Рассказ от первого лица об обработке внутреннего пространства грузового отсека кузова редакционного пикапа полимерным составом, предохраняющим поверхность от повреждений и коррозии.
Мысль защитить от коррозии и повреждений кунг пикапа посещала меня неоднократно, но как-то все руки не доходили, и я временно ездил со штатным пластиковым ковриком в кузове. Это «временно» продолжалось, пока моему Deer не стукнуло семь лет от роду. Я бы так и не собрался что-либо предпринять, если бы случай не свел меня с Эдом Рохиным, старым знакомцем по внедорожной жизни и по совместительству одним из основателей фирмы «Протект», которая занимается полимерными покрытиями. Мы договорились о дате косметической операции на моем железном коне, и вот я уже в боксе, и мы готовимся приступить к нанесению полимочевины.
Подготовительные работы
Надо сказать, что я и близко не представлял себе, каким образом производится обработка. Мое воображение рисовало некий быстротечный процесс: выгружаем барахло, моем кузов от грязи и как-то там обмазываем его полимером. Когда же Эд сообщил, что подготовительные работы займут несколько часов, я немало удивился. Чего тут готовить-то? Но возражать не стал: он профессионал, ему виднее. Для начала мы освободили кузов от всего его содержимого. Гаража у меня нет, и экспедиционное снаряжение, инструмент, запчасти и внедорожное оборудование имеет постоянную прописку в автомобиле. После выгрузки мой скарб занял половину подсобного помещения, а при извлечении различных предметов из багажника я то и дело восклицал: «Ух ты, я и забыл, что у меня это есть!». После того как мы все выгрузили, я вытащил штатный пластиковый коврик, а под ним… мама дорогая, сколько же ржавчины, в дальнем углу уже до дыр прогнило. Все потому, что попадавшая в кузов влага копилась под этим самым ковриком. Ребята приступили к подготовительным работам. Задний борт и фонари были демонтированы. Обычно при обработке снимают и кунг, но в моем случае он оказался приклеен к кузову, и трогать его не стали. В течение последующих нескольких часов вся ржавчина была удалена, а лакокрасочное покрытие зашкурено до матовой поверхности, чтобы нанесенный состав лучше держался. Затем все не подлежащие покраске элементы были обернуты бумагой и малярным скотчем, а по границе нанесения приклеена специальная металлизированная лента — к ней мы еще вернемся впоследствии. В общем, были проделаны все процедуры подготовки автомобиля к покраске в полном объеме, разве что грунт не наносили. Пришло время приступить непосредственно к обработке.
Нанесение полимера
Аппарат для нанесения полимочевины оказался сооружением небольшим, но самого устрашающего вида: резервуары, датчики, шланги. Прямо изобретение безумного профессора из фантастического фильма. Когда аппарат включили, это сходство усугубилось. На табло забегали красные цифры, что-то защелкало, и внутри конструкции заходили вверх-вниз поршни. «Сейчас компоненты полимера разогреваются до температуры в 80 градусов, чтобы они стали более текучими, — пояснил Эдик. — Шланги тоже с подогревом, чтобы состав не загустел при подаче. А знаешь, какое в них давление? Двести атмосфер!» Я присвистнул и на всякий случай отошел от страшного прибора подальше. Тем временем ребята собирали пистолет для нанесения. После каждой процедуры он полностью разбирается и чистится, а перед нанесением собирается и присоединяется к системе шлангов числом в пять: по двум подаются компоненты полимочевины, еще два — «обратка» для неизрасходованного объема — и пятый шланг — со сжатым воздухом. Когда все было готово, персонал облачился в специальные костюмы и респираторные маски. Заработала мощная вытяжка, и процесс пошел. Из пистолета под высоким давлением на поверхность распылялась смесь и в течение 2 секунд (!) полимеризовалась на поверхности в твердое покрытие. Состав наносился тонкими слоями, и в результате получалось прочное покрытие в несколько миллиметров. Снятый задний борт обрабатывали отдельно. А финальный слой напыляли с большого расстояния, за счет этого он получился не глянцевым, а шершавым — так полимочевина будет лучше сопротивляться повреждениям. Сам процесс обработки занял не больше десятка минут. Выключилась вытяжка, ребята по шли разоблачаться. А я подошел к машине и аккуратно потрогал свеженанесенный состав. Он был совершенно сухим и твердым.
Еще пара часов ушла на сборку кузова, но сначала нужно было обрезать покрытие по границе нанесения. Тут и пошла в дело та самая металлизированная лента. Перед тем как отклеить скотч и бумагу, из недр ленты извлекали тонкую металлическую струну, которой и прорезали покрытие. Срез получился очень аккуратный, полимерное покрытие выглядело красиво и органично.
Оргвыводы
Помимо внутренней поверхности грузовых отсеков подобным составом можно обрабатывать силовые бамперы, элементы конструкции и даже внешнюю поверхность кузова. Полимочевина является реальной альтернативой окраске порошковой эмалью и со временем может потеснить ее с рынка тюнинга. Например, недавно в «Протект» обратились спортсмены, занимающиеся классическим ралли, и попросили обработать балку моста, которую за несколько гонок летящей из-под колес грязью истачивало не хуже, чем из пескоструйного аппарата.
В моем же случае весь процесс занял около восьми часов. Теперь кузов машины надежно защищен от коррозии и повреждений изнутри. Состав настолько прочен, что его практически невозможно прорезать никаким ножом, при этом совершенно безопасен и безвреден. Цена обработки моего пикапа составила 15 000 руб. И единственное, о чем я жалею, что не обзавелся такой полиброней раньше, до появления коррозии.
Олег КЛИМЕНКО,
генеральный директор
Хотелось бы сразу показать звериный оскал капитализма и сказать: «Все дрянь, одни мы Д’Артаньяны». Но нельзя. Хотя покрытия на основе полимочевины (Line-х и Z-pro) обладают наибольшей степенью защиты, ведь они применяются для предохранения от коррозии морских буровых платформ, чего не скажешь о «Рапторе» и «Спидлайнере». Другие покрытия в России распространения не получили. Состав наносится на защищаемые поверхности методом безвоздушного распыления под высоким давлением с помощью специального оборудования, обеспечивающего регулируемый подогрев компонентов и их раздельную подачу к узлу смешивания за счет соударения потоков и дальнейшее тонкое распыление полученной смеси в виде аэрозоля. Или, говоря русским языком, два компонента, разогретых до температуры около 80 градусов, под высоким давлением подаются в специальный пистолет, где смешиваются и распыляются на обрабатываемую поверхность. Состав наносится в несколько тонких слоев.
Вообще видов полимочевины много в зависимости от приданных свойств, и применяются они в различных отраслях: горнодобывающей, химической, а также в строительстве. Но узко направленных на автотранспорт немного, особенно в России, точнее, из полимочевин только два вида, Line-х и Z-pro — тот самый, что мы наносили на редакционный пикап. Он обходится несколько дешевле за счет логистики, так как доставляется из Европы.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Роман ТАРАСЕНКО, ООО «Протект» и автор
Обсудить на форуме