офф-роудной марки кладет на обе лопатки своих соперников по величинам всех углов, хотя просветы и артикуляция ненамного лучше. Зато только владелец Freelander может рассчитывать на металлическую защиту поддона картера двигателя и АКП. Задний редуктор размещен достаточно высоко, проводов, которые можно повредить на бездорожье о коряги, мы не обнаружили. Однако есть у «англичанина» некоторые странности. Бог с ним, с низковато висящим выхлопным трактом. Куда впечатляюще выглядят два «ящика» бензобака, свисающих под днищем, словно походные рюкзаки, облаченные в предохраняющий металлический каркас.

Когда речь идет о «несправделивом» сравнении дизельных и бензиновых моторов, то выводы следует делать очень осторожные. Мы в очередной раз убедились, что оба типа агрегатов становятся все совершеннее, а по удовольствию от вождения дизели уверенно догоняют бензиновые моторы. В заключение отметим, что BMW показал себя настоящим бойцом с прекрасными ходовыми качествами, Volvo — отличный автомобиль с «гибким» характером, особенно хороший в дальних путешествиях. У Land Rover акцент в характере смещен к офф-роуду, причем не в ущерб ездовым возможностям. Впрочем, надо понимать, что треугольник паркетникбездорожье-фанатизм может оказаться совсем не любовным.

Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона
 BMW X3Volvo XC60Land Rover Freelander
CПросвет под передним мостом по центру, мм199221214
 Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм186230206
 Просвет под задним мостом по центру, мм257244275
 Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм192223261
DПросвет минимальный внутри базы, мм199251219
 Просвет под рамой или лонжероном, мм208253310
 Просвет под топливным баком, мм218247219
B1Ширина салона спереди, мм135013401470
B2Ширина салона сзади, мм142013701470
B3Ширина багажника мин./макс., мм1100/12181120/13271230
VПолезный объем багажника (5 чел.), л396384332
    Габаритные размеры — данные фирм-производителей
  * От точки R (тазобедренный сустав) до педали акселератора
** Кресло водителя выставлено на L1 = 950 мм от точки R до педали акселератора, заднее кресло сдвинуто до конца назад


Технические характеристики автомобилей
 BMW X3Volvo XC60Land Rover Freelander
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина, мм465046274500
Ширина, мм188018911910
Высота, мм 166017131740
Колесная база, мм281027772660
Колея спереди/сзади, мм1595/16101632/15861610/1625
Масса снаряженная/полная, кг1805/23651760/25251895/2505
Максимальная скорость, км/ч245205181
Разгон 0–100 км/ч, с5,78,811,2
Диаметр разворота, м11,911,911,3
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской цикл, л/100 км11,29,58,7
Загородный цикл, л/100 км7,45,55,7
Смешанный цикл, л/100 км8,86,87,0
Топливо/объем топливного бака, лАи-92/67Дт/70Дт/70
ДВИГАТЕЛЬ
Тип двигателяБензиновыйДизельныйДизельный
Расположение и количество цилиндровR6R5R4
Рабочий объем, см3297924002179
Мощность, кВт / л.с.306/225215/158150/110
при об/мин580040004000
Крутящий момент, Нм 400440420
при об/мин50001500–30002000
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачАКП8АКП6АКП6
Понижающая передача---
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска спередиНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная
Подвеска сзадиНезависимая, пружиннаяЗависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная
Рулевой механизмРеечныйРеечныйРеечный
Тормоза Спереди Дисковые вентилируемыеДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемые
Тормоза СзадиДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемые
Средства активной безопасностиABS+DBC+DSC+DTC+HDCHBA+RAB+RSC+DSTC+Driver SupportABS+EBA+EBD+DSC+CBC+RSC
Размерность шин*245/45R19 (27,7")* / 275/40R19 (27,7")*235/60R18 (29,1")*235/55R19 (29,2")*
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб.226 318154 972159 409
В расчете учтены
Стоимость полиса КАСКО (стаж от 7 лет)**, руб.114 68589 53284 476
Дорожный налог в Москве, руб.45 90012 9004500
Базовая стоимость ТО***, руб.17 33316 50033 333
Стоим. первой замены масла***, руб.---
Периодичность ТО, тыс. км152012
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб.48 40036 04037 100
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ
Длительность гарантии, лет/тыс. км2/без ограничений2/без ограничений3/100
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Тестовая комплектация****, руб.2 130 0002 312 5002 316 583
Базовая комплектация****, руб.2 130 0001 730 0001 566 500
      *В скобках указан наружный диаметр шин
    **Осреднение по данным двух крупных страховых компаний
  ***Включая расходные материалы
****На момент подготовки материала с учетом действующих скидок


Экспертные оценки по итогам испытаний
ПоказательМакс. баллBMW X3Volvo XC60Land Rover Freelander
Кузов25,018,119,418,1
Место водителя9,05,56,45,8
Место за водителем7,05,86,06,2
Багажник5,02,83,02,1
Безопасность4,04,04,03,0
Эргономика и комфорт25,021,922,620,8
Органы управления5,04,84,84,6
Приборы5,04,54,64,5
Климат-контроль4,03,53,63,2
Материалы салона1,01,01,00,8
Свет и обзорность5,03,84,23,9
Опции5,04,34,43,8
Внедорожные качества20,010,010,711,2
Просветы4,02,53,13,0
Углы5,02,22,02,2
Артикуляция3,02,11,81,9
Трансмиссия4,01,11,11,1
Защищенность2,01,11,11,5
Колеса2,01,01,61,5
Экспедиционные качества20,016,518,117,8
Управляемость3,02,92,72,4
Ездовой комфорт3,02,22,62,5
Разгонная динамика3,03,03,02,7
Расход топлива (смешанный цикл)3,02,83,03,0
Запас хода по шоссе 2,01,62,02,0
Грузоподъемность2,01,62,01,7
Длина разложен. багажника2,01,71,81,5
Запасное колесо2,00,71,02,0
Расходы10,06,67,27,2
Цена в тестовой комплектации4,02,02,12,0
Эксплуатационные расходы4,03,03,63,5
Перспективы перепродажи2,01,61,51,7
Итого100,073,178,075,1


 BMW X3Volvo XC60Land Rove Freelander
Плюсы Отличные ездовые свойства, впечатляющая динамика, почти безупречная эргономика Приятный во всех отношениях мотор, комфортная подвеска, «дружелюбный» интерьер Хорошая для кроссовера подготовка к офф-роуду, высокая энергоемкость подвески
Минусы Неидеальная плавность хода, на электронные системы возложено много функций Достаточно высокая стоимость, в интерьере есть спорные дизайнерские решения Весьма «взрослая» цена, ходовые качества не такие отточенные, как у двух других машин
Вердикт Настоящий премиальный кроссовер, доставляющий настоящее удовольствие от вождения Отличный автомобиль как для ежедневных поездок по городу, так и дальних путешествий Покорять проселок на этом кроссовере проще, чем на многих его «однополчанах»

текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО


№9 сентябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты