История этих автомобилей неразрывна с историей второй половины прошлого столетия — эпохой противостояния Востока и Запада. Теперь, наверное, не все молодые знают, что скрывалось за аббревиатурами ГДР и ФРГ. Сроки жизни восточногерманских грузовиков Robur и IFA почти в точности совпали с историей Берлинской стены — от ее постройки до слома…
В те далекие времена, когда образование получали в старой советской школе, нас учили: ГДР совсем немного отстает от ФРГ и по производству, и по уровню жизни, но лишь потому, что Восточная Германия была до войны в основном аграрной, а Западная — промышленной. И мы какое-то время этому верили. А ведь достаточно было лишь немного сопоставить факты и углубиться в историю, чтобы сообразить: после раздела единой Германии в Советской зоне оккупации оказались все заводы концерна Auto Union — мощнейшего наряду с Daimler Benz производителя автомобилей в рейхе, — предприятие BMW в Тюрингии (автомобили в Мюнхене стали производить лишь в 1951 году) и еще с дюжину более мелких предприятий. Среди них был завод, выпускавший легкие грузовики под марками Phanomen и Garant. Вот тут-то, в Циттау, что в юго-восточной Саксонии, в конце 1950-х и родилась марка Robur.
Создавая новые модели (предыдущие были, как правило, лишь немного измененные довоенные), восточные немцы отказывались от старых названий. В крайнем случае возвращались к совсем древним и нейтральным с точки зрения памяти о капитализме и прежних хозяевах заводов. Так, в 1955-м вспомнили имя замка близ Айзенаха — «Вартбург». А грузовик назвали Robur — «дуб». Впрочем, не исключено, что авторы имели в виду роман Жюль Верна «Робур-Завоеватель». Тоже подходит, особенно учитывая, как говаривали тогда, «международное положение».
В обширном семействе завода VEB Robur Werke (VEB — народное предприятие, ну а какое же еще?) заложили и полноприводный автомобиль семейства LO/LD 1800. На машине грузоподъемностью 2 т стоял бензиновый 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения объемом 3,3 л и мощностью 75 л.с., пятиступенчатая коробка передач и раздаточная коробка с понижающей передачей. Передний мост подключался принудительно. По характеристикам Robur близок к ГАЗ-63, но немецкая машина с кабиной над двигателем выглядела современней. В зависимости от оборудования, устанавливаемого на полноприводное шасси, машина развивала максимальную скорость 80–85 км/ч.
Производство Robur развернули в 1961-м, когда после угрожающего противостояния американских и советских танков между западной и восточной частями Берлина спешно начали возводить стену. Самое время для полноприводных автомобилей…
В Германской Демократической Республике с 1953 года делали еще один полноприводный грузовик. Тяжелый капотный автомобиль с колесной формулой 6х6 назывался IFA G5. Строили машины на заводе, расположеном в КарлМаркс-Штадте (Хемнице), и конструктивно они практически не имели общего с более известной IFA W50. Шестицилиндровый атмосферный дизель объемом 9,0 л развивал максимальную мощность120 л.с. Заявленная грузоподъемность составляла 5150 кг (на бездорожье — 3650 кг). В 1957-м автомобиль немного модернизировали. Максимальная мощность силового агрегата IFA G5-II осталась прежней, а вот максимум крутящего момента вырос с 461 до 538 Нм. До 1964-го изготовили около 10 000 экземпляров.
На три буквы
Скорее всего не без оглядки на политические события в самом начале 1960-х в ГДР создали еще один полноприводный грузовик — классом повыше, чем уже производившийся Robur. Предприятие и, соответственно, сами автомобили назвали IFA, что значило всего лишь «индустриальное объединение производителей автомобилей», в которое, к слову, тогда входили все предприятия автомобилестроительной отрасли. Сам же завод по выпуску грузовиков IFA разместили недалеко от Берлина, в Людвигсфельде. Первый прототип вывели на испытания в июле 1962-го. В серию автомобиль пошел в 1965-м.
Полноприводная машина с симпатичной кабиной над двигателем имела базу 3200 мм. (Позднее появились и удлиненные версии.) Дизель объемом 5,65 л развивал очень солидные для такого класса (грузоподъемность 4500–5000 кг) 125 л.с. В паре с двигателем трудилась пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и пятой передачах и двухступенчатая «раздатка».
Создатели применили в конструкции IFA W50LA немало оригинальных технических решений. Мотор и коробка передач стояли не в блоке, а отдельно, что облегчало монтаж-демонтаж агрегатов. Тормоза — гидропневматические с независимыми контурами для колес передней и задней осей. Интересно, что стояночный тормоз имел пневмопривод, а компрессор, который обеспечивал воздухом пневмоусилитель рабочих тормозов, способен был подавать воздух к тормозам прицепа.
Дорожный просвет IFA очень серьезный — 300 мм. Существовали версии с разными главными парами, одно- или двухскатными задними колесами. Машины стали поступать в государственные учреждения ГДР и, конечно же, в народную армию. На фоне советских, да и многих зарубежных аналогов тех лет конструкция IFA W50LA выглядела вполне прилично.
Экономика по-советски
Как обычно бывало: достаточно прогрессивные для своего времени конструкции в странах социализма серийно производили десятилетиями, убеждая потребителей, а в общем самих себя, что машина настолько хороша, что требует лишь легкой модернизации. У народных государств были, конечно, более важные дела, чем серьезная модернизации автомобилей (пусть даже и полноприводных). У потребителя же выбора не было, поэтому спрос был стабильный.
Грузовики IFA и Robur не были исключением — их тоже выпускали, практически не меняя, два десятка лет. Автомобили обросли десятками модификаций. На полноприводных шасси делали бортовые грузовики и самосвалы, устанавливали самое разнообразное оборудование и «будки». Немало полноприводных грузовиков служило пожарным. Восточногерманские автомобили продавали более чем в два десятка стран. Правда, конечно, в основном социалистические и так называемые развивающиеся. Работали они и в республиках СССР.
Robur считался эксклюзивом. IFA встречались куда чаще. Первую партию из 4000 таких машин в СССР поставили еще в 1971-м. Правда, полноприводных было немного. Водители ценили немецкие грузовики за хорошую динамику и тормоза (последние, правда, трудоемки в обслуживании и ремонте), а также теплую кабину. Надежно работал немецкий дизель, но он-то у советских шоферов большого энтузиазма как раз не вызывал. Дизтопливо в отличие от бензина спросом у частников не пользовалось, а значит, водитель лишался дополнительного дохода.
В первой четверти
Шли годы, а грузовики из ГДР получали лишь мелкие и чаще всего совсем незначимые изменения. С 1973го выпускали обновленные Robur. IFA, которую в то время строили почти в 50 модификациях, получила стабилизатор поперечной устойчивости в конструкции передней подвески.
В 1975 году построили прототипы IFA L60 и Robur O-611 с более просторными, но страшноватыми кабинами. Так вот и прошла четверть века, которая теперь иногда кажется вечностью…
Последняя пятилетка
Наконец, в 1985-м свет увидело модернизированное семейство Robur LO/ LD2202. Внешне оно мало отличалось от предшественников, зато его оснастили атмосферным дизелем воздушного охлаждения. Мотор, впрочем, для грузового автомобиля был явно слабоват: при рабочем объеме 3,9 л максимальную мощность развивал всего 68 л.с. Проигрывал автомобиль «бензиновому предку» и по максимальному значению крутящего момента — 216 Нм против 225. Преимущество было лишь в экономичности.
Через два года появилась IFA L60. Кабину, некогда созданную для прототипа 1975 года, удачно забыли, лишь чуть изменили серийную, известную с 1965го. Зато новый 6-цилиндровый дизель объемом 9,16 л развивал внушительные 180 л.с. Коробка передач стала восьмиступенчатой, полностью синхронизированной. Грузоподъемность выросла: максимальная нагрузка на шасси составляла 6750 кг. Межосевой дифференциал жестко блокировался.
Все вроде бы ничего, но до слома Стены, начало строительства которой почти совпало с рождением полноприводных грузовиков в ГДР, оставалось всего два года… В 1986-м автомобильная промышленность республики произвела 45 305 грузовиков — рекорд за всю ее историю, в 1989-м — 39 572, а в 1990-м начался стремительный развал и в газетах появилось объявление из Людвигсфельде о тотальной распродаже по дешевке оставшихся грузовиков. К тому времени сделали почти 572 000 IFA, полноприводных, правда, гораздо меньше. Именно поэтому ныне — еще через четверть века — таких IFA и Rоbur сохранилось и вовсе немного. Значит, им обеспечен интерес коллекционеров. Не каждый, конечно, поймет страсть к «социалистическим» грузовикам. Но для некоторых они — документы уже забываемой эпохи. А что? Не хуже многих других…
Robur LO 2002 (LD 2202) | |
---|---|
Технические характеристики | |
Масса снаряженная/полная, кг | 2850/5500 (3150/5500) |
Длина, мм | 5400 (5435) |
Ширина, мм | 2370 (2405) |
Высота, мм | 2550 (2560) |
Колесная база, мм | 3025 |
Колея спереди/сзади, мм | 1636/1664 |
Дорожный просвет, мм | 275 (270) |
Грузоподъемность, кг | 2650 (2350) |
Размерность шин | 10,00–20,00 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип и количество цилиндров | Бензиновый P4 (дизельный Р4) |
Рабочий объем, см3 | 3345 (3930) |
Мощность, л.с./кВт | 75/55 (68/50) |
при об/мин | 2800 (2600) |
Крутящий момент, Нм | 225 (216) |
при об/мин | 1900 (1800) |
Коробка передач | Механическая 5-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Тип полного привода | Подключаемый |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход топлива, л/100 км | Н.д. |
IFA W50LA (L60 1218 Р-В) | |
---|---|
Технические характеристики | |
Масса снаряженная/полная, кг | 5300/10200 (6400/12400) |
Длина, мм | 7150 (6690) |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 2600 |
Колесная база, мм | 3310 (3130) |
Колея спереди/сзади, мм | 1900/1950 (1900/1775) |
Дорожный просвет, мм | 300 |
Грузоподъемность, кг | 4900 (6000) |
Размерность шин | 8,25–20,00 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип и количество цилиндров | Дизельный P4 (P6) |
Рабочий объем, см3 | 6560 (9160) |
Мощность, л.с./кВт | 125/92 (180/132) |
при об/мин | 2300 |
Крутящий момент, Нм | 422 (634) |
при об/мин | 1350 (1250) |
Коробка передач | Механическая 5-ступенчатая (8-ступенчатая) |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Тип полного привода | Подключаемый |
Максимальная скорость, км/ч | 83 (82) |
Расход топлива на шоссе, л/100 км | 24–25 |
Технические характеристики | ||
---|---|---|
Robur LO 2002 | ГАЗ-66 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 2850/5500 | 3470/5800 |
Дорожный просвет, мм | 275 | 315 |
Грузоподъемность, кг | 650 | 2000 |
Мощность, л.с./кВт | 75/55 | 115,0/84,6 |
при об/мин | 2800 | 3200 |
Крутящий момент, Нм | 225 | 290 |
при об/мин | 1900 | 2000–2500 |
текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.