Во время дальних экспедиций нередко возникает необходимость двигаться нонстоп, сменяя друг друга за рулем. Основная причина этого — экономия времени. О том, как правильно распределить смены за рулем и оптимизировать время движения и стоянок, мы и поговорим.
Самое тяжелое и муторное в дальнем путешествии это вовсе не преодоление трудностей и не самоконтроль в кризисные моменты. Сложнее всего — не впасть в полусонное состояние во время дальних перегонов. Реальные проблемы подстерегают путешественников не на безлюдных зимниках и не в болотах. Самая большая опасность — это мгновенное изменение дорожной ситуации, недостаточно быстрая реакция уставшего организма и, как следствие, ДТП. Ниже мы расскажем о простых приемах, которые позволят вам дольше оставаться активным и быстрее восстанавливаться во время отдыха.
Не умеючи — долго
Большинство неопытных путешественников считают, что, чем дольше высиживаешь за рулем, тем лучше. Потому не делят свои вахты на четкие периоды, а используют принцип «устал, смени». В течение первых дней пути такой алгоритм работает, но потом усталость начинает копиться. Сначала пилоты проводят за рулем по десять — двенадцать часов, потом по пять-шесть, и вот настает момент, когда больше двух часов высидеть не удается. В конце концов приходится останавливаться и спать обоим, чтобы хоть немного восстановиться. Так происходит из-за того, что свободный от вахты водитель лишь часть своего времени тратит на сон. Причем спит он не перед тем как сесть за руль, а после того как сменился, проснувшись же, просто сидит рядом с водителем и смотрит на дорогу. Естественно, что к тому моменту, когда ему приходит время садиться за баранку, ни о какой бодрости не может идти и речи. Уже через пару часов за рулем он вновь почувствует усталость. Еще одна серьезная проблема — пере утомление, мешающее уснуть сразу. Оно возникает при слишком редкой смене водителей. Усталый человек не проваливается в глубокий сон, а балансирует на грани между сном и явью, слыша звуки, ощущая вибрацию автомобиля, но не чувствуя времени. Поэтому когда его будят через пару часов и предлагают сесть за руль, он искренне недоумевает, почему ему не дали поспать и пятнадцати минут — ведь он только лег и даже не успел задремать. О результате такого состояния мы уже писали выше: вахты становятся все короче и наступает момент, когда ни один из водителей не может продолжать вести машину, и начинается езда на сжатой в кулак воле и банках с энергетиками. В результате за рулем — «сомнамбула» со скоростью реакции близкой к нулевой. Сложная дорожная ситуация — и машина лежит в кювете на боку или того хуже. Чтобы избежать такого развития событий, нужно принципиально иначе распределять время на работу и отдых.
Распорядок — наше все
Лучше всего вести машину по заранее установленному графику. При этом вахты должны быть не слишком длинными, оптимально — полтора-два часа. Если следовать этому правилу, то сидящий за рулем водитель всегда будет бодр, а отдыхающий сможет потратить максимум свободного времени на сон. Например, наша команда во время движения нон-стоп использует следующий график: мы делим вахты по пробегу. Проехали сто километров — остановка, десятиминутный променад вокруг машин. Разминаемся, насыщаем кровью уставшее от долгого сидения тело, затем меняемся за рулем и едем дальше. И так каждые сто километров, день, два, три, пять — сколько требуется. Результат подобной организации движения — перегоны на несколько тысяч километров без признаков накапливающейся усталости.
Другое важное правило: не стоит ехать на пределе возможностей пилота и автомобиля. Выберите комфортную скорость, например 90 км/ч. На средней скорости движения разница между крейсерскими 90 и 110 особо не скажется, потому что средняя скорость прежде всего зависит от соотношения времени движения и остановок. Зато такая разница скажется очень благоприятно на самочувствии водителя, и за вахту он устанет куда меньше.
Важные мелочи
Чтобы дольше оставаться в активном состоянии и успешно бороться со сном, рекомендую следовать нескольким простым советам. Не прогревайте салон, держите температуру на уровне минимально комфортной. Верхнюю одежду лучше снять: она стесняет движения, а это способствует утомлению. Лучше вести машину в легкой рубашке или майке. Не делайте долгих остановок, они расслабляют, так что не стоит устраивать полноценные обеды и ужины в кафе. Лучше ограничиваться легкими перекусами. После обильной трапезы вас будет клонить в сон, к тому же потребуется больше гигиенических остановок.
Сменившись, постарайтесь сразу же уснуть, пока утомление от вождения не прошло. Перед тем как снова садиться за руль, основательно разомнитесь. Но бывает, что сменить вас в дальней дороге некому, усталость накатывает, а ехать надо... Сделайте кратковременную остановку и умойтесь холодной водой, выполните несколько физических упражнений, пробегитесь вдоль дороги, выведите себя из дремотного состояния. Еще один способ обмануть сон — мелкая моторика. Например, можно погрызть семечки или фисташки. Постоянные движения нарушат монотонность трассы и отгонят усталость. Если же сил бороться со сном не осталось — немедленно остановитесь и поспите, пусть недолго. Даже получасовой сон позволит вам некоторое время ехать вполне уверенно. Помните, лучше приехать в конечную точку с опозданием, чем не приехать вовсе.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.