Вальс с Матильдой

Австралийский свэг: история и будущее

Нет ничего лучше длинного и интересного путешествия! Но если путешествие длинное, значит, вам не раз придется останавливаться на ночлег. А если оно при этом еще и действительно интересное, ночевать придется там, где никакими отелями и не пахнет. Конечно, большинству из нас не впервой заниматься оборудованием лагеря. Мы привычно устанавливаем палатки, накачиваем надувные матрасы и раскатываем спальные мешки, а утром производим все эти операции в обратном порядке. Но в Австралии, на Outback Challenge мы познакомились с совершенно иным, чисто австралийским способом организации походного ночлега. И называется этот «способ» очень коротко – свэг.

Шел ноябрь 1914 года. Триста тысяч одетых в военную форму австралийцев садились на пароходы в порту города Олбани, чтобы отправиться за океан в составе ANZAC (австралийского экспедиционного корпуса). При этом они весело распевали «Вальсирующую Матильду» – незамысловатую песенку с простыми, на первый взгляд, словами. Вот только смысл этих слов ускользал от любого неавстралийца: кто такой «свэгмен», почему он ждал, пока Билли закипит, что такое «биллабонг», и как можно приглашать кого-то третьего присоединиться к туру вальса с Матильдой?


Однажды веселый свэгмен
Разбил свой лагерь у биллабонга
И, сидя в тени эвкалипта, распевал песенку,
Ожидая, когда закипит его билли.
Ну, кто со мной на тур вальса с Матильдой?

Пришла овечка напиться из биллабонга
И перепрыгнула через свэгмена.
А он сунул ее в свой таккер,
Весело распевая.
Ну, кто со мной на тур вальса с Матильдой?

Тут пришел скваттер,
А с ним три полицейских:
– Эй, что за веселую овечку
Ты засунул в свой таккер?
Ну, кто со мной на тур вальса с Матильдой?

А свэгмен вскочил и прыгнул в биллабонг
С песней, что им не поймать его живым
И лишь его призрак будет встречать всех,
Кто проходит мимо биллабонга.
Ну, кто со мной на тур вальса с Матильдой?

Вещи, добытые незаконным путем

А теперь давайте займемся лингвистикой, в частности, этимологией... Словечко «свэг» (swag) вошло в обиход в конце XVIII – начале XIX веков. Например «Словарь вульгарного языка» Груза, изданный в Лондоне в 1811 году, определяет swag как «набор вещей и товаров, добытых вором незаконным путем». Одним словом – добыча, хабар. Также считается, что слово восходит к скандинавскому глаголу svagga – скручивать. А теперь давайте вспомним, кем были первые поселенцы в Австралии… Да-да, они были уголовниками, для которых каторга заменена на поселение в дальних колониях. Так что нет ничего удивительного в том, что словечко swag вместо воровской добычи стало обозначать все носимое имущество.

Тем более что сама жизнь превратила многих из этих людей в бродяг. Дело в том, что основой экономики австралийских колоний в те годы была шерсть, а ее производство зависело от труда наемных рабочих. Вот они и скитались от фермы к ферме (в Австралии они называются sheep stations, «овечьи станции») в поисках заработка. Но австралийский буш – это вам не тучные луга Новой Зеландии. Земли в этих засушливых местах скудные, и на каждую овцу здесь нужно иметь как минимум несколько гектаров пастбищ. Поэтому временным рабочим приходилось преодолевать пешком огромные расстояния, ночуя там, где их застала темнота.

Своими глазами

Описывая быт временных рабочих, австралийский национальный словарь цитирует опубликованную в Англии в 1859 году статью «Своими глазами», посвященную путешествию на Зеленый континент: «Способ передвижения этих рабочих вызывает удивление и сочувствие. Они несут с собой все свое имущество, состоящее из одеяла, куска парусины для защиты от дождя и ветра, коекакой одежды, топора, миски, кружки, сумки для продуктов (таккер) и котелка для приготовления чая и пищи – как правило, консервной банки с приделанной проволочной ручкой (билли). Этот груз может весить до ста фунтов, и переносят его следующим способом: расстилают на земле парусину, на нее кладут одеяло, затем раскладывают одежду и сворачивают наподобие толстой веревки. Затем концы связываются вместе в кольцо, образуя нечто вроде хомута. Все вместе это называется «свэг», а люди, носящие его, зовутся свэгменами. Свэг надевается через голову, и свэгмен отправляется в путь, имея в одной руке билли с водой, а в другой – веточку, чтобы отгонять мух и комаров».

Джо и Матильда В 1860 году в Австралии началась золотая лихорадка. Десятки тысяч людей со всего света устремились через океан в поисках удачи... и пополнили ряды свэгменов (или, по-другому, «свэгги»). К тому времени к заплечному тюку, свэгу, уже прилипло прозвище «матильда». Почему? Да бог его знает. Скажем, почему у нас вещмешок или рюкзак называется «сидор»? Впрочем, есть одна австралийская легенда, объясняющая происхождение этого прозвища. Согласно ей,Матильдой звали первую женщину-свэгги. Еще юной девушкой она до смерти влюбилась в симпатичного свэгмена по имени Джо, разбившего лагерь неподалеку от ее дома. Родители запретили ей выходить замуж за Джо, но Матильда бросила все и ушла с ним скитаться в буше. Матильда и ее возлюбленный, которого все начали называть «мистер Свэгги Джо», прожили жизнь вместе, так и не создав постоянного дома и проведя весь отпущенный срок в постоянных странствиях. В конце концов Матильда умерла где-то в аутбэке на руках у своего мужа. Джо похоронил ее, взвалил на плечи свой свэг и сказал: «Теперь ты будешь моей Матильдой, и до самой смерти я буду танцевать вальс только с тобой»… Красивая легенда, не правда ли? Кстати, вот мы добрались и до вальса. Так или иначе, «вальсировать с матильдой» на австралийском сленге означало бродяжничать в аутбэке со свэгом.

В 1895 году человек по имени Эндрю Патерсон опубликовал под псевдонимом «Банджо» свою первую книгу стихов, в которой было и стихотворение о веселом свэгмене с рефреном «Ну, кто со мной на тур вальса с Матильдой?». Стихи сразу стали безумно популярными, КристинаМакферсон положила их на слегка переработаннуюнароднуюирландскую мелодию, и буквально через несколько лет песенка «Вальсирующая Матильда» сама уже воспринималась как народная, став неофициальным гимном Австралии. Кстати, судя по всему, призрак романтическойфигуры австралийского бродяги-свэгмена и по сей день живет в биллабонгах (как вы уже, может быть, догадались, так австралийцы называют заболоченные речные старицы). Ему ставят памятники, посвящают стихи. Так, в 2001 году вышел сборник Эрика Монро Гленна «Свэгги» с одноименным стихотворением:


Он – австралийская икона,
В Америке его звали бы «хобо»,
Он не помнит своей истории,
Но он знавал и лучшие времена...
Его свэг – это все, что у него есть,
Ивсе его богатство помещается у него за спиной:
Свэг да старенький билли,
Закопченный на сотнях костров.
Его дом – бескрайний горизонт аутбэка,
И он идет на закат,
А ночью он видит Южный Крест
Ярче, чем кто-либо из нас...

Времена свэгменов закончились с наступлением эры двигателей внутреннего сгорания. Даже временным рабочим, перебирающимся от одного «стейшена» к другому, больше не нужно было неделями мерить шагами аутбэк. А вот идея свэга – свернутого в рулон сочетания маленькой палатки и спального мешка – осталась жить!Мало того: в 70-е годы прошлого века австралийский свэг пережил свое второе рождение. Тогда приобрели особую популярность полноприводные автомобили повышенной проходимости, которые люди стали использовать для туризма. Как следствие свэг очень скоро стал модной вещью, которую должен иметь каждый любитель путешествий на внедорожнике.

Новые времена

Современный свэг, естественно, серьезно отличается от того, что носили за своими плечами бродяги XIX века. Более того, носить его, собственно, не слишком-то и удобно: получающийся сверток оказывается слишком громоздким, чтобы запихнуть его даже в изрядных размеров рюкзак. А все потому, что внутри свэга находится готовая постель: коврик из пенополиуретана или надувной матрас, а также одеяло или спальный мешок. Но сегодня к свэгу предъявляются очень высокие требования. Он должен надежно укрывать владельца во время ночевки в самых разных условиях: во время дождя и в жару. Должен быть снабжен москитной сеткой, чтобы защитить своего хозяина от кровососов, и изготавливается из лучших, самых прочных материалов, чтобы выдержать самое небрежное обращение.

Его владелец может быть уверен, что если бросить свэг в кузов пикапа или привязать его на крышу, с ним ничего не случится. Появились новые конструкции, новые очертания и новые материалы. И вот что забавно: свэг завоевал настолько большую популярность в среде поклонников полного привода, что все они хотят его иметь! Даже в том случае, если они в жизни не будут его использовать. Таким образом, свэг стал частью австралийского образа жизни.

Сегодня производством свэгов в Австралии занимается 11 или 12 фирм, и практически все они представляют собой небольшие семейные компании. С владельцем одной из таких компаний, Southern Cross, я и познакомился во время Outback Challenge. Кстати, изделия этой марки считаются на рынке лучшими, хотя и самыми дорогими. Они стоят от 400 до 500 австралийских долларов, в то время как пошитый в Китае свэг можно купить долларов за сто. И, естественно, мне очень захотелось посмотреть: а как производятся лучшие в Австралии свэги?

Семейное предприятие

И вот я в городке Бэйсуотер, ближайшем пригороде Мельбурна. Производственные помещения фирмы Southern Cross занимают пятую или шестую часть «промышленного общежития», каких немало в Австралии. Вообще «промзона» здесь выглядит следующим образом: несколько расположенных торцом к дороге опрятных зданий из стекла и бетона. Между зданиями – подъездные дворы с парковками и площадками для разгрузки материалов и готовой продукции. Внутри – шоу-рум с выставленной готовой продукцией: палатками и свэгами. Производственный цех рядом, за дверью. Оборудование – самое простецкое, обычное для любой швейной мастерской: раскроечные столы недетских размеров да мало изменившиеся со времен Айзека Меррита швейные машины.

Работают нафирме всего 16 человек (включая самого владельца и управляющего – господина Йена Дикса). Как и на многих австралийских предприятиях, помещение кажется безлюдным. Собственно, само производство просто как «раз, два, три»: раскрой, пошив, установка фурнитуры. Помимо собственно свэгов фирма производит большие парусиновые каркасные палатки, тенты (в том числе и автоматически скатывающиеся в рулон, который крепится к багажнику на крыше) и текстиль для прицепов-кемперов, превращающихся в дом на колесах. Естественно, механическую часть – сами прицепы и их внутреннюю оснастку – делают другие компании, Southern Cross отвечает только за то, что изготовлено из ткани. Никакой автоматики, все делается вручную. Но при этом качество готовой продукции держится на высоком уровне. Недаром даже такие гиганты внедорожной промышленности, как ARB, заказывают у Southern Cross изделия из парусины, чтобы продавать их под своей маркой.

Ну и в завершение рассказа об австралийской легенде один вопрос: а может ли австралийский свэг прижиться на российской болотистой почве? Скажу честно: ответа на него у меня пока нет. Дело в том, что к условиям выжженного солнцем австралийского буша свэг подходит просто идеально, а вот в наших условиях у его владельца могут начаться проблемы. Особенно плохо ему может прийтись во время летних ливней или затяжных осенних дождей. Впрочем, Йен Дикс уверен, что хороший австралийский свэг с этим справится. Ну что, господа джиперы, кто первым решится на «вальс с Матильдой»?

Он защитит даже от ливня

Сегодня многие размещают производство в Китае или странах Юго-Восточной Азии, пытаясь снизить цену и сделать продукцию как можно более конкурентоспособной. Но мы подходим к вопросу совершенно иначе. Разрабатывая конструкцию свэга, мы прежде всего очень тщательно выбираем материалы, используя ткани только высшего качества. Я могу с гордостью утверждать, что наши свэги – это полностью австралийское изделие, сшитое из местных тканей. Даже используемая нами фурнитура сделана исключительно в Австралии. Далее. Мы совершенно не используем для пошива самого свэга нейлона или подобных синтетических тканей – только парусину высшего качества, состоящую наполовину из хлопковых волокон, наполовину – из полиэстера и прошедшую специальную обработку для обеспечения водонепроницаемости. «Подошва» свэга, соприкасающаяся с землей, делается из особо прочного материала, такого же, какой идет на пошив тентов кузовов большегрузных автомобилей. Можете бросить наш свэг в неглубокую лужу, но и вы, и ваши вещи внутри останутся абсолютно сухими. Такая ткань не боится контакта с песком или острыми камнями, и можно не опасаться, что какой-нибудь металлический предмет или каркас багажника на крыше протрет в покрышке вашего свэга дыру за время тысячекилометрового перегона по грунтовым дорогам. Кроме того, мы считаем, что по самой своей концепции свэг не должен нуждаться ни в каких чехлах. Достаточно оснастить его парой ремней с застежками, чтобы свэг можно было туго скрутить и бросить куда угодно. К настоящему времени мы разработали целый спектр свэгов, различающихся по размерам и конструкции. Сейчас в нашей производственной программе есть стандартные свэги на одного, свэги увеличенного объема и «семейные» – на двух человек. Существует множество вариантов установки свэга. Некоторые подразумевают, что его нужно привязывать к дереву или машине, некоторые имеют систему стоек и растяжек. Но мы последнее время используем приобретающую все большую популярность конструкцию так называемого «свободно стоящего» свэга. Его каркас состоит из двух дуг и продольной распорки и не нуждается ни в каких дополнительных колышках или стойках. Такой свэг очень удобно использовать и на каменистых грунтах, куда трудно забить колышек, и на песке, где колышки попросту не держатся. Он должен обеспечивать определенный уровень комфорта, поэтому мы предлагаем коврик из обшитого хлопчатобумажной тканью упругого вспененного полипропилена. Но если вы хотите, чтобы ваш свэг занимал меньше места в скрученном состоянии, и предполагаете использовать современный самонадувающийся матрас, то вполне можете быть уверенными: такой матрас туда поместится, ведь мы рассчитываем габариты наших изделий, исходя из размеров продукции лучших фирм, занимающихся производством спортинвентаря. И мы гарантируем, что наш свэг сконструирован таким образом, что даже во время сильного дождя ни одна капля не проникнет внутрь спального пространства. Использование плотной, но тем не менее «дышащей» парусины и системы затянутых сеткой отдушин решает проблему конденсации выдыхаемой вами влаги на стенках.


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Андрей СУДЬБИН
из архива

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты