Битва с железом

Кубок «Жигули» – II этап ЧР. Самара

«Вы, главное, технику берегите! – напутствовал спортсменов с утра перед стартом руководитель гонки Иван Евдокимов. – Сегодня – «показуха», основной день будет завтра в карьере». Как знал… В общем, поиск запчастей и ремонт подручными средствами стал для всех потенциальных претендентов на лидерство не менее ответственным и увлекательным процессом, чем спортивная составляющая соревнования. В конце концов, именно состояние «железа» во многом предопределило результаты этого этапа.

В отличие от двух предыдущих сезонов, когда самарские организаторы обеспечивали московским триалистам бесплатную доставку «боевых» машин прямо к месту их применения, в нынешнем всю логистику переложили на плечи самих участников. В результате столичный десант на этот раз оказался не слишком массовым. То есть в Самару приехали лишь те, кто был настроен всерьез бороться за золото Чемпионата. А таковых набралось лишь четыре экипажа: действующие чемпионы Юрий Самодуров и Владимир Казак, их главный соперник Антон Филимонов со своим новым штурманом Сергеем Соболевым; временно выступающие на «филимоновской» машине Сергей Ерохин с Дмитрием Морозовым и Сергей Ананов с Сергеем Щетининым, продолжающие «учить» ездить свой прототип альтернативной конструкции. Противостоять натиску гостей вызвались лишь два самарских пилота: Валерий Белобок на Suzuki Samurai, подходящем скорее для трофи в классе ТР1, и Андрей Томашов на УАЗе. Причем последний так и не рискнул выйти на трассу.

Не задалось

По замыслу организаторов, соревнование состояло из двух логических половин – по числу дней. Секции первого дня были выложены из железобетонных конструкций прямо посреди центральной площади города (соревнования по триалу были включены в фестиваль «Мотор-парк» наряду с заездами стрит-рейсеров, выставкой катеров и мотоциклетным шоу). Поначалу казалось, что бетонные нагромождения не представляют ничего сложного для столичных мастеров, – и сами блоки те же, что на прежних поволжских этапах, и выложенные из них фигуры в целом узнаваемы. Чемпионский Viking с легкостью протиснулся сквозь двое первых ворот, проскакал по гребенке третьих и отправился покорять четвертые.

И тут произошло непредвиденное. Юрий Самодуров не смог с ходу взгромоздить машину на бетонный завал, чуточку скатился назад, и правое заднее колесо его полноуправляемого прототипа по самую ступицу провалилось в щель между блоками. Юра дал полный газ, не выключая межколесных блокировок, и... порвал полуось.

Для Антона Филимонова технические неприятности начались сразу. В первых же воротах он порвал левое заднее колесо о торчащую из бетонного блока железку. Но не сдаваться же из-за такого пустяка! А потому, хлюпая пробитой шиной, Protozavr отправился по секции дальше и почти без ошибок дошел все до тех же злополучных четвертых ворот, где и сделал «уши»

Сергей Ананов повел свой прототип по трассе медленно-медленно и с очевидной легкостью взял первые двое ворот. Так же медленно он попытался вползти на «гребень», но не удалось. Откат, прыжок, и красный прототип виснет на блоках, не вращая колесами. Оборвался приводной вал между коробкой передач и раздаткой. Опять эвакуация.

Вы уже заинтригованы вопросом, покинул ли кто-нибудь первую секцию своим ходом? Конечно же…Например, Валерий Белобок смог на Suzuki взять первые ворота, после чего благополучно финишировал, поняв, что остальные все равно будут не по зубам. А Сергей Ерохин и вовсе никаких ворот брать не стал, а просто въехал и выехал (у Protozavr все еще было пробито заднее колесо). В прошлом году при таком раскладе победителем в секции стал бы… самарский пилот. Однако в этом сезоне новые правила, соответствующие отныне «евротриальным», все изменили. В российский триал вновь пришла математика, а финишировать в секции стало вовсе не обязательно. В результате первую строчку занял Самодуров. Вопрос был лишь в том, как долго сможет он ее удержать – поломка Viking казалась наиболее серьезной.

Техническая интрига

Перерыв между секциями затянулся. Но не из-за чемпионской машины. Ее-то как раз решили не ремонтировать до финиша первого дня. Старт задерживали два других прототипа. Потому что прежде чем их ремонтировать, надо было…где-то купить запчасти. Ананову требовался «москвичевский» ШРУС, а Филимонову – соответствующего размера запаска или на худой конец камера, а также карданная крестовина взамен приказавшей долго жить неопознанной норвежской. Вы думаете, Сергею было проще, чем Антону? Отнюдь. Уже нашлась подходящая «грузовая» камера и подобралась крестовина от Toyota, а поиски детали от «41-го» еще продолжались (в Самаре запчасти для автомобилей АЗЛК традиционно в большом дефиците). А в это времяЮрий пытался по телефону организовать доставку полуоси Volvo C303 вечерним самолетом… В этой связи возникает один-единственный вопрос: почему в триале в отличие от того же трофи не принято брать с собой на соревнования хотя бы наиболее вероятные «расходники»?

В конце концов технику оживили, ворота расставили, зрителей собрали и дали старт второй секции. Не сказать, что она выглядела проще первой, но далась спортсменам несравнимо легче. Лишь выступавший по олимпийскому принципу Валерий Белобок после взятия первых же ворот отказался от борьбы. Все остальные прошли маршрут до конца с относительно небольшой пенализацией.

Впрочем, эта секция сооружена так, что финишировать «в нулях» заведомо невозможно. Например, пятые ворота – из разряда «условно неберущихся». Пройти их можно было лишь сбив конус. Да и в остальных чистое прохождение требовало виртуозной рулежки обоими мостами.

Особенно коварны были третьи ворота – на плите, поставленной с предельным боковым уклоном. Каждый проходивший их экипаж вызывал аплодисменты зрителей, но особенно заставили всех поволноваться Ананов со Щетининым. Крен был такой, что, казалось, их высокий прототип на портальных мостах МТЗ, да еще без упругих элементов в задней подвеске, вот-вот перевернется. Но они смогли удержаться, пусть и ценой сбитой вешки.

Непросто здесь было и Самодурову с Казаком: оставшееся в живых колесо заднего моста в этих воротах шло по верхней траектории, то есть было в разгруженном состоянии. Но наиболее зрелищно этот экипаж взял пятые ворота, в которых помимо блоков путь преграждала огромная шина от какого-то тяжелого погрузчика. Эту самую шину Юрий умудрился зацепить своей машиной, оттащить в сторону, а потом эффектно прыгнуть через блоки, распугав собравшихся вокруг судей ифотографов. Что касается двух экипажей одного Protozavr, то вторую секцию они преодолели без особых приключений, хотя и не без ошибок.

Сернистый путь

На второй день соревнования переместились в карьер, где в свое время добывали серу. Скажу сразу: нагромождения камней третьей секции вызывали сильные сомнения в «проезжаемости» ворот. Тем более что в боевой готовности к такому триалу была лишь одна машина – Protozavr. С доставкой полуоси для «Викинга» ничего не получилось, поэтому сломанную деталь просто заварили. Не лучше обстояли дела и у Ананова: на «тракторе» выкрошился один из зубьев бортовой передачи. Найти запчасти на МТЗ субботним вечером в Самаре оказалось еще сложнее, чем на «Москвич». А стало быть, экипажу двух Сергеев оставалось лишь ехать на чем есть и надеяться на чудо.

Первый же заезд подтвердил опасения. В безуспешных попытках пройти первые ворота опять сломался Viking (на сей раз не выдержал рулевой палец задней оси). Видя такое дело, следующий за ним Антон Филимонов прошел по самому краю этих ворот, «задавив» вешку, но проложив путь для оставшихся экипажей. Сложный спуск во вторых воротах и неудобный камень в третьих он прошел чисто, после чего решил финишировать. Но сделал это он весьма оригинально: выехал из секции через незакрытые стартовые ворота. Это поставило судей перед нетривиальной задачей: считать ли финиш через старт нарушением ограждения секции? Решили считать, несмотря на то что физически лента порвана не была. Тем самым был создан прецедент...

Сергей Ерохин практически повторил путь Филимонова, за исключением того, что в третьих воротах Protozavr ненадолго подвис и набрал лишних откатов, а затем финишировал через… финиш. По той же самой траектории трое ворот с легкостью прошел и Сергей Ананов, а затем решил воспользоваться шансом улучшить свое положение в турнирной таблице, взяв сложные четвертые ворота. Увы, путь к ним оказался слишком сложен: в какой-то момент не выдержали еще уцелевшие зубья сломанной бортовой передачи, и заднее правое колесо намертво заклинило.

А теперь внимание. Помните, выше я уже упоминал про новые правила? Так вот, оба Сергея про них забыли. И вместо того, чтобы сразу же заявить об отказе от борьбы, они начали героически выбираться из секции, набирая по пути штрафные очки.

Время разбрасывать камни

Честно говоря, осталось впечатление, что к новым правилам спортсмены еще до конца не привыкли. Но изменения проведены не зря. Основная задача реформы была в том, чтобы подготовить наших триалистов к международным выступлениям. Ведь на прошлом и позапрошлом «Евротриалах» потенциально сильные российские спортсмены зачастую оказывались в конце таблицы именно из-за психологической неготовности выступать по европейским правилам. Слишком уж они отличались от действовавших в Российском Чемпионате. Теперь же наша сборная должна успеть выработать устойчивую привычку к европейскому подсчету очков еще загодя. Чем, собственно, все и занимались в Самаре. Причем глядя на то, как спортсмены вместе с руководителем гонки после финиша каждой секции дотошно разбирают «подводные камни» и сделанные на них ошибки именно в свете новых правил, я подумал, что цель нынешнего этапа – не выяснение отношений в Чемпионате России, а... тренировка перед Норвегией.

Итоговая же расстановка мест самарского этапа решилась в последней секции. Если с Валерием Белобоком, во второй день в точности повторившим сценарий первого, все было понятно, то остальная четверка довольно плотно сгруппировалась вокруг отметки в 500 штрафных очков (разве что Филимонов несколько вырвался вперед). А потому все с нетерпением ждали последнего заезда. Психологически сложнее всего было Ананову с пока еще вторым местом, но покалеченной машиной. Тем более что к четвертой секции экипажу не удалось обеспечить даже подвижность колеса, не говоря уже о приводе на него. Но несмотря ни на что они все же решили попробовать взять хотя бы первые ворота. С трудом и огромным количеством мелких штрафов это получилось.

Вслед за ними легко и непринужденно всю трассу два раза прошел Protozavr. Причем заезды Ерохина и Филимонова отличались лишь сбитыми предметами в третьих воротах на крутом спуске. Сергей завалил вешку, а Антон – огромную каменную глыбу, на которой, по счастью, в этот момент никого не было (заездом ранее на этом камне теснились судьи и телеоператор). При таком раскладе в большей или меньшей степени удачный заезд Самодурова выводил бы его на второе место. Но он выдался неудачным. Viking легко прошел первые ворота, но сломался на подъезде ко вторым. Вновь не выдержал только что замененный рулевой палец.

P.S. Вторая подряд уверенная победа Антона Филимонова показала, что сейчас этот спортсмен находится в отличной форме. Если так пойдет и дальше, то остальным триалистам будет непросто вырвать у него в этом сезоне золото. Тем более что его основной соперник –Юрий Самодуров – после введения новых правил столкнулся, похоже, с недостатком тактической гибкости. Успеет ли он его преодолеть? Похожая проблема и у Сергея Ананова. Но ему сложнее: одновременно он все еще продолжает «учить» свою машину ездить. В такой ситуации едва ли не более опасным конкурентом становится уверенно вкатывающийся после пропущенных сезонов Сергей Ерохин. Впрочем, до финала далеко, и строить серьезные прогнозы еще рано.

Кубок «Жигули» – II этап Чемпионата России по джип-триалу
МестоЭкипажI секцияII секцияIII секцияIV секцияИтогОчки
1ФИЛИМОНОВ Антон / СОБОЛЕВ Сергей178531802843910
2ЕРОХИН Сергей / МОРОЗОВ Дмитрий 3007818333 5948
3АНАНОВ Сергей / ЩЕТИНИН Сергей206503432657646
4САМОДУРОВ Юрий / КАЗАК Владимир 15684315228 7835
5БЕЛОБОК Валерий26828428923110724
6ТОМАШОВ Андрей500500500 50020003

Положение в ЧР после II этапа
МестоПилотОчки
1ФИЛИМОНОВ Антон20
2САМОДУРОВ Юрий13
3ЕРОХИН Сергей12
4АНАНОВ Сергей9
5ЛУЦКИЙ Алексей6
6САВЕНКО Сергей5
7БЕЛОБОК Валерий4
8ТОМАШОВ Андрей3
9ЩЕРБОВ Роман2

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты