Сильный порывистый ветер, дующий со стороны пересохшего озера Минз-Лейк, разносил над лагерем объявления комментатора и облака пыли. Вдалеке через пустынную равнину тянулось два пыльных шлейфа, похожих на инверсионные следы пары реактивных истребителей. Это Робби Гордон вел отчаянную борьбу с висящим у него на хвосте Шенноном Кэмпбеллом. С момента старта прошло всего полчаса, а в штаб гонки уже пришли сообщения о переворотах и взорвавшихся моторах. Мы находились в Джонсон-Вэлли, в местах, где проходила седьмая по счету гонка King of the Hammers, — гонка, ставшая уникальным явлением в мире автомобильного спорта. И все шло к тому, что в этом году схватка за звание «Короля массива Хэммерс» будет жестокой, как никогда ранее.
В конце 1990-х мир автомобильного спорта в США испытал настоящее извержение энтузиазма, связанное с рождением рок-кроулинга. Эти соревнования были наполнены действием и динамизмом, но им все же не хватало того напора адреналина, которым славились « Дакар» или « Баха 1000». Рок-кроулинг взрослел, технологии совершенствовались, росли и возможности спортсменов. Им становилось тесно в рамках существующего формата. Пилоты желали не просто штурмовать препятствия — им хотелось скорости. В итоге в 2007 году небольшая группа энтузиастов решила провести соревнование, сочетающее в себе техничность рок-кроулинга с азартом пустынного ралли-рейда. Так родилось соревнование по имени King of The Hammers (сокращенно — KOH).
Имена в шляпе
Первая гонка прошла очень скромно. В ней участвовало 13 экипажей, а присутствовала при этом горсточка зрителей.Однако слух о новом и очень интересном формате распространился в автоспортивной среде со скоростью пожара в прерии, так что в течение следующих шести лет число участников росло по экспоненте. Небольшой палаточный лагерь превратился в настоящий город, теперь известный как Хэммертаун, а однодневная покатушка стала недельным феcтивалем, собирающим элиту мирового автоспорта. Репортажи о гонке публикуются по всему миру, в 2013 году в ней приняли участие экипажи из Австралии, Японии, Италии, Мексики, Бельгии и ряда других стран. На бумажках, брошенных в шляпу для жеребьевки, значились такие громкие, овеянные славой пыльных трасс « Баха 100» и овалов NASCAR имена, как Робби Гордон, Би Джей Болдуин, Курт ЛеДюк, Шеннон Кэмпбелл, Ти Джей Флорес.
Дуэль на выбывание
Правила гонки очень просты (хотя, безусловно, каждый участвующий в ней автомобиль должен точно соответствовать объемистому техническому регламенту): нужно следовать трассе и ехать по ней как можно быстрее. В основной гонке в этом году участвовали 129 экипажей, причем для 115 из них места на стартовой решетке были зарезервированы заранее. Они получили право участвовать в King of the Hammers «по совокупности заслуг» в других соревнованиях и гоночных сериях, кроме того, на старт без всяких дополнительных условий были допущены все гости из-за рубежа. Что же касается остающихся 14 мест, то право на них было разыграно в квалификационных заездах, получивших название «Квалификация последнего шанса». Но не надо думать, что в квалификационных заездах участвовали только не имеющие спортивных регалий претенденты. На старт квалификационных заездов вышли все. Просто для одних спортсменов квалификация была ковбойской дуэлью на выбывание в лучших традициях Дикого Запада, а другие оспаривали лишь номер на стартовой решетке.
За два последних года в битву за звание «Короля массива Хэммерс» включились новые классы. Сначала появились участники на UTV и мотоциклах, а в 2012 году компания 4 Wheel Parts начала проводить в рамках соревнования гонку «Всеобщий Челлендж Смиттибилт». Концепция этой гонки вполне соответствует названию: участие в ней может принять любой желающий. На старт выходят два класса: Pro Comp Stock (стандартные заводские автомобили) и Rubicon Express Modified (стандартные модифицированные автомобили). Честно говоря, победить в этой гонке ничуть не легче, чем в основной, в которой участвуют преимущественно прототипы класса Ultra 4. Например, в этом году из 60 стартовавших экипажей финишировать, уложившись в зачетное время, смогли лишь шесть.
Большая пятница
Главная гонка King of The Hammers по традиции называется «Большая пятница», потому что она проходит именно в этот день недели. На этот раз ее трасса представляла собой три отдельных петли общей протяженностью около 200 километров. На первый взгляд не так уж много, но если учесть, что порядка 60 километров маршрута проходило по скальным каньонам, усыпанным огромными валунами, становится ясно, почему клетчатый флаг финалиста увидели не более четверти стартовавших экипажей. На прохождение дистанции отводилось 14 часов, но тем гонщикам, кто реально боролся хоть за какой-то результат, стоило уложиться в 11 часов, а тем, кто претендовал на подиум, — в 8. После взмаха зеленого флага, означающего начало гонки, участникам разрешалось помогать друг другу на всем протяжении дистанции. Но их механики могли оказывать помощь исключительно в главной сервисной зоне в Хэммертауне и в нескольких дополнительных пунктах.
Хэммертаун
На заре своего существования Хэммертаун представлял собой горстку палаток, несколько стоящих рядом мангалов да пару десятков припаркованных джипов. Хэммертаун образца 2013 года — это настоящий город с освещенными в ночное время улицами и площадями. Эти улицы носят хорошо знакомые каждому поклоннику офф-роуда названия, например, проспект Warn, бульвар ARB, аллея Nitto или проезд Dynatrac.
В огромных палатках, похожих на шатры цирков шапито, разместились выставки и представительства производителей внедорожного оборудования, помещения для совещаний и пресс-конференций, мастерские. Здесь представлены практически все компании, чьи имена пользуются известностью во «внедорожном» мире. Но за пределами полотняного даунтауна на многие мили раскинулось море пригородов, состоящих из тысяч трейлеров, кемперов, тентов и туристических палаток. В этом году количество зрителей, съехавшихся в Калифорнию посмотреть на гонку, всего за несколько лет ставшую культовой, составило около 30 000 человек.
Развязка
Очень трудно поведать обо всех перипетиях спортивной борьбы на трассе «Большой пятницы». Наверное, это и не нужно. Фотографии расскажут о драматизме этой схватки гораздо интереснее. Лучший результат среди гостей из-за рубежа показал австралиец Бен Напир, прибывший к финишу пятым, — серьезный прогресс по сравнению с прошлым годом, когда Бен был 16-м. Успешнее, чем в прошлом году, выступил и итальянец Фабио Манно, переместившийся с 37-й на 22-ю строчку итоговой таблицы. А вот «псы пустыни», легенды « Баха-1000» и других ралли-рейдов, обладатели громких гоночных фамилий, таких как Гордон, Флорес, ЛеДюк и Болдуин, так и не сумели дойти до финиша.
King of the Hammers не зря называют самой безумной гонкой планеты. Популярность этого соревнования в мире понемногу подтягивается к славе «Дакара», хотя KOH, конечно же, короче. Но в этой схватке за корону «Короля массива Хэммерс» гонщики 90% времени тратят на то, чтобы преодолеть экстремально сложные скальные участки, протяженность которых не превышает 10% общей длины трассы.
В общем, если у вас есть сила духа, подходящий спортивный автомобиль, который вы не боитесь поломать, и команда друзей, готовых оказать вам поддержку, — милости просим на старт King of the Hammers. Организаторы КОН говорят вам прямо и недвусмысленно: «Привозите машину, а уж место на старте мы вам гарантируем». Вам стало интересно? Тогда зайдите на официальный сайт гоночной серии Ultra 4, главным этапом которой с недавнего времени является битва за звание «Короля массива Хэммерс». Адрес очень простой:
текст / фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.