Путешествовать по Уралу лучше всего осенью: уже нет комаров и еще не холодно, а природа, не скупясь на яркие краски, дарит самые красивые пейзажи засыпающих лесов, тундры и глубокой бирюзы чистых озер и рек.
Уральские горы — одни из самых древних на земле. И пусть они не очень высоки, зато имеют несметные богатства в виде месторождений металлов и драгоценных камней. Первыми осваивать эти места стали русские промышленники, укрепляя собственный капитал, а заодно и мощь страны, отливая пушки из уральского металла. Наша журналистская команда выдвинулась на Урал с другой целью — испытать на прочность самурайскую сталь мотовездеходов SSV Yamaha Rhino.
Подготовка
Собирались как на войну: личные вещи включали в себя набор для выживания в дикой природе и ничего лишнего. Оружие, GPS-навигатор, непромокаемый баул, спальный мешок, палатка, карта и компас. Технику для похода предоставила компания Yamaha, не испугавшись за сохранность моторизованного взвода в руках журналистов.
Через необъятные просторы нашей родины путь к месту старта оказался небыстрым. Перелет из Москвы в Екатеринбург продолжился веселой восьмичасовой тряской в автобусе через знаменитый Нижний Тагил до г. Краснотурьинска. Места, широко известные своими металлургическими заводами и горнорудной промышленностью. В принципе почти все города на Урале были основаны для извлечения богатств, скрытых в недрах земли. К сожалению, их запасы никак не сказались на качестве дорог, и путь до природных красот лучше всего преодолевать на технике повышенной проходимости. Летом это, конечно же, квадроциклы, а зимой — снегоходы. Что, собственно, может быть, и лучше для самой природы, в данном случае защищенной от всеобщей доступности.
Их нравы
Плохо это или хорошо, но с местными жителями мы почти не общались. То есть общались совсем чуть-чуть. Так, при входе в ресторан Краснотурьинска местные кокетки, покуривающие на крылечке, далеко не шепотом обсудили все достоинства дюжины мужчин из нашей группы и тут же провели экспресс-выбор. При этом они далеко не с лестной стороны упоминали недостатки своих свекровей и мужей. При выходе из заведения некоторым моим коллегам были сделаны замечания по поводу странного говора и не менее странной одежды, представляющей из себя элементы мотоэкипировки, но уже местными особями мужского пола. И верно: в ресторацию надо ходить в подобающей одежде, да и культуры речи стоит придерживаться.
Старт
Мы прослушали короткий инструктаж, на котором нам предписывалось строго определенное место в колонне, запрет обгонов, а также прозвучала просьба не разламывать в куски мотовездеходы в первый день (во второй организаторы пообещали всем желающим предоставить все возможности продемонстрировать свою удаль). Упаковав багаж в гермомешки и закрепив их вместе с запасом топлива и армейским пайком в кузовах своих машин, стройной колонной из 15 квадроциклов мы тронулись в путь. Темп держали бодрый — примерно 65 км/ч, превысить который не позволяет электронный ограничитель скорости. Спортивные подвески Rhino 700 SE FI легко справлялись с любыми неровностями и давали возможность держать нужную траекторию движения без особого напряжения. Вздымая фонтаны брызг из многочисленных луж, наша компания весело обгоняла редкие внедорожники, осторожно объезжавшие многочисленные препятствия на пути. Легкий SSV на пересеченной местности — куда более маневренный и быстрый аппарат, нежели тяжелые автомобили. Путь в 130 км пролегал по проселочным, лесовозным и военным дорогам, пересекал перевал Уральского хребта, после которого мы остановились на туристической базе «Звезда». Отдых в отсут— ствие большинства благ цивилизации обретает иной смысл: ты начинаешь радоваться простым человеческим ценностям в виде хорошо протопленной бани и теплого одеяла под крышей, где не капает вода. Полное отсутствие телефонной связи и частично электричества приводит городского жителя в состояние своеобразной нирваны. Поначалу это состояние пугает, но спустя некоторое время понимаешь, в чем кроется настоящее счастье. Остаться наедине с собственными мыслями, слышать своих друзей без сопровождающего плоды цивилизации шума и созерцать природу с полным отсутствием индустриальных составляющих… И еще небо в звездах, которые становятся так близко, что кажется: протяни руку — и возьмешь любую. Мотовездеходы позволили нам добраться в эти красивейшие места, сэкономив массу времени. Пеший поход сюда был бы не менее прекрасен, но недостаток времени для него не всегда позволяет его совершить. Любителям путешествовать на мотоцикле SSV может показаться излишне комфортным транспортом: сверху не капает, мотоботы грязью не заливает, багажа можно взять больше, чем это необходимо. Да и расход топлива небольшой: 130 км мы прошли на одной заправке, в 30-литровом баке еще оставался запас около 10 л.
После ночного отдыха Уральский хребет пересекали, используя в качестве дорог русла ручьев, а на самой высоте шли прямо по тундре. Спустившись в долину, мы нашли охотничью тропу, которая и стала нашей дальнейшей дорогой на базу. Небо затянули тучи, пошел мелкий холодный дождь. Чтобы не промокнуть, пришлось облачиться в дождевики. Передвигаясь в мотовездеходе, замерзнуть сложно, особенно если под его колесами любимый офф-роуд. Активное руление, постоянные подбросы и тычки не дают застояться крови в организме пилота. Несколько часов в день в таком режиме по количеству сжигаемых калорий легко заменяют посещение спортзала.
База нас встречала прекрасно, ведь для мототуриста главное — радушие хозяев, а не наличие джакузи и хрустящих полотенец в номере. Нашим приютом стала просторная изба с печным отоплением. Были бурные дебаты на тему «обо всем» под звездным небом, вкусная и простая пища и сладкий сон в спальных мешках на скрипучих кроватях.
Каменный штурм
Следующее утро в тайге порадовало нас хорошей погодой. Снизу простирались сотни километров березовых лесов, контрастирующих с яркой зеленью кедров и елей. Полноту цветовой гаммы дополняли багряные пятна неизвестных мне кустарников. Нам предстояло штурмовать гряду, протянувшуюся с противоположной стороны базы по курумнику. Курумник — это «каменная река», представляющая собой нагромождение глыб с сечением от 30 см до метра, причем грани камней острые, не окатанные, поля этих камней располагаются в местах выхода горных пород. Происхождение подобных образований точно не ясно, в научном мире до сих пор ведутся споры по этому поводу. Подниматься на мотовездеходе в гору крутизной 25–30° непросто, и вот почему: несмотря на кажущуюся твердую поверхность, камни крайне неустойчивы и расползаются в разные стороны, стоит только добавить оборотов. Подъем в гору на Rhino 700 SE FI напоминает адское родео. Квадроцикл взбрыкивает то передней, то задней частью, в прыжках его переставляет и разворачивает, пилот яростно орудует рулем, бешено крутятся колеса с включенными блокировками дифференциала. Из кабины это представление выглядит еще более потрясающе: уклон позволяет видеть часть склона метров на 40 вперед, и совершенно непонятно, как меняется рельеф, так как каменные поля имеют еще и нагромождения в виде ступенек, и если не рассчитать свои возможности при их взятии, легко опрокинуться.
В итоге мы покорили склон и сложили на его вершине пирамиду из камней, как это принято здесь делать. После хребта экспедиция посетила границу Европы с Азией и красивейший водопад с температурой воды +4 °C, ну а так как там принято купаться для укрепления здоровья, половина участников мотокросса отважилась залезть в ледяную купель. Затем еще раз карабкались на плато по горному ручью, демонстрируя чудеса управления квадриком. В итоге за всю экспедицию произошло всего три завала набок во время движения по глубоким колеям, прорытым ручьями, не было ни одного прокола и разбортирования шин, ни одного замятого диска. На финишном этапе при скоростном движении по гравийке у нескольких аппаратов загоралась лампочка перегрева двигателя из-за загрязненных глиной радиаторов. Эта проблема временно решалась охлаждением в многочисленных лужах и бродах.
Домой
Когда подобные экспедиции заканчиваются, всегда немного грустно. Мы дремали в автобусе, прокручивая в голове все события, произошедшие с нами в этом необычном экспириенсе, нас ждал самолет, который унесет домой, в большой город с его пробками, трезвонящим телефоном и постоянной спешкой. Позади оставалась чудесная страна, которую мы не познали, но прикоснулись к ней. Со своим ритмом жизни, с людьми, живущими с нами в одном государстве, но мыслящими иначе и подругому воспринимающими простые вещи и ценности.
текст : Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Роман РОМАНИШИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.