MIAS-2012. Торжество кроссоверов

Все полноприводные новинки на Московском автосалоне

Очередной Московский автосалон подтвердил две тенденции. Первая — это наступление кроссоверов, причем не только на позиции настоящих внедорожников, но и на позиции легковых автомобилей. Вторая — это появление новых игроков на рынке полноприводников. Причем опять же в сегменте кроссоверов.

Несмотря на обилие заявленных премьер на поверку их оказалось не так уж и много. Не то чтобы компании, обещавшие, что доставят в Москву мировые и европейские новинки, поголовно изменили свои планы и в последний момент придержали все самое интересное до Парижского салона. Просто случилась обычная история: в стремлении подогреть интерес и быть не хуже других производители назвали новинками все машины, в которых появилась хоть одна новая деталь. Такое происходит регулярно, причем не только на Московском салоне, да и не только в отношении автомобилей. Эта «хитрость» может сработать раз или два, но люди очень быстро перестают реагировать на слово «новый», и тогда их внимание не удается привлечь даже действительно новыми моделями — не верят. А в целом салон прошел, как это принято говорить, в рабочей атмосфере, что, наверное, и хорошо. Все мы помним эйфорию после автошоу четырехлетней давности, когда казалось, что еще немного, и мы всем покажем кузькину мать, став первыми в Европе. Радости хватило на пару недель. Сейчас нет таких безумств и излишеств, производители реально оценивают рынок и везут сюда то, что будет востребовано. И правильно, зачем отрываться от земли?

Те, кто здесь давно

Количество ключевых для рынка премьер впечатляет. Honda и Mitsubishi синхронно «выстрелили» новыми поколениями компактных паркетников CR-V и Outlander. Опраздновал европейский дебют семиместный кроссовер Infiniti JX, созданный на растянутой платформе Nissan Murano и являющийся люксовой версией новейшего Pathfinder.

Chevy Trailblazer — имя старое, автомобиль принципиально новый. Среднеразмерный SUV представляет собой классический рамный внедорожник с бездифференциальным подключением переднего моста. Моторов два: турбодизель Duramax (2,8 л, 180 л.с.) или бензиновый агрегат (3,6 л, 255 л.с.). У утилитарного «братца», пикапа Colorado, будет только дизельная модификация.

Стенд Hyundai украсил кроссовер Santa Fe третьей генерации, выросший в автомобиль более высокого класса. Электромагнитную муфту в приводе задних колес сменил электрогидравлический узел. Гамма двигателей состоит из двух «четверок» — бензиновой объемом 2,4-л и турбодизельной объемом 2,2 л.

Новички...

Стремительный кроссовер Ford Kugа второго поколения «пропишется» на заводе Ford Sollers в Татарстане с 2013 года. «Пухлый» паркетник из Тайваня, Luxgen7 SUV, будет продаваться с марта следующего года. Новинка хоть и богато оснащенная, но недешевая — с наддувным бензиновым мотором будет стоить около 1,2 млн руб. Гораздо более демократичный ценник у китайского Lifan X60. За пока единственное исполнение с мотором объемом 1,8 л и передним приводом просят 499 900 руб. Еще один гость из Поднебесной по имени FAW S80 с передним приводом, но с дорожным просветом 200 мм планируется продавать по той же цене, что и Lifan.

Наши!

В 2011 году АвтоВАЗ заполучил на должность главного дизайнера британца Стива Маттина, и, похоже, в Тольятти уже приступили к сбору сочных плодов этого перспективного сотрудничества. Стилист, ранее работавший в MercedesBenz и Volvo, создал облик концептуальной Lada XRAY, приоткрывающей завесу тайны над тем, какими теоретически могут быть отечественные модели недалекого будущего. Более того, не исключено, что проект дерзкого тольяттинский кроссовера по окончании мотор-шоу не отправят пылиться на полку. Глава автогиганта Игорь Комаров выразил надежду, что на следующей выставке предприятие покажет не концепт, а уже предсерйную модель.

Наконец-то модернизация затронула салон семейства ульяновского «Патриота». Полностью обновилось торпедо (с двухдиновой магнитолой с USBразъемом). Также у модернизиованного вездехода четырехспицевый руль, улучшенная отделка и две новых цветовые гаммы интерьера.


Jeep будет жить

Джон СТЕК, генеральный директор ЗАО «Крайслер Рус»
Беседовал Леонид КЛИМАНОВИЧ

— Сейчас настоящих внедорожников все меньше, мир завоевывают кроссоверы. Jeep едва ли не последний из могикан. Как долго он сможет оставаться настоящим внедорожником?
— Уверен, что Jeep будет жить еще долго. Ведь это не просто машина, это олицетворение духа свободы и путешествий. Мы до сих пор продаем Jeep Wrangler с лобовым стеклом, откидывающимся на капот, — потому что это часть имиджа культового внедорожника.

— Каков дальнейший вектор развития ваших внедорожников?
— Если раньше делали внедорожники, похожие на кроссоверы, то сейчас многие кроссоверы представляют собой по сути легковые автомобили, пытающиеся выглядеть внедорожными. Конечно, клиенты хотят получать все больше различных электронных систем и инноваций, больше мультимедиийных возможностей, и мы эти желания удовлетворяем. Но вместе с тем мы не хотим жертвовать внедорожными возможностями наших моделей.

— Среди джиперов много дискуссий по поводу того, что электроника — это уже не то, «честный» полный привод должен быть чисто механическим. Что скажете?
— Возьмем наш Rubicon. Согласитесь, что без АБС и системы стабилизации управлять этой короткобазной высокой машиной было бы очень непросто — она легко может поехать задом наперед. С электроникой все становится гораздо проще и безопаснее. Чтобы включить передний мост, уже не нужно выходить из машины, чтобы замкнуть колесные муфты, достаточно просто нажать кнопку. Опять же нажатием кнопки можно отключить стабилизаторы. Это несомненные плюсы электроники. В то же время мы сохранили понижающую передачу, принудительные блокировки межколесных дифференциалов, а не их электронную имитацию. В этом смысле Rubicon можно назвать удачным сочетанием электроники и механики. Одно дополняет другое, одновременно делая жизнь водителя боле легкой и расширяя возможности автомобиля.

— Самым продаваемым Jeep в России является Grand Cherokee. Каковы планы в отношении этой модели?
— Это очень успешная модель во всем мире. В прошлом году мы просто не могли получить столько машин, сколько готовы были продать. В этом году ситуация изменилась в лучшую сторону, поскольку автомобилей производится больше, а в ноябре производственные мощности еще увеличатся. С января по июль в России было продано 2506 автомобилей марки Jeep, из которых две трети приходится на Grand Cherokee. Мы расширяем дилерскую сеть — уже подписано соглашение с Тюменью, на очереди Южный Урал и Сибирь. Надо осваивать новые регионы, тем более что наши машины очень хорошо подходят для любых дорожных условий. К концу года наша дилерская сеть должна насчитывать от 30 до 33 дилеров.

— Что вы планируете усовершенствовать с технической точки зрения?
— Поскольку машина и так отличная, ничего кардинально пока менять не собираемся. Мы планируем идти эволюционным путем — будем улучшать динамику, снижать расход топлива, скоро представим Grand Cherokee с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF.

— Многие внедорожные бренды организовывают школы внедорожной езды. Что думаете по этому поводу?
— Это очень хорошее дело. В подобных школах люди могут больше узнать о возможностях своих внедорожников, научиться более правильно ими управлять, раскрывая внедорожный потенциал. И потом, езда по бездорожью сама по себе увлекательное занятие. Мы организовывали подобные мероприятия, и наши клиены остались очень довольны. И конечно же, мы будем регулярно организовывать обучение владельцев Jeep внедорожной езде. Это ведь приобщение к духу свободы и приключений.

— Могли бы вы назвать три слова, наиболее точно отражающие суть марки Jeep?
— Дайте секундочку подумать. Пожалуй, вот так: приключения, возможности, удовольствие!


Поговорим о «Ниве»?

Джеффри ГЛОВЕР, генеральный директор ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»
Беседовал Асатур БИСЕМБИН

— Господин Гловер, какая дальнейшая судьба ожидает Chevy Niva? Планируется ли смена поколения или глубокая модернизация в ближайшие годы?
— Да, готовится совершенно новый автомобиль! Мы находимся на серьезной стадии разработки нового поколения Chevrolet Niva. Уже завершен процесс создания внешнего облика внедорожника, и сейчас полным ходом идет конструирование. Наша цель — сохранить такие сильные стороны Niva, сделавшие ее популярной, как, например, превосходная проходимость, доступность и ремонтопригодность. В качестве опции мы рассматриваем установку автоматической трансмиссии. Так что имеющиеся недостатки модели мы исправим и сделаем ее динамичнее. Сейчас занимаемся выбором поставщиков. Кстати, вы знаете, как мы работаем с ними? Некоторых из них мы приглашаем и предлагаем проехать на наших машинах для лучшего понимания того, что в итоге нужно клиенту.

— Вот так новость! А автомобиль разрабатывается в содружестве с АвтоВАЗом?
— Да. АвтоВАЗ — наш партнер, а внедорожник станет плодом деятельности объединенной команды. Мы со своей стороны отвечаем за инжиниринг.

— Может, приоткроете карты? Какой мотор получит новинка? От Opel?
— Приоткрою, но лишь чуть-чуть, потому как окончательное одобрение проект еще не получил. В настоящее время мы рассматриваем разные варианты двигателей, значительно более мощных, чем нынешний агрегат на Niva, — порядка 130–140 л.с. Среди них есть один джи-эмовский двигатель. Помимо этого у машины будет новая коробка передач и раздаточная коробка. В комплексе это позволит достичь не только хороших динамических характеристик, но и высокой топливной экономичности.

— Сколько осталось жить на конвейере старушке Niva и когда хотя бы потенциально можно ожидать первых официальных релизов нового внедорожника?
— Запуск модели мы планируем на 2015 год, так что первые фотографии и сам автомобиль, думаю, покажем в конце 2014 года. Тогда же поделимся более подробной технической информацией.

— Время у текущей модели еще есть. Она подорожает? Вы собираетесь как-то модернизировать ее?
— Разумеется, мы хотим остаться в том же ценовом сегменте, в котором находимся сейчас. Кроме того, мы сконцентрировались на улучшении качества. И вполне можем судить о результатах: если переводить их в цифры, то количество дефектов в гарантийный период сократилось на 70 %. И хотя улучшение качества текущей модели является приоритетной задачей, экономически нецелесообразно вносить серьезные изменения в автомобиль сейчас, тратить на них средства и время. Мне хотелось бы, чтобы Niva была мощнее, но на испытания модификации с другим силовым агрегатом уйдет два года.

— Сейчас на рынке появился Renault Duster. Они с Niva, как принято считать, конкуренты, хотя мы придерживаемся мнения, что машины ориентированы на разных потребителей и существуют параллельно. «Пересечется» ли грядущая Niva с французским кроссовером?
— Мы придерживаемся того же мнения. Duster — достойный представитель сегмента кроссоверов. Но автомобиль, который предлагаем мы, — «честный» внедорожник с полным приводом. Как вы сами отметили, сложившаяся целевая аудитория у Niva все-таки отличается от покупателей Duster. Двинувшись в сторону кроссоверов, мы потеряем лояльность покупателей. Я понимаю, откуда берет начало ваш вопрос, ведь и Renault, и мы сотрудничаем с АвтоВАЗом. Но я бы хотел еще раз сделать акцент на том, что у нас свой департамент по инжинирингу, который возьмет на себя разработку машины и не вынашивает планов использовать какие-то готовые технологии Renault. Мы сконцентрируемся на том наборе характеристик, которые нужны именно нашему покупателю.

— То есть Chevy Niva не утратит внедорожных качеств? Она по-прежнему будет иметь постоянный полный привод, понижающую передачу и меж осевой дифференциал?
— Да! Вы можете нисколько не переживать по этому поводу!


Мы за бездорожье

Дэвид МИТЧЕЛЛ, главный инженер Land Rover
Беседовал Леонид КЛИМАНОВИЧ

— Сейчас настоящих внедорожников становится все меньше, их место занимают кроссоверы, которые являются по своей сути легковыми машинами. Как вы думаете, в скором времени внедорожники совсем исчезнут?
— Я так не думаю. У нашей компании богатые внедорожные традиции, и мы стараемся их сохранить. Даже наши кроссоверы Freelander и Evoque нельзя назвать откровенно «асфальтовыми» машинами, они далеко не беспомощны на бездорожье и дадут фору большинству других кроссоверов.

— Сейчас очень популярна тема электромобилей. Есть уже даже серийные, но все это городские модели. А что вы думаете о перспективах электрических внедорожников?
— У электропривода есть несомненное преимущество — отличная тяга на низких оборотах, что очень здорово для бездорожья. Но, увы, запас хода электромобилей пока невелик, особенно вне асфальта. Чтобы его увеличить, придется везти с собой настолько тяжелую и громоздкую батарею, что проходимость будет сведена практически к нулю из-за огромной массы. Поэтому электровнедорожник появится нескоро. А вот модные городские кроссоверы на электротяге — это вполне реально, ведь они все равно к бездорожью даже близко не подъезжают.

— Еще один вопрос про двигатели: что, на ваш взгляд, перспективнее, бензиновый или дизельный?
— Наверняка они будут развиваться параллельно. У нас, как вы знаете, есть в гамме и те и другие двигатели, и в зависимости от предпочтений покупателей в разных странах мы поставляем им то, что нужно. Например, в США еще не скоро станут покупать дизельные легковые машины. Там просто нет инфраструктуры, поскольку дизтопливом заправляются только грузовики, и все заправки построены под них, да и дизтопливо ориентировано на траки и не совсем подходит легковым моторам.

— Хотелось бы поговорить о системе полного привода ваших кроссоверов. Довольны ли вы ею, что планируете улучшить, над чем сейчас работаете?
— Вы абсолютно правильно сказали — система. Ведь полный привод — это не только муфта Haldex, способная передать в нашем случае до 1500 Нм крутящего момента на заднюю ось. В систему входят еще и датчики на каждом колесе, датчики кренов и ускорений, электронный блок, анализирующий эти данные, а также параметры работы двигателя и коробки передач и на основании этого выдающий команды исполнительным механизмам. К слову, тормозные механизмы ведь тоже участвуют в распределении крутящего момента между колесами, так что и их можно в какой-то степени отнести к системе полного привода. И из сказанного становится ясно, как велико поле для совершенствования всей этой системы, для улучшения каждого компонента и алгоритмов их взаимодействия. В целом мы считаем, что нынешняя система работает оптимально, но нет предела совершенству. И дальнейшие наши улучшения будут направлены в основном на облегчение судьбы водителя, на то, чтобы система полного привода позволяла даже не очень опытным драйверам проехать по сложным участкам. В общем, наш полный привод должен все больше и больше делать сам, избавляя от этой заботы человека.

— Какие условия для системы полного привода самые трудные?
— Экстремальные температуры, глубокие снег и песок. При преодолении таких покрытий требуется максимум мощности, все работает с предельной нагрузкой. Именно поэтому мы проводим много тестов на Ближнем Востоке, в пустынях, испытываем автомобили и зимой на севере.

— В завершение разговора может быть приоткроете тайну: какими станут Evoque и Freelander следующего поколения?
— Вы знаете, варианты могут быть разные, однако мы сохраним то главное, чего люди ждут от любого Land Rover, — внедорожные способности. Наши кроссоверы должны преодолевать брод глубиной полметра, уметь взбираться по крутым склонам и спускаться с них, иметь хорошую геометрическую проходимость.

текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ, Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО, фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты