Разговор с внуком

Встреча с доктором Вольфгангом Порше

Своего деда Вольфганг Порше почти не помнит. Он родился 10 мая 1943 года, а деда арестовали в ноябре 1945го. Вернулся домой Фердинанд только в августе 1947-го, а умер 30 января 1951 года, то есть когда его внуку, Вольфгангу, еще не исполнилось и восьми. Тем не менее для меня было очень важно задать прямому отпрыску рода Порше вопрос: кто же сфотографирован в восьмиколесной бронемашине, которую германские вооруженные силы втайне от всего мира испытывали под Казанью (см.: «Тихое развитие». ORD. 2008. №5)? Действительно ли на снимке запечатлен сам всемирно известный конструктор Фердинанд Порше, или это просто один из сотрудников фирмы Daimler-Benz AG?

Доктор Вольфганг Порше оживился и показал пальцем на журнальную страницу: «Дед всегда и везде был в шляпе! Да, именно в шляпе. А еще он всегда держал одну руку в кармане, будто у него там лежало что-то важное. Таким мне его описывал отец…»

И тут я почувствовал, как переминается с ноги на ногу пресс-атташе компании Porsche. Дело в том, что поводом увидеться с доктором Порше было 60-летие спортивных автомобилей этой знаменитой марки, а не 80-летие секретных германо-советских контактов... То есть о военной технике в ходе ужина вспоминать не следовало. А тут… Приехал журналист из России и прямо с порога: «Вы не правы, доктор Порше! Видите, на соседнем снимке ваш дед запечатлен без шляпы, и обе его руки вынуты из карманов!».

Все, организаторское терпение на этом кончилось, и пресс-атташе начал дипломатично оттеснять меня от юбиляра. Чего доброго гость переведет разговор с экспериментальных бронемашин на самоходки «Фердинанд»… Нет, уважаемый пресс-атташе, свою норму я хорошо знаю. И если позволил себе чуть-чуть вольности, то исключительно ради святого дела установления истины. Так вот, наша версия подтвердилась – внук признал деда!

Вообще-то юбилей автомобильной компании Porsche – празднество весьма условное. Отмечать его 8 июня, когда был окончательно собран родстер Porsche 356, или 15-го, когда австрийские власти выдали Anmeldebestaetigung, то есть регистрационное свидетельство, на «автомобиль легковой спортивный 356/1 с номером шасси 356 001 и номером двигателя 3562 034969, выпущенный фирмой Fa.Porsche, Konstruktionen GmbH (город Гмюнд, область Каринтия)»? Кстати, в этом случае придется согласиться, что Porsche – австрийская, а не германская компания! Во всяком случае, она являлась таковой на момент своего рождения. Можно привести еще несколько ключевых событий в истории фирмы. Например, разработку ею Porsche Typ 360 – гоночного болида Cisitalia, заказанного итальянцем Пьеро Дузио. Вырученные деньги позволили не только начать проект собственного спортивного автомобиля, но и выкупить Порше-старшего из французской тюрьмы. А если вспомнить, что независимое бюро Фердинанда Порше открылось в Штутгарте в 1931 году, то праздновать можно будет хоть каждый год.

Все проекты инженерного клана Порше, начиная с момента основания независимого бюро, получали номер согласно очередности. Исключения не делалось даже для лебедок и водяных мельниц (такими заказами фирма перебивалась в послевоенное время). Есть, правда, одно «но». Самый первый проект получил номер семь, а не один! А сделано это было, чтобы клиенты, чего доброго, не подумали, что связались с неопытным конструктором. В багаже Порше-старшего к тому времени был не один десяток проектов, а под шляпой, которую он неизменно носил, роилось просто невероятное количество интересных идей.

Разумеется, рассказывая о деятельности Фердинанда Порше, нужно упомянуть и артиллерийский тягач Austro-Daimler C-Zuge времен Первой мировой (машина с электромоторами в ступицах всех колес и бензоэлектрической силовой установкой). Вспомним мы и Swimmwagen – крохотную амфибию с агрегатами Volkswagen Beetle. Машина на ранней стадии носила обозначение Typ 128, а в серию пошла под индексом Typ 166. В отличие от своего прародителя, она имела привод и на переднюю ось. Полноприводный «жук» тоже существовал, его обозначение – Typ 87. Этот автомобиль разрабатывался для войск Роммеля.

В годы Второй мировой войны Порше спроектировал также артиллерийский тягач Skoda RSO с бортовой трансмиссией и огромными, почти в человеческий рост, колесами. Когда в 50-е годы в ФРГ формировался бундесвер, конструкторское бюро Порше (или фирма Porsche, если угодно) предложило вариант командно-разведывательного вездехода-амфибии Typ 597. Все это – прекрасные темы для будущих материалов и дополнительный повод при случае задать еще несколько вопросов.


текст: Денис Орлов

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты