Все, что большинство из нас знает о Монголии, можно охарактеризовать одной короткой фразой: «Дикая страна!» Еще бы, монголо-татарское иго, охватившее весь континент, но потом съевшее само себя, вторая после СССР социалистическая страна с очень низким уровнем жизни, в которой, несмотря на огромные объемы братской помощи, люди и сейчас живут в юртах. Там пустыня Гоби, степи и нет дорог. Мы проехали ее с запада на восток почти полностью и все увидели своими глазами
Наша колонна выехала из Барнаула по Чуйскому тракту. Хороший асфальт, не очень загруженная трасса, по пути — остановка у места гибели артиста и губернатора Михаила Евдокимова и в селе Сростки — на родине писателя и актера Василия Шукшина. В таком совсем не форсированном режиме мы к вечеру добрались до поселка Кош-Агач, что в 20 км от монгольской границы. Там и остались на ночь, чтобы с утра пораньше рвануть к границе. Ночевать на нейтральной полосе нельзя, а пункт пропуска работает не очень быстро и только днем. Около него иногда собираются приличные очереди — жители Казахстана едут в Монголию через Россию, потому что у Монголии с Казахстаном нет общей границы.
Проводник
Асфальт заканчивается прямо на границе, возле стелы с флагами двух сопредельных государств. Дальше — разбитая грунтовка, но пункт пропуска на монгольской стороне гораздо больше и организован грамотнее. Российские пограничники говорят, что просто при строительстве монголы украли меньше, чем наши, а так наш был бы не хуже. На монгольской стороне нас встречает русскоговорящий гид Евгений с водителем на «уазике». Он долгое время служил в Монголии, а потом организовал туристический бизнес. Правда, зимой, когда на родине Чингисхана нет туристов, он живет в Москве.
Без проводника в Монголии трудно. Во-первых, из-за направлений. Дорог в нашем понимании в стране практически нет, хотя иногда в степи встречаются указатели, поэтому без хороших карт и навыков ориентирования в гористой и степной местности легко потеряться.
Во-вторых, у них есть определенный дефицит топлива. Ограничения то вводятся, то вновь отменяются, и, чтобы не остаться с пустым баком, обо всем надо позаботиться заранее. Караван насчитывал девять машин, и на каждой заправке нам требовалось чуть ли не по полтонны горючего. Для этого Евгений заранее приобрел специальную карточку, на которую было зачислено достаточно денег. Благодаря этому мы должны были беспрепятственно заправляться на бензоколонках одной из топливных компаний. Но каждый раз монголы включали дурака: мол, мы ничего не знаем, по 15 л на машину и все. Евгений о чем-то с ними говорил, куда-то звонил, и в итоге мы заправлялись. Не думаю, что здесь был корыстный умысел — просто разгильдяи, привыкшие, что все у них не точно, а примерно, — то ли да, то ли нет. Поэтому каждый раз уточняли. Впрочем, иностранцы, которых мы встречали, говорили, что в принципе приезжим идут навстречу, причем не за мзду, а просто почеловечески, так что без топлива никто не остался. Целая сеть бензоколонок есть в каждом областном центре (область в Монголии называется «аймак», привет Стиву Джобсу), то есть на расстоянии 300–400 км друг от друга. В райцентрах, представляющих собой поселки из десятка юрт, бензоколонки тоже имеются, но не всегда работают. В общем, выезжать за город надо с полным баком.
Ну и, в-третьих, чисто бытовые вопросы. Мы ночевали на турбазах, представлявших собой десяток юрт и бытовое помещение с душем (не всегда горячим и не всегда отдельно мужским и женским) и туалетом. Несмотря на заранее забронированные места, лучше все уточнять и перепроверять, а то могут и других заселить, тем более койкоместа для туристов в стране дефицит.
Юрты
Не стоит думать, что в юртах живут дикие отсталые люди. Просто многим в степи так удобнее. Эти жилища производятся промышленным способом. В Монголии новую юрту можно купить за сумму от $1000 — все зависит от комплектации. Внутрь заказывают все что угодно, хоть полы с подогревом. В нынешних юртах в качестве утеплителя по-прежнему используют войлок, но вместо шкур, защищающих от дождя, применяют более легкие практичные синтетические тенты. Говорят, очень качественные жилища примерно за $5000 делают на Украине. Производство наладил человек, долгое время живший то ли в Монголии, то ли в Казахстане. Конечно, юрты выпускают и в США. Правда, каркас у них пластиковый, а в качестве утеплителя используется синтепон. В общем, уже не то. Многие монголы даже в поселках живут в юртах, стоящих прямо во дворе, огороженном забором. На самом деле зимой в них тепло, если, конечно, топить печку, а летом всегда прохладно благодаря грамотно организованной циркуляции воздуха. И зачем в таком случае дом? В последнее время все больше людей в юртах селятся вокруг Улан-Батора, так как правительство бесплатно выделяет гражданам участки земли. Эти люди буржуйки топят углем, из-за чего над монгольской столицей всю зиму висит густой смог, от которого трудно дышать. На бездымный уголь, несмотря на все призывы правительства, никто переходить не торопится — он заметно дороже...
В древней столице Монголии — Каракоруме — да и просто в степях можно наткнуться на весьма любопытные камни. Если не знать, в чем дело, можно просто пройти мимо, однако они таят в себе немало загадок. Это гранитные глыбы правильной формы с выбранными по краям пазами, со следами механической обработки, круглыми отверстиями идеальной формы. Природа такого создать не могла. Но кто? Ведь, судя по следам эрозии, камни пролежали не одно тысячелетие. Кто и каким образом умел обрабатывать огромные глыбы с такой точностью? Ведь с гранитом можно работать только с помощью алмазного инструмента. Наука не дает внятных ответов на эти вопросы, есть только предположения. Например, что в этих местах задолго да нашей эры существовали другие, высокоразвитые, цивилизации. Возможно, инопланетные или просто вымершие по той или иной причине. Если бы наши современники знали истину, возможно, они не вели бы себя так безоглядно.
Дороги
Хотя их в Монголии и нет, они платные. Представьте себе: вам придется платить за то, чего не существует. На выездах из каждого областного центра стоят будки со шлагбаумами, и с каждой машины взимается по 500 тугриков. Официально считается, что эти средства как раз и тратятся на строительство монгольских хайвеев. Нельзя сказать, что они совсем не строятся. Но вот ведь какая штука: гораздо легче и удобнее ехать просто по степи, чем по тому, что монгольские дорожники соорудили. В степи можно выбрать одну из десятка троп, которая покажется ровнее, а гравийки, от рождения не видавшие грейдера, очень быстро покрываются складками, напоминающими стиральную доску. Этот «вибростенд» вышибает душу и из людей, и из машин. А еще дороги размывает, заносит селевыми потоками и так далее. Если вам «повезет» попасть под ливень, глинистая почва может сделать дорогу труднопроходимой, а реки буквально вспухнут, соответственно исчезнут броды. Впрочем, в таких местах часто можно видеть несколько тракторов. Бизнес их владельцев — перетаскивать машины через реку. Средняя скорость движения может быть очень разной, но не стоит планировать дневные перегоны больше 400 км. Есть большой риск быть застигнутым темнотой и сбиться с дороги.
Особенности автомобилизма
Монгольские водители очень своеобразны. С одним из них я чуть не съехался лоб в лоб посреди ровной как стол степи. Мы видели друг друга за километр, я заранее принял вправо, затем еще правее, оставляя ему раскатанную полосу шириной метров десять. Но он зачемто жался влево, пытаясь во что бы то ни стало меня протаранить. Пришлось уходить от него просто в степь, иначе все могло бы кончиться грустно. Собственно, они лишь недавно пересели с лошадей на лифтованные Land Cruiser и не всегда помнят, что автомобиль в отличие от животного сам не умеет выбирать дорогу. По той же причине они не переключаются на ближний при встречном разъезде, запросто могут бросить машину на дороге ночью без света и знака аварийной остановки. А когда вытаскиваешь их из грязи, могут вывернуть руль в сторону и тащиться за тобой плугом, никак не помогая, а лишь мешая тягачу. В общем, даже в 200 км от Улан-Батора выбравшись на асфальт, не расслабляйтесь. Помните: приключения не закончились, возможно, они только начинаются.
Что до их автопарка, то совсем недавно это были сплошь советские автомобили, в основном УАЗы, ГАЗы и ЗИЛы. Но за 20 лет демократии многие монголы обзавелись подержанными «японцами» и «корейцами», начиная от миниатюрных хэтчбеков, на которых они непонятно как передвигаются по бездорожью, и заканчивая лифтованными внедорожниками. Несмотря на близость Китая, автопром Поднебесной в Монголии вообще не представлен. Зато мы видели Renault Twingo с грамотно установленным шноркелем.
Меры предосторожности
В основном это касается гигиены. Очень большая часть населения Монголии имеет венерические заболевания, которые передаются не только половым путем. Поэтому там обязательно надо мыть руки перед едой. Спать, говорят, лучше в одежде, чтоб не подхватить, например, чесотку. Возможно, но автор этой статьи вторым правилом пренебрегал, и все обошлось. Что касается еды, особых ку линарных изысков вы в Монголии не найдете. Мясо, в основном говядина и конина, реже — баранина, и молочные продукты. Еще рис, картошка. Понятно, что сырое лучше не есть, даже если предлагают от всей души.
Наадом
Это национальный монгольский праздник, который проходит в начале июля. Именно в это время стада перегонялись на наиболее тучные пастбища, и скотоводы получали передышку. Они собирались вместе и состязались в силе и ловкости: боролись, стреляли из лука, устраивали скачки. Кстати, выносливость небольших монгольских лошадок, служивших еще Чингисхану, — отнюдь не миф. В скачках по степи, которые проводятся на дистанции в 50 км и больше, с ними не может тягаться ни одна порода, хотя пробовали многие. Скачут, кстати, совсем дети — они меньше весят, и лошадям гораздо легче нести таких седоков. Сейчас Наадом имеет статус национального праздника, он внесен в список ЮНЕСКО. На него в Улан-Батор ежегодно слетаются монголы со всего мира. Главное действо проходит на центральном стадионе, транслируется по всем каналам в прямом эфире и очень напоминает советские массовые праздники. Естественно, по дорожкам скачет конница, по полю наступают орды лучников и пехотинцев — Чингисхан жил, Чингисхан жив, Чингисхан будет жить. На празднике выступает президент, он же потом вместе с большинством чиновников участвует в соревнованиях по стрельбе из лука. После красочного представления на поле выходят борцы. Поединки продолжаются до глубокой ночи, а финалы и вовсе проводятся на следующий день. Вся страна гуляет, ест чебуреки, мороженое и почти неделю не работает.
Что посмотреть в Монголии
Невероятно красив монгольский Алтай, страшна и прекрасна пустыня Гоби, напоминающая фильм «Кин-дза-дза», посвоему удивительны степи центральной части страны. Таких просторов, не тронутых цивилизацией, на земле осталось немного. Трудно привыкнуть к ощущению, что этой красоте нет никакого дела до тебя, и, если ты поведешь себя неправильно, природа равнодушно пережует тебя, даже не заметив. Но, если ты понимаешь, куда и зачем приехал, ведешь себя осмотрительно и разумно, она даст огромный заряд силы, бодрости и столько положительных эмоций, сколько ты сможешь с собой забрать.
Сопровождавший нас водитель Борис Федорович у всей группы вызывал уважение, граничащее с восхищением. Каждый день мы преодолевали огромные расстояния, однажды провели в движении 26 ч подряд, спали в среднем по 4–5 ч в сутки. Водитель же, которому уже перевалило за 60, ехал с нами на УАЗе. При этом он успевал менять и ремонтировать пробитые колеса своего «козлика» (а мы не пробили ни одного), нагонять нас, попутно решать еще какие-то вопросы. Борис Федорович умудрялся быть бодрым и веселым, постоянно травил байки и ни в чем не уступал людям вдвое моложе, хотя спал еще меньше нашего. Кроме того, до этого он проделал тот же путь в обратном направлении, привезя из Улан-Батора нашего гида и переводчицу. У нас в каждой машине было по 2–3 водителя, которые регулярно менялись, а он всю дорогу рулил один. Глядя на этого человека, жаловаться на трудности и усталость всем остальным было стыдно. А Федорович в ответ на наши похвалы с улыбкой пожимал плечами: мол, что тут такого — едем и едем. Мегачеловек. Теперь, наверное, таких уже не делают.
текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.