Кто из нас, обычных водителей, не мечтал получить на некоторое время иммунитет к действиям инспекторов дорожного движения? Но такое положено лишь слугам да стражам народным: показал удостоверение и дальше поехал. И тут вдруг оказалось, что простым смертным тоже доступна возможность улыбнуться гаишнику и поехать дальше, не платя штрафа. Для этого нужно всего лишь… оказаться на Украине.
Границу с Незалежной пересек ночью. Впереди лежала пустынная дорога с хорошим асфальтом. Позвонил друзьям в Киев и узнал у них про скоростные ограничения. Выходило, что на дороге с одной полосой в каждую сторону максимальная разрешенная скорость 90 км/ч и за первые 20 км превышения штрафа нет. Значит, 110 можно ехать, не опасаясь последствий, поэтому я ехал 130 и опасался. За 300 километров мне встретились сотрудники ДАI (местная ГАИ) дважды, и оба раза на стационарных постах, никакого интереса к моей персоне они не проявили.
Добравшись до Киева, я попал в надежные руки местного джиперского сообщества в лице Богдана по прозвищу Одиссей. Он мне объяснил общую ситуацию с ДАI, которая вызвала у меня бурный приступ ностальгии по нашей родной советской Госавтоинспекции.
Можно все, и это недорого
Вкратце система выглядит следующим образом: основной штраф, за счет которого живут местные гайцы, — за превышение скорости. Дифференцирования по превышению нет, все на усмотрение инспектора. Официально сумма штрафа от 200 до 350 гривен, в рублях максимальный штраф получается 1400. Только таких колоссальных сумм никто не берет, обычно довольствуются 50 гривнами (200 руб.) себе в карман, при этом даже документы не смотрят: остановился, окошко открыл, денег дал и дальше поехал, как в «Макдональдсе». Однажды мы шли по трассе, и Одиссея, едущего передо мной, тормознули. Он открыл окно и дал 100 гривен. Я спросил по рации, почему так дорого обошлось, на что он ответил, что заплатил сразу за обе машины, потому как я тоже превысил. Вот такое экспресс-обслуживание.
Вообще ездить по Украине на машине — это одно удовольствие, никакого напряжения, что ты не увидел знак «обгон запрещен» или колесом на разделительную наехал. Просто едешь, и все, особо не обращая внимания на спидометр. Если и превысил, то максимум, что тебе грозит, это расстаться с 200 руб. Кстати, со штрафами «с камер» было еще забавнее. Почему «было»? Да потому что сейчас их выключили и квитанции вообще не приходят. А когда приходили, выглядело это так: звонишь в ДАI знакомому инспектору и спрашиваешь, сколько штрафов на тебе висит. Он называет общую сумму, затем ты говоришь, что можно списывать, и он удаляет записи о твоих правонарушениях из компьютера за полцены «в карман». Ну да это местные дела. А с нами, иностранцами, все обстоит еще безоблачнее.
Начнем с того, что базы автоинспекции и таможни никак не пересекаются. Следовательно, если гражданину России выписали штраф на территории Украины, то заставить автолюбителя его оплатить нет никакой возможности. Потому как на таможне нет никакой информации о том, что у вас имеются неоплаченные квитанции. Водительские права также не могут отобрать, поскольку вы являетесь гражданином другого государства. Что же остается госавтоинспектору? Правильно — вымогать у вас деньги, надеясь на незнание законов и тарифов. И если бы со мной не провели ликбез местные джиперы, то я попался в сети жадных до денег даишников. Но я был предупрежден, а значит вооружен. И на обратном пути из Киева к границе потешился вволю. До сих пор вспомнить приятно.
Беспредельная наглость
Выехав за пределы украинской столицы, я надавил педаль акселератора поглубже, дав стрелке спидометра добраться до отметки 140, затем включил круиз-контроль и устремился навстречу приключениям. Буквально через пару десятков километров на въезде в населенный пункт обнаружился автомобиль ДАI, из которого мне наперерез метнулся инспектор, размахивая полосатой палочкой. Я остановился и вышел из машины. Про скорость со мной разговора не было, но сразу же предложили пройти тест на алкоголь. Меня этот оборот несколько смутил, так как никаких предпосылок к такому развитию событий не было. Сели в инспекторскую машину. Даишник раскрыл пластмассовую коробку, похожую на портативный ингалятор, и предложил мне подуть в трубочку. Я и дунутьто толком не успел, как прибор был у меня отобран, мол, достаточно, спасибо. Имея некоторое представление о принципе работы алкотестера, я начал догадываться о том, что дело не чисто. И тут же прибор распечатал бумажку, в которой было указано, что у меня в крови содержится 0,23 промилле, на 0,03 больше, чем разрешено по местным законам. Даишник поцокал языком в притворном удивлении и поинтересовался, что будем делать. Я улыбнулся ему широко и доброжелательно и сказал, что делать мы будем разные вещи: он пойдет калибровать свой прибор, а я поеду дальше. Тот усомнился в таком развитии событий. Я объяснил, что права у меня он отобрать все равно не может, штраф же, если хочет, может выписать. На что даец возразил, что может он все, а сейчас мы поедем на экспертизу крови. Я в свою очередь объяснил, что если мы и поедем, то втроем: я, он и мой адвокат, — какое-то время проведем вместе, а потом каждый поедет по своим делам. В общей сложности мы провели в этой познавательной и оживленной беседе минут пять, после чего инспектор тяжело вздохнул, спросил: «Как машина?» — я ответил, что едет хорошо. Так мы и расстались.
Окрыленный первой победой над местным мздоимцем, я надавил педаль поглубже и к следующему пикету подошел уже на 160 км/ч. Естественно, меня немедленно остановили. Инспектор спросил традиционное: «Куда спешим?» Я ответил избитым: «Домой». После чего признал свою вину и попросил выписать мне штраф. Лицо даишника исказилось, как если бы он сожрал лимон вместе с кожурой. Далее мне был задан потрясающий в своей противозаконности вопрос: «А что, писать обязательно?». Я несколько опешил от такого развития событий, потому что обычно эта реплика исходит от водителя, а не от представителя власти, и был непреклонен, порекомендовав приступать к написанию протокола. Даишник тяжело вздохнул и повел меня на пикет, где передал в заботливые руки старшего по званию с комментарием: «Протокол хочет, чтобы писали». Я уселся на скамеечку и вперил в офицера взгляд, полный немого обожания. Инспектор почувствовал себя неловко и, повертев мои документы в руках, задал все тот же оригинальный вопрос:
— Куда спешим?
— Домой, — говорю, — хочу поскорее оказаться на территории родного государства.
— А как машина? Едет?
— Едет, — говорю, — отлично. 160 идет не напрягаясь.
Помолчали немного. Затем инспектор протянул мне документы и спросил оригинальное: «Впредь нарушать будете?». «Конечно, буду!» — честно ответил я. Даишник окаменел. Ему потребовалось некоторое время, чтобы справиться с собой и разжать руку, стискивающую мои документы. Он нервно сглотнул, вымученно улыбнулся и выдавил: «Спасибо за честность». Я тоже улыбнулся, сказал, что, мол, всегда пожалуйста, и поехал дальше. На следующем пикете меня тормознули снова. Местный инспектор оказался сообразительнее предыдущих и, прочитав на моем лице предвкушение разговора, в ходе которого над ним, инспектором ДАI, будет яростно глумиться заезжий москаль, не стал рассказывать мне про то, что я превысил скорость, а просто спросил: «Как машина? Едет?». Больше меня не останавливали до самой границы. Даже обидно стало. В кои-то веки можно безнаказанно поиздеваться над инспекторами дорожного движения, а тебя лишают такой возможности.
Потом я прошел границу и оказался на территории своего родного государства, где меня немедленно «обезжирили» наши гайцы на всю имеющуюся у меня сумму наличности за выезд на полосу встречного движения (потому что там под снегом сплошная, а за «вот той стоящей фурой» был знак «обгон запрещен», хотите — сходите посмотрите). И настроение, такое хорошее и возвышенное, было безнадежно испорчено. Пришло понимание: халява кончилась. Я дома, тут не забалуешь
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Александр КЛИЩЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.