Я вернулся из этой поездки буквально лучащийся энергией. Все было великолепно: отвратительные дороги, плавно переходящие в замечательное бездорожье, гостеприимные хозяева турбазы, невероятно красивая природа. И даже с погодой повезло. Но вот незадача — на машине туда можно пробраться только зимой, а там красиво и в другое время.
Такая вот забавная история: в Усинск — город вполне приличный, со светофорами, неплохим асфальтом, хорошей гостиницей, причем не единственной, — летает Boeing 737. А на машине до него не доехать — дорог нет. Так что или самолет, или поезд. Но Усинск был лишь промежуточной остановкой на ночлег. Маршрут наш начинался в Инте, это еще 140 км на северо-восток, никаких гостиниц там нет. Туда тоже ведет железная дорога, ну и, конечно, можно долететь на вертолете. Собственно, вторым вариантом мы и воспользовались. Автомобили же приехали туда… по железной дороге. Такая вот хитрая логистика заброски. До турбазы «Желанное», расположенной в Национальном парке «Югыд-Ва», нам предстояло проехать примерно 130 км. На первые 70 у нас ушло около 4 часов. Все просто — дорога, по которой мы ехали, как оказалось, никому не нужна, поэтому раздолбана в хлам. Третью передачу включить было практически негде, приходилось постоянно нырять из одной ямы в другую. Именно нырять, порой « Нива» уходила в воду по капот. Но после переправы вброд через реку Кожим, являющуюся одновременно границей Национального парка, все волшебным образом изменилось. Оставшиеся полсотни километров мы пролетели буквально за час по ухоженной гравийке. Парадокс объяснился просто: дорогу взялись содержать две организации, рудник «Желанный» и расположившиеся рядом золотодобытчики, поскольку ведет она именно к двум этим предприятиям. Вот последние свою часть дороги и не ремонтируют. Ничего удивительного: пока идет разведка и перспективы золотых копей непонятны, нет смысла вкладываться в подъездные пути. Если станет ясно, что золота много, тогда будет смысл улучшать транспортную доступность. В общем, вполне понятная логика.
Мы заселились на турбазу в очень приличные двухместные номера, нас уже ждала жарко натопленная баня и ужин. И, о чудо! — Wi-Fi, причем быстрый. Руководство рудника решило развивать туризм и озаботилось в том числе современными средствами коммуникации. Как шутили коллеги, первый раз такое, чтоб сотовой связи не было, а Интернета — сколько хочешь.
Долина
Назавтра мы предприняли вылазку по долине реки Балбан-Ю (река Каменных Идолов) между хребтами Малдынырд и Росомаха. Дорог там практически нет, поскольку никто туда не ездит за ненадобностью. Но тем не менее даже на стандартных «Нивах» мы смогли, преодолев несколько бродов и каменных ручьев-курумников, пробраться практически до самого конца долины. Зачем? Нам было интересно, и наша настойчивость оказалась вознаграждена. Распогодилось, и взору открылась потрясающая панорама. Мы стояли на небольшой возвышенности рядом с седыми горами Старик и Старуха, а вдалеке виднелась самая высокая вершина Урала — гора Народная. Долина, озеро и горные хребты в прозрачнейшем осеннем воздухе заиграли яркими красками, большого труда стоило закончить фотосъемку и тронуться в обратный путь. Вообще по окрестностям проложено немало туристических маршрутов, как пешеходных, так и водных, и те, кто соберется провести здесь отпуск, не пожалеют. Если, конечно, они готовы к походам соответствующих категорий. Здесь есть где развернуться и скалолазам, и лыжным туристам, и водникам, и, конечно, любителям пеших походов. Мы же, проделав внедорожные упражнения в обратном порядке, вернулись на «Желанное», поскольку нас ждала культурно-познавательная программа — посещение рудника.
В 2012 году Chevrolet Niva отпраздновал 10-летие. За это время все ее плюсы и минусы были хорошо изучены. Собственно, они и проявились в нашем пробеге. Машинам досталось: тряска на камнях, с десяток глубоких бродов, болотистая местность нагрузили их по полной. Niva преодолела все препятствия без потерь. Да, мощности двигателя маловато, но выручала «понижайка» с блокировкой «центра». Не меньше помогали и хорошая геометрическая проходимость вкупе с небольшим весом. И пусть у многих машин появились стуки в подвеске из-за разрушившихся резиновых втулок (известная болезнь) — все они без всякой подготовки выдержали совсем не игрушечный маршрут. Это и впрямь внедорожник, а не паркетник. Новая Niva должна появиться в 2015 году, и, по словам представителей «Джи Эм — АвтоВАЗ», она тоже будет «проходимцем» с «понижайкой» и блокировкой. И это правильно.
Рудник
Эта шахта не поражает своими размерами, как, например, угольная или соляная. Но внутри красиво. Отработанные штольни постепенно покрываются инеем, состоящим из кристаллов просто гигантских размеров. И все это еще специально для нас, туристов, подсвечено разноцветными лампами. Ощущение, что попал в декорации фантастического фильма. Хотя работа на шахте совсем не сахар. Люди трудятся вахтовым методом, смены по 12 часов. Предприятие работает с 50-х годов, и раньше добывавшийся здесь горный хрусталь доставляли в Инту на лошадях! Сейчас добывают кварц, который применяется в электронной промышленности для изготовления оптоволокна, чипов, других комплектующих. На сегодняшний день объемы относительно небольшие, рудник выполняет годовую программу всего за несколько месяцев. Но есть надежды, что со следующего года появятся международные контракты и тогда, по словам руководителя предприятия Алексея Дружинина, работать придется весь год круглосуточно. А чего удивляться? Это же Урал, природная кладовая! Шахт, добывающих такой кварц, в мире всего три, поэтому перспективы очень серьезные.
Олени
Ночью подморозило, и утро следующего дня оказалось сказочным. Все вокруг было покрыто инеем, и когда взошло солнце, окрестности засияли. Ощущение, словно трава, деревья и горы вокруг покрыты россыпью бриллиантов! Я объездил полмира, но такого не видел нигде. И посреди всей этой сказки мы приехали на стоянку оленеводов. Все, как в книжках. Чум, в середине которого железная печка и кухонная утварь. По краям постелены оленьи шкуры и разложены подушки — это спальные места. Пол дощатый, его возят с собой. В одном чуме живут три семьи. Мужчины пасут оленей, которых, говорят, несколько тысяч, занимаются починкой нарт, а женщины, понятное дело, хлопочут по хозяйству. Здесь же маленькие дети. Школьники живут в поселке у дедушек-бабушек, ходят в школу. Чтобы перевезти чум, нужно четверо нарт, еще на одних путешествует печка. Места стоянок оленеводы меняют примерно раз в месяц: грузят весь скарб на нарты и перебираются километров за десять. Полозья нарт неплохо едут и летом по ягелю, но быстро стираются. Поэтому пока нет снега, на полозья устанавливают специальные деревянные накладки, которых хватает на один переход. Потом, во время стоянки, накладки на всех нартах меняют на новые. В общем, жизнь непростая, и недаром молодежь, пожившая в поселке в теплых квартирах, не очень-то хочет продолжать дело отцов и дедов. Проблема, которую непонятно как решать.
Экомиссия
Официальной целью нашего визита была установка солнечной батареи, которая должна питать домик служителей заповедника, охраняющих природу. Это подарок компании «Джи Эм — АвтоВАЗ» Национальному парку «ЮгыдВа». Собственно, в летнее время энергии, вырабатываемой батареей, должно хватать на обеспечение целого домика, что позволит не включать дизельный генератор вовсе и не загрязнять природу. Такой вот вклад в экологию. На обратном пути вся наша дружная компания смонтировала батареи, подключила их к электросети домика смотрителей и торжественно включила рубильник. Лампочка загорелась, просигнализировав нам, что все провода соединены правильно.
Мы же расселись по машинам и после трех часов тряски и ныряний в лужи добрались до Инты засветло. Это было важно, потому что в темное время суток вертолетчики нас бы не повезли. Сорок минут полета через атмосферный фронт, в котором немного потрясло, — и мы в Усинске. Ужин, короткий сон, три часа полета на «Боинге», и здравствуйте, московские пробки. А Приполярный Урал остался где-то в другой жизни, больше похожей на фантастический фильм. Как говорится, хорошо там, где нас нет. Потому что там, где нас много, хорошо быть уже не может.
Парк «Югыд-Ва» («Чистая вода») образован 23 апреля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации № 377. В декабре 1995 года он обрел международное признание: был самым первым в России включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещение парка запрещено без разрешения администрации, которое, впрочем, несложно оформить. Запрещены также рыбалка, охота, организация стоянок вне специальных мест, движение транспортных средств вне отведенных маршрутов. А туристических маршрутов, и пеших, и водных, и лыжных, здесь огромное количество, причем любой сложности. Все эти жесткие требования вполне обоснованны, ведь природа парка осталась практически не тронутой д еятельностью человека. И сохранить эту красоту очень важно.
текст: Алексей ЛЕОНИДОВ
фото: автор
Обсудить на форуме