Это рассказ о подготовке американского пикапа Ford Ranger, владелец которого не ограничился легким тюнингом, а превратил свою машину в настоящий гусеничный вездеход. При этом большинство работ он выполнил своими руками, следуя поговорке: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам».
Владелец пикапа, о котором пойдет речь в сегодняшней «Тонкой настройке», много лет занимался альпинизмом. Затем, как это нередко бывает, закрутили заботы деловой и семейной жизни, времени на увлечение юности не осталось, но тяга к странствиям и приключениям никуда не делась. Так появилась идея подготовки автомобиля для внедорожного туризма. Несмотря на отсутствие финансовых трудностей, Андрей не стал обращаться для постройки пикапа в какое-либо тюнинг-ателье, а разработал концепцию самостоятельно, под свои нужды и потребности. Большинство работ также произвел своими руками. В результате получился отлично сбалансированный внедорожник для туристических поездок, готовый как к большим пробегам, так и к тотальному бездорожью. Ford Ranger обзавелся полным комплектом внедорожного оборудования, начиная от лифта и лебедки и заканчивая гусеничными движителями российского производства. Этакий техасский рейнджер в русских лаптях.
Перечень вооружения
Пикап получил силовой обвес в виде переднего бампера от ARB и силовых порогов, заднего бампера и экспедиционного багажника, выполненных по собственным эскизам. Установили три лебедки: переднюю, заднюю и еще одну — в кузове для подъема гусениц. Также машина обзавелась дополнительным топливным баком, емкостью для питьевой воды, дополнительной шумо- и виброизоляцией салона и верхним светом.
Лифт Андрей выполнил по собственным чертежам, самостоятельно изготовив лифт-балку передней подвески и систему лифта торсионов, созданную согласно тому же принципу, по которому работают серьги рессор. Задняя подвеска подверглась незначительным переделкам — просто были добавлены дополнительные листы в рессоры.
Мотор получил интеркулер от Isuzu Bighorn 3,0 c вентилятором принудительного охлаждения от Mitsubishi Delica. Под капотом разместились две АКБ с системой управления и дополнительные электровентиляторы охлаждения радиатора.
Для обеспечения принудительных блокировок сжатым воздухом и работы пневмосигнала поставили воздушный компрессор ViAir400p производительностью 72 л/м, а для накачивания колес и использования пневмоинструмента был установлен мощнейший Warn Air-Power, производящий 566 л/м с 8-литровым ресивером. Изначально его разместили в кузове пикапа, но в зимних условиях эксплуатации влажный воздух нередко замерзал в шлангах, поэтому компрессор переехал на постоянное место жительства в заднюю часть пассажирского салона — в ящик, расположенный на месте демонтированного заднего сидения.
«Обувка»
Изначально машина получила грязевые шины BFGoodrich M/T размерностью 33х12,5 R15. Учитывая небольшой вес пикапа, наличие блокировок и большую артикуляцию подвески, этих колес вполне хватало для езды по серьезному бездорожью. Но Андрей хотел, чтобы его автомобиль мог передвигаться по тотальному бездорожью — ковровым болотам и глубокому снегу. Так появилась идея установки на пикап гусеничных движителей модели ВГД 3000 от отечественного производителя Wheeltracks
Поскольку возить гусеницы в прицепе Андрей не планировал, он озадачился изготовлением системы крепежа в кузове пикапа. Так появилась конструкция из металлического профиля, к которой при транспортировке гусеницы крепятся с помощью ремней. Для разгрузки-погрузки используются сенд-траки, выполняющие роль трапа, и квадроциклетная лебедка, размещенная в верхней части кунга.
Система установки гусениц довольно проста: на штатные колесные шпильки приворачиваются ступицы от КамАЗа, к которым крепятся ведущие валики движителей. Еще один элемент крепежа — ограничитель хода гусеницы, фиксируемый на теле моста. Благодаря пневматическому гайковерту и лебедке процедура замены колес на гусеницы занимает у двух человек не больше 40 минут.
В движении на гусеничном ходу есть своя специфика. Машина совсем не имеет наката, и нажатие на педаль сцепления стопорит ход не хуже тормозов, поэтому переключать передачи следует очень быстро. Второе неудобство — рулежка. На стоящей машине повернуть руль невозможно, поэтому управляющие действия можно осуществлять только во время движения, при этом радиус поворота существенно выше, чем на колесах. Еще одним недостатком, обнаруженным уже в процессе эксплуатации, стало обмерзание задних ведущих валиков. Снег набивается между звездочкой гусеницы и тормозным барабаном пикапа, и появляется угроза перекоса и заклинивания механизма движителя. Поэтому при движении по глубокому снегу приходится время от времени останавливаться и с помощью монтировки и кувалды скалывать образовавшуюся наледь. Но Андрей надеется со временем победить эту проблему посредством доработки механизма.
И все же все недостатки не идут ни в какое сравнение с теми преимуществами, которые гусеницы дают на бездорожье. Непроходимые снега перестали существовать для пикапа как класс. Машина спокойно движется по полутораметровой толще снега, оставляя в ней неглубокую колею, в которой мгновенно вязнет подготовленный внедорожник на колесах диаметром в 35 дюймов, спущенных до 0,3 атмосферы. Во время недавнего похода «Немодного клуба» в Исакову пустынь мы смогли пробиться через заснеженные поля исключительно благодаря проходимости гусеничного Ranger (рассказ об этом путешествии читайте на страницах 118–122 в рубрике «Крутой маршрут» «Снежный ход»).
Строительство машины продолжается: еще не было ни одного клубного выезда, чтобы на пикапе не появились новые модернизации, улучшающие поведение машины. Так что Андрей на правильном пути, и со временем из его американского егеря получится самый настоящий русский боец.
Игорь ДЕМЕНТЬЕВ (Янычар), механик
Проект интересный и самодостаточный, однако требующий правильного подхода и эксплуатационного опыта. «Гусянки» ограничивают радиус действия тем, что в кунге пикапа они занимают много места, а устанавливать их в одиночку под силу разве что физически развитому человеку. На пересеченной местности автомобиль на гусеницах ведет себя не как колесная техника: высокое сопротивление качению позволяет почти не пользоваться тормозами, что удобно, но и руль на малом ходу становится тяжелым, осложняя маневрирование. У «гусянок» есть выраженный угол въезда, но при этом отсутствует угол съезда, так что рельеф они не очень любят, а от джипера требуют внимания и анализа местности. Может показаться, что даже после 33-дюймовых колес центр тяжести Ranger переместился значительно выше, но мне думается, что устойчивость не стала хуже — автомобиль «уравновешивают» свыше 400 кг дополнительного оборудования вместо колес. В целом подобное решение, дающее дополнительную степень свободы, видится мне отличным вариантом для зимы, когда довольно сложно использовать обычный внедорожник. Для заснеженных пустошей «гусянки» выше всяких похвал.
текст / фото: Лёня НЕМОДНЫЙ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.