Наш корреспондент провел целый день, гуляя по цехам в сопровождении главных инженеров завода и холдинга, знакомясь с новым оборудованием и технологиями производства «Веломоторс».
Все начиналось в 2008 году, когда руководство известного производственного объединения «Веломоторс» приняло решение выкупить разоренный завод в городке Жуковка Брянской области. Завод давно не действовал, и состояние его цехов можно было охарактеризовать всего двумя словами: «полная разруха». План модернизации включал в себя как строительство новых цехов, так и глобальное обновление оборудования. Общая сумма запланированных инвестиций составляла ни много ни мало 20 000 000 евро, и половина этих денег была освоена уже в 2008—2010 годах. Хочется отметить одно немаловажное обстоятельство: заграничные инвесторы в этот проект не привлекались. В результате столь масштабных вложений первый квадроцикл сошел с конвейера уже летом 2009 года. Но изза недостатка действующих производственных мощностей многие комплектующие и материалы приходилось заказывать на стороне, в том числе и за границей. Это существенно удорожало конечную продукцию. Больше всего денег высасывала покупка труб для изготовления рам квадроциклов и велосипедов, так что запуск собственного трубопрокатного производства стал совершенно логичным шагом. Теперь весь цикл работ по изготовлению рамных конструкций происходит непосредственно на заводе, а у специалистов «Веломоторс» есть все основания для заверений, что в ближайшее время цена на изделия не только не будет повышаться, а наоборот, даже несколько снизится.
Выставка достижений
Осматривая заводские цеха, я не мог отделаться от ощущения, что нахожусь на Выставке достижений народного хозяйства. Чистые цеховые пролеты, новейшее оборудование ведущих мировых производителей... И если бы не готовые двух- и четырехколесные транспортные средства, сходящие с конвейера прямо на моих глазах, я мог бы подумать, что это выставочные образцы. В моем сознании отечественное производство всегда ассоциировалось со станками, вывезенными из Германии в порядке репараций, краснолицими рабочими и грязными цехами. А тут — просто XXI век в действии! Полы в цехах обработаны специальным составом, благодаря которому бетон не дает пыли, легко моется и видом своим больше похож на ламинат, нежели на цемент. Работники — молодые мужчины и женщины с живыми и осмысленными лицами. (Как я выяснил позднее, директор завода лично проводит собеседование с каждым нанимаемым сотрудником.) Станки с программным управлением вполне малогабаритные и современные. Например, в одном заготовительном цеху расположен трубопрокатный стан, рассчитанный на производство электросварных прямошовных труб диаметром от 16 до 50 мм производительностью 90 м в минуту. В том же цеху находится оборудование для резки и формовки, а на оставшейся площади умещается еще и комплекс по отливке изделий из пластика. Кстати, к цеху подходят рельсы железной дороги, так что разгрузку сырья можно производить непосредственно из вагонов. Глянешь на такое великолепие — сердце заполнит радость, и захочется сказать пусть избитую, но точную фразу: «Можем же, когда захотим!».
Мне показали новое оборудование для алюминиевого литья. Иностранные инженеры, осуществлявшие монтаж, уже уехали, и около станка хлопотали технолог завода и мастер. Некоторое время я как завороженный наблюдал за тем, как из жидкого металла за считанные секунды рождается сложная деталь.
Конвейер для ATV
Самое яркое впечатление на меня произвел сборочный цех. Сборка начинается с нанесения VIN-кода на раму и заканчивается упаковкой готовой техники в металлические или деревянные каркасы, которые изготавливаются здесь же, на заводе. В цехе трудится больше ста человек. На ленту ставится рама будущего мотовездехода с уже установленным в этом же цеху силовым агрегатом, подвеской и тормозной системой. Все остальное монтируется непосредственно на конвейере в несколько этапов. Со стороны процесс выглядит очень эффектно: будущий мотовездеход подъезжает к очередной сборочной ступени и его сразу же облепляет несколько человек, каждый из которых быстро и аккуратно выполняет свои операции. За несколько десятков метров движения на конвейерной ленте рама с мотором превращается в новый полностью укомплектованный квадроцикл, который, пройдя зону контроля качества, своим ходом уезжает на расположенный в этом же цеху стенд диагностики и настройки. Всесторонне проверенный мотовездеход отправляется на площадку хранения готовой продукции и занимает свое место среди машин, ожидающих отправки к дилерам по всей стране. Так же происходит сборка мотоциклов и скутеров, которой я не уделил должного внимания, поскольку она выходила за рамки формата нашего журнала.
Снегоходам быть!
На заводе уже налажено производство снегоходных рам и в ближайшее время будет запущен полный цикл производства снегоходов. Построен литейный цех по производству пластиковых деталей методом ротоформовки. В матрицы насыпается измельченный полимерный материал. За счет центробежной силы полимер равномерно распределяется по стенкам матрицы, после чего нагревается в специальной печи. В этом же цеху в данный момент монтируется оборудование для производства мягких элементов конструкций снегоходов и квадроциклов. Первый предсерийный образец утилитарного снегохода должен сойти с конвейера одновременно с выходом этого номера журнала, а серийное производство планируется наладить уже весной 2013 года. Тогда же модельный ряд пополнит новый мотовездехода Stels с двигателем 600 см3.
Модернизация Жуковского завода продолжается: идет строительство нового цеха, закуплено оборудование для конструкторскодизайнерского центра. Но самое главное — в ближайшем будущем руководство завода планирует наладить собственное производство двигателей и продукция завода станет отечественной на 100 %.
Я, закончив прогулку по заводу, говорю спасибо руководству компании «Веломоторс» за предоставленную возможность собственными глазами увидеть, как создаются отечественные мотовездеходы марки Stels.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: фирма-производитель и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.