Африканская копия

Outback Challenge Maroc. Марокко

Установленная на крыше автомобиля «люстра» ударилась о земную твердь, и звук трескающегося металла ворвался в сминаемый салон... Я ухватился за верхнюю ручку, как будто от этого зависела моя жизнь (и это действительно так, потому что мое сиденье не было оборудовано ремнями безопасности). Машина перевернулась еще раз и успокоилась на пассажирской стороне. Кровь капала на груду вещей и оборудования, под которой лежал французский фотограф Стефан. Мне потребовалось несколько секунд, чтобы определить, где верх и как отсюда выбираться.

Я смотрел через водительское плечо на то, как мы мчимся сквозь ночь, пытаясь догнать пелотон Outback Challenge Maroc – многодневного внедорожного состязания в пустынях Восточного Марокко. Наш Nissan Patrol мчался по прямой дороге с грунтовыми валами по обе стороны, и тут я почувствовал, что машину начинает ощутимо сносить. В голове крутилась мысль: «Я не собираюсь умирать посреди марокканской пустыни…».

Чуть позже и за пять дней до этого

Ну что тут скажешь? Работа журналиста на любой внедорожной гонке всегда достаточно интересна. Но на таком мероприятии, как Outback Challenge, маршрут которого растянулся по диким марокканским проселкам на пару тысяч километров, – это само по себе приключение. В конце третьего дня этого шестидневного соревнования мы направлялись к лагерю, расположенному в 200 км южнее города Загора…

Похоже, я все-таки вывихнул плечо... Тем не менее ухитрился вылезти на поверхность сквозь разбитое окно, перебравшись через хаос вещей. Я услышал, как подъехала еще одна команда журналистов. Фары их машины осветили только плотное облако пыли, кружащееся в ночном воздухе. Трое из нашего экипажа уже были снаружи, но Стефан оставался внутри лежащего на боку автомобиля без признаков сознания. Во всяком случае на наши вопросы он не отвечал. Казалось, что нам до него не добраться, но когда мы все же это сделали, француз пришел в себя. Минутой позже мы все вместе были рядом с разбитой машиной. Раненые, в синяках и с кровоподтеками, мы все-таки были живы, в сознании, с целыми руками и ногами…

А теперь давайте вернемся на пять дней назад, во французский город Сет, где сорок подготовленных внедорожников грузятся на палубу старенького парома, чтобы отправиться через Средиземное море в марокканский Надор. Надор, как и любой международный порт, ошеломил меня суетой легковых автомобилей, грузовиков, мопедов и сотен людей, пытающихся любым способом проникнуть сквозь таможню. Проверка паспортов у 86 человек и другая бумажная работа заняла большую часть утра. Но в 13:00 на грязной парковке началась жеребьевка старта гонки.

И ни одного из России…

250 км от Надора до КП в ЭйнБениматаре «боевые» машины прошли по дорогам общего пользования, и участникам начислили очки по правилам любительских ралли – за точность времени прибытия, рассчитанного на основании ограничений скорости. Но в Эйн-Бениматаре ограничения скорости были сняты, и команды одна за одной, поднимая тучи песка, скрывались в пустыне. Мы же отправились в лагерь, расположенный на 200 км южнее Джебель-Клак. А теперь небольшое отступление: как уже ясно из названия, Outback Challenge Maroc – это «младший брат» австралийского мероприятия Outback Challenge. Состав участников международный: в этом году в Африку приехали экипажи из Англии, Испании, Италии, Франции и Швеции. А вот спортсменов из России на Outback Challenge Maroc 2008 не было.

В течение шести дней участники соревнования должны были показать все, на что они способны: навигация, винчевка, работа механиков, ну и, конечно же, навыки выживания в пустыне. Кстати, поскольку одним из главных требований, предъявлявшихся к автомобилям участников, был допуск на дороги общего пользования, то в большинстве случаев их болиды представляли собой хоть и модифицированные, но вполне стандартные внедорожники. Участвовали в соревновании и два Tomcat, приехавших из Англии: один из них – стандартный, из тех, что сдаются в аренду для внедорожных прогулок, другой – подготовленный как рок-багги.

В обстановке строжайшей секретности

Технические требования и регламент Outback Challenge Maroc предельно просты и честны. Команды обязаны были иметь сендтраки, лебедку и шаклы; каркас безопасности, пятиточечные ремни и сетки на боковых окнах; лебедочный якорь, буксирную стропу и т.п. Они также могли взять с собой команду технической поддержки, но заниматься ремонтом автомобиля механики могли только в определенных местах (или на бивуаках во время ночного отдыха). Во всех остальных случаях экипажи должны были находиться на полном самообеспечении, то есть иметь достаточный запас продуктов, воды, топлива и запасных частей. Обычный распорядок дня был примерно таким: каждое утро на брифинге команды получали дорожные книги с точками GPS и ключевую навигационную информацию. Одни точки контролировались судьями, другие были просто камнями, покрашенными в три цвета. Этот цветовой код и нужно было зафиксировать экипажу для подтверждения взятия точки. Команды также получали информацию о местоположении соперников, но не о заработанных ими баллах. Другими словами, вплоть до ночного финала в Марракеше участники не знали, кто на этот раз получит «золото».

Организаторы «изучают местность»

Но вот о чем я подумал: Outback Challenge Maroc всего лишь три года, так что сегодня это соревнование явно проходит стадию болезней роста, испытывая организационные и логистические проблемы. И это обстоятельство превращает работу журналистов на гонке в настоящее приключение. Представителям прессы утром выдавались карта и дорожный паек. Мы не могли двигаться по трассе, и поиск интересной точки, в которой мы могли бы дождаться участников, превращался в проблему. Мы часто оказывались совершенно не в том месте. Но в таких случаях я обычно говорю: «Мы не заблудились, а просто изучаем местность». Однако, насколько мне известно, устроители твердо решили превратить соревнование в спортивное событие мирового уровня и в связи с этим обещали учесть в будущем все недостатки и сменить схему его проведения, приведя ее в соответствие с австралийским оригиналом.

Посмотрим, что из всего этого получится

Марокко отличается потрясающим разнообразием условий. И именно здесь проходит уже третий по счету Outback Challenge Maroc. Для европейцев это соревнование представляет особый интерес, ведь для того, чтобы добраться до места его проведения, жителям континентальной Европы достаточно купить билет на паром. Но давайте разберемся, все ли получилось так, как это было задумано. Источником «вдохновения» для создателей Outback Challenge Maroc, стало, пожалуй, самое культовое соревнование за всю историю внедорожных гонок, и новое мероприятие просто обязано было установить новый стандарт. Высочайший уровень трасс, проложенных по негостеприимным ландшафтамЮжного Марокко, сам по себе придает гонке вкус Большого Приключения. Ну а руководитель гонки Патрик Руффи решил, что если объединить схему австралийского Challenge с протяженностью трасс, как на «Дакаре», и проложить их по самой живописной в мире местности, то получится одно из лучших соревнований в мире.

Outback Challenge Maroc 2008 собрал 15 команд (30 экипажей) из Англии, Бельгии, Испании, Франции,Швеции и даже Австралии. Совсем неплохо для соревнования с трехлетней историей! Участники же постарались отлично подготовить свои «боевые» машины. Достаточно взглянуть на Land Rover Defender Сэма и Линды Сильвен, супружеской пары изШвеции: блокировки Maxidrive и форсированный трехлитровый турбодизель Mercedes. Или на Tomcat команды из Великобритании, уже принимавший участие в прошлогоднем соревновании, но полностью перестроенный, оснащенный двигателем 2.8 TGV и подвеской Milner Varidamp. Но вот с организацией все было не столь гладко...

Во-первых, в память об австралийских корнях всем командам на соревновании были присвоены имена крупных городов Зеленого континента: «Мельбурн», «АлисСпрингс», «Аделаида», «Брисбен», «Сидней», «Дарвин».... Неплохо задумано, но для того, чтобы узнать, кто же входит в состав той или иной команды, нам пришлось предпринять целое научное исследование. Информация на мероприятии была поставлена из рук вон плохо, и пресса получала ее буквально по крупицам. Во-вторых, может быть, из-за того, что главными организаторами соревнования былифранцузы, языковой барьер стал серьезной проблемой для большинства европейских команд. Это мешало общению участников и маршалов, не говоривших ни на каком ином языке, кроме французского.

Но что еще хуже, команды, не представлявшие Францию, не всегда могли рассчитывать на справедливое и беспристрастное судейство. Например, на некоторых спецучастках маршалы откровенно подсказывалифранцузским экипажам и закрывали глаза на ошибки, подлежащие обязательной пенализации. Я знаю, что главные организаторы не были в курсе таких действий маршалов. Но если они хотят создать по-настоящему успешное международное соревнование, то должны исправить положение.

Однако едем дальше. День за днем экипажам приходилось преодолевать сотни километров жесткого бездорожья: протяженность СУ первого дня составила 172 км, двух спецучастков второго – 99 и 25 км, но затем следовал 130километровый перегон на бивуак. Участники проводили ночи, наблюдая 1001 звезду и лунный свет на марокканском небе. Перед тем, как забыться коротким сном, экипажи проводили часы под машинами, исправляя сломанное за день и готовясь к следующему дню. И никакой возможности смыть с себя пот, пыль и машинное масло. Хотя организаторы обещали, что в их распоряжении ежедневно будут душевые кабинки с горячей водой. Но ничего подобного я не обнаружил ни на одном из бивуаков.

Но что было хорошо, так это то, что каждая команда проходила все спецучастки только вместе и становилась на ночь единым лагерем. Естественно, это способствовало укреплению внедорожного товарищества, а для международного соревнования это очень важно. И, конечно же, если что и произвело на Outback Challenge Maroc самое благоприятное впечатление, так это сложность, качество и разнообразие трасс. Например, навигационный СУ третьего дня: 300 км песчаных дюн и двадцать контрольных точек. Были СУ, более напоминавшие скоростные участки «Дакара» (светлая ему память), а были и как настоящий скальный триал. Кстати, с триальными секциями справлялись только самые опытные водители, располагавшие машинами с приличной артикуляцией подвески. Запомнился еще один СУ: пересохшая речка с крутыми высокими берегами, представлявшими собой почти вертикальные стены. Участникам нужно было подняться наверх, используя лебедки, якоря, лопаты – словом, любые средства. Один из экипажей умудрился поставить свою машину на задние двери, но так и не опрокинулся на крышу!

И все это нужно было проделывать на пятидесятиградусной жаре! Представьте, что вы сидите в мчащейся на высокой скорости самоходной сауне.Жар от мотора проникает в салон, окна открыты, но вы чувствуете, как солнце поджаривает ваше тело, а капающий со лба пот мгновенно высыхает, оставляя разводы от соли. Нужно ли говорить, что к концу дня все бутылки, банки и фляги с водой в каждом из автомобилей оказывались осушенными. Организаторы тщательно следили за тем, чтобы перед стартом каждого спецучастка у всех экипажей был с собой достаточный запас воды. При всем этом физическая подготовка команд оказалась на высоте.

В заключение хочу сказать, что Outback Challenge Maroc имеет все шансы закрепиться в мировом календаре внедорожных мероприятий, став и для европейцев, и для спортсменов из-за океана одним из важнейших соревнований. Но для этого нужно, чтобы организаторы учли уроки этого года и не повторяли ошибок. Они должны обеспечить честную игру и равенство правил для всех, разработать «прозрачную» систему подсчета очков и ежедневно проводить утренние брифинги на двух языках, французском и английском. Вот и посмотрим на будущий год, как у них это получится.


>текст: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN / Xtreme Adventure)
перевод: Ирина ЗВЕРКОВА, Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты