Гонка Transibеrico по праву считается одним из самых престижных ралли-рейдов. А в этом году, будучи вторым этапом Кубка мира FIA по внедорожным ралли, она является и единственной проходящей в Европе. На этот раз спортсменам был предложен интересный маршрут протяженностью почти в полторы тысячи километров. В этой связи не вполне ясно одно – из дюжины пилотов, заработавших очки в ходе африканского старта сезона, в Португалию приехало всего лишь четверо! Причины столь прохладного отношения не вполне понятны. Неужели некогда вожделенный трофей сегодня так сильно обесценился?
Прежде чем начать рассказ непосредственно о Vodafone Transiberico, имеет смысл вспомнить, что эта португальская гонка впервые была проведена завершившим свое выступление на «кольце » и в «Дакарах » Жозе Мегром в 1998 году. И уже на следующий год Transiberico попала в календарь Международной автомобильной федерации и таким образом стала этапом учрежденного в 1993 году Кубка мира FIA. А когда в 2005-м европейские бахи были выделены в отдельную серию, Мегр сыграл на упреждение и организовал гонку под названием Transiberico1. Комиссия FIA по внедорожным ралли благосклонно отнеслась к инициативе, и в 2006 году «Трансиберийское ралли » вновь стало этапом Кубка мира.
Скорее WRC
Но вернемся в день нынешний. В этом году Transiberico в третий раз проводилось как этап Кубка мира, причем маршрут его стал, пожалуй, самым протяженным из всех европейских гонок. Судите сами: длина трассы гонки новой «дакаровской » серии по Венгрии и Румынии (см.: ORD. 2008. №6. Европейский коктейль ) за семь дней составила 2671 км. Причем только 1092 из них пришлось на СУ. Тогда как в рамках Transiberico было предложено 2744 км, из которых 1443 км составили СУ (они были поделены на пять этапов).
С другой стороны, полноценным раллирейдом Transiberico тоже назвать сложно. Дело в том, что трассы «Трансиберийского ралли », несмотря на свою протяженность, больше походили на маршруты WRC (Чемпионата мира по классическому ралли), нежели традиционных внедорожных гонок. Кстати, как и годом ранее, ралли Transiberico 2008 начиналось и заканчивалось в Эшториле, однако по сравнению с 2007 годом в программе появился дополнительный день, что соответственно позволило довести количество СУ до девяти.
Участники
После административных и технических проверок, проходивших на автодроме Эшторила, к старту было допущено 57 экипажей (на один больше, чем в Тунисе, но на 36 меньше, чем на «дакаровской » серии). Несколько настораживало отсутствие заводской команды VW, в том числе и выигравшего эту гонку годом ранее Карлоса Сайнца (по нашей информации, она предпочла этап по бразильскому сертану). Но вместе с тем бросалось в глаза количество пилотов, выступавших на BMW X3 CC под флагом X-Raid GmbН. Пять экипажей, и в том числе добившиеся мирового признания россияне Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин (стартовый номер 10)! По сравнению с прошлым годом увеличило свою численность и спортивное подразделение Mitsubishi Motors Corporation (MMC). На португальскую гонку кроме Хуана Ромы – Лукаса Круза и Люка Альфана – Жиля Пикара был заявлен и экипаж Стефана Петеранселя – Жан-Поля Коттре. И если последние вывели на старт два MPR13, то Роме был доверен MPR14 с дизельным двигателем, дебютировавший на ралли Центральной Европы под управлением Хироши Мацуоки (первое появление на публике MPR14 закончилось преждевременным сходом из-за нелепой травмы штурмана Паскаля Ме-мона). Конечно, Pajero Evolution создан не для тесной Европы, а для бескрайних пустынных просторов северозапада Африки, но все же португальская гонка представляла собой важный элемент в подготовке Team Repsol Mitsubishi Ralliart к «Дакару2009». В зачетной категории Т2 (серийные автомобили) российскому экипажу Андрей Иванов – Алексей Кузьмич и казахским Артур Ардавичус – Денис Березовский, Еркин Татишев – Антанас Юкнявичус предстояла стычка с первостатейными пилотами Пиренейского полуострова.
BMW задает темп
Ровно в два часа дня под перезвон колоколов чудо-монастыря – дворца Мафры, находящегося в полусотне километров от Лиссабона, Стефан Петерансель открыл четвертое по счету ралли Transibеrico, отправившись на короткий (чуть больше 7 километров) суперспециальный участок с его извилистыми и узкими дорожками.
После недавних дождей светило солнце, да и столбики термометров флиртовали с отметкой 25 °C. Но, как это часто случается на «прологе » в охотничьих угодьях Мафры, первому стартовавшему выпадает неблагодарная задача «чистить » трассу. Воспользовавшись этим обстоятельством, Насер аль-Атиях на своем BMW X3 CC переиграл конкурентов, в том числе финишировавшего со вторым результатом португальца Мигеля Барбозу (последний откровенно ворчал по поводу настроек прототипа от французского ателье Андрэ Дессуда). Третий результат у Альфана, досконально освоившего за предыдущие два года этот скользкий участок, четвертый у Петеранселя и только шестой у Ромы, пропустившего вперед еще одного местного гонщика – Филипе Кампуша (BMW X3 CC). А что же россияне? Дебютировавший на X3 CC Новицкий улетел с трассы (что неудивительно: все жаловались, что «пролог », дескать, слишком скользкий), и только мастерство пилота вкупе с мощью дизельного движка выдернули автомобиль из кювета. И все же... 12-й результат! В категории Т2 Андрей Иванов и Артур Ардавичус не торопились форсировать события.
Mitsubishi доминирует
От Эшторила гонка взяла направление на Иданьяа-Велья. Именно между этим португальским городом, основанным римлянами в 16 году н.э., и поселком Пенамакор была проложена 208-километровая трасса, которую требовалось проехать два раза, что соответствовало двум специальным участкам. И тут случилась незадача. Лидировавший на первом СУ Петерансель пробил колесо (партнером команды выступала BFGoodrich, и специалисты компании рекомендовали модель T/A Rock 235/85R16). В результате на первое место стали претендовать шедшие секунда в секунду Рома и Альфан.
В это время многие «аутсайдеры », несмотря на сильную пыль, предприняли попытки отыграть несколько позиций в общем зачете. В частности, аргентинец Орландо Терранова сначала долго упирался в пыльную завесу, «воздвигнутую » колесами Nissan Na-vara Overdrive польского чемпиона Кшиштофа Холовчика, но затем сумел обойти не только его, но и Кампуша (этот пилот был недоволен тормозами и настройками подвески своего X3 CC). Таким образом, три BMW команды X-Raid выстроились следом за тремя болидами Mitsubishi Ralliаrt! Новицкий финишировал на шестой позиции в «Абсолюте »! А вот самый быстрый на прологе, Насер альАтиях, сделал «уши» где-то между 80-м и 90‑м километром.
В результате он потерял много времени и откатился на 13-ю позицию. В общем, даже зарядивший во второй половине дня дождь не помешал пилотам Mitsubishi завершить этап на первых трех местах. Весьма некстати оказались осадки для российского экипажа Ильи Кузнецова и Константина Мещерякова, выступавших на MPR98 (том самом, на котором Новицкий занял четвертое место на гонке «Вызов пустыне » в ОАЭ). Дело в том, что у их болида отказали… стеклоочистители. Тем не менее результат вполне пристойный – 14‑е место. На 50-м километре второго СУ выбыл из борьбы и Татишев ( Nissan Pathfinder). Зато его земляк Ардавичус не стал раззадориваться и, финишировав 22‑м в «Абсолюте », тем самым сохранил не только автомобиль, но и неплохие шансы на очки. Что же касается Иванова, то после того как отказало переговорное устройство, он почти две сотни километров был вынужден общаться со штурманом на языке жестов. Но тем не менее мурманчанин все же замкнул первую двадцатку.
Идальго Новицкий
Оставив гостеприимный бивуак в КаштелуБранку, ралли переместилось в соседнюю Испанию. Там, рядом с границей в Валвердедель-Фресно, на родине конкистадоров, начинались два запланированных 141-километровых СУ. Однако прошедший ночью сильный дождь вынудил организаторов изменить маршрут, сократив дистанцию почти вдвое (до 73,25 км). Да и старт по соображениям безопасности пришлось задержать на час.
Первой жертвой «неопрятной » трассы пал Петерансель, снова предоставивший Роме и Альфану выяснять отношения. Но Насер аль-Атиях оказался быстрее их обоих: катарский гонщик без особых проблем выиграл оба СУ, тем самым доказав, что его BMW вполне конкурентоспособен, несмотря на то что после пойманных накануне «ушей» он выглядел скорее как пикап. Кстати, в той же промоине, что и Петерансель, потерял какоето время и Кампуш, занявший третью позицию вслед за Ромой и Альфаном. Ну а на четвертое место в «Абсолюте » вышел экипаж Новицкий – Тюпенкин. В категории T2, по-прежнему возглавляемой Конденсо, Иванов вышел на третью позицию, но, увы, на этом для него гонка закончилась. Ближе к финишу мурманчанин зацепил дерево, пробил радиатор, после чего резко подскочила температура двигателя. Вердикт механиков был безнадежен. Впрочем, эстафету принял Ардавичус.
Альфан без проблем
От Бадахоса, где раскинулся второй бивуак соревнования, гонщикам предстоял длинный этап до Эворы (в Алту-Алентежу). И тут снова появились опасения, что придется укорачивать маршрут (дождь не обошел стороной зоны Моура и Коусу, и ручьи здесь тоже грозили выйти из берегов). Предпоследний день состязания привел конкурентов в Португалию, и после дорожной связки до Моура их ждали два СУ по 200 километров каждый. Этот день был полон сюрпризов, многие из которых приключились из-за обилия грязи. В частности, об утратах скорбела команда Mitsubishi, сохранившая в лидерах только один автомобиль. Ему-то и предстояло противостоять супермотивированному аль-Атияху, продолжавшему восхождение в общем зачете. После своего спринта катарец стал вторым в «Абсолюте », но произошло это не только благодаря его стараниям, но и сходам конкурентов.
Уже утром Петерансель потерял много времени по причинам, которые явно угадывались по состоянию кузова его Pajero. Вскоре в клане Mitsubishi осознали, что и Рома почти выбыл из игры из-за проблем с электрооборудованием. В свою очередь Альфан и Холовчик остались без дворников. И уж совсем не повезло Терранове: на его BMW лопнул привод распределителя зажигания. В ходе этих пертурбаций Кампуш вышел на второе место, но затем его обошел аль-Атиях. Таким образом, лидирующее положение Mitsubishi обеспечивал на тот момент Альфан. Здесь же отличился Кузнецов, ухитрившийся обойти даже Новицкого. В «серийном » зачете, где на третьей позиции закрепился Ардавичус, лидировал Конденсо.
Первая для Mitsubishi
Последний, пятый, этап начинался с дорожной связки до Бежа, где была проложена трасса двух заключительных СУ по 166 километров каждый. На фоне ежедневных смен лидера гонка завершалась относительно спокойно. Только случай мог лишить триумфа Альфана, имевшего получасовое преимущество над аль-Атияхом. Но француз контролировал ситуацию (его средняя скорость составила 79,63 км/ч) и в итоге стал первым пилотом Mitsubishi, выигравшим Transiberico. Радость победы японской марке омрачило то, что Рома не попал даже в первую двадцатку. Несмотря на прокол колеса утром и проблемы с трансмиссией во второй половине дня, никто не помешал аль-Атияху подняться на вторую ступень пьедестала. Отлично провел гонку и дебютировавший на Nissan Pathfinder Элдер Оливейра. Он занял четвертое место, обойдя звезду Mitsubishi Петеранселя. Полную достоинства гонку провел финишировавший шестым Леонид Новицкий. Кстати, до него из отечественных гонщиков лучший результат в Португалии показывал Руслан Мисиков – 10‑е место, но это было в 2003 году.
P.S. Следующий, третий по счету, этап Кубка мира FIA будет проходить во второй половине июня в Бразилии. И не исключено, что после него первые места в абсолютном зачете придется делить уже на троих. Ведь команда Mitsubishi собирается выступить на испанской бахе Aragon (17– 20 июля), там же продолжит свое знакомство с X3 CC и Леонид Новицкий. Для них, как и для многих других, кубковые трассы – не более чем подготовка к главной гонке сезона. А почетный трофей, как переспелая груша, скорее всего упадет в октябре в руки тому, кто выиграет «Вызов пустыне».
Vodafone Transiberico – II этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Класс | Время | Отставание |
1 | АЛЬФАН Люк / ПИКАР Жиль | F | Mitsubishi Pajero Evo | Т1 | 16:25'28'' | 00:00'00'' |
2 | Аль-АТИЯХ Насер / ТЕРНЕР Кристина | QA /S | BMW X3 CC | Т1 | 17:01'14'' | 00:35'46'' |
3 | КАМПУШ Филипе / БАТИШТА Жайме | Р | BMW X3 CC | Т1 | 17:11'25'' | 00:45'57'' |
4 | ОЛИВЕЙРА Элдер / МАРКЕШ Жозе | Р | Nissan Pathfinder R51/T | Т1 | 17:33'54'' | 01:08'26'' |
5 | ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан / КОТТРЕ Жан-Поль | F | Mitsubishi Pajero Evo | Т1 | 17:38'33'' | 01:13'05'' |
6 | НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН Олег | RUS | BMW X3 CC | Т1 | 17:58'01'' | 01:32'33'' |
Положение в Кубке мира FIA после двух этапов | ||
---|---|---|
Место | Пилот | Очки |
1 | УЗЬЕ Доминик | 15 |
2 | АЛЬФАН Люк | 15 |
3 | ВИГУРУ Эрик | 11 |
4 | Аль-АТИЯХ Насер | 11 |
5 | ЛАВИЕЙ Кристиан | 7 |
6 | КАMПУШ Филипе | 7 |
7 | ОЛИВЕЙРА Элдер | 6 |
8 | ХОЛОВЧИК Кшиштоф | 5 |
9 | ИВАНОВ Андрей | 5 |
10 | КОНДЕНСО Эдраг | 5 |
11 | МОНТЕРДЕ Хосе Луис | 4 |
12 | ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан | 4 |
13 | АРДАВИЧУС Артур | 4 |
14 | НОВИЦКИЙ Леонид | 3 |
15 | ЭАНДОНЕА Бернар | 3 |
16 | СИМОЕНС Жорже | 3 |
текст: Константин КОМКОВ
фото: INTERSLIDE
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.