Снежный ход

Путешествие к заброшенному храму

Недействующий монастырь на севере Ярославской области многократно посещался представителями различных внедорожных клубов, и Немодный клуб вот уже во второй раз отправился в это путешествие.

Нашей поездке предшествовали обильные снегопады, поэтому к участникам похода были предъявлены жесткие требования: размер колес на машине — от 33 дюймов, более чем желательны зимние шины и лебедка. Так под комментарии раздосадованных владельцев стандартных внедорожников собралась кучка-могучка из восьми машин. Арьергард колонны в составе трех автомобилей выехал пораньше и добрался до съезда с чищеной дороги одновременно с заходом солнца. Мы решили попробовать проехать часть пути сегодня же. Стравили колеса до половины атмосферы, сцепили тросом флагманские машины и выехали на поле. Толща снега более чем метровой глубины сопротивлялась нашим внедорожникам изо всех сил. Довольно быстро стало понятно, что никуда мы сегодня не проедем. Посему вернулись обратно на грейдер и накатали себе съезд на опушку леса, где и расположились лагерем

Тем временем похолодало, и трасса покрылась наледью. Припозднившимся участникам поездки пришлось туго. Так что к обозначенному времени старта субботним утром мы недосчитались половины экипажей, которые медленно продвигались в нашу сторону по обледеневшей дороге, периодически делая остановки, для того чтобы извлечь из кюветов слетевшие в них легковушки. Мы решили не ждать опаздывающих и выдвигаться на маршрут.


Исакова пустынь

Учетная карточка с сайта «Храмы России»:
Исакова Рождество-Богородицкая женская пустынь. Монастырь основан старцем Ефремом у места явления в 1659 году чудотворной Исаковской иконы Рождества Богородицы. Официально открыт в 1662 году. Первоначально мужской, на протяжении истории был небогат и малолюден. В 1900 году преобразован в женский. Ограда с башнями, корпуса келий и многоярусная колокольня в русско-византийском стиле сооружены в XIX веке. Закрыт в 1920-х. Основная часть построек сохранилась, сейчас пустует. В 2006 году строения переданы РПЦ, в 2009-м в пустыни поселились постоянные жители.
Примечание: постоянного населения в пустыни нет уже много лет.


Шаг вперед, два шага назад

Исакова пустынь — это полуразрушенный монастырь близ давно брошенного села почти на самой границе Яро­славской и Вологодской областей. Туда можно добраться по двум дорогам: через село Кукобой — с юга, и со стороны деревни Воздвиженское — с севера. В прошлый раз мы пробовали пробиться с юга, снега было немного, но грязь еще не замерзла, да и лед на лужах был слишком тонким, чтобы удержать вес машины. Потратив весь световой день на 400-метровый отрезок пути, мы повернули назад и, заложив петлю по асфальту в 50 километров, зашли со стороны Вологодской области. Эта дорога оказалась полегче, и уже через несколько часов мы добрались до места.

Памятуя прошлогодний опыт, на этот раз мы сразу поехали с севера. От пустыни нас отделял восьмикилометровый участок снежной целины

За пару часов прошли от силы 200 метров. Стравились до 0,3 атмосферы, ехать стало повеселее, но ненамного. Простой арифметический расчет показал, что на пробивку уйдет несколько дней. Но в рукаве был припрятан козырной туз. Пока мы безрезультатно боролись со снегом, подтянулись опоздавшие, они остановились на чищеной дороге и начали спускать колеса, а Андрей «Ренжер» и Юра «Миксер» тем временем устанавливали на пикап гусеничные движители. И вот во главе колонны встал Ford Андрея и со скоростью бегущего человека начал пропахивать колею. Но даже по следам гусениц ехать получалось с трудом — и это на зимних покрышках размерностью 35 дюймов, практически не содержащих в себе воздуха! Тогда мы изменили тактику. Наша гусеничная боевая машина сначала пробивала дорогу, потом возвращалась, встав вразрез своей колее, и приминала снег на межколейке, а затем снова возвращалась в прежнюю колею и трамбовала ее. По такому «хайвею» мы понеслись на всех парах, иногда скорость нашей «восьмидесятки» доходила до «запредельных» десяти километров в час. С нами цугом шла «стопятка» на аналогичных зимних шинах Yokohama, правда, чуть поменьше размером, чем у нас. Машины были сцеплены тросом и страховали друг друга. Когда мы подсаживались, нас выдергивали назад, когда садилась «стопятка», мы сдергивали ее вперед. Наши Land Cruiser медленно, но верно двигались к цели, то и дело отползая назад на десяток метров по своим следам, чтобы ходом пробить себе еще пяток метров вперед. А уже в нашей колее боролись со снегом идущие следом, то и дело дергая машины тросами и вытягивая лебедками. Только гусеничный Ford Ranger катался по снежной целине, не проявляя никакой склонности к застреванию (с подробным рассказом об этом внедорожнике вы можете озна­комиться на страницах 8–93 этого номера в рубрике «Тонкая настройка» «Рейнджер в лаптях»).

На преодоление двух третей пути, пролегающих по полю, у нас ушел весь световой день, и уже в сумерках мы добрались до леса. «Гусянки» пошли вперед пробивать дорогу дальше, а мы тем временем плотно засадили «стопятку» в ручье. Машина продавила снег и ушла левой стороной в воду. Пока мы исполняли танцы с тросами и лебедкой у застрявшего внедорожника, стемнело окончательно. Силы были на исходе, но за счет менее глубокого снега в лесу поехалось быстрее, и уже через пару часов мы выбрались на опушку у брошенного села Исаково. Разбили лагерь и, поужинав на скорую руку (посиделки продолжались не больше двух часов), отправились спать.

Очень приятная неожиданность

Утром мы позавтракали фирменной яичницей «Немодного клуба», традиционно состоящей из трех десятков яиц, лука, сала, нескольких банок тушенки и всего съедобного, оставшегося с ужина. Собрали лагерь и выдвинулись на маршрут. Точнее, попытались выехать, но не преуспели в этом. Принявшее вчера «ванну» заднее левое колесо машины Ярослава крутиться отказалось наотрез. «Вскрытие» показало, что внутренний объем колесного диска превратился в ледяной монолит. С помощью горелки, монтировки и советов двух десятков человек мы довольно быстро устранили обледенелость и вернули машине былую подвижность.

Через полчаса мы были у разрушенного монастыря в Исакове. В прошлом году здесь обитали две монахини, тогда мы не застали их на месте и просто оставили привезенные продукты на крыльце. В этот раз нам снова не повезло — зимующая в этом году в одиночестве матушка отсутствовала.

Но все же нас ожидал очень приятный сюрприз — мы обнаружили прочищенную бульдозером дорогу, ведущую в направлении села Кукобой. По ней, почти как по трассе, мы довольно быстро добрались до села и оставили привезенные продукты у настоятеля Спасского собора. После чего с чувством исполненного долга отправились в обратный путь.


Спасский собор

В 180 км от Ярославля, на самой границе с Вологодской областью, на берегу реки Ухтомы находится село Кукобой. Странные для слуха названия обязаны своим появлением некогда населявшим эти земли финно-угорским племенам. В переводе с древнесаамского «Кукобой» — «длинный ручей», а Ухтома — «река с волоком». В центре села расположился Спасский собор, заложенный в 1909 году на средства купца Ивана Воронина, который был родом из этих мест. Пере­ехав в Петербург, он стал одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин приехал в село и предложил землякам на выбор строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по лесам и болотам). Односельчане выбрали собор, который построили за неполные четыре года и освятили уже в мае 1912 года. После революции он был закрыт, в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. И только в 1989 году храм был возвращен верующим.


текст / фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты