Экстремальные виды спорта становятся все более популярными в нашей стране. Чего только не предложит индустрия спортивных развлечений, чтобы отнять максимум сил у среднестатистического спортсмена выходного дня! Зимний спорт в «стране настоящей зимы» не ограничивается лыжами, скибордингом и коньками. Достойной альтернативой им становится моторизованный активный отдых, например с использованием горных снегоходов.
Пока что любители снегоходов активно покупают пресловутые «горники» за длинные траки с огромными лопатками, которые в сочетании с мощными моторами способны вывезти из лютого пухляка и забросить на самую крутую гору. Да, в умелых руках такой аппарат действительно способен на многое. Однако практикующим горное катание по руслам рек и небольшим пригоркам зачастую невдомек, что поездка в горы может обернуться разочарованием от собственного бессилия при попытке их покорить.
Забраться по девственному снегу в горы — настоящий снегоходный экстаз. Но чтобы он случался регулярно и безболезненно, необходимо поддерживать хорошую физическую форму, пройти антилавинную подготовку и иметь горячее желание «пахать» снег. Мой первый снегоходный опыт стал одновременно и восторгом, и разочарованием. Многолетний мотоциклетный стаж, конечно же, помогал, но управлять машиной в глубоком снегу и на крутых склонах у меня получалось, мягко говоря, не очень хорошо, а точнее — никак не получалось. Я потел, выбивался из сил, но справлялся с мощным «снежиком» только на укатанной трассе, а это не слишком интересно. Первым шагом на пути в горы стал просмотр роликов с участием гуру бундокинга. В них удалось увидеть некоторые тонкости техники управления. Но понятно было далеко не все, да и практики не хватало.
В нынешнем году компания «Росан» впервые в России открыла школу обучения езде на горных снегоходах с красивым названием SkiDooKing. Похоже, сказка становится явью! В кармане билет до Кировска, снегоходный экип в сумке, и я отбываю на обучение.
Мастер-класс начался с теоретической подготовки. Первый вопрос в горах — это безопасность, и мы учились тому, как правильно пользоваться рюкзаком ABS (специальное устройство, не дающее утонуть в лавине), как вести спасательные работы с помощью поискового прибора, щупов и лавинной лопаты. Казалось бы, простые вещи, но их надо знать и обязательно практиковаться в «мирной» обстановке. Это очень важно, так как и ваша жизнь, и жизни ваших товарищей целиком и полностью зависят от этих умений. Отправляясь в горы, берите все перечисленное спасательное оборудование.
Вторым этапом обучения стали практические занятия на снегоходе. Здесь главным является умение маневрировать на крутом склоне и глубоком снегу. Если вы чувствуете себя горным королем, взлетая на склон по прямой, развернувшись на плоскости и возвращаясь тем же путем, то попробуйте выполнить разворот на крутом склоне. Поверьте, корона тут же слетит с головы. Однако такой маневр вполне возможен, как при движении вверх, так и вниз, можно развернуться и поехать в обратную сторону и двигаясь вдоль склона. То есть снегоход ездит по крутым склонам практически в любом направлении, объезжает препятствия и разворачивается, и в этом вся суть горного катания. Конечно, есть масса нюансов. Нужно уметь не только управлять машиной, но и думать, прокладывать правильные траектории движения, точно оценивать состояние снега. Научиться ездить по учебнику невозможно — тут нужна практика, литры пролитого пота, преодоление усталости и страха. Да-да, одно дело — развернуть снегоход у подножья учебного склона, и совсем другое — у его вершины, когда стоящие внизу товарищи кажутся не больше булавочных головок. Приходится напрягать мышцы не только кистей рук, но и многие другие. В конце каждого учебного дня мы возвращались в класс, разбирали ошибки, зафиксированные бесстрастным объективом видеокамеры, и оценивали полученные навыки. Мы учились ставить на гусеницы перевернутые снегоходы и самостоятельно доставать их после «запилов» и «туннелингов». К вечеру не оставалось сил даже на то, чтобы выпить кружку пива, да и инструктор не рекомендовал этого делать.
Переменчивая погода Хибин убедительно доказала, что тренироваться нужно на различном снеге. Мне кажется, я стал больше понимать эскимосов, в языке которых для обозначения состояния снега существует более ста слов. Так, элементы управления, легко получающиеся на сухом снегу, нужно долго и мучительно отрабатывать на более влажном. Снег нужно чувствовать.
За четыре дня школа не сделает из вас горного короля. Но она дает базовую технику, которую можно совершенствовать самостоятельно. При этом стоит иногда просматривать видеофильмы с участием Криса Буранта. И тогда обязательно настанет момент, когда ты получишь немыслимое наслаждение просто от того, что сможешь справиться со снегоходом на самом грозном склоне!
текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Дмитрий КУЗЬМИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.