Трофи в стиле Сусанина

Спортивные баталии под Костромой

В Костромской области прошел очередной рейд «Сусанин-трофи». Соревнование началось на мотокроссовой трассе, а закончилось спринтом по реке. Все стартовые взносы участников организаторы передали в детский дом.

На «Сусанин-трофи» в последний раз я был три года назад. Решение поехать было принято спонтанно — просто в рабочем графике образовались свободные дни — и в четверг вечером мы с моим пилотом Анной отправились в Кострому. Соревнования устраивает клуб «Российские дороги» совместно с местным внедорожным клубом при большой поддержке энтузиаста офф-роуда, сотрудника «ГТРК Кострома» Иннокентия Басова. Не удивительно, что, имея в своих рядах «телевизионщика», организаторы трофи-рейда делают всё для популяризации автоспорта в Костроме. Первый этап проходит прямо в городской черте.

Не торопись!

Для того чтобы на соревновании с самого начала было хорошее настроение, надо забыть о столичной суете. Приехав в лагерь, находим штабную палатку, и я встаю в очередь к столу секретаря гонки Ирины Гребенниковой. Мне показалось, что большую часть работы на «Сусанинтрофи» делает именно эта отнюдь не могучая девушка — регистрирует спортсменов, составляет списки, выстраивает машины, руководит комментаторами, сама дает старты и принимает финиши. А мужчины выполняют представительские функции — говорят на брифингах, стоят возле ленточек, сидят на машинах и пьют пиво. Но на процесс организации это не влияет — все происходит как бы само собой.

Получаем наклейки, проходим техкомиссию, на которой нам опечатывают лебедку, ведь мы стартуем в категории «Туризм» (это почти стандартные автомобили). Никто не торопится, да и мы не спешим — наша группа стартует самой последней. Вокруг мотокроссовой трассы, расположенной на дне оврага, собираются зрители. Сколько их было, сказать не берусь, не считал — но пройти в первые ряды густой толпы, стоящей по верху «чаши» этого «стадиона» было непросто. Комментаторы рассказывали о гонщиках. Примерно четверть из почти ста участников — местные, костромские. Поэтому болельщики активно приветствовали «своих», но не забывали и о «пришельцах». Когда мы в свою очередь ехали по трассе, нам энергично махали и всячески выражали свою приязнь!

Перед стартом все участники пешком знакомятся с трассой. Мы же, по раллийной привычке, пишем стенограмму и сразу прикидываем места, где мы сможем кого-то обогнать или, что вероятнее, пропустить обгоняющих (длинный Puch с мотором 2,3 л — не самый лучший автомобиль для джип-спринта). Стартуют по зачетным категориям в группах по пять-шесть машин. Все-таки спортсмены — это артисты, и выступать гораздо интереснее, если на тебя кто-то смотрит. В этом отношении костромской джипспринт превзошел все ожидания. С трассы вид на густо заполненные народом склоны внушителен, а крики многотысячной толпы поднимают настроение.

Проложенная вверх-вниз по склонам оврага неширокая дорожка, по которой нам ехать, для зрелищности насыщена трамплинами. Принимаем решение не прыгать, а ехать спокойно (автомобили категории «Прототипы» взмывали после этих горок на метр-полтора в воздух). В заезде, кроме нас, участвовали « Нива», «Паджеро» и два уаза. Всех выстроили в шеренгу, и старт давался по сигналу «светофора» с обратным отсчетом (оборудование для электронного хронометража дали раллисты — нечасто такое встретишь на трофи-рейдах). За первые 300 м нужно было вырваться вперед, чтобы просочиться в «бутылочное горлышко» с глубокой лужей. Мы разогнались настолько бодро, что перед нами оказалась лишь « Нива». Перед лужей сбросили газ и дальше потихоньку полезли в гору, ну а следовавшая за нами машина «залилась» в луже, образовав затор, и нас никто больше не атаковал. Зрители махали руками и флажками, я диктовал повороты и «прямики», машина урчала и ползла по накатанным предшественниками колеям, и мы финишировали вторыми, а в общем зачете — девятыми.

По сусанинским местам

От камня, водруженного возле легендарного места, где Иван Сусанин угробил в болоте поляков, во второй день стартовало трофи-ориентирование. По дороге до первой точки нас обогнали «Нивы», и когда мы уже приехали на заболоченную просеку, то обнаружили, что все траектории заняты живописно рассевшимися «нивоводами». Идут годы, меняются люди, совершенствуются навыки езды по бездорожью, появляется много интернет-статей о том, как водить машины в трофи… Но в реалии костромского болота можно видеть множество «спортсменов», владеющих единственным техническим приемом — нажать до упора на газ и, взметая фонтаны грязи из-под севшей на брюхо машины, удивляться, почему автомобиль не едет, и при этом отказываться от помощи.

Чем мне нравится участвовать в соревнованиях в российской глубинке — это тем, что здесь быстро находишь друзей. Наш экипаж объединился с двумя ярославскими уазиками, и, продравшись сквозь пробку из «Нив», мы вырвались на оперативный простор. Трасса проходит по заброшенным деревням и старым дорогам между ними. В одной деревне из двух домов местная бабушка угостила нас сливами — для нее это событие, ведь тут никто не проезжал уже давно.

Перед самым финишем до следующей контрольной точки пришлось буквально проламываться через лес — единственным путем была тропинка вдоль старого кабеля, который выкопан местными жителями «на цветмет». Тут нашу машину подстерегла засада — поднявшееся дерево, согнутое мостом впереди идущей машины, своей веткой проткнуло нам радиатор.

Буйские спринты

На третий день спецучасток проходил прямо по реке в центре старинного русского города Буй. Спринт на реке очень красив — машины поднимают фонтаны брызг, ныряют в омуты и выскакивают на крутой берег, истекая залитой в кузов водой. Громкая музыка, комментатор, динамичное действо — все это порадовало жителей Буя. После всего не хотелось уезжать. Хотелось остаться и провести вечер в компании друзей, но нужно было торопиться, так как предстояло преодолеть полтысячи километров до Москвы.


Мнение участников

Игорь ИЗОТОВ,
Владислав БОРИСОВ,

2-е место в категории «Подготовленный туризм»

Мы приехали сюда не в первый раз, потому что нам здесь нравится. Костромская гонка — особая: другие трассы, другие почвы, душевные организаторы, конкуренты, с которыми можно посоревноваться только здесь. Нам было трудно, потому что наша машина не для спринтов, а два из трех СУ — для скоростных автомобилей. Все понравилось, надеемся, что приедем еще.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Анна ФИЛИПЬЕВА, Олег ШАКИРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты