Вот уже во второй раз «Немодный клуб» посетил с дружеским визитом Камчатский внедорожный клуб 4x4kam. И снова были путешествия среди гор и лесов, песни у костра, и конечно же, новые впечатления. Ими я и спешу поделиться с читателями журнала.
На Камчатку из Москвы ведут две дороги — морская и воздушная. Мы выбрали более быструю, ту, что по небу. Каких-то восемь часов лета, отвратные обед и ужин на борту авиалайнера, толчея на выдаче багажа — и вот мы стоим перед зданием аэропорта в Елизове и бурно встречаемся с нашими друзьями, камчатскими джиперами. Нас ожидали две недели новых впечатлений, в массе своей положительных. Я не стану утомлять читателя перечислением мест, которые мы посетили, количеством выпитого, описанием нашего распорядка дня, а также прочими обыденностями. Вместо этого поделюсь своими впечатлениями о Камчатке в виде коротких путевых заметок. И начну я, пожалуй, с описания автомобильной жизни Петропавловска.
Филиал Исландии
Надо сказать, что такого количества внедорожников я в России не встречал нигде. И ладно бы, если по улицам ездили стандартные машины! Треть внедорожного автопарка увешана лебедками и бамперами, обута в огромные колеса, а уж такая мелочь, как шноркель, вообщ е есть чуть ли не у половины. Оно и понятно: дороги за городом тут в основном проселочные, мостов нет, а зимой снега по брови и выше. В общем, езда по бездорожью на Камчатке — не хобби, но суровая необходимость. Разъезжая по улицам города, я ежеминутно натыкался на лифтованные трофи-мобили, а за городом практически только их и видел. «Тридцать шестые» колеса, «сороковые», «сорок четвертые»… А вокруг горы и застывшая лава. Кажется, что я прилетел не на Камчатку, а в Исландию.
Автопарк здесь довольно своеобразен и сильно отличается от московского. Превалируют «праворукие японцы» и «леворукие американцы». Лидеры продаж — Toyota Land Cruiser семидесятой серии и Mitsubishi Pajero первого и второго поколений. Присутствует на улицах также и Nissan Safary, но его камчадалы не жалуют. Местная поговорка гласит: если запереть «сафаря» в гараже, выключить свет и прислушаться, то можно услышать, как гниет его кузов. Из «японо-американцев» наиболее распространены две модели Toyota — Tundra и FJ Cruiser. Причем последних очень много, в потоке они встречаются ежеминутно, правда, в основном в стандартной комплектации. Видимо, они считаются машинами для города. Фур нет совсем. В основном для перевозки грузов используются средние грузовики.
Недавно в Петропавловске появился асфальтовый ремиксер, его купили у Сахалина. Теперь в городе встречаются свежеотремонтированные дороги.
Жажда как мотиватор
В Петропавловске обнаружилась очень интересная традиция. Раз в год, в конце лета, в городе и его окрестностях отключают воду. И не какую-то там горячую или холодную, а всю. Называется этот беспредел научным словом «профилактика». Стоит ли уточнять, что период тотального обезвоживания совпал с нашим пребыванием в вышеуказанном городе. Естественно, скромный план остановиться в гостинице и некоторым образом помыться оказался совершенно не выполним, ибо без воды особо не помоешься. Так что мы решили отправиться за город и нагрянуть на какую-нибудь турбазу. Но подобная мысль помимо нас пришла примерно половине города, так что свободных номеров не оказалось нигде. Посему мы составили новый план, согласно которому отправились в район Вилючинского вулкана.
Мы уже бывали в этих местах во время нашего зимнего визита два года назад. Тем интереснее было сравнить впечатления. И что бы вы думали?! Мы попали в самое настоящее вилючинское столпотворение. Перевал и окружающие его дороги были до звона забиты джипами, квадроциклами, мотоциклами и даже легковушками. Похоже, отсутствие в городе воды подвигло половину жителей города отправиться на природу. Кстати сказать, среди камчадалов популярность туризма куда выше, чем у континентальных жителей. Сказывается большое количество внедорожников, близость дикой природы и отсутствие клещей. При этом жители Камчатки очень ревностно относятся к уборке мусора: люди привыкли убирать за собой и в местах массовых стоянок всегда чисто. Вот бы нашим землякам у них поучиться...
Превед, медвед!
Этот старый интернет-мем как нельзя лучше подходит для описания ситуации, в которой мы оказались. Дело было так: приехали мы на Аквариум. Это такое замечательное место близ Верхне-Авачинского кордона. Там на небольшом скальном выступе сделана смотровая площадка, а внизу в прозрачной воде резвятся рыбы. Настоящий аквариум. И вот стоим мы на площадке, любуемся видами, фотографируемся, и тут на противоположный берег реки выходит мишка. Вполне себе молодой, двухгодовалый зверюга. Рыбкой полакомиться пришел. Мы дружно принялись его фотографировать и жизнерадостно галдеть. Косолапый подумал-подумал да и дал деру. Причем так ловко: только что напротив нас стоял, а всего через минуту уже в километре вверх по склону оказался. Наверное, его напугали небритые лица моих соклубников и утренний запашок изо рта. А если серьезно, то хорошо, что мы были в отдалении и мишка оказался не слишком заматеревшим. На Камчатке не раз бывали случаи, когда на нерестовых реках медведи убивали людей. Вообще на полуострове соотношение людей к медведям составляет 18:1 — на 360 тыс. населения приходится около 20 тыс. мишек. При этом люди скучковались в Петропавловске и его окрестностях, а косолапые — наоборот. Соответственно, чем дальше отъезжаешь от столицы Камчатки, тем больше мишек вокруг. Так что спать в палатке мне не понравилось. С большим удовольствием я бы забивался на ночь в одну из машин, правда, тут тоже гарантий немного. Медведь при желании легко открывает машину своими когтистыми лапами. Но в целом нам очень повезло, тот двухлетний подросток оказался почти единственным встреченным нами медведем. Почему почти? Потому что когда мы отмокали в термальной воде бассейна на базе «Колумб» близ Вилючинского вулкана, вокруг здания носился медвежонок. Но смотреть на него мы не пошли: медвежата сами по себе не гуляют, так что где-то рядом наверняка рыбачила мамаша, а нам такие встречи были не особо нужны.
Добавьте холодненькой!
Кстати, о термальной воде. На Камчатке с этим делом — никаких проблем. Куда ни сунься — одни горячие источники, базы отдыха с бассейнами и просто купели. Конечно, я немного преувеличиваю, но их и на самом деле очень много. Близ Петропавловска есть курортный поселок Паратунка, и там расположено сразу несколько санаториев, основным блюдом которых являются те самые горячие источники и целебная грязь. Вода в источниках настолько горяча, что ее приходится разбавлять холодной, чтобы не обвариться. За время пребывания на Камчатке наша экспедиционная команда посетила несколько горячих ключей и вдоволь напарилась в воде, которая и в правду оказалась целебной. За несколько ванн ушла боль из суставов и общее напряжение. А как хорошо спится после горячей ванны среди сопок, и не описать! Жаль, нельзя привезти с собой домой в качестве сувенира небольшой гейзер с бассейном.
Эх, дороги…
Все асфальтовые дороги Камчатки расположены в Петропавловске и вокруг него. На север полуострова ведет всего одна трасса, на ней сейчас ведутся ремонтные работы, и в скором будущем асфальт будет лежать на всем протяжении от столицы края до села Милькова (300 км). Дальше идет грейдер, а коли захочется свернуть с основной трассы, так добро пожаловать на проселок. В сухую погоду проехать можно по большинству дорог, но как только начинаются дожди, грунт превращается в скользкое месиво. Учитывая, что проселки петляют вверх и вниз по сопкам, пробраться по ним можно только на специально подготовленной технике, благо таковой здесь хватает. Но если по дорогам проехать еще можно, то вот преодолеть реки в период половодья действительно очень нелегко. Нередки случаи, когда машины уносило и их находили в нескольких километрах ниже по течению.
Эпилог
Две недели пролетели незаметно, и вот мы снова в набирающем высоту самолете. Под крылом мелькают горные пики. Я сижу в кресле и погружаюсь в дремоту. Мне видятся активные воронки вулканов, бурлящая вода горных рек и косолапые хозяева Камчатки. И тут в голову приходит озорная мысль: если нашу планету представить в виде кипящего чайника, то его горлышко наверняка находится аккурат на Камчатке. Так я и уснул, желая, чтобы мне приснилось, как посреди полуострова из земли торчит свисток от чайника, шипящего горячим паром, а вокруг него кружком сидят медведи и едят красную рыбу.
На Камчатке расположены несколько сотен вулканов. Они формировались в различное время, поэтому и выглядят совершенно по-разному. Многие из потухших вулканов уже давно называют сопками, а действуют на сегодняшний момент 28 штук. Но это не означает, что они непрерывно извергаются. Действующим принято считать вулкан, извергавшийся в течение определенного исторического периода. Например, во время нашего пребывания на полуострове извержение вулкана Толбачик прекратилось и его активная воронка закрылась. Большинство активных вулканов в состоянии покоя выпускает в атмосферу водяной пар и другие газы. Самым высоким вулканом Камчатки считается Ключевская сопка, ее высота составляет 4750 м над уровнем моря. Это самый высокий вулкан на материке и наиболее активный на полуострове.
Вулкан Горелый, который мы посетили во время нашего путешествия, состоит из как бы наложенных друг на друга 11 кратеров, внутри которых расположены озера, а на стенах встречаются трещины, через которые выходят горячие газы. Такие трещины называются фумаролами. Вокруг кратеров расположены лавовые поля древних извержений.
Добраться до вулкана несложно, он находится всего в нескольких десятках километров от Петропавловска. К его подножию, на высоту около тысячи метров, можно подъехать на внедорожнике. Но чтобы оценить всю красоту, нужно совершить пешее восхождение на 800 м — это примерно 3 км пути. Именно тогда вам откроется истинное величие спящего вулкана.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото автора и участников экспедиции
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.