Когда видишь синюю машину со сверхдлинной базой и кабиной от «Газели Next», в голову сразу приходит фраза из Гоблинского перевода «Звездных войн»: «начались безумные гонки на маршрутках». Но так ли уж они безумны?
Началось все три года назад, когда Вячеслав Субботин создал команду «За рулем Спорт». Сразу было решено, что выступать команда будет только на отечественной технике. Первый опыт с уазовским внедорожником оказался не слишком вдохновляющим. До финиша, правда, доехали, но скорость была низкой, а надежность оставляла желать лучшего. Поэтому в 2012 году для постройки боевой машины выбрали очень непривычную базовую модель — ГАЗ «Соболь 4х4». Белый автомобиль, тут же заработавший прозвище «Хлебный фургон», вызывал саркастические смешки у соперников и бурю восторга у зрителей. Но по бездорожью он пер как танк, а в гонках доказал свою исключительную надежность. И вот в этом году Горьковский автозавод выводит на рынок «Газель Next». По случаю смены поколений на конвейере было решено построить и новую гоночную машину.
Основа основ
Основа любого автомобиля для раллирейдов — силовой каркас. Стандартную раму от «Газели Next» удлинили примерно на метр и усилили. Теперь рама обрела коробчатый профиль в местах наибольшей нагрузки. Естественно, жесткость плоской рамы недостаточна для ралли-рейдов. Эту проблему решили путем интеграции с каркасом безопасности.
Если у прошлогоднего «Соболя 4х4» было две диафрагмы (среди гонщиков они называются «крест»), то у «Газели Next» их уже три — две вертикальные (в середине кузова и в корме) плюс горизонтальная (в передней части кузова под кабиной). Но больше всего хлопот доставила развесовка. У стандартных пустых машин 80% веса приходится на переднюю ось, но им не надо прыгать по барханам.
Пришлось сместить двигатель на 1 м внутрь базы, то есть сделать «Газель» среднемоторной. Попутно решили проблему защищенности моторного отсека и проходимости, подняв двигатель и трансмиссию выше лонжеронов. На выходе получили абсолютно плоское днище и угол рампы почти в 30°.
Радиатор системы охлаждения установили за двигателем и оснастили двумя электровентиляторами, а воздухозаборник вывели на крышу кабины. Теперь можно безбоязненно преодолевать броды и ломиться через кустарник.
Всех, кто видит эту «Газель» впервые, поражает длина базы — почти 4 м! Но как ни странно, все это делалось для улучшения проходимости. Здесь использован принцип «тяни-толкай»: если увязают передние колеса, то задние еще находятся на твердом грунте, и наоборот. На длинных прямиках длиннобазная машина ведет себя исключительно устойчиво. А для того чтобы стабилизировать занос в песке, достаточно неполного нажатия педали газа.
Силовая линия
Недостаток скорости можно компенсировать только мощностью. Поэтому 2,8-литровый дизель Cummins сериии ISF «разогнали» до 255 л.с. и 550 Нм. Каким образом? В доводке двигателя принимали участие конструкторы заводов Cummins, УАРЗ и ГАЗ. Кстати, мощность не так велика, как кажется. Начнем с того, что двигатели, которые поставляются на газовский конвейер, дефорсированы до 120 л.с. Делается это по причине того, что у ГАЗа нет коробки, способной переваривать большую мощ- ность и крутящий момент. А во всем остальном мире этот 2,8-литровый турбодизель знают как 160-сильный. Поэтому взяли стандартный мотор, поменяли рабочее колесо турбины на большее, подняли давление и производительность. Систему впрыска, естественно, пришлось перепрограммировать.
В общем, далеко не сразу, но двигатель заработал. В процессе доводки стало понятно, что с такой степенью форсировки нагрузки на детали двигателя возросли, а температурный режим стал близок к критическому. Пришлось с особым вниманием отнестись к выбору масла. В конце концов остановились на продукции французской компании Total. Больше всего подкупил системный подход: для тяжелых условий эксплуатации французы предложили комплексное решение из моторного масла Total TP Star 10W-40, антифриза Glaсelf Plus и трансмиссионного масла Total Transmission Syn Fe 75W-90.
Новые характеристики и смещение двигателя в базу заставили отказаться от провереннных временем надежных газовских агрегатов, таких, как раздаточная коробка и карданные валы. Для спортивной машины использовали прототип 5-ступенчатой коробки с тросовым приводом. Ее главная особенность — промежуточные подшипники на валах. Эта коробка способна переваривать большой крутящий момент и отличается четкостью переключений короткоходного джойстика. Вполне возможно, что в обозримом будущем такие коробки войдут в базовую комплектацию газовских машин.
Коробку передач сблокировали с «раздаткой», а спортивные карданные валы изготовила ульяновская компания «Автодеталь-Сервис». Схема трансмиссии с жестко подключаемым передним мостом была дополнена пневматическими блокировками «Спрут» переднего и заднего дифференциалов. Их можно включать независимо друг от друга, причем практически мгновенно — это дает отдельное преимущество в гонке.
Мосты, подвески, колеса
Задний мост остался стандартным, а передний взяли от полноприводного «Соболя», но доработали. Сошку рулевого механизма развернули назад и тем самым снизили риск повреждения ее о камни. Убрали маятник, повысив точность реакции на руль. Тяги теперь напрямую связаны друг с другом и с поворотными кулаками. Похожая схема была использована в старых Jeep Cherokee. Естественно, чтобы снизить передаваемые вибрации, рулевое управление снабдили демпфером.
Подвеска в ралли-рейде требует особого внимания. В принципе можно было сделать и полуметровые ходы, тогда проходимость была бы, как у лунохода… Но полноприводные машины, принимающие участие в «Шелковом пути» и «Дакаре», жестко ограничены техрегламентом, а в нем указана цифра — 300 мм. На этом и остановились.
Вы удивитесь, но и передние, и задние рессоры остались «родными» — газелевскими. А вот амортизаторы пришлось поставить сдвоенные, подпружиненные и с выносными камерами.
Рассматриваем шины, и снова сюрприз — вседорожные Michelin Latitude Cross размерностью 7,5/100 R16C с довольно неагрессивным рисунком. Однако выбраны такие покрышки отнюдь не случайно: они великолепно зарекомендовали себя в прошлогодней гонке, да и в этом году подтвердили свою высокую репутацию. Шины прочные, с хорошими сцепными качествами практически на любой поверхности и способные выдерживать долгое движение в полуспущенном состоянии, что важно в песках. Еще одно преимущество «незлого» протектора состоит как раз в том, что такая резина хорошо, не зарываясь, катится по песку и дает ощутимую экономию топлива. Средний расход в гонке составил 18 л/100 км, а во время испытаний на «зубастых» покрышках он доходил и до 26 л/100 км.
Итак, машина доказала свою жизнеспособность во время ралли «Шелковый путь — 2013», придя 34-й из 39 финишировавших в легковом зачете. Было все. Не выдерживали и ломались штатные шпильки, чуть не перегрели двигатель, теряли масло из заднего моста… Но все-таки финишировали. Теперь команде известны все слабые места, их надо исправлять и готовиться к следующим ралли-рейдам.
Личные впечатления
И все же нам надо самим попробовать, что это за зверь такой получился — раллийная «Газель». Новая кабина от «Газели Next» гораздо просторнее, чем у «Соболя». Кресла водителя и штурмана расположены дальше от дверей, так что даже если приходится активно крутить рулем, то риск задеть локтем «подоконник» сведен к минимуму. Больше воздуха, а значит прохладнее. Это очень важно — ведь кондиционера нет, а гонщикам приходится находиться в кабине в условиях пустыни по 10–12 часов.
Протискиваемся через переплетение труб каркаса безопасности и затягиваем пятиточечные ремни. Запускаем двигатель. Первая передача, бросаем сцепление и… Ничего не происходит! Машина лишь шлифует шинами асфальт. Да, сцеплением здесь надо работать аккуратно. Еще одна попытка. Трогаемся. Вторая передача — пробуксовка, третья — снова пробуксовка! Запас тяги кажется бесконечным. Понятно, что такие тяговые возможности нужны на бездорожье, но на асфальте машина учит быть о-о-очень аккуратным. Максимальные 180 км/ч остались только в паспорте или на гоночной трассе (хотя в ралли-рейдах действует скоростное ограничение в 160 км/ч), а вот в разгон до 100 км/ч за 12 с вполне верится. По ощущениям, автомобиль разгоняется даже быстрее.
Кстати, с одной стороны, 12 с «до сотни» — это вроде бы много. Но надо учитывать, что сотню «боевая» «Газель Next» может развивать и на грунтовке! При этом машина остается удивительно комфортной. По отзывам самих гонщиков, прыгает она, «как Boeing на посадке», слегка задрав нос и мягко приземляясь. А все развесовка, которая получилась почти идеальной, 45:55 в пользу задней оси.
Переключения передач джойстиком оставляют чисто «европейские» впечатления. Радует то, что передний мост можно подключать на любой скорости. Более высокий центр тяжести практически не ощущается, особенно для того, кто имел дело с коммерческой техникой.
В общем, потенциал у машины огромный. Самое интересное: гонщики признаются, что этот болид требует уже совсем другого уровня мастерства. И когда у экипажа будет серьезный «накат», то он вполне сможет бороться за подиум даже на «Дакаре»!
текст / фото: Максим СЕРГЕЕВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.