Философия полной Чухломы

Вне регламента, времени и пространства

«Там не будет регламента, не будет времени, не будет пространства. Там будешь только ты, твой экипаж, твоя команда, твоя земля. Как и с кем прожить эти четыре дня – решать тебе». Эти строки написаны на первой странице дорожной книги «Полной Чухломы — 2011». Поначалу я не придал им значения...

Чухлома — маленький город ок, райцентр Костромской области. Именно его название использовали ребята из клуба «Там. В России», организаторы самого массового внедорожного путешествия. «Полная Чухлома» — забавное название, и я решил, что будет весело принять участие в этом приключении. Соклубники, побывавшие на прошлогоднем выезде, в один голос утверждали, что ехать надо обязательно. Вот я и подумал, почему бы не совместить приятное с полезным — провести несколько дней на природе в компании друзей и написать статью для нашего журнала. Тем более что с одним из организаторов — Дмитрием Беспаловым по прозвищу Скиталец — нас связывают давние приятельские отношения.

Давка на входе

Регистрация участников началась примерно за месяц до старта мероприятия, в 12 часов ночи. И что бы вы думали? Утром следующего дня установленный организаторами лимит в 144 участника уже был превышен, а заявки все продолжали поступать. Страсти накалялись, некоторые претенденты, не попавшие в основной список, шумели на форуме и требовали немедленно их зарегистрировать, грозя все равно приехать. Ажитация походила на старую добрую панику в очереди за колбасой после объявления продавца: «Заканчивается, больше не занимайте».

Надо сказать, что организаторы повели себя в этой ситуации весьма достойно, в кратчайшие строки были прокатаны дополнительные маршруты. Это позволило несколько расширить список участников, но все же принять участие в ПЧ-2011 смогли далеко не все желающие. Нашему клубу повезло, было допущено десять машин из двенадцати, успевших заявиться, поэтому мы попросту уплотнили экипажи; так же поступили и многие другие внедорожные коллективы. И вот поглядывая на список участников, вывешенный в Интернете, я то и дело натыкался на знакомые имена. На моей памяти еще не было путешествия, которое бы собрало столько старых друзей сразу.

Начало пути

Утром второго ноября мы закидали в машины экспедиционное барахло, залили под завязку основные и резервные топливные баки и взяли курс на север. Костромская область гораздо ближе к столице, чем Вологодская или Нижегородская, но находится в стороне от караванных путей, и дорога, ведущая в нее из Москвы, узкая и малонасыщенная транспортом. А после Костромы машин и вовсе почти нет. В какойто момент я осознал, что за время пути от Костромы до Кужбала участников ПЧ-2011, едущих в сторону лагеря, мы встретили больше чем все остальные машины, вместе взятые.

Непривычно было ехать по пустынной и разбитой федеральной трассе не в Заполярной Сибири или Горном Алтае, но в каких-то трех с половиной сотнях километров от Москвы.

Мы добрались уже затемно. Нас встретили «чухорги» — так именовали себя организаторы — и вкратце объяснили «политику партии»: «Вот номерки, их при въезде в лагерь вешаете на вот этот щит, уезжая, забираете. Вот вам наклейки, дорожная книга, сувениры и карты на завтра, проезжайте на поляну. Вы у нас «Немодный клуб», ваши стоят вон там. Видите зеленый фонарик? Вот слева от него».

Все четко, доходчиво, без непоняток и неразберихи, обычно сопровождающих мероприятия с двумя сотнями экипажей участников. Вообще хочется отметить, что «тамовцы» отработали на очень высоком уровне и многим организаторам официальных РАФовских мероприятий стоило бы у них поучиться.


Что такое «Полная Чухлома»

Это не внедорожное соревнование и не экспедиция, «Полная Чухлома» имеет свой собственный формат. Участникам предоставляется возможность самим выбирать маршрут, ритм и уклад поездки. Каждый экипаж ежедневно получает комплект карт с возможными маршрутами, список точек с GPS-координатами, а для того чтобы определиться с тем, какие именно точки посетить, есть дорожная книга, которая представляет собой целый историко-геологический труд. В ней не только историкокультурные справки о храмах, селах, дорогах и глубокий экскурс в историю края, но также рассказ о том, что особенности местного рельефа и грунтов имеют ледниковое происхождение. Благодаря столь подробным материалам, двигаясь по маршруту, уже не чувствуешь себя сторонним наблюдателем, а приобщаешься к богатой истории края, по которому едешь.

Организаторы «Полной Чухломы» не ограничивают участников никакими временными рамками или определенными направлениями движения. Каждое утро, выезжая из лагеря, команда (по одной машине двигаться нельзя, это единственное ограничение, наложенное организаторами) сама выбирает, по каким дорогам и в какую сторону отправится. А каждый вечер, при ехав в лагерь и получив карты следующего дня, имеет возможность, прочтя дорожную книгу и изучив схему, выработать свой собственный маршрут на следующий день. И несмотря на то что экипажей участников не одна сотня, у каждой команды получается своя собственная «Полная Чухлома».


Мир без людей

На картах, выдаваемых нам ежедневно чухоргами, были обозначены точки, которые рекомендовалось посетить, памятники истории и культуры и просто красивые места. Большинство проселочных дорог имело цветовую градацию согласно сложности прохождения. Я даже не берусь предположить, сколько времени, сил и средств было потрачено при прокатке нескольких районов Костромской области, по которым пролегал наш маршрут.

Благодаря тому что объекты культурной навигации были рассредоточены на значительной территории и к ним вели различные дороги и направления, пробок на пути следования было немного. Окрестные леса впитали в себя две сотни машин, как губка воду. Мы редко встречались с другими командами, еще реже видели местных жителей. Большая часть деревень и сел, которые мы проезжали, были нежилыми уже много десятилетий. Но множество полуразрушенных храмов и развалины огромных деревянных домов в шесть и более окон указывали на то, что когда-то этот край был густо населен и богат.

Люди ушли из этих мест давно. Новые дороги пустили в обход старых караванных путей, и Нововятский тракт, когда-то один из основных торговых и почтовых путей, оказался больше не нужен. Былой центр торговой и общественной жизни превратился в далекую провинцию. Продвигаясь по глубоким заболоченным колеям, в которые превратилась торная дорога прошлых столетий, я поневоле размышлял о бренности и суетности нашего существования. Мы до того привыкли к незыблемости окружающей нас среды, что даже не задумываемся о том, что все построенное вокруг нас рано или поздно будет сметено неумолимыми руками времени, одетыми в грубые рукавицы перемен.

То и дело останавливаясь, чтобы сфотографировать развалины церкви или избы, мы глушили свои внедорожники и поражались тишине, которая тут же буквально обволакивала нас. Здесь не работают мобильные телефоны, не слышны нетерпеливые сигналы застопорившихся в пробках машин, нет навязчивой рекламы, супермаркетов, многоярусных паркингов и электронной почты. Ничего из того, что мы привыкли считать неотъемлемой частью своего существования, тут нет. Как только отлетела шелуха повседневности, мы остались один на один с самими собой и независимо от того, обращали мы на это внимание или нет, окружавшие тишина и спокойствие проникали в нас, приглушая суетные житейские мысли и замедляя бег времени. Иногда от этого становилось даже немного жутко. Тогда мы вырывались из объятий пустошей и лесов и, выскочив на грейдер или асфальт, мчали в ближайший райцентр, чтобы незамедлительно снова приобщиться к цивилизации с ее мобильной связью, магазинами, столовыми и людской суетой. Но и тут нашим ожиданиям не суждено было сбыться.

Мир людей

Мы заезжали в большие села и маленькие городки, но и там было чувство абсолютной нереальности происходящего, как если бы мы перенеслись на тридцать лет назад. На улицах очень немного людей, и они не бегут, выпучив глаза, а спокойно идут по своим делам или стоят и разговаривают друг с другом. Машин нет совсем. Точнее, есть, но в основном полуразобранные грузовики и старые отечественные легковушки, стоящие у некоторых домов. Если по дороге и проезжает машина, то она двигается медленно и спокойно, люди в ней просто едут по своим делам, а не стремятся успеть перестроиться в свободный ряд на светофоре, да и светофоров тут никаких нет.

Найдя кафе, мы сделали заказ. Салатов не было, из первого только щи, а на второе шницель и рыба. Четыре голодных мужика, мы взяли по порции щей и по тарелке гарнира с парой шницелей, за что с нас попросили триста пятьдесят рублей. И вот я сижу за столом, передо мной стоит большущая тарелка с по-домашнему вкусными щами, и вдруг откуда-то изнутри появляется и крепнет чувство, что меня обманывают. Не меня одного, всех нас, жителей больших городов. Нам наврали, что надо обязательно с утра до ночи искать, где бы заработать еще денег на новые машины, квартиры и дачи, которые непременно надо купить, напели, что еда должна подаваться небольшими порциями, быть обильно украшена и стоить как минимум триста рублей за блюдо, а иначе и быть не может. И вот мы попали в мир, где живут нормальные люди, ходят в обычной одежде, ездят на обычных машинах и едят обычную еду, не испытывая потребности немедленно переехать в большой город. Но если с ними все в порядке, то что же это? Получается, что не в порядке с нами…

Три дня — слишком мало, чтобы чтото увидеть, не говоря уже о том, чтобы осмыслить и понять. Мы проехали сотни километров, отрывая взгляд от карты и навигатора лишь чтобы прижать к глазу окуляр фотоаппарата, многое не успели понять и прочувствовать, но нам хватило времени осознать это. Поэтому мы обязательно снова вернемся в этот край — побыть наедине с тишиной, наедине с собой.


Дороги Костромской области

Дорог в области немного. Это связанно с тем, что расположенные вдалеке от основных магистралей населенные пункты обычно покинуты. К жилым деревням и селам ведут грейдеры, которые хоть и поддерживают в рабочем состоянии, но лишь на том уровне, чтобы по ним могла проехать легковая машина и не застрять. Примерно то же можно сказать и об асфальтовых дорогах. Если основные, соединяющие районные центры, трассы еще как-то латают, то асфальтовые дороги, ведущие от трассы, выглядят, как после бомбежки, и выбоин на них такое количество, что зачастую проще ехать по обочине, чем по дорожному полотну. Проселочным дорогам повезло еще меньше. Если в сухой сезон и зимой по ним еще можно проехать, то распутица превращает их в грязевое месиво, по которому свободно может передвигаться только гусеничная техника.

Такие дороги как нельзя лучше подходят для тематики нашего издания, но совершенно точно не являются поводом для гордости областной администрации. Похоже, программа финансирования дорожного строительства из государственного бюджета работает только там, где этот самый бюджет принято пилить, и не распространяется на области, находящиеся в стороне от обычных маршрутов следования государственных мужей.


текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: Наталья КРАСНОВА,
Кирилл МАТВЕЕВ,
Ярослав КОЛЕСНИК и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты