Дети и отцы

Проверяем крепость характера нового Outlander старым Forester

Mitsubishi Outlander
2,4 (167 л.с.) CVT
цена: 1 439 990 руб.
Subaru Forester
2,5 (172 л.с.) 4АТ
цена: 1 434 600 руб.

Forester сидел крепко, мертво, безнадежно. В бессильной злобе замыленные шины кроссовера поднимали в воздух фонтаны холодной липкой грязи. На выручку Subaru отправился тот, кто по странному стечению обстоятельств был титулован маркетологами «внедорожником». Но в сложившейся ситуации на глубинный смысл этого слова возлагалась особая надежда…

При значительных конструктивных различиях между Subaru Forester и Mitsubishi Outlander XL определенная схожесть нравов популярных в России паркетников, тем не менее, четко прослеживается. Оба автомобиля отличаются выраженным драйверским характером, который в случае с «Аутом» XL подкрепляется убедительной напористой внешностью. И когда пресспарк «трех бриллиантов» пополнился Outlander 2013 модельного года, его характер мы решили проверить старой доброй лакмусовой бумажкой — «Лесником» из «Созвездия Плеяд» с атмосферным оппозитным двигателем объемом 2,5 л и автоматической коробкой передач. Наша страна, где продукция Mitsubishi всегда была востребованной, мало-помалу становится второй родиной японской компании. Вот и дожили: Outlander ныне без пяти минут «россиянин». Его дебют состоялся на Московском автосалоне, а первым рынком, на котором стартовали продажи, стала Россия. Разрабатывалась машина с учетом предпочтений наших соотечественников, сборку планируют освоить на предприятии в Калуге.

Смена концепции и приоритетов

Перед нами действительно новый автомобиль, претерпевший значительные технологические преобразования и усовершенствования. Взять, к примеру, основательно модернизированную платформу Project Global, которая разрабатывалась с прицелом не только на применение традиционных силовых агрегатов и трансмиссий, но и внедрение новаторской гибридной установки, состоящей из двух электромоторов, бензинового ДВС, генератора, аккумуляторной батареи и управляющей электронной системы. Среди всех машин Mitsubishi Motors новый «Аут» первым подготовлен для установки двух типов силовых систем.

Вопрос о том, растерял ли Mitsu спортивные гены, на повестке дня стоял, но главным не являлся. Куда больший интерес представлял оффроудный потенциал паркетника, вооруженного полноприводной трансмиссией Multi-select. Принципиальная схема узла не изменилась, но система получила дополнительные датчики, отслеживающие крутящий момент двигателя, передаточное отношение, угол поворота руля, продольное и поперечное ускорение, а также разворачивающий момент.

Улучшились и аэродинамические качества: коэффициент лобового сопротивления снижен на 7%, с 0,36 до 0,33. Наконец, автомобиль произвоит впечатление более крупного и представительного, а ведь длина, ширина и высота почти соответствуют параметрам кроссовера прошлого поколения.

Среди «одноклассников» «Форик» занимает отнюдь не последнее место в рейтинге ORD «Внедорожные качества», «дыша в пятую дверь» Land Rover Freelander 2. У «старого» же Outlander XL поводов для гордости набиралось сравнительно немного. Одна только запаска, торчащая из-под заднего свеса чего стоила. Зато третью генерацию компания смело и дерзко продвигает как… внедорожник. О времена! И ведь Mitsubishi Motors имеет на то полное право: незначительно изменились углы и вот уже автомобиль сертифицирован как «проходимец», а не легковушка. Покупателям приятно, да и у нас есть повод с чистой совестью залезть туда, куда не ступало колесо кроссовера. Как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. Чуть забегая вперед, скажем, что битва в полях стала более чем захватывающей.

Не на авось, а эксперимента ради

Давненько мы не видели, чтобы корпус муфты в приводе задних колес был прикрыт не стабилизатором поперечной устойчивости, а полноценным металлическим щитком. У Forester данный элемент почти неуязвим, да и с защитой агрегатов в передней части днища все весьма неплохо. Картер двигателя под надзором достаточно «убедительной» пластины. Выхлоп предусмотрительно поджат, насколько это возможно. Ярко выраженных слабых мест с поправкой на принадлежность машины к компактным кроссоверам практически нет. Forester покидает смотровую яму, и на нее въезжает главная интрига сезона — Outlander из племени внедорожников. Да простят нас маркетологи компании, но назови «Аута» хоть трофическим монстром, он — настоящий кроссовер. Мало того, что проигрывает Forester по таким основным дорожным просветам, как расстояние под передним мостом, лонжеронами и нижней точкой в пределах базы, так мы еще и обнаружили компоновочные решения, которые совсем не красят так называемый офф-роудер. Бог с ней, не очень высоко проложенной выхлопной «трассой». Хуже то, что тормозные трубки, которые в том же Tiguan запечатаны, у «японца» ближе к передним колесам выводятся почти на уровень лонжеронов. Если учитывать, что Outlander предстоит эксплуатироваться на умеренном бездорожье, сей факт обескураживающим стать не должен. А если нештатная ситуация? Хорошо, что на этот случай поддон мотора и вариатора закрыт железом.

Audi Q5, сиротливо припаркованный у въезда на поле, предупреждал не хуже черепа с костями, намалеванного на распределительном электрощите. Небеса изливали на Подмосковье тонны воды, и хорошо знакомая дорога превратилась в топь. Главное — ходу, не останавливаться. Вот и «приехали»… День для Subaru, что и говорить, не задался. Кроссовер отличается довольно неплохой проходимостью, однако всему есть предел. На скользкой грязи шины худо-бедно справлялись, но довольно глубокую лужу, которую мы рискнули штурмовать на свой страх и риск, автомобиль не осилил даже с ходу и застрял на середине. Оказавшись в «ступоре», Forester проявлял большое желание покинуть западню, и не исключено, что выбрался бы самостоятельно, если бы сцепные свойства шин не достигли своего предела в паре десятков метров от лужи. Коллеги вылезли из Mitsubishi, усмехнулись, покрутили пальцем у виска и принялись расчехлять стропу. Как и предполагалось, «Леснику» требовался лишь небольшой импульс, заданный спасителем. Автомобилям пришлось побуксовать, но ни у одного из них муфты не перегрелись и не отключились.

Неутомимому фотографу треволнений того дня показалось мало, и он загнал нас еще дальше на поле, где поджидали новые трудности. Мягкая почва под остановившимися для съемки страдальцами мгновенно просела, и сдвинуть их с места удалось только аккуратной раскачкой. (Надеюсь, добрые коллеги из Subaru и Mitsubishi это не читают). Если решите повторить наш эксперимент, не забывайте истину: от выбора покрышек зависит более половины успеха. С учетом «асфальтовых» шин описанную ситуацию считаем «крайней» для Outlander и Forester. И все-таки с непростой задачей они общими усилиями справились.


Mitsubishi Outlander

Силовой агрегат Mitsubishi Outlander размещен спереди поперечно. За распределение крутящего момента между колесами каждой из осей отвечают симметричные свободные конические дифференциалы (Д). На колеса задней оси мощность отбирает многодисковая фрикционная муфта с электронным управлением (М).

Водитель имеет возможность принудительно влиять на распределение мощности в полноприводной трансмиссии с помощью селектора режимов, расположенного на центральном тоннеле.

Схема трансмиссии нового Outlander по сравнению с предыдущим XL не изменилась, а ключевые отличия заключаются во внедрении большего количества управляющих датчиков. В режиме 4WD Eco вся тяга передается на колеса передней оси и лишь при их пробуксовке подключает заднюю ось. В режиме 4WD при любых условиях движения мощность реализуется как через передние, так и задние колеса. При движении по ровной сухой дороге с постоянной скоростью основная часть момента распределяется на переднюю ось. При изменении условий момент может быть распределен в диапазонах от 100:0 до 0:100. Кроме того, в арсенале трансмиссии предусмотрена и программа Lock, которая подразумевает максимальное сжатие дисков фрикционной муфты.


По пути к совершенству и комфорту

Струя воды сбивает налипшую грязь, обнажая совершенно нетипичный образ. Мысль, идея — они в экстерьере Outlander присутствовали всегда, однако ныне его дизайн определен не жаждой войны, а спокойствием и разумной оригинальностью. «Ауту», как и Mazda CX-5, отведена почетная роль путеводной стрелки на дизайнерском компасе, указывающей дальнейший стилистический путь другим автомобилям с «тремя бриллиантами». Forester SH исполнилось пять лет, но сработан от настолько «ровно», что гармония его внешности, граничащая с бесхарактерностью, не просит обновлений. Другое дело — салон. Неприветливый жесткий пластик, удручающий дизайн, ощущение тотальной дешевизны… «Зато как едет», — парируют убежденные субаристы. Все так, но не стоит забывать: современный покупатель требователен и привередлив, а интерьер «Форика», похоже, ваялся на последние деньги Fuji Heavy Industries.

Внутри Mitsubishi значительно привлекательнее, причем как в сравнении с Subaru, так и с предшественником. Качество отделки салона здорово подтянулось. Появилась даже такая люксовая опция, как электропривод двери багажника. Раскрытая книга центральной консоли наконецто содержит новую «главу» — двухзонный климат-контроль, который слегка портят управляющие кнопки: с вращающимися рукоятками все же проще и удобнее.

Я очень хорошо помню этот Forester еще по летней «примеряйке». Что случилось с тобой, мой друг цвета лазури? Помнится, ты «проглатывал» любые стыки и ямы с острыми краями, а на брусчатке кузов лишь «вздыхал». Похоже, считанные месяцы не прошли бесследно: мало того, что кто-то из коллег-журналистов умудрился сломать шторку в багажнике, так еще и подвеска подустала, растеряв изрядную долю своей энергоемкости. Удивляться нечему — многие «тест-пилоты» едут, словно в последний раз, не утруждая себя объездом ям.

Но «Лесника» не задушишь, не убьешь! Даже побывав в передрягах, он не утратил то, за что его любят ревностны е почитатели бренда, равно как и мы. Но, увы, остался типичным Subaru последних лет — сколь живым и драйверским, столь и несовершенным. При небольшом выигрыше в 5 сил, 13 Нм и 0,3 с до 100 км/ч «Форик» субъективно кажется более резвым автомобилем, чем является в действительности. Педаль газа «острая»: чуть тронул — и полетели. А если на средних скоростях прижать чуть сильнее, то устаревший четырехступенчатый автомат начнет по поводу и без подтыкать нижние передачи. Руль информативный и «прозрачный», но ретивая задняя ось так и норовит переставиться на неровностях в повороте.

Тычок, удар, раскачка, шлепок, стук, подскок… Работа «икс-элевской» подвески немного напоминала родео. Узлу, ставшему в свое время слабым звеном кроссовера, инженеры уделили пристальное внимание (например, изменены характеристики пружин и амортизаторов для уменьшения трансляции вибраций на кузов и длина задних рычагов). Плоды трудов их сладки как никогда. Подвеска Outlander короткоходнее «лесничьей», но она упругая как теннисный мячик и гораздо более «однозначная», чем прежде. К примеру, «пробить» амортизаторы существенно сложнее, а на сменяющих друг друга дорожных волнах Mitsubishi проявляет склонность к умеренной раскачке. Жаль, что связь с машиной через электроусилитель руля не столь прозрачна, как хотелось бы, так что сильная жажда скорости водителя не мучает.

Изоляция салона от рыка двигателя и гула днища заметно окрепла, но окровенно хорошей назвать ее, увы, не можем — передние колесные арки назойливо воют. Работа нового вариатора INVECS-III нам понравилась: связь между скоростью и оборотами теперь в большей степени завязана на положение педали акселератора. То есть ощущение пробуксовки CVT и «подвисание» стрелки тахометра проявляется в меньшей мере.


Subaru Forester

На кроссовере Subaru Forester третьего поколения силовой агрегат размещен продольно. Традиционно японская марка предлагает потребителю оппозитные двигатели, обеспечивающие автомобилю отличную динамику. В зависимости от модификации применяется один из двух типов полноприводных трансмиссий. В версиях Forester с механической коробкой передач между мостами момент распределяет свободный симметричный конический дифференциал. В случае, если одно из колес начинает вращаться с большей угловой скоростью, чем другие, в действие вступает вязкостная муфта, блокирующая дифференциал. Плюс такой конструкции заключается в том, что муфта не требует электронной системы управления и дополнительных устройств для работы. На автомобилях с автоматическими коробками передач между мостами момент распределяет многодисковая фрикционная муфта, работающая в масле.

На обоих типах трансмиссий в переднем и заднем мостах кроссовера устанавливаются свободные конические дифференциалы. Их блокировка имитируется работой тормозных механизмов. Система работает в относительно широком диапазоне условий, что, в частности, позволяет преодолевать ходом сложные участки местности.


Держи прайс крепче, а то взлетит!

Мы не зря упоминали выше о Mazda CX-5. Новый Outlander пошел тропой хиросимского соперника. Страсти улеглись, многие недостатки исправлены, уровень комфорта и оснащения значительно вырос. Перед нами «зрелый» сбалансированный автомобиль, чуждый крайностям и максимализму. Предельная цена обретенного согласия между формой и содержанием, установленная для топовой комплектации Ultimate 2,4 CVT, 1 439 990 руб. Только «ультимативный» кроссовер предлагает навигационную систему (кстати, прекрасно ориентирующуюся даже в Тверской области), хромированные ручки дверей, омыватели фар и электропривод двери багажника. Самый дешевый полноприводный Outlander 2,0 Invite, оценивающийся в 1 119 990 руб., до мозга костей «базовый», но не такой уж и бедный. Предусмотрены лишь передние и задние электростеклоподъемники, однозонный климат-контроль, разъем для подключения USB-устройств, бортовой компьютер, стальные 16-дюймовые диски.

Для сравнения: за богато оборудованный Nissan X-Trail с двигателем объемом 2,5 литра и вариатором дилеры просят от 1 329 500 руб. Теперь уже «старая» Hondа CR-V в максимальном исполнении дороже «Аута», а Forester 2,5 XS AT стоит примерно столько же. При этом навигационная система для него по-прежнему недоступна. Немалая цена также плохо вяжется с архаичной АКП, простецким салоном и прочими не самыми приятными «мелочами». И хотя эти недостатки не следует считать основными, мы все же полагаем, что они — главная беда Subaru, влияющая на восприятие интересных и технически нетривиальных машин марки. Но если закрыть глаза на меркантильные придирки, то становится очевидно: старость «Лесника», невообразимым образом объединяющего в себе безликость и мощнейшую харизму, пока еще в радость водителю. Когда готовился материал, компания обнародовала новое поколение Forester. С XV японцы сделали огромный рывок вперед, поэтому, думается, и «свежий» кроссовер от «Плеяд» не разочарует. Subaru — автопроизводитель, требующий веры, и мы верим.

Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона
  Mitsubishi OutlanderSubaru Forester
CПросвет под передним мостом по центру, мм197250
 Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм223250
 Просвет под задним мостом по центру, мм246230
 Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм244230
DПросвет минимальный внутри базы, мм214220
 Просвет под рамой или лонжероном, мм235250
 Просвет под топливным баком, мм224255
B1Ширина салона спереди, мм13501390
B2Ширина салона сзади, мм14061400
B3Ширина багажника мин./макс., мм1005/13661070/1320
VПолезный объем багажника (5 чел.), л356360
    Габаритные размеры — данные фирм-производителей
  * От точки R (тазобедренный сустав) до педали акселератора
** Кресло водителя выставлено на L1 = 950 мм от точки R до педали акселератора, заднее кресло сдвинуто до конца назад


Технические характеристики автомобилей
  Mitsubishi OutlanderSubaru Forester
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина/ширина/высота, мм4655/1800/16804560/1780/1700
Колесная база, мм26702615
Колея спереди/сзади, мм1540/15401530/1530
Масса снаряженная/полная, кг1495/22101495/2000
Максимальная скорость, км/ч195185
Разгон 0–100 км/ч, с10,510,2
Диаметр разворота, м10,610,6
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской цикл, л/100 км10,612,5
Загородный цикл, л/100 км6,47,5
Смешанный цикл, л/100 км7,99,3
Топливо/объем топливного бака, лАИ-92/60АИ-95/60
ДВИГАТЕЛЬ
Тип двигателяБензиновыйБензиновый
Расположение и количество цилиндровR4Оппозитный 4
Рабочий объем, см323602498
Мощность, л.с./кВт при об/мин167/123 при 6000172/126 при 5800
Крутящий момент, Нм при об/мин222 при 4100235 при 4100
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачCVTАКП4
Понижающая передача--
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска спередиНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная
Подвеска сзадиНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная
Рулевой механизмРеечныйРеечный
Тормоза Спереди Дисковые вентилируемыеДисковые вентилируемые
Тормоза СзадиДисковыеДисковые
Средства активной безопасностиABS, EBD, BA, ASTC, HSAABS, EBD, BA, VDC
Размерность шин225/55 R18 (27,7")*225/55 R17 (26,7")*
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб.143 164173 635
В расчете учтены
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб.79 31488 462
Дорожный налог в Москве, руб.63466536
Базовая стоимость ТО***, руб.900011 990
Стоим. первой замены масла***, руб.40804990
Периодичность ТО, тыс. км1515
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб.45 50457 660
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ
Длительность гарантии, лет/тыс. км3/1003/100
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Тестовая комплектация****, руб.1 439 9901 434 600
Базовая комплектация****, руб.1 329 9901 360 000
      *В скобках указан наружный диаметр шин
    **Осреднение по данным двух крупных страховых компаний
  ***Включая расходные материалы
****На момент подготовки материала с учетом действующих скидок


Экспертные оценки по итогам испытаний
ПоказательМакс. балл Mitsubishi OutlanderSubaru ForesterПозиции в рейтинге
Кузов25,018,816,8 
Место водителя9,05,75,7 Новый Outlander ожидаемо обыграл в данной номинации предыдущую модель, набрав 39,1 балла. Располагаясь на 45-ой строчке в рейтинге «Кузов, эргономика и комфорт», Mitsubishi опережает как Forester, так и других «одноклассников», среди которых Nissan X-Trail, Honda CR-V, Chevrolet Captiva, Renault Koleos, Toyota RAV4. Между тем, Outlander уступил модели XL в категориях «Место водителя» и «Багажник» из-за немного уменьшившегося запаса места и более скромного объема грузового отсека соответственно. Forester же обосновался на 59-ой позиции после Toyota RAV4. По эргономике и комфорту его отставание от Outlander невелико и обусловлено худшей обзорностью и более низким качеством отделочных материалов салона. Несмотря на немудреный дизайн, Subaru чуть лучше соперника по удобству пользования климат-контролем и инструментарию.
Место за водителем7,06,46,0
Багажник5,02,72,6
Безопасность4,04,02,5
Эргономика и комфорт25,020,319,7
Органы управления5,04,34,5
Приборы5,04,54,6
Климат-контроль4,02,93,0
Материалы салона1,00,80,4
Свет и обзорность5,04,13,6
Опции5,03,73,6
Внедорожные качества20,09,511,1 
Просветы4,02,93,2 Дорожные просветы, артикуляция и схема полного привода вывели Subaru в лидеры теста. В соответствующем разделе рейтинга ORD он занимает 51-ю позицию, пропуская вперед немногих «одноклассников», среди которых Land Rover Freelander и Suzuki Grand Vitara. Внедорожной сенсации из Outlander в полном объеме не получилось: результат кроссовера в рейтинге № 77, что примерно соответствует уровню Mazda CX-5 и Honda CR-V. Тем не менее, ему удалось оставить немало соперников позади.
Углы5,02,02,0
Артикуляция3,01,81,9
Трансмиссия4,00,82,3
Защищенность2,01,00,7
Колеса2,01,01,0
Экспедиционные качества20,018,217,2 
Управляемость3,02,52,7 Туристическая ценность Mitsubishi соответствует 6-ой строчке в экспедиционном рейтинге, что стало своего рода маленькой сенсацией. Outlander переиграл множество более крупных автомобилей. По суммарной оценке он почти в шаге от дизельного LC Prado. Forester, оказавшийся на толику лучше в ездовом комфорте и интереснее по части управляемости, занял 24-ю строчку рейтинга. Одна из главных слабостей — более высокий расход топлива. Кроме того, запас хода у него скромнее, грузоподъемность меньше, а длина багажника с разложенным диваном короче.
Ездовой комфорт3,02,52,6
Разгонная динамика3,02,82,8
Расход топлива (смешанный цикл)3,03,02,8
Запас хода по шоссе 2,01,61,2
Грузоподъемность2,02,01,4
Длина разложенного багажника2,01,81,7
Запасное колесо2,02,02,0
Расходы10,08,37,8 
Цена в тестовой комплектации4,03,23,1 Outlander занимает 31-ю строчку рейтинга ORD. Forester на 46-ой позиции лишь немногим уступает Outlander XL. Эксплуатационные расходы у «атмосферной» Subaru, естественно, ниже, чему у турбонаддувной.
Эксплуатационные расходы4,03,63,4
Перспективы перепродажи2,01,51,3
Итого100,075,172,6 
  Mitsubishi OutlanderSubaru Forester
Mitsubishi Outlander Subaru Forester
Плюсы Слаженный силовой агрегат, достаточно комфорное шасси, существенно улучшенный интерьер Хорошая управляемость, высокая энергоемкость подвески, достойная внедорожная геометрия
Минусы Спорный облик, недостаточная шумоизоляция салона, небольшая нехватка обратной связи по рулю Интерьер безнадежно устарел, несовременный автомат, сравнительно высокая цена
Вердикт Комфортабельный кроссовер для дальних поездок. Несложный офф-роуд машине вполне по силам Несмотря на «локальную архаичность», Forester комфортен, азартен и практичен. Автомобиль с душой!

текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО


№12 декабрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты