Что значит иметь возможность заблокировать межколесные дифференциалы, бывалому джиперу объяснять не стоит. Это по крайней мере процентов на 20 повышает проходимость внедорожника. А если ведущая ось всего одна? Тогда принудительная блокировка может оказаться единственным средством продолжить движение.
О том, как выглядят наши дороги общего пользования где-нибудь километрах в пятистах от столицы, знают многие. И к сожалению, в ближайшее время эту печальную картину не исправить. Даже неплохого качества асфальт в наших климатических зонах имеет свойство исчезать под слоем снега или льда, а вроде бы прилично утрамбованная грунтовка после ночного дождика превращается в скользкий мыльный раствор.
Последствия «неожиданного» выпадения осадков тоже предсказуемы. В местном магазине закончится хлеб, сельчане (а иногда и горожане) не дождутся заказанной ими мебели, а владельцы полноприводных автомобилей и тракторов значительно поднимут цены на свои услуги. Но и это отнюдь не самое неприятное. Гораздо хуже, когда до больного не может добраться карета скорой помощи или отряд спасателей застревает на небольшой, казалось бы, горочке. Конечно, там, где подобные погодные коллапсы случаются периодически, все автомобили, как правило, оснащены полноприводной трансмиссией, но как порой бывает обидно, когда даже машине с колесной формулой 4х4, чтобы преодолеть метров 500 засадного участка, не хватает одного маленького усилия…
Взяли со стороны
В общем, решено: межосевая блокировка не будет лишней никогда. Наверное, так же думали конструкторы холдинга «Группа ГАЗ», внедрив с этого года принудительную блокировку дифференциала заднего моста в качестве опции для всего заднеприводного семейства «Газелей» и «Соболей» и как базовое оборудование для их полноприводных модификаций. Надо заметить, что решению о применении нового узла предшествовал долгий путь проб и поисков.
Несмотря на то что у Горьковского автозавода имеется большой опыт создания и производства собственных самоблокирующихся дифференциалов, от кулачкового механизма (аналогичного дифференциалу ГАЗ-66) было решено отказаться. Причины этого решения весомые: не самое дешевое производство, ухудшение управляемости автомобиля и повышение расхода топлива. Изучив рынок предложений и проведя массу переговоров, выбор остановили на изделии компании Eaton.
Надо сказать, что фирма, центральный офис которой находится в Бразилии, уже давно занимается проектированием и изготовлением подобных механизмов для техники самого различного назначения, начиная от легковых автомобилей и заканчивая тяжелыми тракторами и карьерными самосвалами. А ее репутация на этом и многих других поприщах безупречна практически на всех рынках мира.
Все предусмотрено
Дифференциал Elocker, рожденный специально по заказу «Группы ГАЗ», получил принудительную электрическую блокировку, и при этом он взаимо заменяем со свободным штатным дифференциалом для автомобилей семейства «Газель Бизнес». Принцип работы совсем не сложен: при движении по твердым поверхностям он функционирует точно так же, как любой свободный дифференциал. В случае необходимости после нажатия клавиши, расположенной на центральной панели автомобиля, электромагнитные катушки сдвигают кулачковый механизм, блокирующий одну боковую шестерню, и происходит 100-процентная блокировка дифференциала.
Предусмотрена и «защита от дураков»: активируется блокировка на скоростях до 5 км/ч и автоматически отключается после достижения 40 км/ч. Есть и еще одно преимущество дифференциала Elocker. В отличие от штатного механизма зубья его шестерен не нарезные, а кованые, что вселяет надежду на очень долгий срок службы даже с повышенными нагрузками. Да и сами создатели дают гарантию на необслуживаемый агрегат в 100 000 км — т.е. точно столько же, сколько и на сам автомобиль. И еще один очень приятный момент: стоимость опции составляет всего 12 000 руб. Причем тем, кто желает установить блокируемый дифференциал на уже купленный грузовичок, достаточно обратиться в фирменный автосервис ГАЗа и интегрировать узел в свою машину за ту же сумму.
Что касается планов, то уже в этом году с конвейера Горьковского автозавода должно сойти не менее 30 000 «Соболей» и «Газелей» с дифференциалом Elocker производства компании Eaton в редукторе заднего моста.
Проверено на себе
«А сейчас встаем и пытаемся тронуться», — дает очередное указание инструктор. Обычная заднеприводная «Газель» застыла на 10-процентном подъеме испытательных дорог автополигона НАМИ. Под колесами левого борта — сухой и чистый асфальт, под правыми — щедро смоченное водой базальтовое покрытие, у которого коэффициент сцепления чуть ли не меньше, чем у голого льда. Кузов абсолютно пустой. Таким образом, созданы самые неблагоприятные условия, в которых могут оказаться водители коммерческих грузовиков. Ну что же, пробуем трогаться, благо установленный под капотом турбодизель Cummins и весьма информативное сцепление позволяют почти ювелирно дозировать тягу на ведущих колесах. Но как бы нежно ни подавался крутящий момент на заднюю ось, результат оставался неизменным: правое колесо каждый раз срывалось в пробуксовку. «А теперь включаем блокировку дифференциала». Нажатие на кнопку, и «Газель» практически без пробуксовок начинает движение.
Следующее испытание имитировало еще одну вполне типичную для отечественных направлений ситуацию. Грунтовая дорога ныряла в ложбинку, дно которой представляло собой участок водно-грязевой смеси длиной метров 150. Конечно, опытный водитель попробовал бы преодолеть это место ходом, и вполне возможно, что это у него получилось бы. Но наши наставники не ищут легких путей, и «Газель» застывает в самой неудачной для дальнейшего продолжения движения точке. И снова тот же результат — непродуктивное перемалывание грунта в варианте со свободным дифференциалом и беспроблемное преодоление участка после активации механизма его блокировки.
Пожалуй, кульминационное упражнение было выполнено уже на автомобиле «Соболь». Достаточно крутой заезд на эстакаду, где один из трапов представлял собой дорожку с крутящимися роликами. Нужно ли говорить, что с заблокированным дифференциалом въезд на пьедестал не составил ни малейшего труда?
Напоследок напомню, что Elocker с этого года входит в штатную комплектацию автомобилей «Газель» и «Соболь» с колесной формулой 4х4. А вот насколько блокировка диффернциала смогла повысить их проходимость, постараемся проверить в следующий раз.
текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Михаил МИХАЙЛОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.