Здесь и холодную росу по утрам, и свежий ветер в лицо заменяет пыль. Здесь нельзя прикоснуться к мягкой траве руками так, чтобы не испачкать их белым, как будто маляры обсыпали все вокруг известью. Куда бы ты ни сел — везде будет пыль и известняк. Воды здесь тоже нет, но эти места прекрасны. Это — другая земля. Мы снова здесь. В Мангистау. На плато Устюрт.
Из Уфы мы выехали тремя машинами ровно в полночь и к утру были на границе с Казахстаном. На КПП — никого. Оформляем местное ОСАГО на 2 недели по 600 руб. за машину и выдвигаемся в направлении Уральска. Там за час получаем регистрацию, долго не можем поменять деньги и в итоге покидаем цивилизацию только в час дня. На трассе останавливаемся пообедать в шайхане (так здесь произносят более привычное нам слово «чайхана»). Одному из моих спутников шурпа почему-то показалась несъедобной, но он ее не выбросил, а запасливо сложил в термос.
Первый ремонт
Через час от одного из наших уазиков начинает валить белый дым — пробило прокладку головки блока цилиндров. Прямо на дороге ремонтировать невозможно — ветер такой, что ключи с отвертками из рук вырывает. Заезжаем за деревья, чтобы спрятаться от ветра, и в течение восьми часов меняем прокладку. Долго не могу настроить фазы зажигания. В два часа ночи все же трогаемся с места, но холостые обороты мотор попрежнему не держит. Я не спал уже 66 часов. Как зомби, выезжаю на трассу, но понимаю, что сейчас усну за рулем. Мы встаем где-то в степи недалеко от дороги, и после рюмки коньяка я сладостно проваливаюсь в забытье.
Утро ко мне пришло в одиннадцать. Хмурое небо и редкие капли. Остальные еще спят. Начинаю опять потрошить уазик. Через час нахожу причину неисправности, появляются холостые, и все работает. А дождь усиливается. Быстро собираемся и успеваем выскочить на дорогу. Где-то вдалеке люди пытаются толкать легковушки. Поздно…
Идем на Атырау. По пути взрывается термос с забродившей шурпой. (Видно, не зря она вызывала подозрения! Но мы-то съели — и ничего...) Ну и вонища… Отстаем от намеченного плана на сутки. Видимо, придется чем-то пожертвовать в будущем. Сегодня у нас перегон Кульсары — Бейнеу — Сай-Утёс — сор Тузбаир. В Кульсарах заливаем все канистры. В Бейнеу доливаемся, еще что-то докупаем. Отсюда начинается знаменитый зубодробительный грейдер протяженностью 180 км. Здесь понимаешь буквально, что такое дорога, уходящая в горизонт.
У одной из машин накрывается вискомуфта вентилятора охлаждения, и уаз начинает греться. Блокируем ее болтами и стяжками.
Это не опечатка, несмотря на то что устюртского языка как такового нет. В ходу там казахский и русский, иногда туркменский, узбекский и каракалпакский. Но в нашем тексте встречаются такие слова и названия, которые жителю большой России не всегда понятны.
Словом «сор» там называют не мусор, как у нас, а соляные болота. (Туркмены то же самое называют «шор».) Причем писаться оно может не только перед названием, но и после — через дефис. Например, «сор Тузбаир» или «Тузбаир-сор». «Чинок», или «чинк» — это вертикальные очень высокие обрывы плато. Его аналог в русском языке (правда, не совсем полный) — уступ.
Слово «такыр» в своей основе имеет тюркский корень, означающий «гладкий, ровный, голый». Так в пустынях и полупустынях Приаралья называют форму рельефа, образуемую при высыхании засолённых (такырных) почв и имеющую ровный, но сильно растрескавшийся вид. В США подобные почвы называют испанским словом playa (кстати, то же, что «пляж») или английским salt flat (буквально — «соленая равнина»), а в арабских странах — «сабха».
Сорные эмоции
В Сай-Утёсе уже в темноте нас ждет заправка. По АЗС ползают жуки-скарабеи размером с теннисный мячик — видимо, сказались последствия гремевших тут 40 лет назад подземных ядерных испытаний. Опять доливаемся до верха и уходим в степь. В кромешной тьме едем на сор Тузбаир, находим уступ и встаем на ночевку. Сегодняшняя ночь прекрасна — стометровым чинком земля падает от палаток в пустоту.
Счастье рядом. Я вылез из палатки и от удовольствия зажмурил глаза. Не-ет, это не сон. Это Устюрт. Местные контрасты впечатляют. Огромный « Патриот» сиротливо смотрится на краю чинка маленькой, меньше муравья, точкой. Поколесив по плато, мы спускаемся вниз. Едем вдоль чинков. Сегодня прекрасный день: пески, барханы, такыры и полное отсутствие людей.
Впрочем, иногда среди песков попадается то, что здесь называют жильем. Со временем одной из наших машин — «Тагеру» — становится тяжелее. «Замечательные» корейские конструкторы сделали «отличную» траверсу коробки передач, которая прекрасно грейдирует даже незначительную колею.
Иногда чинки просто бесподобны. Такыр вдоль чинка позволяет выжать из машины все что можно. Идеально ровная поверхность, в лучших традициях американских соляных озер. Здесь все необычно. Лошади уходят в небо. И барханы забавные. Песок очень мелкий и плотный, колеса с трудом крутятся, и если машина «садится», то, видимо, навсегда…
Пустынные горы
Мы продолжаем нестись через барханы и песок. Иногда бархан обрывается и машина падает вниз, как в американских горках. А вот и горы появились. Невысокие, но на фоне пустыни они смотрятся впечатляюще. Перед нами гора Бокты. Несмотря на высоту всего 152 м, она просто исполинских размеров! Этот «слоеный пирог» намывался миллионами лет. Поднимались вверх по очереди, на пониженной передаче. Было страшно. И все же мы едем дальше. Дорога ведет вдоль обрыва. Вдали — долгожданное урочище Босжира.
Проехали к одному из останцов и встали лагерем. Сегодня у нас полноценный вечер. В программе — отдых с коньяком. Сегодня небо Босжиры только для нас, и я наслаждаюсь тишиной и величием этих мест.
Утром решаем съездить одной машиной во впадину Карын-Жарык, являющуюся разделом между плато Устюрт и полуостровом Мангышлак. Машина мягко несется по барханам. Попадаются отличные такыры, гладкие, как обеденный стол, но иногда колея разбита так, что все летает по салону.
Впадина Карын-Жарык показалась издалека и внезапно, когда на очередном подлете над барханом вдали засветились громадные останцы. Но ехали до нее еще долго. Расстояние все никак не хотело сокращаться, и если бы не тряска машины, казалось, что стоим на месте.
Назад едем немного быстрее. Неожиданно выяснилось, что не все взяли с собой документы, а на горизонте — военная база.
Ночная гонка
Ввиду того что экипажу «Тагера» уже надо возвращаться домой, решаем ехать на Бейнеу сегодня же вечером, чтобы пройти хотя бы часть из остающихся 350 км. И хорошо бы проехать из них хотя бы верст 100. Итак, нас ждала безумная ночная гонка через степь. И знаете — это было действительно здорово…
Десятки колей сходились и расходились, как железнодорожные пути на крупной узловой станции. Мы давили на «гашетки», и наши джипы легко делали «сотню» в кромешной тьме. Из идущих сзади машин не было видно ничего, кроме столба пыли и ярких огней кормовой «люстры» моего уазика. Мы проскакивали обрывки чинков, огромные такыры и заросли саксаула. Это было, как в какомто фантастическом аттракционе: неподвижные звезды висели над головой, а педали были «вжаты в пол».
И когда все устали, на одном из такыров мы, как заправские стритрейсеры, стартанули в одну линию на дистанцию в два километра (и на бутылку коньяка). Наверное, с высоты это смотрелось захватывающе. Гонку через ночь я, наверное, не забуду до конца своей жизни.
На следующий день поднялись поздно. Место отличалось изрядной живописностью — на 360 градусов горизонт был как мерная линейка. К обеду я даже немного пожалел, что выбрал именно этот путь. Пылища, бесконечность горизонта, и полная неизведанность. Однако это компенсировалось отличным качеством колеи, в которой, правда, немного тонул «Тагер». Я ехал и удивлялся: эта кажущаяся безлюдной территория совсем не безлюдна. Или, по крайней мере, раньше не была таковой. Повсюду встречались остатки разрушенных сооружений, старые некрополи и могилы…
На одном из великолепнейших такыров мы столкнулись с чудом пустыни — миражом. Температурный датчик в бампере даже на ходу выдавал 58 градусов. Уровень пыли зашкаливал. У моего «Патриота» начали сифонить задние уплотнители, у другого уаза все еще хуже. После обеда в поселке Аджигит мы расстались с «Тагером» — он направился на Бейнеу и далее домой. А мы снова ушли в степь — к Аральскому морю.
Путь к Аралу
Мы шли через барханы и всюду видели одно и то же: раньше здесь жили люди. Нам, городским жителям, трудно понять не только, как здесь можно жить, но и зачем здесь вообще селиться.
Недалеко находится сор Сам. Решаем заехать. Сор этот громаден. Настоящая соль в чистом виде! А вот двигаться обратно по своей колее было ошибкой: моя машина стала закапываться. Я схватился за рацию, но было уже поздно — оба уазика плотно сидели. Мы собрали все удлинители и с трудом, цепляя одну машину за другую, выбрались из ловушки. Но отъехали недалеко — отвалился глушитель.
Остановились, закрепили глушитель, но шум не пропал. Оказалось, что лопнула рессора. До Арала оставалось 120 км; от Аджигита прошли 180. Речи о продолжении маршрута и быть не могло: вырвет мост — всё. Дикий ветер, пыль, абсолютно черное небо… и такое же настроение. На ночь встали в каких-то зарослях.
О пользе саксаула
С утра только сели завтракать — прямо через заросли на нас несется, ломая саксаул, «Урал» с пограничниками. Оказывается, нас засек патруль и решил, что мы контрабандисты. Недоразумение уладили довольно быстро.
После завтрака свалили единственный в обозримых пределах высокий саксаул. Болгаркой выпилили проставку, закрепили ее ремнями и поехали потихоньку. Километров через 60 поняли, что идея взять саксаул с собой была очень правильной: лопнула вторая рессора… Привычно выпилили еще одну проставку. Забегая вперед, скажу, что конструкция эта выдержала 1600 км до Уфы, причем по трассе мы иногда разгонялись до 90. На десятый день после обеда были дома.
И все же замечательно прокатились! Мы были там, где вдаль можно только смотреть, но нельзя доехать. Мы видели бескрайние просторы, где, несмотря на три постоянных цвета, все по-сказочному цветное. Это место, где всего так мало, что совершенно непонятно, как там можно жить, но именно поэтому жизнь там вызывает восхищение. Это место, где теряются все прежние представления о расстояниях и масштабах: можно часами ехать «вон до той маленькой горки» и в конце концов поразиться тому, насколько она огромна. Это место, где удивление так же бесконечно, как и уходящая вдаль стена чинков. Где радость от увиденного так же огромна, как исполины Карын-Жарыка. Это одно из немногих мест, где нет людей. Это Устюрт.
Несмотря на то что плато Устюрт находилось фактически в самом центре некогда огромной страны под названием СССР, изучено оно было не очень хорошо. Например, так и не было достоверно установлено, где именно между Уралом и Каспием проходит граница Европы и Азии. Этот пробел решили в 2010 году восполнить ученые из Русского географического общества, проведя экспедицию с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение этой границы в Казахстане. Участники экспедиции установили, что южнее Златоуста Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько параллельных хребтов, а еще южнее горы постепенно сходят на нет, тогда как именно Уральский хребет (вернее — его восточное подножие) традиционно является ориентиром для проведения линии размежевания. По мнению участников экспедиции, реки Урал и Эмба также не являются естественными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Экспедиция пришла к предварительному выводу о том, что наиболее разумным представляется проведение границы между Европой и Азией по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины. Конечной точкой границы этой равнины и всей Европы на юге является низменная морская равнина, располагающаяся у северного подножия хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.
До настоящего времени мнение российских и казахстанских ученых, участвовавших в указанной экспедиции, не было рассмотрено Международным географическим союзом.
текст: Алексей ТУЛУПОВ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.