Буря в пустыне

Интриги «Ралли Фараонов»

Саид обвел рукой пустынный пейзаж, открывшийся перед нами, и указал темной ладонью на едва различимый горизонт. «Это старая земля, — сказал он. — Очень старая. Песок, который ты видишь — это кости скал». Не видно ни растительности, ни следов животных… Единственное, что живет в этом бесплодном месте, — ветер с разбитым сердцем... И это место идеально для одного из старейших раллирейдов в мире — «Ралли Фараонов».

С 1982 года, на протяжении уже тридцати лет, «Ралли Фараонов» — один из самых авторитетных ралли-рейдов в мире. Он лишь на несколько лет моложе легендарного «Дакара». С 2005 года гонка является этапом чемпионата мира по ралли-рейдам FIA. И поскольку здесь победители получали в два раза больше очков (и в абсолюте, и в личном зачете), чем на предыдущем этапе чемпионата в Португалии, битва в песках Ливийской пустыни стала решающей в этом гоночном сезоне.

Торжественный старт, пожалуй, самый красочный момент любой автомобильной гонки, и «Ралли Фараонов» не исключение. Брутальная техника, которую зрители провожают в путь на фоне величественных пирамид Гизы, — совершенно потрясающее зрелище. Первым стартовал Жан-Луи Шлессер. Он приехал в Египет, чтобы сразиться со своим основным соперником из ОАЭ — Халифой аль-Мутайвеем. Только представьте себе поле боя длиной в 2280 км на безлюдных просторах Ливийской пустыни, боя, в результате которого один из соперников получит титул чемпиона мира 2012 года!

В программе гонки не было этапа «Суперспешл», так любимого зрителями и болельщиками, и в первый же день участники унеслись на 270-километровый спецучасток. По словам организаторов, он не был слишком сложным... Только не говорите этого господину Шлессеру.

А Шлессер — против!

«Лис пустыни» не смог преодолеть одну из дюн с первой попытки, и ему пришлось вернуться к ее основанию, чтобы попробовать еще раз. Мелочи! За исключением случаев, когда из-за неполадок с электрикой машина глохнет. «Случилось что-то вроде короткого замыкания», — впоследствии пожимал плечами Шлессер. Его соотечественник Патрик Сирейоль помог завести багги, но у подножия дюны экипаж потерял 21 минуту — серьезный удар по планам на лидерство. Однако неудачи постигли и других спортсменов. У победителя бахи Италии, россиянина Владимира Васильева, случилась еще более обидная неполадка: после длинного пути из России в Египет он проехал всего 40 км и двигатель его автомобиля отказал.

Жан-Луи оставалось делать теперь две вещи: гнать что есть сил каждый километр каждого спецучастка и ждать, пока у аль-Мутайвея начнутся проблемы. Казалось, боги ралли-рейдов проявили благосклонность к почтенному французу на следующий день — он первым финишировал на СУ-2, а у экипажа MINI случился прокол колеса, что позволило Шлессеру выйти на вторую позицию в «Абсолюте» и уменьшить разрыв до 5 мин 40 с. Увы, проблема с задней передачей, которую не устранили с предыдущего этапа чемпионата, на третий день дала себя знать в полной мере: на длинном 426-километровом СУ экипажу пришлось потерять 10 мин, пытаясь прокопаться вперед вместо того, чтобы просто сдать назад. Но, как окажется чуть позже, это были всего лишь цветочки...

Тем временем в тени гонки за лидерство между мощными багги Патрика Серье и Режи Делаэ развернулась борьба за третье место. «Мы оба — французы, поэтому помогаем друг другу», — сказал Серье. Годы езды на эндуро выработали в нем инстинктивное чувство грунта, но на третий день у экипажа сломался маслоохладитель, а потом французы зацепили «Воина пустыни», багги экипажа из Казахстана, застрявшего за гребнем дюны.

У Борис Гадасина, который недавно одержал победу в домашнем раллирейде «Шелковый путь — 2012», гонка тоже складывалась нелегко: в первые два дня прототип ехал на семи цилиндрах вместо восьми. Но как только эту неисправность устранили, он показал, на что способен: по результатам третьего дня отставал от Шлессера всего лишь на 5 мин.

Карты смешал самум

Потом прокатилась буря и раскидала лидеров по турнирной таблице. Первой ее жертвой стал Халифа аль-Мутайвей. «На самом деле это не ошибка, — объяснил штурман араба Энди Шульц. — Это больше похоже на ловушку. Ты видишь, что можешь уйти влево или вправо, и должен принять решение за долю секунды. Слева было мягко, и мы застряли, а справа — тверже, и Жан-Луи спокойно пронесся мимо. Но пока не проедешь по выбранной траектории, не поймешь, насколько проходимо это место».

Мелочь повлекла за собой достаточно серьезные последствия: пока Энди откапывал MINI, Жан-Луи уверенно одержал победу дня. Третьим шел Делаэ на MD Rallye Buggy, которого неотрывно преследовал Гадасин. Но и у россиянина маленькая поломка вылилась в большую неприятность. Сломался кронштейн водяной помпы, и двигатель закипел быстрее, чем вода для моего утреннего кофе. Медленно и печально экипаж отправился назад. В итоге — ночь в пустыне и опоздание на старт последнего СУ...

Но это была не самая важная новость. За более чем 20-летнюю историю участия в ралли-рейдах еще ни разу у команды Шлессера не возникало проблем на техинспекции, а тут самая обычная проверка выявила, что установленный рестриктор не соответствует нормативам...

Эта дисквалификация принесла титул аль-Мутайвею в тот самый момент, когда он пересек финишную черту четвертого СУ. Ничем не рискуя, он мог бы проехать оставшиеся два спецучастка совершенно спокойно, но вместо этого спортсмен решил остановиться и поддернуть застрявший багги Делаэ. МINI не смог вытянуть багги вверх по склону и был вынужден сдаться. «Но тут появился Юн Митсухаши на «Лендкрузере» и вытащил меня наверх, как трактор!» — смеялся потом Делаэ. Сам Митсухаши подтвердил все сделанные ранее прогнозы, касающиеся борьбы в категории Т2. Японский пилот Toyota Auto Body лидировал с таким отрывом, что казалось, будто бы он выступает в своем собственном классе, а не в многочисленной группе «Продакшн». Четвертое, а потом пятое место в «Абсолюте» в течение гонки — это совершенно невероятный результат для автомобиля, у которого даже магнитола установлена в штатном месте.

В рамках «Ралли Фараонов» в этом году проходило еще одно соревнование — Dakar Challenge. Приз за победу в нем — бесплатное участие лучшей частной команды в самом «Дакаре».

Кто поедет на « Дакар»

Казалось, что эта награда достанется румынскому гонщику Костелю Касунину за рулем Mitsubishi Racing Lancer... до тех пор, пока тот не влетел в небольшую дюну на скорости 140 км в час. Сам Костель считает, что ему невероятно повезло: он практически не пострадал и в следующем году сможет сосредоточиться на более техничных европейских бахах. В результате желанный приз завоевал местный герой Тарек Эль Эриан, который ехал на яркооранжевом багги самого радикального вида, получившем название «Бэтмобиль». Он и станет первым египтянином, который примет участие в легендарном марафоне.

Под конец гонки среди победителей спецучастков побывали и всегда добродушный Мирослав Заплетал на своем Hummer H3, и вернувшийся в строй Режи Делаэ на багги, но, конечно же, все взоры были прикованы к альМутайвею, поскольку разочарованный, но настроенный философски Шлессер уехал домой до финиша.

Следующий этап Кубка мира FIA по ралли-рейдам состоится в Португалии. Там команде G-Force предстоит отчаянная борьба за победу в командном зачете чемпионата. Ну а что остальные? Кто-то поедет в Южную Америку за Граалем ралли-рейдов — «Дакаром». А кто-то все же решит закалять свой дух на Africa Eco Race, рейде, который пройдет в Сахаре, родине гонок на выносливость.

Лидеры абсолютного зачета
МестоЭкипажАвтомобильВремя
1Халифа аль-Мутайвей, Андреас ШульцMINI All423:30:47
2Режи Делаэ, Алекс ВинокMD Buggy+1:37:03
3Мирослав Заплетал, Мартон Мачей Hummer H3+1:58:50
4Патрик Сирейоль, Франсис-Хавьер БегинBuggy SMG+2:04:59
5Юн Митсухаши, Ален Гуеннек Toyota Land Cruiser +2:26:56

текст: Робб ПРИТЧАРД (Robb PRITCHARD)
перевод: Екатерина ДОБРОВОЛЬСКАЯ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты